Метод наименьшей величины.
Общие рекомендации Для проведения практического занятия студенты должны прослушать лекцию и прочитать дополнительную литературу по данной теме. Ниже представлены задания, выполнение которых нацелено на освоение (или повторение) отдельных методик планирования и прогнозирования. Выполнение этих заданий поможет студентам понять пути применения в практике управления инструментов планирования и прогнозирования. Преподаватель может выбрать любой порядок выполнения заданий студентами. При этом наличие индивидуальных вариантов для каждого студента будет способствовать максимальному включению в работу всей группы.
Практические задания Задание 1. Проведение SWOT-анализа предприятия[1] Цель задания Цель данного задания – помочь понять, как следует анализировать данные о компании и тенденции развития внешней среды компании с тем, чтобы получить представление о ее сильных (strengths) и слабых (weaknesses) сторонах, а также выявить возможности (opportunities), которыми можно воспользоваться, и опасности (threats), которые могут существовать. SWOT-анализ проводится на раннем этапе цикла стратегического управления. Данный инструмент позволяет систематическим образом рассматривать информацию об условиях или контексте существования компании и оформлять эту информацию таким образом, чтобы она была полезной и актуальной для планирования и принятия решений. Результаты SWOT-анализа нужны на последующих этапах процесса стратегического управления. Благодаря этому подходу можно избежать тенденции составлять «список пожеланий» вместо перечня тех действий, которые обеспечат долговечные, устойчивые выгоды. Организация работы учебной группы
Данное упражнение следует выполнять в составе одной группы численностью не более 4 человек. Этапы выполнения работы 1. Проанализируйте приведённые ниже характеристики и отнесите каждую из них к одной из четырёх категорий (см.прилагаемую матрицу) на основании Вашей оценки того, что представляет собой это высказывание: сильную или слабую сторону компании, открывающуюся возможность или угрозу. Разграничивая слабые стороны и угрозы помните, что слабые стороны формируются в самой компании и на них можно как-то повлиять, в то время как угрозы не контролируются компанией и возникают вследствие фактических или потенциальных действий других сторон (табл. 2.1). 2. Выполнив упражнение, совместно обсудите результаты и в частности обратите внимание на возможные расхождения во мнениях при отнесении той или иной характеристики к определённой категории. Перечень характеристик: • Хорошие возможности для вертикальной интеграции. • Резкий рост спроса на рынке. • Ослабление позиций фирм-конкурентов. • Появление новых технологий. • Снижение торговых барьеров на привлекательных рынках. • Позитивное отношение рынка к новой продукции или новым видам уже выпущенной продукции. • Наличие на рынке потенциальных дополнительных групп клиентов, новых рынков или сегментов рынка. • Адекватные финансовые ресурсы. • Низкие издержки. • Большой опыт. • Лучшие рекламные кампании продукции компании. • Успешный опыт по разработке новых товаров. • Признанный лидер рынка. • Эффективный менеджмент. • Собственная технология. • Умение избежать (хотя бы в некоторой мере) сильного давления со стороны конкурентов. • Позитивный имидж, сложившийся о компании у покупателей • Хорошие технологические навыки персонала компании. • Проблемы с поставками сырья и материалов. • Недостаток денег на финансирование необходимых изменений в стратегии.
• Недостаток управленческого таланта и умения у менеджеров компании. • Отсутствует четкое стратегическое направление развития компании • Неудовлетворительная организация маркетинговой деятельности. • Низкая прибыльность. • Отставание в области исследований и разработок. • Отсутствие у персонала компании определенных способностей и навыков в ключевых областях деятельности. • Плохая сбытовая сеть. • Слишком узкий ассортимент продукции. • Выход на рынок иностранных конкурентов. • Изменение потребностей и вкусов покупателей. • Медленный рост рынка. • Неблагоприятные демографические изменения. • Увеличение требовательности покупателей и поставщиков. • Рост налогов. • Рост продаж товаров-заменителей. Таблица 2.1. Матрица SWOT-анализа Сильные стороны (STRENGTHS) Недостатки (WEAKNESSES)
Возможности (OPPORTUNITIES) Угрозы (THREATS)
Задание 2. Выработка целей и задач на основании результатов SWOT-анализа Цель задания Данное упражнение призвано помочь уяснить, каким образом информация, полученная в ходе анализа данных о компании и тенденциях во внешней среде по методике SWOT-анализа может использоваться для выработки целей, задач и приоритетных действий, необходимых для того, чтобы произвести в компании изменения. Организация работы учебной группы Данное упражнение следует выполнять в составе одной группы численностью не более 5 человек. Для работы необходимо использовать прилагаемые шаблоны. Этапы выполнения работы 1. Вернитесь к SWOT-анализу, проведённому в ходе предыдущего упражнения, и сформулируйте максимум пять целей, достижение которых позволит компании отразить угрозы, воспользоваться возможностями, опереться на свои сильные стороны и устранить некоторые из слабых сторон. Важно помнить, что цели должны предусматривать получение высокого результата. В целях данного упражнения постарайтесь формулировать цели для тех областей, на которые руководство компании может повлиять или которые оно в состоянии контролировать. 2. Выберите две цели и сформулируйте не менее двух задач, решение которых будет способствовать достижению указанных целей. Постарайтесь включить в каждую задачу те сроки, в течение которых её следует решить, и ту степень улучшения, которую предполагается достичь за это время.
