Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальная деятельность потребительской кооперации

 

Социальная миссия потребкооперации заключается в осуществлении деятельности, направленной на преодоление бедности, безработицы, бездуховности, создание сельскому населению нормальных условий для жизни.[3, c. 60-61]

Потребительская кооперация - социально-ориентированная система. Это форма объединения населения, которая берет на себя часть функций по социальной защите населения. Потребительская кооперация является формой некоммерческой деятельности. Все виды деятельности кооператоров, в отличие от коммерческих организаций, направлены не на получение выгоды ради выгоды, а на получение прибыли для покрытия собственных издержек, связанных с осуществлением социальной миссии. Исторически сложилось, что свою деятельность потребкооперация осуществляет в основном в сельской местности. Членами кооператива выступают сельские жители. Социальная миссия потребкооперации заключается в повышении жизненного уровня сельского населения путем решения их социально-бытовых проблем и снижения социальной напряженности в обществе. Социальная миссия предприятий потребкооперации представляет собой выполнение таких видов деятельности, как[7,c. 14-15]:

· доставка и реализация товаров в отдаленных населенных пунктах по ценам, сложившимся в целом по району;

· ежедневная доставка хлеба в отдаленные населенные пункты;

· содержание планово-убыточных магазинов;

· доставка товаров на дом по заявкам населения, в первую очередь инвалидам и пенсионерам;

· продажа товаров по льготным ценам пайщикам и ветеранам потребительской кооперации;

· помощь в обучении пайщиков и их детей в вузах и техникумах: в Ростовской области действуют два кооперативных техникума и высшее учебное заведение - филиал Белгородского университета потребительской кооперации;

· обслуживание бюджетных организаций (школ, детских домов, больниц и др.);

· организация школьного питания;

· предоставление товарного кредита населению.

Все направления деятельности потребительской кооперации имеют «социальную окраску». В рамках Соглашения о сотрудничестве между Московским Патриархатом и Центросоюзом России организации потребительской кооперации помогают восстанавливать монастыри и храмы, оказывая материальную поддержку, помогая транспортом и работниками. Кооператоры содействуют духовно-просветительской работе на селе. Распространение через торговые точки духовной литературы, систематическое освещение церковной жизни в газете «Российская кооперация» способствует утолению духовного голода людей, насильственно оторванных от своих православных корней в годы богоборчества. В учебных заведениях потребкооперации молодежь познает основы православной культуры. [3, c. 60-65]

В настоящее время кооперативные организации содержат в малых и отдаленных деревнях населенных пунктах 29 тысяч убыточных магазинов. Продают в них товары по тем же ценам, что и в районных центрах, отпускают нуждающимся жителям деревни товары в долг (постоянно население имеет долг примерно на 4 млрд. рублей). Потребительская кооперация, будучи некоммерческой и негосударственной организацией, сегодня по существу является единственной в деревне, которая несет на себе тяжелейший груз социальных проблем. Она – крупный работодатель, дает постоянную работу 400 тысяч человек и еще десятки тысяч получают временную, сезонную работу и работу на условиях неполного рабочего дня.

Кооперативные организации обеспечивают своей деятельностью денежные доходы для почти 2 млн. человек, закупая у них продукцию, выращенную в подсобных хозяйствах, а также лекарственные травы, грибы, ягоды. Девиз российской потребительской кооперации: «В единении – сила» наиболее полно отражает преемственность духовно-нравственных традиций, которые в годы богоборчества сохранили и пронесли сквозь годы лихолетья простые сельские труженики, прихожане сельских церковных приходов и российские кооператоры. [3, c. 65-68]

Занимаясь торговлей, кооператоры обслуживают сотни населенных пунктов области. А многие магазины расположены в отдаленных и малонаселенных хуторах, их содержание, доставка туда хлеба, продуктов питания и других товаров требуют дополнительных расходов. Но смысл кооперации и состоит в том, чтобы слабому помогали сильные. Потребительская кооперация Ростовской области содержит около 300 убыточных магазинов, годовая сумма убытка которых составляет более 20 млн.рублей. Кооперативный магазин в сельской местности, особенно в малонаселенных селах и хуторах, - это центр общественной и культурной жизни. Именно здесь можно купить товары, сдать сельхозпродукцию, получить бытовые услуги и, наконец, просто пообщаться. Проявляя заботу о сельском населении области, потребительские общества Ростовского облпотребсоюза организовали работу кооперативных библиотек, детских игровых площадок. Благодаря заготовительной деятельности кооператоров жители села имеют возможность сдать в предприятия потребкооперации молоко, мясо и другую сельхозпродукцию, что содействует развитию личных подсобных хозяйств населения. Производство и сфера услуг решают проблему занятости населения. Потребительская кооперация обеспечивает занятость работников на действующих предприятиях, открывает новые производства и виды деятельности, привлекает население на временную, сезонную работу, на условиях неполного рабочего дня. Развитие сферы услуг делает жизнь селян удобной, поднимает уровень жизненных благ, у людей отпадает необходимость ехать в районный центр, город, чтобы получить те или иные услуги. Потребительской кооперации принадлежит также значительная роль в формировании денежных доходов сельского населения: это - заработная плата своих работников, оплата при закупках сельскохозяйственных продуктов и сырья, доходы на заемные средства населения, кооперативные выплаты. В случаях, когда низкие доходы не позволяют сельским жителям приобретать необходимые товары, кооперативные организации выдают им товары в долг. Кроме того, доходы, поступающие от функционирования предприятий и организаций потребкооперации, составляют в большинстве районов значительную часть местного бюджета, обеспечивая тем самым экономическое и социальное развитие муниципальной территории. Все это, в конечном счете, решает очередную проблему потребкооперации - проблему бедности сельского населения. Кооперация - удивительно широкое социальное явление, оно наглядно демонстрирует тягу человека к сотрудничеству, взаимопомощи и равноправию в основных сферах общественной жизни.[4]

