Электроакустика. Канал звукопередачи
Созвучие. Спектр. Тембр. Созвучие состоит из основного тона и обертонов Основной тон отвечает за высоту звучания Обертон придает звуку специфическую окраску Тембр-специфическая окраска звучания присущая источнику Обертон - повышение основного тона на целое число Основной тон(в акустике) = 1ой гармоники (физика) 1й обертон = 2ой гармонике Четные гармоники звучат приятнее Гармонический ряд Фурье (алдошина стр 53) Аttack -переходный не стационарный процесс Чем меньше время, тем резче звучание Decay-переходное звучание Sustain-переходный стационарный процесс Release-затухание(переходный стационарный процесс)
Модуляция происходит с помощью увеличения спектра звучания
Пространственное восприятие звука Бинауральный эффект- возможность человека определять направление звука. Возникает только при прослушивании 2мя ушами. Работает лучше в закрытом пространстве.
Механизм локализации: -вертикальный(точность до 12-15 градусов) -горизонтальный (3-4 градуса, 15 градусов локализация при прослушивании записи)
Механизмы 1)временной(фазовый) 2)интенсивный 3)спектральный
Эффект Хааса Эффект предшествия, закон 1ой волны. Приход 2х одинаковых сигналов с задержкой, 2ой сигнал будет не слышен Эффект Доплера Эффект проезжающего поезда
Эффект звуковой маскировки 2 сигнала одновременно услышать не возможно 1)маскируемый сигнал 2)маскирующтй сигнал -одновременная маскировка(оба сигнала сразу) -постмаскировка (После громкого не слышно тихий) -предмаскировка (Тихий не слышно перед громким) Низкие частоты маскируют полезные частоты. Хорошая маскировка при широкополосном сигнале.
Эффект Бинауральной демаскировки(эффект вечеринки) Возможность при прослушивании нескольких источников концентрироваться на одном из них. Работает при живом прослушивании. Плохо работает через тракт, а особенно в mono, в stereo работает, но плохо.
Звук в закрытом помещении
Прямой сигнал- та звуковая волна которая приходит по самому короткому пути от источника до приёмника. Благодаря первым ранним отражениям у слушателя формируется объем помещения. Они могут приходить в фазе с прямым сигналом и в противофазе Все что отражает звук-ограждающая поверхность.
Коэффициент отражения зависит от материала поверхности, плотности, температуры/ влажности, давления воздуха, частоты -коэффицицент отражения B(бетта)=Е отражения/ E падения Коэффициент поглощения a(альфа)= Е поглощения / Е падения Коэффициент прохождения ɤ(гамма) = Е прохождения / Е падения
Поздние отражения придают звуку характерную протяженность звучания.
Реверберация-процесс постепенного затухания звука в помещении после выключения источника.
Эхо-повторение (четкие повторы прямого звука) Если первые ранние отражения приходят в первые 50мс(1кГц при средней атаке) то это реверберация, больше эхо. Флаттер-эффект(эффект пархающего эха) в больших помещениях размером 25 и более квадратных метров, когда имеются две параллельные гладкие стены или потолок и пол, между которыми находится источник звука. В результате многократного отражения в точке приёма звук периодически усиливается, а на коротких импульсных звуках, в зависимости от частотных компонент эха и интервала между ними, приобретает характер дребезга, тресков или ряда последовательных и затухающих сигналов эха
Задачи акустической обработки звуковых студии: -Создание оптимального времени стандартной реверберации -Создание оптимальной частотной характеристеки времени стандартной реверберации
-Создание диффузного звукого поля. Время реверберации- время за которое звук в помещении затухает после выключения его источника. Время стандартной реверберации (Тст, RT60)- это время за которое интенсивность звуковой энергии в помещении на средней частоте после выключения источника снижается на 60дБ. Диффузное звуковое поле-в любой точки студии соотношение прямого и отраженного сигнала должно быть равномерным.
Концепции акустической обрапотки контрольных комнат: -Имитация жилого помещения -LEDE(заглушенные за мониторами(половина студии заглушенно)) -с нейтральной акустикой- бессредные (с 80-х годов ХХ века)
Концепции акустической обработки струдии: -С ествественной акустикой - с «живой» акустикой - с «мертвой» акустикой -С нейтральной акустикой-бессредные -С переменной акустикой -с постоянными зонами «живой» и «мертвой» акустики -с постепенно изменяемой акустикой -с широко изменяемой акустикой
Материалы и конструкции использующие для акустической обработки: - Пористые акустические плиты(поглощают СЧ и ВЧ) - Плита ппгз(плита перфарированая гибсовая звукопоглощающая) - Поглотитель мембранного типа(может поглощать от верхинх до нижней середины) - Гироклит(крупные спресованные щепки, выделяет токсичные вещества)(верх верхняя середина, рассеивает верх) - Объемный резонатор Геельмгольца-(найти самому)
Норма заполнения студии- на 1 исполнителя 35-50 кубо метр на исполнителя.
Звукоизоляция студий звукозаписи
Звукоизоляция-комплекс мер направленный на то чтобы защитить студию от внешних шумов. Классификация шумов: -структурные(корпусные) -воздушные
Структурные шумы- шумы передающиеся по несущим конструкциям здания. Для борьбы нужна виброизоляция.
Для борьбы с воздушными используют глушители(заглушки). Конструкция(стоительство студии) коробка в коробке(box in the box). На пол ставят пружины либо ресоры.
Электроакустика. Канал звукопередачи
Канал звукопередачи- совокупность технических средств с помощью которых осуществляется передача на расстояние, а затем и воспроизведение, звукового сигнала. В канале звукопередачи первым и последним звеном всегда является электроакустических преобразователь.
Микрофон- принимает и преобразует акустические колебания в электрические. Громкоговоритель- преобразует электрические колебания в акустические.
Каналы звукопередачи делятся по способам передачи: -аналоговый -цифровой Почти все каналы которые используют на данный момент комбинированные.
Делятся по назначению: - канал звукоусиления Схема:
Микрофон- усилит-блок обработки-усилитель мощности-громкоговоритель -канал вещания
микрофон- усил-блок обр- передатчик-антена-радиоволна-антена-приемник-усилитель-громкоговоритель - канал записи
микрофон-усил-обр-запись-носитель-проигрыватель- усилитель-громкоговорит.
Технические хар-ки каналов звккопередач: -Уровень передач. -АЧХ -Коэфф нелинейных искажений (книи) -сигнал/шум -динамический диапазон
Уровень- это выраженное в дБ напряжение на участке звукового тракта по отношению к установочному(относительный уровень). Уровень в цифровом тракте измеряется битностью. Звукорежиссёр работает только с относительным уровнем Абсолютный ноль 0dBu=0^775V
0dBm=1mW, при условии в 1кГц и 600 Ом
0dB=+6dBu(1,55V)- ГОСТ Р
+4dBu(1,23V)-стандарт Японии, США, Австралия, ЕС
Коэффициент передачи-это отношение уровня сигнала на выходе участка цепи и его входе. К=+2dB; К=-10dB. Коэффициент передачи зависит от частоты звукового сигнала(разные частоты передаются по разному) АЧХ (амплитудно частотная характеристика)- график зависимости коэф передачи от частоты звукового сигнала Для микрофонов и громковорителей в паспорте АЧХ обязательно.
Частоты ниже 250Гц отвечают за объем 3-5 кГц- частоты разборчивости. 5-7кГц- область свистящих(мужчины свистят на более высоких частотах) выше 10-12 кГц- отвечающие за прозрачность за воздух(нету их- глухой звук, есть-металлический)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|