Принцип доступности и посильности обучения
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Принцип доступности обучения требует от педагога четкого установления степени сложности и глубины освещения учебного материала для каждого класса, для каждого возраста детей. Необходимо хорошо знать: какие знания и навыки могут быть доступны детям того или иного возраста, что они могут усвоить и выполнить за отведенное время; необходимо учитывать и индивидуальные способности каждого школьника. Вместе с тем преподавателю не следует занижать возможности учеников. Школьников нужно нацеливать на посильную активную работу, чтобы они могли преодолевать известные трудности
№14 Воспитание каких нравственных, гражданских и деловых качеств человека возможно на уроках изобр. искусства. Развитие волевые свойства личности на уроках ИЗ0 Воля личности — это совокупность различных волевых проявлений и свойств. Воля проявляется в целеустремленности, самостоятельности, решительности, настойчивости, выдержке и самообладании. Целеустремленность является важнейшим свойством личности, выражающимся в способности человека осуществлять жизненные цели. Самостоятельностьпроявляется в умении определять и совершать действия, поступки без помощи других, руководствуясь только своими убеждениями, взглядами и основываясь только на своих знаниях, умениях и навыках. Необходимое условие развития и формирования самостоятельности — участие в той или иной деятельности. Решительностьвыражается в умении своевременно и без колебаний принимать обдуманное решение и претворять его в жизнь. Решительность проявляется на всех этапах выполнения действия — при принятии решения, процессе его выполнения, при завершении действия. Действия решительного человека характеризуются продуманностью и быстротой, смелостью, уверенностью в своих поступках.
Выдержка и самообладаниеесть умение владеть собой, своими действиями, поступками и настроениями в любую минуту, даже при неудачах и больших удачах. Выдержанный человек — это человек, постоянно контролирующий себя, свои действия, поступки, человек, который умеет противостоять мимолетным влечениям, желаниям, настроениям, отвлекающим от главного, основного и способным привести к ненужным поступкам. Настойчивость выражается в умении добиваться поставленной цели, преодолевая трудности на пути к ее достижению. Дисциплинированностьозначает осознанно подчинение своего поведения общественным правилам и нормам поведения. Дисциплинированный человек сознательно без принуждения берет обязательства соблюдать правила современного общества и затем не только сам выполняет их, но и следит за их выполнением другими членами коллектива, общества. Мужество и смелостьпроявляются в готовности и умении бороться, преодолевая трудности и опасности на пути к достижению цели. Мужественные поступки — это преодоление невзгод, страданий, лишений, это смелый вызов опасности, неуклонное продвижение вперед к намеченной цели. В результате неправильного воспитания, отрицательных условий жизни у человека могут развиться качества, противоположные волевым качествам. Так, в противоположность самостоятельности иногда формируется внушаемость.Внушаемость выражается в неумении человека самостоятельно принять решения, самостоятельно организовать свои действия, в быстром, беспрекословном и некритическом принятии мнения других людей. Внушаемость проявляется у слабовольных людей. Противоположной чертой решительности является нерешительность. Противоположностью выдержке является неумение сдерживать себя. Неумение сдерживать себя обычно объясняется отсутствием специального воспитания, отсутствием высоких морально-нравственных оценок и убеждений.
Формирование перечисленных волевых свойств личности определяется главным образом целенаправленным воспитанием и неразрывно с воспитанием ее идейных взглядов, идеалов, убеждений, мировоззрения. Воспитание воли неотделимо от воспитания чувств, сознания личности. Воля, чувства, сознание составляют единый комплекс, который приковывает к себе всю систему воспитания. В процессе формирования личности художника особое значение имеет развитие целеустремленности, настойчивости; изобразительная деятельность, как и любая другая деятельность человека, требует постоянного, упорного и настойчивого труда. Только при этом условии возможен успех в изобразительной деятельности и возможно успешное формирование личности художника. Воспитание волевых черт характера ребенка, его упорства, настойчивости проходит под постоянным контролем его сознания и тесно связано с его моральными принципами, чувствами. Формирование идейно-политической убежденности С первых шагов занятий рисованием ребенок должен понять роль и значение искусства в жизни общества, в чем заключаются принципы партийности и народности искусства. Изобразительное искусство является одним из действенных средств воспитания нравственных, гражданских и деловых качеств народа. По силе воздействия на чувства и умы людей оно не имеет себе равных. Искусство стоит вне политики, а творчество художника развивается лишь на основе его субъективного отношения к жизни и реальной действительности, что художник якобы независим от общества и всегда как бы возвышается над ним. Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Творчество — это уникальное явление, а потому оно не может развиваться в интересах общества. Художники-формалисты, как правило, подменяют в своем творчестве отражение реальной жизни произвольным субъективным вымыслом, игрой своего воображения. Такой метод художественного творчества приводит к необходимости умышленно искажать и разрушать реальную форму предметов, уводить зрителя от образов реальной действительности в мир бессмысленных, алогичных иллюзий.