В современной России потребительская кооперация очень часто рассматривается, к глубокому сожалению, преимущественно в качестве разновидности бизнеса. А во всем мире – это система, выполняющая миссию социального служения, которая поддерживается властями и религиозными конфессиями. Состояние экономики напрямую зависит от духовного, нравственного состояния личности. Лишь человек с добрым сердцем и светлым умом, духовно зрелый, трудолюбивый и ответственный, сможет обеспечить себя. Принести пользу своим ближним и своему народу.

Возрождение российских духовно-нравственных традиций во взаимодействии в Русской Православной Церковью и другими традиционными конфессиями положено в основу стратегии развития потребительской кооперации в городской социальной среде. Стратегией предусматривается содействие консолидации потребителей в городах по месту жительства, в сфере ЖКХ, и по месту работы, в социальной инфраструктуре предприятий, что служит развитию процессов самоорганизации граждан путем их участия в саморегулируемых и самофинансирумых организациях – потребительских обществах.

В частности, предусматривается формирование при участии Русской Православной Церкви, общественных объединений и организаций промышленников и предпринимателей, кооперативных объединений российской саморегулируемой кооперативной системы социально-экономической взаимопомощи.

В рамках добровольного саморегулирования указанная система призвана выступить инфраструктурой поддержки массового создания потребительских обществ в городской социальной среде.

В основе развития городской потребкооперации возрождение традиционных российских духовно-нравственных ценностей во взаимодействии с Русской Православной Церковью[8,c. 10-12]:

- путем встраивания в стандарты и регламенты саморегулируемых организаций, объединяющих городские потребительские общества, православных норм и этических правил;

- через развитие системы непрерывного кооперативного образования, включающей программы для детей, учащийся молодежи и программы подготовки специалистов и руководителей потребительских обществ, основанные на российских духовно-нравственных традициях и православной этике хозяйствования;

- с помощью эффективных технологий контроля и сопровождения хозяйственной деятельности, затрудняющих нарушение принципов ведения хозяйственной деятельности, ориентированной на безусловное соблюдение прав пайщиков;

- через формирование системы преференций, стимулирующих экономическими методами соблюдение стандартов и регламентов саморегулируемой организации.

В крупных потребительских обществах, объединенных в рамках добровольного саморегулирования в саморегулируемые организации, происходит консолидация пайщиков, характеризуемая участием в социальных программах сотен тысяч человек.

Потребкооперация в социальной инфраструктуре градообразующих предприятий различных форм собственности на основе консолидации сотен тысяч пайщиков – работников и членов их семей способна исполнять социальные программы: удешевление товаров и услуг первой необходимости (например, за счет скидок сетевого бизнеса); строительство жилья, услуги платного образования и здравоохранения, некоммерческое кооперативное микрокредитование, удешевление технологического оборудования и основных средств, предназначенных для реализации социальных программ, за счет их беспошлинного ввоза с использованием механизмов международной кооперации. На муниципальном уровне действующее законодательство позволяет формировать территориальные потребительские общества, которые объединяют потребителей[9]:

- в сфере ЖКХ, путем формирования потребительских обществ в качестве организационно-правовой формы непосредственного управления жителями жилищным фондом;

- в социальной инфраструктуре предприятий различных форм собственности;

- по конфессиональному принципу с участием городских церковных приходов Русской Православной Церкви и других традиционных российских конфессий.

В рамках такой мощной саморегулируемой организации представляется возможным, используя некоммерческие механизмы потребительской кооперации, предоставить пайщикам широкий комплекс кооперативных услуг, с усилением социальной функции кооперации в повышении уровня качества жизни и занятости населения, в деле борьбы с бедностью, для содействия решению экологических проблем на местном уровне.

Предусматриваются возможности духовного оформления Русской Православной Церковью процесса формирования основ системы саморегулируемых кооперативных организаций путем участия в Общественных наблюдательных Советах саморегулируемых организаций и Потребительских обществ, а также в органах их управления.

Особое место в программах потребительских обществ малых городов призваны занять программы помощи церковным приходам по надлежащему содержанию храмов и объектов их инфраструктуры. Миссия потребительской кооперации городской социальной среды – возрождение традиций взаимопомощи и сотрудничества и на этой основе удовлетворение материальных и духовных потребностей пайщиков[10].


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...