Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные положения методики




Одним из основополагающих требований спортивных соревнований является равенство условий для всех участников этих соревнований. В большом спорте в различных видах спорта приняты параметры, определяющие равенство условий соревнований для участников. К таким параметрам относят вес спортсмена (весовая категория) или протяжённость дистанции (короткие, средние или длинные дистанции), на которой проходят соревнования и т.п. Только при таких условиях, показанные участниками результаты можно сравнивать между собой и эти результаты считаются объективными. Именно для соблюдения равенства условий всех команд, участников соревнований на туристском маршруте и разработана данная методика.

Согласно Регламенту (Л.1) спортивный туристский маршрут характеризуется категорией сложности и двумя параметрами, определяющими данную категорию сложности маршрута:

- продолжительностью в днях (не менее),

- протяжённостью в км (не менее).

В связи с тем, что пешеходные маршруты проходят в географических районах, отличающихся наличием протяженных препятствий различной категории трудности, в данной методике предложено добавить к трем общепринятым параметрам (протяжённость и продолжительность, локальные препятствия) ещёдва, обобщённых параметра:коэффициент трудности преодоления протяженных препятствий (Кт) для каждого горного района и Г (географический коэффициент).

Суть методики, заключается в: балльной оценке сложности маршрута по совокупности следующих характеристик: протяженности (l), продолжительности (t), локальным препятствиям (ЛП), географическому показателю (Г), коэффициенту трудности района (Кт), автономности (А), перепаду высот (Кв).

2. Оценка категории сложности планируемого маршрута

Оценка категории сложности маршрута производится в следующей последовательности:

2.1. В соответствии с длиной (l), продолжительностью (t) (значения, которых приведены в табл. 1) и максимальной категорией трудности ЛП категорируемого маршрута (табл. 2), определяется ориентировочно категория сложности маршрута.

Таблица 1. Таблица категорирования пешеходного маршрута

Показатель маршрута Категория сложности маршрута
    I II Ш IV V VI  
  Продолжительность маршрута (t), дней (не менее)            
  Протяженность маршрута (l), км (не менее)            
  Баллы за локальные препятствия (ЛП), идущие в зачет (не более)            
  Баллы за протяженные препятствия (ПП), идущие в зачет (не более)            
  Коэффициент труднопроходимости района (Кт) Определяется по таблице 3
  Геогр. показатель (Г) Определяется по таблице 3
  Автономность (А) Определяется по таблице 4
  Коэффициент перепада высот (Кв) Определяется по формуле (1)
  Общее кол-во баллов, набранных категорируемым маршрутом 12-25 26-59 60-94 95-134 135-184 185 и более

 

2.2. Составляется перечень всех ЛП, преодолеваемых на маршруте, и с помощью табл. 2 определяется количество баллов за ЛП. Баллы за препятствия, не приведенные в табл. 2 (например, за перевал 3А к.т.), определяются так же, как за препятствия максимальной категории трудности данного вида.

На этом этапе производится проверка на предмет отнесения маршрута к определенному виду туризма: горному или пешеходному. Критерием разделения горных и пешеходных маршрутов в типично горных районах, таких как Памир, Тянь-Шань, Центральный Кавказ, является одновременное наличие трех основных признаков:

2.2.1. наличие ЛП, присущих одному виду туризма, с одновременным сокращением видов ЛП, характерных для другого вида;

2.2.2. полноценность маршрута с точки зрения выполнения нормативных требований классификации для соответствующего вида туризма;

2.2.3. принцип «приоритетности большей категории сложности». Данный принцип заключается в том, что при условии выполнения первого и второго признаков маршрут относится к тому виду туризма, по которому при категорировании получается более высокая категория сложности. При равенстве полученных категорий маршрут может быть отнесен по усмотрению руководителя группы к горному или пешеходному виду туризма. В основе такого подхода при разделении маршрутов по видам туризма лежит, по существу, принцип обеспечения максимума безопасности маршрута путем более полной оценки всех его параметров.