Когда утверждают, что в учебном академическом рисунке нет индивидуальности, что все рисуют совершенно одинаково, потому что выполняют одни и те же требования, то забывают, что каждый человек индивидуален и неповторим. Тот «ценностно-личностный аспект» действительности, который открывается художнику, а потом выражается в рисунке, неповторим, нов и «первичен», хотя художник и хорошо усвоил многовековую культурную традицию. Кроме того, надо понять, что правила, схемы, законы академического рисунка не дают возможности точно передать образ объекта наблюдения, они только помогают художнику понять характерные особенности этого объекта и он должен творчески эти законы использовать. Основная задача художественно-графических факультетов — активно способствовать формированию духовного мира будущего педагога, его прочных идейных убеждений. Современный художник не может ограничиваться решением лишь чисто профессиональных задач, он должен уметь раскрыть в своем творчестве и идейное содержание. Оно может быть выражено и в учебной постановке. Чем содержательнее будет идейная окраска учебной постановки, тем более она сможет содействовать активизации творческой деятельности ученика, так как будет пробуждать его мысль, стремление найти для воплощения столь сложной тематики яркую художественную форму, запоминающиеся образы, вести поиск этих форм и образов. Будущий учитель средней общеобразовательной школы должен знать, как, какими методами можно активизировать творческую деятельность своих учеников, как надо составлять (компоновать) натурную постановку, чтобы она содействовала решению задачи идейного воспитания. Уже на академических занятиях рисунком студенту следует подумать, почему педагог для очередной постановки натюрморта выбрал именно эти предметы, а не другие, для чего он скомпоновал их в таком виде и почему освещение он направил на предметы с данной позиции. При наблюдении за тем, как педагог составляет натурную постановку, студент должен понять, ради чего он все это делает, чтобы затем использовать этот опыт.
Помня о важности идейной направленности учебных постановок, студенту художественно-графического факультета следует уже на первом курсе попробовать свои силы в композиционном решении натюрморта, в котором бы идейное содержание было выражено ярко и убедительно. В педагогических институтах, где педагогическая практика начинается с первого курса, такая методическая и художественно-педагогическая подготовка становится просто обязательной. Проблема развития творческих способностей особо острой становится на завершающем этапе обучения (IV—V курсы), когда студенты приступают к выполнению дипломной работы. Здесь открывается широкое поле для творческой деятельности и молодой художник может направить свою творческую деятельность на воплощение современной тематики, раскрытие ее идейной направленности. Студент, который берет тему сегодняшнего дня и академический рисунок выполняет с большим подъемом, старается заострить свое внимание на наиболее характерных особенностях натуры. В наши дни искусство призвано, как никогда ранее, воздействовать на сложные процессы преобразования действительности, на нравственный облик и поступки людей, воспитывать их в духе коммунистических идеалов, активно бороться за мир во всем мире) ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО – ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К МИРУ Соотношение обучения и воспитания — фундаментальная проблема педагогики. Ее разрешение ложится и на учителя рисования. Он также должен, обучая искусству, воспитывать. Реализация задач воспитывающего обучения требует от каждого педагога владения методами обучения и воспитания как единой методикой учебно-воспитательного процесса. Когда мы приобщаем детей к искусству, мы должны полнее раскрывать цели и задачи искусства, в особенности принципы реалистического искусства — принцип народности. Отражая жизнь в художественных образах, давая ей эстетическую оценку, изобразительное искусство является могучим инструментом освоения прекрасного в самой действительности, своеобразной школой жизни. Эмоционально воздействуя на человека, оно развивает, формирует и разум, и чувства человека. Зная эти качества и особенности изобразительного искусства, учителю рисования надо умело использовать их в воспитательных целях. Учитель может включить в иллюстративный материал для этих бесед такие произведения, как "Бурлаки на Волге" и "Арест пропагандиста" И.Репина, "Ленин в Смольном" И. Бродского, "Оборона Петрограда" А. Дейнеки, "Допрос коммунистов" Б. Иогансона, "Ленин у прямого провода" И. Грабаря, "Утро индустриальной Москвы" К.Юона, "Рабочий и колхозница" В.Мухиной, "Фашист пролетел",А.Пластова, "Мать партизана" С. Герасимова, "Оборона Севастополя" А. Дейнеки, "Конец" Кукрыниксов, "Хлеб" Т. Яблонской, "На просторах подмосковных строек" и "Космонавты" А. Дейнеки. При этом педагог одновременно коснется истории становления и развития Советского государства и обратит внимание учащихся на патриотизм, героизм советского народа, проявленные в Великой Отечественной войне.
