Программа «Детский сад - Дом радости»
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Авторы: Крылова Н.М., кандидат педагогических наук, президент АНО «Дом радости», доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, автор программы «Детский сад - Дом радости». Иванова В.Т., воспитатель-новатор, имеет незаконченное высшее образование на историческом факультете Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена. Тимошенко Л.В., кандидат педагогических наук, доцент Омского государственного педагогического университета. Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад - Дом радости» названа так потому, что детский сад для дошкольника (а также и для его наставника, включая всех сотрудников дошкольной организации и родителей) - самый настоящий дом, где каждый проживает день своей жизни максимально активно, переживает успешность и эмоциональный комфорт. Здесь он удовлетворяет присущую лишь человеку потребность в самореализации, защите, развитии и саморазвитии себя как индивидуальности, направляемой самосознанием. В этом доме каждого понимают, принимают его самобытность, любят и уважают. Дом, дарующий ребенку и его наставнику радость, приумножает силы и способствует успешному стартапу (start up) каждого его жителя. Программа «Детский сад - Дом радости» составлена на основе обобщения и интеграции фундаментальных достижений отечественной и мировой дошкольной педагогики, психологии, нейрофизиологии и других наук; представляет один из инновационных вариантов проектирования содержания дошкольного уровня образования в соответствии с ФГОС ДО и отражает авторскую концепцию воспитания дошкольника как неповторимой индивидуальности на основе амплификации развития и саморазвития его самосознания.
Программа направлена на образование, развитие и саморазвитие дошкольника как неповторимой индивидуальности от 3 до 7 лет. Она выстроена в соответствии с традиционными возрастными периодами дошкольного детства: 4-й год (вторая младшая), 5-й год (средняя), 6-й год (старшая) и 7-й год (подготовительная к школе группа). Своеобразие Программы «Детский сад - Дом радости» определяют положения фундаментальной отечественной науки о развитии детей дошкольного возраста: · целенаправленное содействие развитию и саморазвитию ребенка как неповторимой индивидуальности рассматривается автором на основе содействия амплификации развития и саморазвития его самосознания; · развитие каждого воспитанника обусловлено системным подходом, который заключается в том, что пять направлений (образовательных областей) дошкольного образования - физическое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, познавательное, речевое, - рассматриваются в их взаимосвязи, взаимоСОдействии, их интеграции в целостном процессе развития и саморазвития дошкольника как неповторимой индивидуальности; · доминирование интеграционных процессов накладывает свою печать на все сферы психики ребенка (интеллектуальную, эмоциональную, мотивационно-потребностную) и определяет стратегию и тактику обеспечения дошкольного уровня образования, соответствующего ФГОС ДО. Образовательная область «Физическое развитие ребенка» предусматривает содействие приобщению ребенка к физической культуре, здоровому образу жизни как к фундаменту общечеловеческой культуры, обогащению его физического, психического развития и саморазвития. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие ребенка» предусматривает приобщение дошкольника к основам духовной культуры и интеллигентности; обогащению развития и саморазвития его самосознания; развитию и саморазвитию его как неповторимой индивидуальности на основе и в процессе выполнения им разных видов деятельности на уровне самостоятельности и творчества; содействие освоению первоначальных представлений социального характера и включению воспитанника в систему социальных отношений.