 

 

Таблица 2. Баллы за локальные препятствия (ЛП)

Категория трудности препятствия Характеристики препятствия Число препятствий/количество баллов за них по категориям сложности маршрута
I II III IV V VI
  1. Переправа            
Н/К (простейшая) Переправы через реки с небольшой скоростью течения, преодолеваемые индивидуально без затруднений 8/4 8/4 8/4      
1А (простая) Переправы через реки шириной не менее 10 м или глубиной не менее 60 см, преодолевается индивидуально с некоторыми затруднениями, «стенкой» проходится легко   6/6 6/6 6/6    
1Б (средняя) Брод «стенкой» или с самостраховкой за перила при невозможности индивидуальной переправы без страховки, укладка бревна длиной > 5 м и переправа по нему с перилами     3/12 3/12 3/12 3/12
2А (сложная) Навесная переправа, переправа по перилам вброд или вплавь с «поплавком» при невозможности перейти «стенкой», укладка бревна длиной > 7 м и переправа по нему с перилами       2/14 2/14 2/14
2Б (очень сложная) Навесная переправа при невозможности переправы первого участника вброд, укладка бревна длиной > 10 м и переправа по нему с перилами         2/24 4/48
  Максимальная сумма баллов за препятствия всех категорий, идущие в зачет            
  2.Перевал            
Н/К Не менее 100 м перевального взлета, движение затруднено осыпями, растительностью, легкими скалами, не требующими коллективной страховки 2/4 2/4 2/4 2/4    
По действующей методике оценки   2/8 2/8 2/8 2/8 2/8
По действующей методике оценки     2/12 2/12 2/12 2/12
По действующей методике оценки       2/16 2/16 2/16
По действующей методике оценки         2/24 4/48
  Максимальная сумма баллов за препятствия            
  3. Вершина            
Н/К Не менее 300 м перепада высот, движение затруднено осыпями, растительностью, легкими скалами   2/8 2/8 2/8 2/8 2/8
По действующей классификации*     2/10 2/10 2/10 2/10
По действующей классификации*       2/14 2/14 2/14
По действующей классификации*         2/18 4/36
  Максимальная сумма баллов за препятствия            
  4. Траверс гребня            
Н/К Лесистый, осыпной, снежный. Уклон вдоль гребня 15-20 град, длина траверса не менее 3 км   2/8 2/8 2/8 2/8 2/8
По действующей классификации*     2/10 2/10 2/10 2/10
По действующей классификации*       2/14 2/14 2/14
По действующей классификации*         2/18 4/36
  Максимальная сумма баллов за препятствия            
  5. Каньон            
Н/К Движение по песку, гальке, траве, камням и осыпям без страховки, длина пути в каньоне (или вдоль прижима) > 200 м 6/4 6/4 6/4 6/4 6/4 6/4
По действующей классификации*   4/4 4/4 4/4 4/4 4/4
По действующей классификации*     4/12 4/12 4/12 4/12
По действующей классификации*       4/20 4/20 4/20
По действующей классификации*         2/16 4/32
  Максимальная сумма баллов за препятствия            
  6. Водный участок            
1 к.с. По действующей классификации            
2 к.с. По действующей классификации            
3 к.с. По действующей классификации            
4 к.с. По действующей классификации            
  Максимальная сумма баллов за препятствия            

* – для известных препятствий принимается категория трудности по классификатору. При отсутствии препятствия в классификаторе, наличии обоснованных сомнений в оценке препятствия в классификаторе или метеоусловиях, изменяющих сложность препятствия относительно классификатора, категория трудности оценивается по объему и сложности технической работы. Эти объем и сложность соотносятся с перевалами соответствующей категории трудности (см. табл. 8).