Особое внимание в таких беседах следует уделять эстетической стороне, умению художника подметить и выразить красоту и величие идеи, которая вдохновила его на создание этого произведения. Преподавание изобразительного искусства в школе должно помогать детям, познавать окружающую действительность, видеть и понимать прекрасное в человеческих отношениях, формировать стремление заботиться о красоте своего края, дома, своего облика. Художественное воспитание должно рассматриваться и как эмоциональное воспитание, воспитание чувств, умения глубоко пережить, красочно и образно выразить средствами рисунка свои мысли и чувства об окружающей действительности. №15 Учебно-воспитательные цели и задачи урока Программа гармоничного развития личности в нашей стране требует от общеобразовательной школы такой подготовки подрастающего поколения к жизни, чтобы она соответствовала научно-техническому прогрессу, уровню развития современной культуры. Исходя из общих задач воспитания, школьный курс изобразительного искусства ставит своей целью: 1. Готовить всесторонне развитых, образованных членов общества, способных принять активное участие в различных отраслях государственной, общественной и хозяйственной жизни страны. 2. Эстетически воспитывать детей, развивать их художественный вкус. 3. Помочь детям познавать окружающий мир, развивать их наблюдательность, приучать логически мыслить, осознавать виденное. 4. Раскрывать практическое значение рисунка в жизни человека, научить пользоваться рисунком в трудовой деятельности, в общественно полезной работе. 5. Дать учащимся знание элементарных основ реалистического рисунка. Привить навыки и умения в изобразительном искусстве, ознакомить с основными техническими приемами работы. Привить любовь к труду, воспитать аккуратность и настойчивость в работе. 6. Развить творческие способности учащихся, дать верное направление их эстетическому восприятию мира. Развить пространственное мышление, образное представление и воображение. 7. Ознакомить школьников с выдающимися произведениями русского и мирового изобразительного искусства. Привить интерес и любовь к изобразительной деятельности. Рассмотрим эти цели и задачи более подробно. 1, Преподавание изобразительного искусства в средней школе преследует прежде всего общеобразовательные цели. Основная задача - расширить кругозор человека, воспитать разносторонне образованного члена общества. Занятия изобразительным искусством создают богатые возможности для всестороннего развития человека. Особенно велика роль в этом деле занятий рисованием. Рисование развивает и умственно и эстетически, помогает познать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать форму предметов. Оно развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному представлению. Оно учит точности расчета, учит познавать красоту природы, учит мыслить и чувствовать. Занятия изобразительным искусством разнообразны и по видам, и по методам учебно-воспитательной работы. В школьной программе предусмотрено четыре вида учебных занятий: рисование с натуры, декоративное рисование, тематическое ' рисование, беседы об искусстве. Рисование с натуры, в свою очередь, предусматривает занятие рисунком и живописью; декоративная работа-составление узоров, элементы художественного конструирования, декоративно-оформительскую работу. В беседах об искусстве учащиеся знакомятся с произведениями живописи, графики, скульптуры, с памятниками архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Каждый из этих видов занятий содействует эстетическому воспитанию, развитию творческих способностей, формированию мировоззрения, т. е. всесторонне развивает личность. 2. В задачу занятий изобразительным искусством входит эстетическое и художественное воспитание. Эстетическое воспитание - это воспитание у учащихся способности к полноценному восприятию прекрасного в жизни, природе, искусстве, науке и обществе. Прекрасное воздействует на ум, душу, волю, обогащает духовный мир человека. Роль эстетического начала в творческой деятельности человека огромна. Эстетическое отношение к жизни является первоосновой вдохновения, способствует превращению труда в источник радости, духовного наслаждения. Задача средне общеобразовательной школы - различными методами эстетического воспитания воздействовать на ум и чувства ребенка, пробуждая у него эстетические эмоции, приобщая его к постижению красоты, гармонии во всех ее проявлениях, а также развивая его творческие возможности, творческую активность, которая может быть проявлена в самых различных областях деятельности человека. Гармоничное воспитание ставит своей целью повысить сознательность людей, воспитать в них патриотизм, любовь к своему Отечеству. Чтобы развить у детей эстетический вкус, учитель должен прежде всего обращать их внимание на красивое в жизни, научить их замечать, чувствовать, воспринимать красоту, любоваться ею, радоваться ей. Вкус - не прирожденное качество человека, он развивается, и развивать его в школе должен, в первую очередь, учитель рисования. 