3. При этом важно помнить: в то время как цели призваны обеспечить высокие результаты, задачи должны быть сформулированы более подробно и конкретно, в измеряемом виде и с привязкой к срокам. Многим в такой работе помогает сокращение SMART (по первым буквам английских слов), т. е. задачи должны быть: S – конкретными (specific). M – измеряемыми (measurable). A – точными (accurate). R – актуальными (relevant). T – с привязкой по срокам (time bound). 4. После завершения работы над упражнением обсудите с коллегами результаты, выявленные различия и причины возникновения таких различий. Подумайте о том, в достаточной ли степени вы учли действия, необходимые для защиты от угроз и использования открывающихся возможностей, а также для устранения слабых сторон и опоры на сильные стороны. Обсудите то, насколько реально достижение тех целей и задач, которые вы формулируете (при учёте остальных факторов). Помните: Вам предложено относительно несложное упражнение, цель которого – помочь Вам лучше разобраться в одном из процессов, присутствующих в ходе стратегического планирования развития компании. Таблица 2.2. Шаблон для этапа 1
Таблица 2.3. Шаблон для этапа 2
Задание 3. Миссия организации Рассмотрите миссии некоторых российских и иностранных компаний, представленные ниже[2]. Подумайте, как можно переформулировать эти миссии таким образом, чтобы сделать из них цель первого уровня в дереве целей соответствующей компании (руководствуйтесь для этого критериями, которым должна отвечать каждая цель, входящая в систему целей, перечисленными в предыдущем задании). Постройте для выбранной компании дерево целей.
Задание выполняется индивидуально или группами по 2 студента. Миссии: 1) Мобильные ТелеСистемы (МТС) – российский оператор мобильной связи: «Мы видим свою миссию в том, чтобы построить устойчивый мир мобильной связи, объединяющий людей, обогащающий их жизнь и раскрывающий их потенциал – на работе и дома. Мы уверены, что достигнем целей, стоящих перед компанией, благодаря знанию потребностей наших клиентов, работе высококвалифицированных специалистов, постоянному введению новых технологий и системному подходу к развитию компании». 2) Компания ДАРЬЯ – лидер на рынке продуктов легкого приготовления России: «Освобождать время потребителей для полноценной жизни, производя высококачественные продукты легкого приготовления». 3) METRO Cash&Carry – лидер в области оптовой торговли: «METRO Cash & Carry предлагает оптовую торговлю по принципу Cash & Carry для различных сфер бизнеса и профессионалов. METRO Cash & Carry предлагает качественную продукцию и бизнес-решение по максимально низким ценам. METRO Cash & Carry – партнер для профессионалов». 4) СКАЙЛИНК – оператор мобильной связи: «Мы расширяем возможности мобильной связи, превращая мобильный телефон в многофункциональное устройство, объединяющее качественную передачу голоса и высокоскоростную передачу данных. Мы стремимся к тому, чтобы стать ведущим оператором в области уникальных технологий телекоммуникаций. Достижения научной и инженерной мысли мы превращаем в комфорт и легкость общения. Вы можете получить свободный доступ к необходимой информации в любой момент времени по вашему желанию. Мы предлагаем вам широкий спектр услуг и решений, дающих уверенность и обеспечивающих комфорт вашей жизни. Мы развиваемся вместе с вами. Мы стараемся опережать ваши требования и запросы, постоянно совершенствуя услуги и качество обслуживания. Кроме того, мы позаботились о том, чтобы предложить вам максимально экологичные технологии. Мы хотим, чтобы образ действий нашей компании вызывал доверие, уважение и симпатию общества, партнеров по бизнесу и отдельных клиентов. В нашей компании работает творческий, доброжелательный и ответственный коллектив, в котором ценятся профессионализм и добросовестность». 5) РАПИДА – платежная система: «Предоставление физическим и юридическим лицам качественно нового уровня безналичных расчетов, основанного на современных электронных технологиях. Мы рассматриваем развитие высокотехнологичного платежного сервиса как одно из условий достижения нового качества жизни, более продуктивного и комфортного использования человеком личного времени в условиях увеличивающегося объема информации и нарастающего предложения товаров и услуг».
