Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Камиль Коро и барбизонская школа




Оглавление

Введение

. Камиль Коро и барбизонская школа

. Художественные особенности импрессионизма

. Салон Отверженных

. Первая выставка импрессионистов

. 1874 - 1877

. Серьёзные разногласия

. Дальнейшие выставки и расхождение мнений

. Восьмая и последняя выставка импрессионистов

Заключение

Список литературы


Введение

Импрессионизм - это в первую очередь достигшее невиданной утончённости искусство наблюдения реальной действительности.

В. Н. Прокофьев

Сейчас, когда горячие споры об импрессионизме ушли в прошлое, вряд ли кто решится оспаривать, что движение импрессионистов было дальнейшим шагом в развитии европейской реалистической живописи. Стремясь к максимальной непосредственности и точности в передаче зримого мира, они стали писать преимущественно на открытом воздухе и подняли значение этюда с натуры, почти вытеснившего традиционный тип картины, тщательно и неспешно создаваемой в мастерской.

Последовательно просветляя свою палитру <http://www.impressionism.ru/glossary.html>, импрессионисты освободили живопись от землистых и коричневых лаков и красок. Они неизмеримо расширили возможности изобразительного искусства, открыв не только мир солнца, света и воздуха, но также красоту лондонских туманов, беспокойную атмосферу жизни большого города, россыпь его ночных огней и ритм непрестанного движения. В силу самого метода работы на открытом <http://www.impressionism.ru/glossary.html> воздухе, пейзаж, в том числе открытый ими городской пейзаж, занял в искусстве импрессионистов очень важное место. Не следует, однако, полагать, что живописи их было свойственно только "пейзажное" восприятие действительности, в чем их нередко упрекали. Тематический и сюжетный диапазон их творчества был достаточно широк. Интерес к человеку, и в особенности к современной жизни Франции, в широком смысле был присущ ряду представителей этого направления. Его жизнеутверждающий, демократический в своей основе пафос отчетливо противостоял буржуазному миропорядку. В этом нельзя не видеть преемственности импрессионизма по отношению к основной линии развития французского реалистического искусства XIX века.

Вместе с тем импрессионизм - это две стороны, или, вернее, два последовательных временных этапа того коренного перелома, который положил рубеж между искусством Нового и Новейшего времени. В этом смысле импрессионизм, с одной стороны, завершает развитие всего после ренессансного искусства, ведущим принципом которого было отражение окружающего мира в зрительно достоверных формах самой действительности, а с другой - является началом крупнейшего после Ренессанса переворота в истории изобразительного искусства, заложившего основы качественно нового его этапа -искусства ХХ века.


Камиль Коро и барбизонская школа

 

Как обратная сторона урбанизма в 19 веке возникает новое отношение к природе, не тронутой городом: её начинают любить пристрастно и нежно. Теперь холмы, речка, деревья, убегающая лесная тропа воспринимаются не просто как среда и обрамление человеческой жизни, но как прибежище от её суетности. Человек, стремящийся жить и действовать активно, не может миновать города, но, отторгнутый от природы, тоскует по ней, и она живёт в его представлении как чистый, мирный родник.

Возможно, здесь причина широкого развития пейзажного жанра в новой живописи, причём преимущественно чистого пейзажа, без людей, или люди присутствуют как стаффаж. Характерно, что предпочитается не эффектный, пышный или бурный ландшафт, а простой пейзаж родины со всеми его интимными приметами. Иными словами, национальный пейзаж. Раньше всего он появился в Англии. Полотна Констебла, показанные в парижском Салоне в 1824 года, запали в душу французским художникам. Вскоре здесь формируется своя школа национального пейзажа.

