Тема1 Методика преподавания русского языка как наука
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Учреждение образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»
Методика преподавания русского языка (в начальной школе) Учебная программа для специальности: 1-01 02 01 “начальное образование” 1-010202 “Начальное образование. Дополнительная специальность”
СОСТАВИТЕЛЬ: О. В. Столярчук, преподаватель кафедры лингвистических дисциплин и методик их преподавания УО «Гродненский государственный университет имени Я. Купалы» РЕЦЕНЗЕНТЫ: С.С. Коцевич, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского и белорусского языков с методикой преподавания УО «БрГУ им. А.С. Пушкина» О.И. Ковальчук, кандидат филологических наук, доцент кафедры немецкого языка ГрДУ им. Я.Купалы
РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ: Кафедрой лингвистических дисциплин и методик их преподавания
(протокол №3 от 12.10.2009);
Методической комиссией по специальностям педагогического факультета
(протокол № 1 от 12.11.2009);
Советом педагогического факультета (протокол №3 от 12.11.2009);
Научно-методическим советом Учреждения образования “Гродненский государственный университет имени Янки Купалы”
(протокол № 2 от 18.12.09);
Ответственный за редакцию: И.Н. Кавинкина
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Русский язык в начальных классах является основным учебным предметом. Младшие школьники усваивают систему важнейших языковых понятий, овладевают умениями и навыками в области речи, чтения и письма, без чего невозможно успешное обучение в школе. Велико воспитательное значение родного языка: он открывает школьникам дорогу в мир человеческих отношений, науки и искусства.
Начальная школа призвана создавать условия для осознания ребенком себя как языковой личности. Это необходимо для формирования у младших школьников уважения к языку, к себе как к его носителю и на этой основе сознательного отношения к своей речи, к процессу овладения языком. Важное место в реализации этих целей принадлежит курсу «Методика преподавания русского языка». Глубокое знание методики есть необходимое условие подготовки учителя. Современный учитель должен быть хорошо образован: владеть нормой литературного языка, хорошо знать содержание и систему работы по русскому языку в начальных классах (программу), воспитательные возможности предмета «русский язык», усвоить теоретические основы и принципы обучения родному языку, знать основные методические приемы учебной работы и уметь применять их, знать историю школы, ведущие направления развития методики как науки, исследования последних десятилетий и проблемы, ждущие своего решения. Особенности этапа модернизации школьного, в частности начального, образования требуют некоторой корректировки в содержании и организации подготовки учителя, в том числе работающего в ее первом звене. Данная программа подготовки учителя исходит из традиционной трактовки школьного курса русского языка как практического, в котором приобретаемые детьми знания являются обязательным условием становления у них осознанных умений. Целью курса методики обучения русскому языку, представленного в данной программе, является вооружение учителя профессиональными знаниями и умениями, необходимыми для осуществления триединой цели: обучения, развития и воспитания младших школьников в процессе освоения ими учебного предмета «Русский язык».
Задачи изучения курса: - способствовать формированию у студентов глубоких научных знаний о процессе обучения русскому языку младших школьников; содействовать осмыслению роли родного языка как одного из фундаментальных и универсальных аспектов культуры; - содействовать овладению студентами теоретическими знаниями и практическими умениями по основным разделам методики русского языка; - целостные педагогические знания о сущности современных концепциях и технологиях обучения русскому языку младших школьников; - содействовать овладению студентами эффективными методами и приемами обучения русскому языку младших школьников; - совершенствовать у студентов профессионально-методические качества будущего учителя, творческого подхода к решению актуальных проблем методики русского языка. В результате изучения курса студенты должны: знать теоретические основы и проблематику современных исследований по методике русского языка, общие вопросы обучения русскому языку в начальной школе (цели, задачи, содержание, принципы, методы обучения, типологию уроков), методику обучения грамоте, методику формирования орфографических и каллиграфических умений и навыков, методику обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, этапы формирования полноценного навыка чтения, методику изучения литературных произведений в начальных классах; уметь планировать учебную работу на уроках обучения грамоте, русского языка и литературного чтения, реализовывать познавательные, развивающие и воспитывающие задачи на уроках русского языка и литературного чтения, проводить анализ дидактического материала и использовать его в разных видах учебной деятельности, сочетать работу над языковым материалом с формированием коммуникативных умений и навыков. В программу курса входят следующие разделы: “Общие вопросы методики преподавания русского языка”, “Методика обучения грамоте”, “Методика литературного и внеклассного чтения”, “Методика изучения фонетики, грамматики, словообразования и орфографии”, “Методика развития речи учащихся”.
Учебный материал выделенных разделов тесно взаимосвязан. Каждый последующий раздел опирается на содержание предыдущих. Таким образом, обучение методике строится по принципу «наращивания» знаний и умений и последующего интегрирования материала всех разделов.
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНО–ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА (В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ)»
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел I Общие вопросы методики преподавания русского языка Тема1 Методика преподавания русского языка как наука Предмет, основные задачи, структура курса “Методика русского языка”. Место методики среди других наук. Роль передового опыта учителей в развитии методики как науки. Методологическая основа методики русского языка. Принципы обучения русскому языку. Понятие о методе, основные методы исследования в методике преподавания русского языка. Краткий историко-критический обзор становления и развития методики начального обучения русскому языку в XIX — XX вв. Роль К.Д. Ушинского в создании методики начального обучения русскому языку. Роль Л.Н.Толстого, Ф.И.Буслаев, В.П.Вахтерова и других выдающихся педагогов в развитии методики русского языка. Развитие методики начального обучения русскому языку на современном этапе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|