6 ) ВымпелКом (БИ-ЛАЙН) – российский оператор мобильной связи: «Мы стремимся стать ведущей в России компанией, предоставляющей услуги мобильной связи и иных видов телекоммуникаций. Мы стремимся действовать оперативно и гибко, стараясь предвосхищать потребности завтрашнего дня, добиваться высочайшего качества предоставляемых услуг и обеспечивать рост ценности компании. Мы стремимся помогать людям решать проблемы, получать радость от общения, чувствовать себя свободными во времени и пространстве. Мы стремимся сплотить все подразделения компании в единую команду, в которой высоко ценятся компетентность, ответственность и готовность к самоотдаче. Мы стремимся поддерживать имидж компании, которая внушает доверие и уважение не только клиентам и партнерам по бизнесу, но и обществу в целом». 7) POLAROID – мировой лидер в области фотографии: «Наша цель – совершенствование и развитие рынка мгновенных фотографий и цифровой аппаратуры для удовлетворения растущей потребности людей запечатлять на фотографиях лица родных и друзей, дорогие сердцу места и смешные мгновения жизни». 8) MARY KAY – компания, производящая средства по уходу за кожей и декоративную косметику: «Украшать жизнь женщин во всем мире. Мы будем добиваться этого, предлагая клиентам качественную продукцию, открывая новые горизонты для Независимых Консультантов по красоте и предоставляя им неограниченные возможности карьерного роста. Мы сделаем все, чтобы женщины, соприкоснувшиеся с компанией «Мэри Кэй», смогли реализовать себя. Мы с гордостью будем нести свою миссию, опираясь на позитивную философию нашей Компании». 9) Sony Corporation – ведущий японский производитель аудио и видео аппаратуры, средств телекоммуникаций: «Мы группа молодых людей, которые наделены достаточной энергией для бесконечного творческого поиска». 10) IBM – международная компания, работающая в сфере современных информационных технологий и занимающаяся производством компьютеров и комплектующих, программного обеспечения, микроэлектроники, сетевых решений и т. п.: «Мы стремимся быть лидерами в инновациях, развитии и производстве самых наукоемких технологий». 11) Toyota – японская корпорация, занимающаяся производством автомобилей различных модификаций и для любой сферы жизни: «Строительство автомобилей – это общественной дело, объединяющее работу многих людей». 12) Eastman Kodak – производит фотоаппаратуру и комплектующие к ней, а также оказывает весь спектра услуг, связанных с печатью фотографий: «Мы помогаем миру создавать воспоминания и зарабатывать деньги». 13) Apple Computer, Inc. – производитель компьютеров, комплектующих и программного обеспечения как для персональных пользователей, так и для профессионалов: «Мы предлагаем компьютеры самого высокого качества для людей во всем мире». 14) Otis Elevator – мировой производитель лифтов, эскалаторов и оборудования к ним: «Обеспечить заказчиков более надежными, чем у наших конкурентов, средствами перемещения». 15) Ericsson – поставщик телекоммуникационных решений для операторов сетей связи и провайдеров услуг, для корпоративных пользователей и конечных потребителей: «Понять возможности и потребности пользователей и предоставить им коммуникационные решения лучшие, чем у конкурентов». 16) Canon – производитель цифровой и аналоговой фото- и видеотехники, черно-белых и цветных копировальных аппаратов, электронных печатных машинок, калькуляторов, оборудования для работы с микрофильмами, факсимильных аппаратов т. п.: «Совместная работа и жизнь для всеобщего блага» 17) BBC – британская телекомпания: «Благодаря BBC народ будет говорить с народом языком мира». 18) American Red Cross – американская ассоциация, оказывающая на благотворительных началах медицинскую помощь людям по всему миру: «Улучшать условия жизни людей, заботиться о людях, помогать им избегать критических ситуаций и справляться с ними». 19) Sun Bank – британский банк, специализирующийся на ипотечном кредитовании: «Содействовать экономическому развитию и благосостоянию сообществ, обслуживаемых компанией, путем предоставления гражданам и предприятиям банковских услуг, таким образом и в таком объеме, которые соответствуют высоким профессиональным и этическим стандартам обеспечения справедливой и соответствующей прибыли акционерам компании и справедливого отношения к ее сотрудникам». 20) Кворум – российский разработчик автоматизированных банковских систем: «Предоставление полного спектра решений в области информационных технологий для финансовых рынков».