3. Одна из главных задач занятий рисованием - помочь детям познавать окружающую действительность, развивать у них наблюдательность, научить правильно видеть. Рисование в школе помогает детям шире и разностороннее видеть мир. Обучение рисованию решает две взаимосвязанные задачи: развитие зрительного восприятия учащихся и формирования их умения осознавать увиденное. Под развитием восприятия учащихся мы понимаем воспитание у них способности целенаправленно наблюдать, сравнивать между собой предметы и явления, устанавливать сходство и различие, классифицировать предметы по форме и фактуре. Выработка сознательного зрительного внимания способствует и развитию других видов внимания, что так важно для детей школьного ' возраста, которые, как правило, обладают вниманием неорганизованным и нестойким. Преподавание изобразительного искусства в школе осуществляет целый ряд учебно - образовательных задач. Процесс решения этих задач, в свою очередь, дает возможность развивать мышление учащихся, углублять и обобщать их представления об окружающей действительности, способствуя, таким образом, формированию материалистического мировоззрения. 4. Преподавание изобразительного искусства в школе ставит своей целью также показать учащимся, какое обширное поле деятельности открывается перед человеком, овладевшим основами реалистического рисунка. Умение рисовать помогает всем: агроному, шоферу, рабочему за станком, хирургу, делающему сложную операцию, И конечно, в еще большей степени - архитектору, конструктору и другим специалистам, чья деятельность непосредственно связана с рисованием. Все это говорит о большом практическом значении рисования для подготовки подрастающего поколения к жизни. 5. Главная практическая задача обучения изобразительному искусству в средней школе - это овладение элементарными основами реалистического рисунка, приемами и навыками рисования. Учитель наглядно показывает, как правильно держать карандаш в руке, как проводить линии, как ими выражать форму объемных предметов на плоскости. Учитель знакомит с различными материалами и инструментами для рисования, показывает, как работать Занятия изобразительным искусством в школе ставят своей задачей развить в детях и другие качества - организованность, умение обдумывать порядок работы, логически мыслить, сознательно и по плану работать. Процесс выполнения рисунка является целенаправленным трудом. Рисуя, ученик стремится достичь определенной цели. 6. Изобразительное искусство в школе способствует образованию ясных и точных представлений о форме предметов и тем самым благотворно влияет на точность и ясность мысли, а это, в свою очередь, благотворно влияет на творчество, на изобретательство. Ставя своей задачей развить творческие способности учащихся на уроках изобразительного искусства, учитель должен выработать правильную методику работы с детьми. Развивая творческие способности учащихся, педагог должен обратить особое внимание на воображение ребенка: от этого во многом зависит результат творческой деятельности. Воображение человека тесно связано с эмоциями, а как известно, искусство уже само по себе эмоционально. Поэтому учителю рисования довольно легко направить процесс преобразования представлений учащихся от реальной действительности в новые представления, связанные с реальностью, но и несущие в себе элементы фантазии, воображения, творчества. В задачу занятий изобразительным искусством входит также сохранение и поддержание у детей способности к восхищению и удивлению, что имеет огромное значение для совершения новых открытий. 7. И наконец, на занятиях изобразительным искусством школьники знакомятся с выдающимися произведениями искусства и их творцами. Во время бесед об искусстве учитель рассказывает о различных видах изобразительного искусства: графике, живописи, скульптуре, архитектуре, декоративно - прикладном искусстве. Такие беседы знакомят учащихся с историей развития человеческой культуры, с величайшими произведениями искусства, с жизнью и творчеством великих художников, стилями определенной эпохи, с выдающимися людьми прошлого и настоящего. Для осуществления перечисленных учебно - воспитательных задач преподавателю необходимо придерживаться определенной системы и использовать разнообразную методику работы с учениками. Каждый вид занятий требует своей методики, своего специфического подхода к делу. Не менее важно и творческое отношение к занятиям, находчивость и мастерство педагога. Для достижения успеха в работе учителю необходимо также хорошо знать, какой объем знаний и навыков может усвоить ученик в том или ином возрасте, продуманно строить методику работы с учащимися, учитывая их возрастные особенности. №16 Структура способностей