2.3. По табл. 2 подсчитывается отдельно сумма баллов, набранных по каждому виду локальных препятствий. В таблицах приведены ориентировочные параметры (границы) препятствий, поэтому при категорировании реальных препятствий допускаются незначительные отклонения от указанных требований, при условии, что объем технической работы, необходимый для преодоления препятствий, остается прежним.

2.4. В зависимости от региона проведения маршрута и наличия в этом районе категорированных препятствий, допускается замена определяющих локальных препятствий (ОЛП) более простыми ЛП, без ограничений количества и уровня замен, но с обязательным включением в нитку маршрута ЛП с максимальной сложностью для данного района, а разнообразие и количество таких препятствий должно соответствовать соотношениям, приведённым в табл.3.

При этом сумма баллов за все заменяющие препятствия устанавливается в 75% от суммы баллов определяющего препятствия.

2.5. Допускаетсязамена ОЛП более сложными препятствиями (без ограничения сложности при наличии у руководителя и участников соответствующего опыта). При участии в соревнованиях, маршрут (с заменой всех или части ОЛП более простыми), проходит по той категории сложности, какой соответствуют имеющиеся в нём ОЛП. Возможность замены ОЛП рассматривается и утверждается выпускающей полномочной МКК.

Таблица 3. Набор и разнообразие определяющих локальных препятствий пешеходных маршрутов

Категория сложности маршрута (к.с.) Набор ОЛП Разнообразие ОЛП
1 4 6
I н/к 1
II 1
III 1Б, 1А 2
IV 2А, 1Б, 1Б, 2
V 2А, 2А, 1Б, 1Б 3
VI 2Б, 2Б, 2А, 2А 3

2.6. При определении баллов за ЛП нужно соблюдать следующие требования:

2.6.1 в зачет идет только то количество и те виды препятствий, которые указаны в табл. 2, в соответствии с выбранной ориентировочно категорией сложности маршрута;

2.6.2 если в планируемый маршрут включены препятствия, характерные для маршрутов более высоких категорий сложности (в том числе и не приведенные в табл. 2 и 3, например, перевалы ЗА к. т. и др.), то зачет баллов за них производится как за препятствия маршрута, категория сложности которого выбрана ориентировочно. При этом общее количество препятствий, идущих в зачет, должно удовлетворять требованиям п. 2.4 данной методики;

2.6.3. при уменьшении количества локальных препятствий соответствующей категории трудности пропорционально уменьшается и количество полученных за них баллов;

2.6.4. если количество препятствий, соответствующее данной категории сложности маршрута, превышает значения, указанные в табл. 2, то «лишнее» количество препятствий может идти в зачет за более простые препятствия данного вида. При этом должны удовлетворяться п.п. 3.1 и 3.2 данной методики. Это требование распространяется и на препятствия, определяющие более высокие категории сложности маршрута или не характерные для пешеходного туризма.

2.7. Производится оценка общего количества баллов, идущего в зачет за все виды локальных препятствий. Общая сумма не должна превышать значений, указанных в табл. 1. для каждой категории сложности.

2.8. Оценка баллов за ПП производится по формуле (1):

ПП=Кт× l, (1)

где Кт – коэффициент труднопроходимости, определяемый по табл. 4 в соответствии с выбранным районом похода, l определяется по табл. 1 в соответствии с ориентировочно выбранной категорией сложности маршрута.

2.9. По табл. 4 и 5 определяется количество баллов, которое маршрут получает за счет района проведения похода и автономности. Если в табл. 4 нужный район не указан, то его географический показатель (Г) соответствует ближайшему по расположению к нему району из приведенных в таблице с аналогичными природными условиями.

2.10. Используя планируемый высотный график маршрута, по формуле (2) определяется коэффициент перепада высот (Кв):

Кв=1+ΔН/12, (2)

где ΔH – суммарный перепад высот (включая подъемы и спуски) на активной части маршрута (в километрах).

