Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема1 Методика преподавания русского языка как наука




Учреждение образования

«Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

УТВЕРЖДАЮ Ректор Учреждения образования “Гродненский государственный университет имени Янки Купалы” ___________________ Е.А.Ровба _____________________ (дата утверждения)   Регистрационный № УД- _____/уч.

 

 

Методика преподавания русского языка

(в начальной школе)

Учебная программа для специальности:

1-01 02 01 “начальное образование”

1-010202 “Начальное образование. Дополнительная специальность”

 

 

 

СОСТАВИТЕЛЬ:

О. В. Столярчук, преподаватель кафедры лингвистических дисциплин и методик их преподавания УО «Гродненский государственный университет имени Я. Купалы»

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

С.С. Коцевич, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского и белорусского языков с методикой преподавания УО «БрГУ им. А.С. Пушкина»

О.И. Ковальчук, кандидат филологических наук, доцент кафедры немецкого языка ГрДУ им. Я.Купалы

 

 

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Кафедрой лингвистических дисциплин и методик их преподавания

 

(протокол №3 от 12.10.2009);

 

Методической комиссией по специальностям педагогического факультета

 

(протокол № 1 от 12.11.2009);

 

Советом педагогического факультета

(протокол №3 от 12.11.2009);

 

Научно-методическим советом Учреждения образования “Гродненский государственный университет имени Янки Купалы”

 

(протокол № 2 от 18.12.09);

 

 

Ответственный за редакцию: И.Н. Кавинкина

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Русский язык в начальных классах является основным учебным предметом. Младшие школьники усваивают систему важнейших языковых понятий, овладевают умениями и навыками в области речи, чтения и письма, без чего невозможно успешное обучение в школе. Велико воспитательное значение родного языка: он открывает школьникам дорогу в мир человеческих отношений, науки и искусства.

Начальная школа призвана создавать условия для осознания ребенком себя как языковой личности. Это необходимо для формирования у младших школьников уважения к языку, к себе как к его носителю и на этой основе сознательного отношения к своей речи, к процессу овладения языком. Важное место в реализации этих целей принадлежит курсу «Методика преподавания русского языка».

Глубокое знание методики есть необходимое условие подготовки учителя. Современный учитель должен быть хорошо образован: владеть нормой литературного языка, хорошо знать содержание и систему работы по русскому языку в начальных классах (программу), воспитательные возможности предмета «русский язык», усвоить теоретические основы и принципы обучения родному языку, знать основные методические приемы учебной работы и уметь применять их, знать историю школы, ведущие направления развития методики как науки, исследования последних десятилетий и проблемы, ждущие своего решения.

Особенности этапа модернизации школьного, в частности начального, образования требуют некоторой корректировки в содержании и организации подготовки учителя, в том числе работающего в ее первом звене.

Данная программа подготовки учителя исходит из традиционной трактовки школьного курса русского языка как практического, в котором приобретаемые детьми знания являются обязательным условием становления у них осознанных умений.

Целью курса методики обучения русскому языку, представленного в данной программе, является вооружение учителя профессиональными знаниями и умениями, необходимыми для осуществления триединой цели: обучения, развития и воспитания младших школьников в процессе освоения ими учебного предмета «Русский язык».

Задачи изучения курса:

- способствовать формированию у студентов глубоких научных знаний о процессе обучения русскому языку младших школьников; содействовать осмыслению роли родного языка как одного из фундаментальных и универсальных аспектов культуры;

- содействовать овладению студентами теоретическими знаниями и практическими умениями по основным разделам методики русского языка;

- целостные педагогические знания о сущности современных концепциях и технологиях обучения русскому языку младших школьников;

- содействовать овладению студентами эффективными методами и приемами обучения русскому языку младших школьников;

- совершенствовать у студентов профессионально-методические качества будущего учителя, творческого подхода к решению актуальных проблем методики русского языка.

В результате изучения курса студенты должны:

знать теоретические основы и проблематику современных исследований по методике русского языка, общие вопросы обучения русскому языку в начальной школе (цели, задачи, содержание, принципы, методы обучения, типологию уроков), методику обучения грамоте, методику формирования орфографических и каллиграфических умений и навыков, методику обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, этапы формирования полноценного навыка чтения, методику изучения литературных произведений в начальных классах;

уметь планировать учебную работу на уроках обучения грамоте, русского языка и литературного чтения, реализовывать познавательные, развивающие и воспитывающие задачи на уроках русского языка и литературного чтения, проводить анализ дидактического материала и использовать его в разных видах учебной деятельности, сочетать работу над языковым материалом с формированием коммуникативных умений и навыков.

В программу курса входят следующие разделы: “Общие вопросы методики преподавания русского языка”, “Методика обучения грамоте”, “Методика литературного и внеклассного чтения”, “Методика изучения фонетики, грамматики, словообразования и орфографии”, “Методика развития речи учащихся”.

Учебный материал выделенных разделов тесно взаимосвязан. Каждый последующий раздел опирается на содержание предыдущих. Таким образом, обучение методике строится по принципу «наращивания» знаний и умений и последующего интегрирования материала всех разделов.

 

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНО–ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА (В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ)»

№ п/п Название разделов и тем Количество часов
Лекции Практические занятия Лабораторные занятия Контролируемая самостоятельная работа (КСР)
1. Раздел I Общие вопросы методики преподавания русского языка        
  Методика преподавания русского языка как наука        
  Русский язык как учебный предмет в начальных классах        
2. Раздел II Методика обучения грамоте        
  Современный звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте          
  Организационно-методическая структура процесса обучения грамоте          
  Методика первоначального обучения чтению младших школьников        
  Методика обучения элементарному письму младших школьников          
  Развитие речи младших школьников в период обучения грамоте          
3. Раздел III Методика литературного и внеклассного чтения        
  Чтение как учебный предмет в начальных классах        
  Качества навыка чтения. Пути их совершенствования          
  Процесс работы над художественным произведением          
  Особенности работы над произведениями различных жанров        
  Методика внеклассного чтения в начальной школе          
4. Раздел IV Методика изучения фонетики, грамматики, словообразования и орфографии        
  Методика изучения основ фонетики и графики в начальной школе        
  Методические основы формирования грамматических понятий у младших школьников            
  Методика изучения частей речи в начальной школе        
  Методика изучения морфемного состава слова        
  Методика обучения орфографии в начальной школе          
5. РазделV Методика развития речи учащихся        
  Система словарной работы в начальной школе        
  Связная речь, задачи и пути ее развития у младших школьников        
  Итого        

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел I Общие вопросы методики преподавания русского языка

Тема1 Методика преподавания русского языка как наука

Предмет, основные задачи, структура курса “Методика русского языка”. Место методики среди других наук. Роль передового опыта учителей в развитии методики как науки. Методологическая основа методики русского языка. Принципы обучения русскому языку. Понятие о методе, основные методы исследования в методике преподавания русского языка.

Краткий историко-критический обзор становления и развития методики начального обучения русскому языку в XIX — XX вв. Роль К.Д. Ушинского в создании методики начального обучения русскому языку. Роль Л.Н.Толстого, Ф.И.Буслаев, В.П.Вахтерова и других выдающихся педагогов в развитии методики русского языка. Развитие методики начального обучения русскому языку на современном этапе.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...