к изо деятельности. Условия активизации творческих способностей школьников на уроках ИЗО. Система, обучения и воспитания художника – педагога должна быть чёткой и научно обоснованной и осуществляться в рамках школы. Под школой мы имеем в виду прежде всего строгую систему в обучении и воспитании, добровольное подчинение учащихся предложенной системе и методам преподавания, строгость и чёткость в изложении научно достоверных знаний и передаче проверенного опыта художественной практики. В школе молодой художник, усваивая опыт прошлого. Академическое направление в художественной школе предусматривает не только вооружение учащихся знаниями и навыками, но и приобщение к творческой деятельности. Советская психология и педагогика утверждают, что развитие творческих способностей, творческой активности наиболее результативно в процессе обучения. следовательно, учебный процесс, учебная деятельность должна быть в центре внимания школы. Поклонники методов «свободного воспитания» считают, что наивный детский рисунок тем и прекрасен, что он выражает непосредственность восприятия мира, а в изобразительной деятельности ребёнок бурно проявляет свою творческую инициативу. Рисуя, ребёнок испытывает радость творческого созидания, и мя должны сохранить это у него на всю жизнь. Как только рисунок ребёнка приобретает правильность, он якобы теряет выразительность. Но возникает вопрос: а разве только в изобразительной деятельности ребёнок проявляет свою непосредственность, а в словесности, хореографии, музыке не проявляет? Во всех этих вопросах будущему художнику - педагогу необходимо хорошо разбираться. Несмотря на то, что все ученики усваивают одни и те же правила и законы академического рисунка, каждый рисующий по-своему воспринимает натуру и поэтому полного тождества в изображениях быть не может. Развивать в ученике творческую интуицию можно различными путями. П. П. Чистяков советовал при рисовании с натуры академической постановки внимательно следить за тем, чтобы фигура «была выражена во всех частях своих правильно», «чтобы нигде не фантазировать», а чтобы правильно уловить характерную особенность строения каждой мышцы, которые имеют отклонения «на волосок», - тут необходимо интуитивное чутьё». В этих случаях чутьё говорит, намекает на ошибку и знает, указывая место, где исправлять». Для активизации творческой деятельности необходимо требовать от каждого ученика рисовать сознательно, не допускать механического копирования натуры. При творческом восприятии натуры педагог должен помочь ученикам увидеть в натуре главное, сориентировать их на чувственное, образное восприятие объекта. Характер творческой активности в процессе школьного обучения рассматривается нами с точки зрения активизации таких художественно – творческих способностей, как умение передать сходство, подметить в натуре характерное, передать материальную основу формы и закономерности её строения – пропорции, анатомическую структуру, фактуру поверхности и т. п. полученные знания и навыки не только активизируют творческую деятельность начинающих рисовальщиков, но и помогают приобрести опыт объективной оценки как своей деятельности, так и деятельности товарищей, способствуют формированию собственных критериев художественно – эстетической оценки. Структура способности к изобразительной деятельности. Успешная деятельность человека во многом определяется степенью развития и формирования его способностей. Под способностями понимают те психологические свойства и качества личности, которые служат необходимым условием высококачественного выполнения конкретного вида деятельности. Успешная изобразительная деятельность требует развитых художественных способностей. Разумеется, природными задатками, на основе которых развиваются художественные способности, обладают не только художники – профессионалы и учащиеся художественных школ, училищ и вузов. Встречается много людей, обладающих тонкими задатками, которые по различным причинам (условия жизни, отсутствие упорства и т. п.) не стали профессиональными художниками. Структура способности к изобразительной деятельности (как и других способностей) – явление сложное. Причём в каждой конкретной деятельности роль составляющих структуру свойств различна. Термин «способности» неоднозначен. Способности – свойства души человека, понимание как совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Это самое старое из имеющихся определений способностей. В настоящее время им практически уже не пользуются в психологии. Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение появилось и было принято в психологии 18 – 19 вв., отчасти является употребимым и в настоящее время. 1. Способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Это определение принято сейчас и наиболее распространено. Оно вместе с тем является наиболее узким и наиболее точным из всех трёх. Природные способности: это способности непосредственно связаны с врождёнными задатками, но не тождественны им, а формируются на их основе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условнорефлекторных связей, оперантного обусловливания, импринтинга и ряда других. Общие: способности включают те, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности. Специальные: способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. Теоретические и практические: способности отличаются тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно – теоретическим размышлениям, а вторые – к конкретным, практическим действиям. Учебные и творческие: отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, вторые - создание предметов материальной и духовной культуры, Анализируя способности к ИЗО, необходимо рассмотреть вопрос о том, что такое склонности, и в каких отношениях находятся склонности и изобразительные способности у человека, и прежде всего ребёнка. Повышенная склонность ребёнка к ИЗО служит показателем пробуждающихся у него способностей к художественному мастерству. Очень часто толчком к проявлению интереса к ИЗО, проявлению желания заняться рисованием, лепкой служит наблюдение за рисующими или занимающимися лепкой людьми. Одним из важнейших показателей способностей к изобразительной деятельности является умение передавать в изображении сходства с изображённым объектом. Следующим важным показателем художественных способностей является наличие выразительной композиции. Внимательный анализ творчества великих художников говорит о том, что этот признак способностей к изобразительной деятельности был очень ярко представлен у каждого из них. Умение видеть в предметах и явлениях главное художники называют «поставленным глазом». Умение видеть даёт возможность рисовальщику отбирать в действительности самое важное, яркое, типичное и характерное. Не менее важным показателем способностей к художественному творчеству является большая любовь к изо сопровождаемая огромной работоспособностью. Показателем наличия способностей к художественной деятельности служит также умение образно мыслить, лёгкость воображения каких – либо сцен, событий, отдельных людей, пейзажа. Если у художника наблюдается высокая степень развития способностей, то обычно о нём говорят как о талантливом мастере. Более высоким качественным уровнем художественного дарования человека является гениальность. №17 Учитель как организатор и руководитель учебного процесса Изобразительное искусство в школе, как и любой другой предмет, имеет свои специфические особенности, свои задачи и свой систематический курс обучения. Н а уроках рисования дети прежде всего приобретают с помощью учителя необходимые знания и навыки. Говоря о рисовании в школе, надо, прежде всего иметь в виду, что изобразительная деятельность ребёнка в школьных условиях уже начиная с первого класса перестаёт быть игровой деятельностью, а становится учебной. С первого класса следует закладывать у учащихся основы знаний и навыков реалистического изображения, отводить их от наивного и примитивного рисунка. Преподавание изобразительного искусства в школе, прежде всего преследует общеобразовательные цели. Оно помогает детям познавать окружающий мир, развиваёт наблюдательность, учит различать форму предметов и окраску, сравнивать предметы между собой, устанавливать сходство и различие. Преподаватель раскрывает перед школьниками мир прекрасного, развивает их эстетический вкус, воспитывает стремление к познанию и совершенству. Педагог может добиться всего этого Не только вдохновляя произведениями большого искусства, но и обучая основам изо грамоты. Овладеть основами школьник может только с помощью учителя. При обучении рисованию с натуры педагог, прежде всего уделяет внимание вопросам наблюдения и восприятия с натуры. прежде чем начать анализ натуры, учитель привлекает внимание детей к данному предмету и задаёт ряд вопросов. Объяснения учителя будут понятны всем, если словесные пояснения иллюстрировать рисунками на классной доске или методическими пособиями. Когда ученик ознакомится с натурой, он может переходить к рисованию. Педагог ставит перед ним учебные задания, организует его наблюдения в процессе построения изображения по определенной схеме, направляет внимание на самые важные особенности строения натуры. Если ученик даёт неверное изображение, педагог немедленно указывает ему на это и советует исправить. При изложении учебного материала перед учителем должна постоянно стоять задача- сделать всё возможное, чтобы ученики понимали его. Как уже говорилось особое внимание должно быть уделено методики организации процесса на уроках декоративного и тематического рисования. Развивая творческое воображение на уроках на уроках рисования, учителю надо учитывать и постоянно активизировать мыслительную деятельность учащихся, помогать и на всей протяжённости работы.