Центральная её фигура - Камиль Коро. Он учился в 20-х годах у пейзажистов классицистического направления. Тогда считалось непременным ездить в Италию, вдохновляться её славными руинами и “строить” пейзаж как историческую композицию. Коро, вовсе не бунтарь по натуре, прилежно выполнял требуемое: он отправился в Италию, писал там “Вид Колизея”, “Вид на Форум”. Но уже в этих ранних вещах есть непосредственность и свежесть взгляда на природу. Коро занимали не столько римские руины, сколько воздушная среда, нюансы света, туманная голубизна далей. Он не гонится за эффектностью мотива, а ищет живописные средства, созвучные природе. Тогда это было чем-то новым или, вернее, забытым. Классицизм успел отучить художников от живописности Ватто и Фрагонара. Романтики возвращались к живописности через напряжённую красочность. Коро красочность не увлекала, он хотел проникнуть в тайну тональных гармоний, достичь богатства полутонов пределах суженной цветовой гаммы.

Коро окончательно выработал свою очень индивидуальную и несколько однообразную манеру серебристой тональной живописи, когда обратился к неяркой природе родных мест - окрестностей Парижа. Любимый его мотив - большие пушистые деревья, облачное небо, даль, подёрнутая дымкой. Любимое время года - весна, время суток - раннее утро или сумерки. Картины Коро - безмолвные поэмы. Листву деревьев и траву он пишет без зелёной краски: нежная воздушность весенней зелени передаётся серебристо-серыми тонами. Их дымчатость сложна по составу, слагается из легчайших сливающихся оттенков - пепельных, голубоватых, жемчужных, сиреневых, желтоватых, серо-оливковых. Нет отчётливых очертаний, всё тает и тонет, всё мягко и мечтательно. Даже древесные стволы у Коро полупризрачны.

Коро был предтечей живописного лиризма импрессионистов. Одно из его произведений носит название “Воспоминание о Мортефонтене”, - слово «воспоминание» действительно подходит к этой картине и вообще к стилю Коро: дерево, озеро, детские фигурки на берегу как бы проступают сквозь облако памяти о далёком. Эту картину художник написал в 1864 году, уже в старости. А через десять лет молодой Клод Моне выставил полотно “Впечатление. Восход солнца”. Воспоминание и впечатление - не близкие ли это понятия? В обоих случаях - не просто портрет природы, но её отголосок в душе.

Историки искусства чаще всего объединяют имя Коро с группой пейзажистов так называемой барбизонской школы (по названию деревушки Барбизон, где они жили и работали), куда входили Теодор Руссо, Шарль Добиньи, Жюль Дюпре, Диаз де ла Пенья. Они «портретизировали» природу объективнее, чем Коро. Барбизонцы черпали поэзию в тех или иных мотивах родных мест, чувство рождалось и определялось мотивом. Это был традиционный метод пейзажной живописи, примерно такой, как у старых голландцев, - те тоже любили пейзаж, потому что любили свою страну. Новаторство барбизонцев состояло лишь в большем разнообразии, большей вариационности состояний природы - над французами 19 века не тяготели канонизированные сюжеты и приёмы композиции. Кроме того, барбизонцы пошли дальше в искусстве улавливать переходящие состояния света и атмосферы.

У каждого из них был излюбленный круг мотивов. Диаз особенно любил писать укромные лесные поляны в яркие дни, когда солнечные зайчики пляшут в траве, испещряют траву зыблющимися золотыми бликами. Руссо тяготел к более спокойным и эпическим, пространственно-панорамным пейзажам. Добиньи, которому лодка заменяла мастерскую, был поэтом тихих речных заводей. Он единственный из барбизонцев писал прямо на воздухе, на пленере; другие делали под открытым небом только этюды, картины же писали в мастерской. Барбизонцы настраивали свою палитру в лад с любимой природой, но ещё не подошли к мысли, что живопись сама есть явление природы - человеческой природы, что она обладает собственными ресурсами поэзии и может открыть в мире простых видимостей такие чары, которые без неё остались бы незамеченными. Эта идея брезжила импрессионизмом.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...