Образовательная область «Познавательное развитие ребенка» предусматривает содействие: осознанию выпускником «Дома радости» необходимости и потребности идти учиться в школу, чтобы продолжить открытие наук, необходимых ему для успешной самореализации в жизни (start up); амплификации сенсорного и интеллектуального развития и саморазвития ребенка; овладению им практико-познавательной, экспериментальной и продуктивной (конструктивной) деятельностью; обогащению его познавательных интересов и открытию им элементарных математических, географических, экологических, и других представлений из разных наук, называемых «избыточной информацией». Образовательная область «Речевое развитие ребенка» предусматривает содействие: овладению ребенком речью (повествованием, описанием, доказательством и объяснением) как деятельностью необходимой для общения, средством развития и саморазвития его как неповторимой индивидуальности; развитию любви к родному языку и интереса к нему как к предмету познания богатства всех его компонентов (словарю, грамматике и т.д.). Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие ребенка» предусматривает содействие: амплификации развития эстетического (эмоционального) восприятия окружающего мира, нравственно-эстетических чувств в процессе общения с природой, с людьми и предметами быта, созданными профессионалами в разных видах труда; приобщению ребенка к основам художественной культуры: пониманию им красоты в произведениях искусства, архитектуры, киноискусства и литературы, в предметах народного творчества; углублению эмоциональной отзывчивости на эти произведения, интереса и бережного отношения к ним. В соответствии с ФГОС ДО, Программа «Детский сад - Дом радости» представлена ТРЕМЯ ПРОЕКТАМИ, системно связанными между собой и взаимоСОдействующими развитию друг друга: Программа «Детский сад - Дом радости» + Технология «Дом радости» + Инноватика «Лесенка успеха».
Три проекта создают отечественную НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ (НМС) образования, развития и саморазвития дошкольника как неповторимой индивидуальности, направляемой самосознанием. Взаимосвязь трех проектов - НМС - позволяет преодолеть сложившиеся в практике межпредметную, междеятельностную раздробленность, разобщенность парциальных программ и методик развития ребенка, разрыв между высоким уровнем отечественной и мировой науками и не соответствующим ему уровнем практики работы в дошкольных организациях. I проект - Программа «Детский сад - Дом радости» инновационного, целостного, комплексного, интегративного и компетентностного подхода к образованию, развитию и саморазвитию дошкольника как неповторимой индивидуальности, направляемой самосознанием. Структура Программы разработана в соответствии с ФГОС ДО и включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный. Целевой раздел представлен: · пояснительной запиской; · определением результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров; · мониторингом - системой своевременного выявления изменений и одновременно оценки динамики достижений дошкольника в каждом виде программной деятельности. Содержательный раздел представлен содержанием Программы: · определены, в соответствии с возрастными периодами дошкольного детства, четыре возрастные группы: 4-й год (вторая младшая группа), 5-й год (средняя группа) 6-й год (старшая группа), 7-8-й год жизни (подготовительная к школе группа); · дана обобщенная и систематизированная на основе данных разных наук характеристика жизнедеятельности ребенка в каждой возрастной группе; · раскрыты психические, физические и индивидуальные особенности ребенка конкретного возрастного периода, специфика развития мальчика и девочки, признаки одаренности, нестандартности развития;
· разработано, в соответствии с образовательными областями, содержание образования, развития и саморазвития ребенка как неповторимой индивидуальности, направляемой самосознанием, в разных видах деятельности; · представлен мониторинг - система своевременного выявления изменений и одновременно оценки динамики достижений дошкольника в каждом виде программной деятельности. Организационный раздел представлен описанием: · требований к организации развивающей предметно-пространственной среды и взаимодействию педагогического коллектива с семьями воспитанников; · организации образовательного процесса (рекомендации по перспективному и ежедневному планированию его, созданию условий для участия родителей в нем); · системы условий для реализации ПОП (методические рекомендации для руководителей и педагогов по разработке на ее основе своей ОП ДО); · перспектив работы над ПОП в последующие 3-5 лет; · материально-технического обеспечения ПОП. В Программу включен ГЛОССАРИЙ, в котором дана расшифровка применяемых обозначений и сокращений, раскрыто значение некоторых терминов, понятий, а также перечень нормативных, нормативно-методических документов и научно-методических источников. II проект - Технология «Дом радости» - научно разработанный проект внедрения авторской программы в практику работы воспитателя с заранее заданными показателями (в виде целевых ориентиров), обеспечивающими компетентность ребенка как неповторимой индивидуальности, направляемой самосознанием. Технология