№18 Педагогический рисунок: специфика. цели, и виды рисунка. Проведение практических занятий по рисунку имеют ряд особенностей, обусловленных своеобразием этого вида деятельности, потребностью в частном и разнообразном наглядном показе методов выполнения работы. В распоряжении художника- педагога имеются различные средства наглядного обучения: иллюстрации книг и альбомов, репродукции произведений искусства, учебные репродукции, таблицы плакаты, диафильмы, схемы, а так же рисунки самого учителя мелом на доске. Применение тех или иных средств наглядного пособия производится по усмотрению учителя, в зависимости от темы и задачи урока. Впечатление, произведённое хорошей иллюстрацией, диапозитивом, репродукцией и особенно рисунком учителя, вызывает у школьников разнообразные ассоциации, способствует проявлению их фантазии и творческой активности. В ряде случаев рисунок учителя служит побудительным стимулом для изобразительной деятельности учащихся.
Изобразительную деятельность учителя, связанную С иллюстрированием учебного материала, дополняющую устное объяснение и осуществляемую непосредственно в ходе урока, принято называть пед. рисованием. Пед. рисунки можно разделить на две группы: 1. Рисунки большого размера, рассчитанные на фронтальную демонстрацию всем ученикам, находящимся в классе. 2. Небольшие наброски, выполняемые преподавателем на полях работ учащихся ли на отдельных листочках бумаги с целью иллюстрирования индивидуально объясняемого материала. Важным качеством любого педагогического рисунка следует считать: правдивую и убедительную трактовку изображаемого, передачу в рисунках главного, существенного, обоснованно упрощенный характер изображения, лаконизм и выразительность графических средств. Педагогические рисунки могут выполнять следующие функции: - иллюстрирование отдельных положений, устного объяснения - демонстрация методической последовательности работы над рисунками. - показ одной из стадий выполнения рисунка. - разъяснение сущности строения изображаемых объектов - показ принципов композиционного решении рисунков -демонстрация тех. Приёмов работы, показ тех. Возможностей материалов. -наглядный анализ правильных и не правильных решений изо задач -объяснение особенностей выполнения рисунков.
Важным свойством пед. рисунка является то, что в нём передаются только главные особенности изображаемого объекта. Рисунок учителя - авторитетное свидетельство правильности тех методических положений, которые высказывает учитель устно. Такой рисунок убеждает школьников в пользе и целесообразности учёбы, в необходимости овладеть изо грамотой. «Ученик в любой отрасли проникается особым уважением к своему учителю, когда видит, что тот не только говорит, но и на деле может показать то, чему он учит. №19 Педагогическое рисовании как ср-во активизации учебного процесса. По своей природе изо искусство связано со зрительными ощущениями и восприятиями. Истинное и полноценное представление о художественном произведении, о любом Изображении вообще человек может получить только на основании собственных зрительных восприятий, поэтому занятия рисованием самым непосредственным образом связаны с наглядностью обучения. Опираясь на зрительные впечатления, получаемые при рассматривании иллюстраций, сопровождающей объяснение учителя, школьники получают более подробную информацию об изучаемом материале, им легче понять осмыслить запомнить главное в теме урока. Пояснительные рисунки вызывают у школьников повышенный интерес к занятиям изо. Впечатление, произведённое хорошей иллюстрацией, диапозитивом, репродукцией и особенно рисунком учителя, вызывает у школьников разнообразные ассоциации, способствует проявлению их фантазии и творческой активности. В ряде случаев рисунок учителя служит побудительным стимулом для изобразительной деятельности учащихся. Простота и лаконичность изо средств, заострённо образная передача характерных черт изображаемого объекта облегчают и ускоряют процесс восприятия рисунка, и тем самым усиливают обучаемый эффект пед. рисования Виды рисунка Рисунок- первооснова изо иску
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|