Задание 4. Дерево целей Рассмотрите «дерево целей», представленное на рисунке[3] 2.1. Оцените, насколько данное «дерево» отвечает нижеследующим критериям. Каждая цель, входящая в систему целей, должна быть: • конкретна; • актуальна; • измерима по определенным критериям и показателям, свойственным данной цели; • снабжена соответствующим сроком достижения. Система целей должна быть: • достаточной, то есть дочерние цели, будучи достигнутыми, в совокупности обеспечивают достижение их материнской цели; • полной, то есть охватывающей все важные аспекты функционирования и развития объекта; • строиться последовательно сверху вниз от главной цели к целям низшего уровня. Дайте обоснованный ответ по каждому критерию.
Задание 5. Финансовый план предприятия Заполните пустые графы финансового плана предприятия, представленного в табл. 2.4. Таблица 2.4. Финансовый план предприятия
Ответьте на следующие вопросы: 1) Что Вы можете сказать о перспективах выпуска предприятием указанного изделия? До какого года стоит продолжать выпуск изделия? 2) К каким видам относится данный план в соответствии с приведенными на рис. 2.2 классификациями?
Задание 6. План или прогноз Прочитайте 2 отрывка из статей[4]. «На втором этапе, который должен завершиться уже в ноябре, будет запущен литейный участок (три газовые печи плавки алюминия фирмы MORGAN, литейный комплекс MLDB). В ноябре текущего года планируется доставка оборудования по изготовлению гильз цилиндра, и в частности автоматической линии по обработке гильз цилиндра Weisser. В начале 2010 года будут проведены работы по запуску линии производства колец. В то же время планируется запуск второго литейного комплекса MLDB». «Специалисты IATA уже подсчитали, что в нынешнем году авиаперевозки пассажиров в мире в целом снизятся на 8%, в результате чего общая выручка авиакомпаний упадет до 448 млрд долларов. Тем не менее, сейчас очень многие эксперты склонны считать, что пик кризиса уже пройден». Являются ли эти высказывания планами или прогнозами? Ответ обоснуйте.
Индивидуальные задания для расчетов Необходимо посчитать итоговую вероятность того, что спрос на отечественную текстильную продукцию упадет. Каждый студент считает индивидуально, выбрав данные для расчетов из табл. 2.5 в строке, соответствующей номеру его фамилии в списке группы.
Задание 8. Прогнозирование социально-экономической деятельности 1. Рассчитать краткосрочный прогноз статистическими методами: o средней арифметической; o средней арифметической с ошибкой; o скользящей средней; o индексным; o наименьшей величины. 2. Построить график, отражающий динамику развития показателя по годам наблюдаемого периода. 3. Построить шкалу прогнозов и выбрать один прогноз, который с точки зрения студента как эксперта наиболее достоверен. Пример выполнения задания. Исходные данные.
Таблица 2.6. Уровень экономической активности населения, в процентах к общей численности населения в Санкт-Петербурге и Ленинградской области в 2000–2012 гг.
Ошибка составляет 2%, а от средней величины линейное отклонение равно 2,9 процентных пункта Ошибка составляет 1,5%, а от средней величины линейное отклонение равно 2,23 процентных пункта Индексный метод отражает темпы изменения уровня экономической активности населения. Так, например, в Санкт-Петербурге ежегодно будет происходить рост уровня экономической активности темпами, равными 1,3% ((1,013-1,00)х100%), а в Ленинградской области темпы составляют 0,3% ((1,003-1,00х100%), что на 1% меньше, чем в Санкт-Петербурге (1,3%-0,3%=1%). Метод наименьшей величины. Предполагается, что уровень экономической активности населения в Санкт-Петербурге в 2008 году будет не ниже, чем в 2000 году, и составит 65,6%. ВЛенинградской области этот показатель составит в 2008 году величину, равную 63,9% как в 2002 году.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|