позволяет, с одной стороны, сохранить лучшие традиции российской системы общественного воспитания дошкольников, а с другой - внедрить современные достижения отечественной и мировой науки и практики. Технология «Дом радости» представлена: · «МАРШРУТНЫМИ ЛИСТАМИ» - перспективным планированием работы педагога на каждый месяц учебного года. Такое планирование по степени охвата является общим (охватывает все относящееся к образованию, воспитанию, обучению дошкольника); по содержанию - стратегическим, тактическим и оперативным; по глубине - глобальным и детальным; по срокам - годичным, помесячным, недельным и ежедневным. С точки зрения структурной организации общее планирование - высшее планирование воспитательно-образовательного процесса. По координации частных планов во времени планирование в технологии - последовательное (когда планы по реализации отдельных методик и их переменные выстраиваются в одном длинном согласованном процессе) и одновременное (при котором переменные всех планов определяются в одном-единственном акте планирования). «Маршрутные листы» позволяют рационально организовать во взаимосвязи и взаимопроникновении, интегративно друг в друга разные виды деятельности и самодеятельности детей и педагога, его сменщицы, помощника воспитателя, музыкального воспитателя, специалиста по физической культуре, психолога и других сотрудников, работающих с группой воспитанников «Дома радости», а также и их родителей с раннего утра и до вечера. Работа на основе «Маршрутных листов» обеспечивает содействие гармоничному сочетанию содержания из разных областей образования, так как позволяет правильно распределять двигательную активность детей и переключать их на другие виды деятельности;
· ЕЖЕДНЕВНЫМИ СЦЕНАРИЯМИ исполнения воспитателем (аналогия с артистом) авторского замысла с группой воспитанников или с одним из них, то есть ДРАМАТУРГИЕЙ осуществления целостного образовательного процесса в течение 10-12-часового рабочего дня (с сентября по май) во взаимодействии с родителями воспитанников. Все книги и методические пособия (64 тома) трижды перерабатывались и переиздавались (соавтор сценариев В.Т. Иванова). В настоящее время 3-й вариант Технологии издается в новых, существенно переработанных и дополненных томах с учетом новых требований ФГОС ДО. В 2013 г. Технология дополнена специальным томом - «Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения ООП» (соавтор Л.В. Тимошенко), который готовится к переизданию после переработки его в соответствии с требованиями ФГОС ДО; · НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИМИ СТАТЬЯМИ (Н.М. Крылова), напоминающими воспитателям методологические и методические основы содействия воспитаннику в овладении программными видами деятельности на основе амплификации развития и саморазвития его самосознания; · 22 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИМИ ВИДЕОФИЛЬМАМИ с авторским анализом записей деятельности мастеров (воспитателей), владеющих инновационным, комплексным, интегративным и компетентностным подходом к образованию, развитию и саморазвитию дошкольника как неповторимой индивидуальности, направляемой самосознанием (соавторы-операторы В.К. Ужвиев, А.К. Ужвиев); · 9 КОМПЛЕКТАМИ ФОТОМАТЕРИАЛОВ, демонстрирующих детям архитектурные шедевры, памятники великим людям России, виды Москвы, Санкт-Петербурга, модели построек (для воспитателя и детей младшей и средней групп) и др. III проект - Инноватика «Лесенка успеха» - содержание этой науки раскрывается на авторских курсах, в теоретических статьях, опубликованных в Технологии, в монографиях «Лесенка успеха», «Проектирование инновационных процессов в дошкольном образовании». На курсы приглашаются те специалисты, которые встают на путь саморазвития и видят себя и своих воспитанников развивающимися. Работа по развитию человеческих ресурсов, так называемый путь открытого, «пожизненного» образования, - одно из важнейших направлений современной культуры любого общества. Авторский курс, раскрывающий научные закономерности овладения творческим подходом к внедрению Технологии в практику, состоит из трех циклов: I цикл (ежегодно по 40 часов) нужен для объяснения авторского замысла работы на основе технологии в каждой возрастной группе. Этот цикл вызывает у слушателей радостное предвкушение нового в профессии и создает уровень глобального восприятия научных закономерностей профессионализма; II цикл (ежегодно по 40 часов) содействует восхождению воспитателем к уровню дифференцированного восприятия технологии как научно-методического проекта. Интерес педагога сосредоточен на технологии содействия амплификации развития и саморазвития каждого воспитанника, особенно мальчика; III цикл (ежегодно по 40 часов) ведет педагога к овладению мыследеятельностью, которая содействует восхождению специалиста к уровню творческого исполнения технологии, к осознанию им творческого потенциала индивидуального стиля его мастерства. Созданный продукт из трех Проектов - Программы, Технологии, Инноватики - соответствует ФГОС ДО и позволяет определять «Детский сад - Дом радости» отечественной научно-методической системой (НМС) образования, развития и саморазвития дошкольника как неповторимой индивидуальности, направляемой самосознанием.
