Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы диагностики учебной мотивации




Методика изучения отношения к учебным предметам
Г.Н. Казанцевой

Раздел I. Назови из всех изучаемых в школе предметов твои самые
А. Любимые
Б. Нелюбимые

Раздел II. Подчеркни причины, характеризующие твое отношение к предмету. Допиши недостающие.

Люблю предмет потому, что: Данный предмет интересен Нравится, как преподает учитель Предмет нужно знать всем Предмет нужен для будущей работы Предмет легко усваивается Предмет заставляет думать Предмет считается выгодным Требует наблюдательности, сообразительности Предмет требует терпения Предмет занимательный Товарищи интересуются этим предметом Интересны отдельные факты Родители считают этот предмет важным Хорошие отношения с учителем Учитель часто хвалит Учитель интересно объясняет Получаю удовольствие при его изучении Знания по предмету необходимы для поступления в институт Предмет помогает развивать общую культуру Предмет влияет на изменение знаний об окружающем мире Просто интересно Не люблю предмет потому, что: Данный предмет не интересен Не нравится, как преподает учитель Предмет не нужно знать всем Предмет не нужен для будущей работы Предмет трудно усваивается Предмет не заставляет думать Предмет не считается выгодным Не требует наблюдательности, сообразительности Предмет не требует терпения Предмет не занимательный Товарищи не интересуются этим предметом Интересны только отдельные факты Родители не считают этот предмет важным Плохие отношения с учителем Учитель редко хвалит Учитель неинтересно объясняет Не получаю удовольствия при его изучении Знания по предмету не играют существенной роли при поступлении в институт Предмет не способствует развитию общей культуры Предмет не влияет на изменение знаний об окружающем мире Просто неинтересно

Раздел III. Почему ты вообще учишься? Подчеркни наиболее соответ­ствующий этому вопросу ответ или допиши недостающий.

Это мой долг.

Хочу стать грамотным.

Хочу быть полезным гражданином.

Не хочу подводить свой класс.

Хочу быть умным и эрудированным.

Хочу добиться полных и глубоких знаний.

Хочу научиться самостоятельно работать.

Все учатся и я тоже.

Родители заставляют.

Нравится получать хорошие оценки.

Чтоб похвалил учитель.

Чтобы товарищи со мной дружили.

Для расширения умственного кругозора.

Классный руководитель заставляет.

Хочу учиться.

Обработка результатов


Первый раздел составлен с целью выявления предпочитаемых учебных предметов, второй — причин предпочтительного отношения к ним, третий – для выяснения того, почему ученик вообще учится, какие моти­вы преобладают (мировоззренческие, общественные, прак­тически значимые, личностные и др.), на основе чего делает­ся соответствующий вывод о ведущих мотивах, лежащих в основе положительного или отрицательного отношения к отдельным предметам и к учению в целом.

 

Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп

 

Диагностика структуры учебной мотивации школьника

Стимульный материал (список вопросов)

Инструкция. Оцени, насколько значимы для тебя причины, по которым ты учишься в школе. Для этого обведи кружком нужный балл:

0 баллов - почти не имеет значения;

1 балл - частично значимо;

2 балла - заметно значимо;

3 балла - очень значимо.

  Чтобы я хорошо учил предмет, мне должен нравиться учитель. 0 1 2 3
  Мне очень нравится учиться, расширять свои знания о мире. 0 1 2 3
  Общаться с друзьями, с компанией в школе гораздо интереснее, чем сидеть на уроках, учиться. 0 1 2 3
  Для меня совсем немаловажно получить хорошую оценку. 0 1 2 3
  Все, что я делаю, я делаю хорошо - это моя позиция. 0 1 2 3
  Знания помогают развить ум, сообразительность, смекалку. 0 1 2 3
  Если ты школьник, то обязан учиться хорошо. 0 1 2 3
  Если на уроке царит обстановка недоброжелательности, излишней строгости, у меня пропадает всякое желание учиться. 0 1 2 3
  Я испытываю интерес только к отдельным предметам. 0 1 2 3
  Считаю, что успех в учебе - немаловажная основа для уважения и признания среди одноклассников. 0 1 2 3
  Приходится учиться, чтобы избежать надоевших нравоучений и разносов со стороны родителей и учителей. 0 1 2 3
  Я испытываю чувство удовлетворения, подъема, когда сам решу трудную задачу, хорошо выучу правило и т. д. 0 1 2 3
  Хочу знать как можно больше, чтобы стать интересным, культурным человеком. 0 1 2 3
  Хорошо учиться, не пропускать уроки - моя гражданская обязанность на данном этапе моей жизни. 0 1 2 3
  На уроке не люблю болтать и отвлекаться, потому что для меня очень важно понять объяснение учителя, правильно ответить на его вопросы. 0 1 2 3
  Мне очень нравится, если на уроке организуют совместную с ребятами работу (в паре, бригаде, команде). 0 1 2 3
  Я очень чувствителен к похвале учителя, родителей за мои школьные успехи. 0 1 2 3
  Учусь хорошо, так как всегда стремлюсь быть в числе лучших. 0 1 2 3
  Я много читаю книг, кроме учебников (по истории, спорту, природе и т. д.). 0 1 2 3
  Учеба в моем возрасте - самое главное дело. 0 1 2 3
  В школе весело, интереснее, чем дома, во дворе. 0 1 2 3

 

Ключ обработки и интерпретация

Мотивы Номера ответов
Познавательные 2 9 15
Коммуникативные 3 10 16
Эмоциональные 1 8 21
Саморазвития 6 13 19
Позиция школьника 7 14 20
Достижения 5 12 18
Внешние (поощрения, наказания) 4 11 17

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...