2.10. По формуле (3) на основании полученных оценок отдельных параметров категорируемого маршрута подсчитывается общее количество набранных им баллов (КС):

КС=ЛП+ПП+(ГхАхКв), (3)

где ЛП и ПП – баллы соответственно за локальные и протяженные препятствия,

Г – географический показатель района похода, А – коэффициент автономности.

 

Таблица 4. Коэффициенты труднопроходимости районов

Наименование района К-т труднопроходимости(Кт) Географический показатель (Г)
  Кольский полуостров 0,33  
  Карелия 0,30  
  Архангельская обл. и респ. Коми 0,30  
  Ленинградская, Вологодская обл. 0,28  
  Европейская часть России 0,28  
  Белоруссия 0,28  
  Украина 0,28  
  Карпаты 0,30  
  Крым 0,28  
  Западный Кавказ 0,40  
  Восточный Кавказ 0,33  
  Центральный Кавказ 0,35  
  Закавказье 0,33  
  Полярный Урал 0,50  
  Приполярный Урал 0,63  
  Северный Урал 0,50  
  Средний Урал 0,33  
  Южный Урал 0,38  
  Западная Сибирь 0,42  
  Средняя Азия и Казахстан (пуст.) 0,33  
  Западный Тянь-Шань 0,50  
  Северный Тянь-Шань 0,53  
  Центральный Тянь-Шань 0,55  
  Памир 0,70  
  Памиро-Алай 0,63  
  Джунгарский Алатау 0,53  
  Алтай 0,70˅  
  Кузнецкий Алатау 0,55  
  Западный Саян 0,68  
  Западная Тыва, Шапшальский хребет, Монгольский Алтай 0,45  
  Центральный и Восточный Саян 0,70  
  Северные тундровые районы 0,45  
  Плато Путорана 0,63  
  Хамар-Дабан 0,70  
  Байкальский хребет 0,68  
  Верхнеангарский хребет 0,85  
  Баргузинский хребет 0,85  
  Икатский и Муйские хребты 1,00  
  Хребты Кодар и Удокан 1,00  
  Становой хребет и Алданское нагорье 0,90  
  Верхоянский хребет 0,83  
  Хребет Черского (Якутия) 0,90  
  Хребет Сунтар-Хаята 0,85  
  Хабаровский край 0,83  
  Приморье 0,83  
  Сахалин 0,80  
  Курильские острова (сев.) 0,75  
  Курильские острова (южн.) 0,95  
  Камчатка (Срединный и Восточный хребты) 0,88  
  Камчатка (южная часть) 0,63  
  Камчатка (северная группа вулканов) 0,50  
  Магаданская область, Чукотка 0,75  
  Корякскоенагорье 0,75  
  Северная Земля, Новая Земля, Земля Франца-Иосифа 0,83  

 

Таблица 5. Показатель автономности маршрута (А)

Уровень автономности маршрута Коэффициент автономности
Маршрут пройден группой при полной автономии  
Маршрут пройден группой с привлечением транспортных средств для организации заброски (промежуточных баз) 0,7
Маршрут проходит через один населенный пункт* 0,5
Маршрут проходит через два и более населенных пункта* 0,2

* – для маршрутов 1-2 категории сложности.

 

2.11. В соответствии с продолжительностью (t), протяженностью (l) и количеством баллов, которое набрал маршрут (КС), по табл. 1 (разделы 1, 2 и 9) определяется его окончательная категория сложности. В случае, если она не совпадает с ее ориентировочной оценкой, производится уточнение категории.

2.12. Маршрут, не удовлетворяющий одновременно требованиям разделов 1, 2 и 9 табл. 1, классифицируется как маршрут меньшей категории сложности с элементами маршрута более высоких категорий сложности, если они имеются.

2.13. При планировании категорийных локальных препятствий и водных участков маршрута к участникам и руководителю группы предъявляются требования в соответствии с «Правилами...».

2.14. Максимальная трудность включаемых в маршрут ЛП ограничивается только опытом руководителя и участников группы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...