Программа «Детский сад 2100» Авторы: Леонтьев А.А., доктор педагогических наук, доктор психологических наук, академик РАО, научный руководитель Образовательной системы «Школа 2100» с 1999 по 2004 год. Лауреат премии Правительства РФ в области образования. Бунеев Р.Н., доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, лауреат премии Правительства РФ в области образования за 2008 год. за научную разработку образовательной системы нового поколения и ее практическую реализацию в учебниках. Президент Образовательной системы «Школа 2100». Один из разработчиков концептуальных основ образовательной системы нового поколения. Автор серии учебников по русскому языку, литературному чтению и литературе. Бунеева Е.В., доктор педагогических наук, доцент, лауреат премии Правительства РФ в области образования за 2008 год. Автор (в соавторстве) учебников непрерывного курса русского языка для дошкольников, начальной, основной и старшей школы, учебников непрерывного курса литературного чтения и литературы для начальной, основной и старшей школы, координатор гуманитарного направления в Образовательной системе «Школа 2100». Вахрушев А.А., член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук, кандидат биологических наук, доцент, лауреат премии Правительства РФ в области образования за 2008 год; вице-президент Образовательной системы «Школа 2100», координатор естественно-научного направления. Корепанова М.В., доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент международной академии наук педагогического образования, зав. кафедрой педагогики дошкольного образования Волгоградского государственного педагогического университета, соавтор Комплексной программы развития и воспитания дошкольников «Детский сад 2100», соавтор учебных пособий по курсу «Познаю себя» для дошкольников. Кислова Т.Р., кандидат педагогических наук, соавтор пособий для дошкольников «По дороге к Азбуке», пособия «Речевые досуги», наглядных пособий по развитию речи для дошкольников, автор методических рекомендаций к пособию «По дороге к Азбуке». Козлова С.А., координатор направления «Математика» Образовательной системы «Школа 2100», руководитель авторского коллектива, соавтор учебных пособий «Моя математика» для дошкольников, учебников «Математика» для начальной школы и 5-6 классов, УМК к учебникам, соавтор учебных пособий «Летняя тетрадь». Куревина О.А., кандидат философских наук, профессор кафедры социально-гуманитарных наук МГПУ, профессор кафедры начального и дошкольного образования АПК и ПРО, руководитель авторского коллектива по курсу «Синтез искусств», автор учебных пособий и методических рекомендаций для дошкольников и начальной школы. Маслова И.В., дошкольный педагог, методист УМЦ «Школа 2100», автор программы и методических пособий для дошкольников «Лепка», «Аппликация». Программа «Детский сад 2100» рассматривает психолого-педагогические и методические аспекты развития и воспитания детей дошкольного возраста от 3 до 6 лет и является одним из структурных компонентов Образовательной системы «Школа 2100». В современном российском образовании сложилась ситуация рассогласованности целей и отсутствия целостной образовательной системы на разных этапах обучения и воспитания детей. Отсюда особенно важным представляется создание единой цепи непрерывного образования, звенья которой не только связаны друг с другом, но и каждое является основанием для другого. Основная цель данной программы - реализовать принцип преемственности и обеспечить развитие и воспитание дошкольников в соответствии с концепцией Образовательной системы «Школа 2100». Отличительная особенность данной программы состоит в том, что она реально решает проблему непрерывности дошкольного и школьного образования. Программа рекомендована Российской академией образования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|