Сатирический пафос, направленный против ложного в семейных отношениях, Л. Толстой представляет в таких примерах:
Наследуя пушкинскую традицию, Л. Толстой с особой теплотой изображает Москву, её сравнение с северной столицей строится на принципе контраста. Москва — город «тёплый», где царит «домашняя атмосфера». ПРИМЕР: «В Москве… как только он (Пьер) увидал — проехав по городу — эту Иверскую часовню с бесчисленными огнями свеч перед золотыми ризами, эту Кремлёвскую площадь с незаезженным снегом, этих извозчиков и лачужки Сивцева Вражка, увидал стариков московских, ничего не желающих и, никуда не спеша, доживающих свой век, увидал старушек, московских барынь, московские балы и московский Английский клуб, — он почувствовал себя дома, в тихом пристанище. Ему стало в Москве покойно, тепло, привычно и грязно, как в старом халате» (II, 5, 1). «Московское общество всё, начиная от старух до детей, как своего давно жданного гостя, которого место всегда было готово и не занято, приняло Пьера. Для московского света Пьер был самым милым, добрым, умным, весёлым, великодушным чудаком, рассеянным и душевным, русским, старого покроя, барином» (II, 5, 1). Петербургское высшее общество видело в Пьере чудака, нескладного мужа умной и красивой жены: «А этот-то, толстый, в очках, фармазон всемирный… С женою-то его рядом поставьте: то-то шут гороховый!» (II, 3, 15). • Москва — город родовых гнёзд Ростовых, Безуховых, Ахросимовой. Дом князя Андрея в Петербурге, но душевная связь героя с северной столицей не подчёркнута в романе. • Петербург — родной город Курагиных, Друбецких, Шерер (вспомните самую первую сцену «В салоне А.П.Шерер»), что определяет негативную авторскую эмоцию. • Москва — сердце России, древняя русская столица, центр православной веры. ПРИМЕРЫ: «Нынче не разбирают… Всем народом навалиться хотят; одно слово — Москва. Один конец сделать хотят» (III, 2, 20). Кутузов, отдавая приказ об оставлении Москвы, задаёт себе трагические вопросы: «Неужели я это допустил до Москвы Наполеона, и когда же я это сделал? Когда это решилось?» (III, 3, 3). После совета в Филях Кутузов кричит своему адъютанту: «Да нет же! Будут же они лошадиное мясо жрать, как турки, будут и они, только бы…» (III, 3, 3).
Л. Толстой даёт панораму Москвы, открывающуюся с Поклонной горы глазам Наполеона: «Блеск утра был волшебный. Москва с Поклонной горы расстилалась просторно с своею рекой, своими садами и церквами и, казалось, жила своей жизнью, трепеща, как звёздами, своими куполами в лучах солнца» (III, 3, 19). Подлинный патриотизм жителей Москвы в 1812 году проявился в том, что они не захотели остаться в городе, захваченном французами. ОДНАКО «В противоположность Кутузову, в то же время, в событии, ещё более важнейшем, чем отступление армии без боя, в оставлении Москвы и сожжении её, Растопчин, представлявшийся нам руководителем этого события, действовал совершенно иначе» (III, 3, 4). • Петербург — город, сориентированный на европейскую традицию, где царят космополитические настроения. Петербург — средоточие политических интриг, арена, где схлёстываются интересы представителей различных партий. 4. «Мысль семейная» в романе: Слово «семья» является одним из ключевых в романе. Многие герои романа связаны семейно-родовыми узами. 1) КУРАГИНЫ - Князь Василий — родственник старого графа Безухова по жене. БЕРГИ - Брак Веры Ростовой и Адольфа Берга. БЕЗУХОВЫ - Брак Элен Курагиной и Пьера Безухова. Брак Пьера и Наташи Ростовой. БОЛКОНСКИЕ - Сватовство князя Андрея за Наташу Ростову. Брак Николая Ростова и Марьи Болконской. КАРАГИНЫ - Брак Бориса Друбецкого и Жюли Карагиной. 6) ДРУБЕЦКИЕ - Родственники Ростовых. Борис — крестник старого графа Безухова.
Помимо конкретного значения, слово «семья» имеет символический смысл, оно оказывается связанным с любимой мыслью писателя о возможности гармоничного единения людей. Это слово зачастую является ключом к пониманию глубинного смысла ряда коллизий романа. Например: Солдаты на батарее Раевского «мысленно приняли Пьера в свою семью». «…Наблюдения за тем, как бы семейным (отдельных от всех других) кружком людей, находившихся на батарее, поглощали всё внимание Пьера» (III, 2, 31). Писатель показывает как светлые, так и трагические стороны жизни человека в семье. НАПРИМЕР: Сцены семейного счастья: Именины Наташи Ростовой и её матери. Охота в Отрадном. Счастье семейного согласия (в имении «дядюшки»). Святки Трагические эпизоды жизни семьи: Ложное известие о гибели князя Андрея в Аустерлицкой кампании. Смерть княгини Лизы в родах. Измена Наташи. Гибель Пети Ростова в 1812 году. По мысли Толстого, норма семейной жизни предполагает не только заботу о семье, но и умение поступаться её благополучием: Старый князь Болконский как суровую необходимость воспринимает службу сына в армии. Ростовы провожают на войну Петю. Николай Ростов не отказывается от уплаты долгов отца после его смерти. Толстой далёк от схематизации и идеализации своих героев: представители семьи Ростовых не всегда бывают на должной человеческой высоте. Например: В добром любящем семействе выросла бездушная Вера Ростова. Верноподданический восторг Николая Ростова заслоняет для него факт несправедливого наказания Денисова. Старшие Ростовы отдают подводы раненым только после гневной реплики Наташи. Наташа Ростова готова изменить князю Андрею, будучи не в состоянии совладать с охватившим её чувством. Сатирический пафос, направленный против ложного в семейных отношениях, Л. Толстой представляет в таких примерах: • «В новом, чистом, светлом, убранном бюстиками и картинками и новою мебелью кабинете сидел Берг с женою. Берг в новеньком застёгнутом мундире сидел возле жены, объясняя ей, что всегда можно и должно иметь знакомства людей, которые выше себя, потому что тогда только есть приятность от знакомств» (II, 3, 22).
• «Вечер <у Бергов> был как две капли воды похож на всякий другой вечер с разговорами, чаем, зажжёнными свечами». С семейной темой напрямую связана тема любви в романе. Многие герои образуют любовные треугольники, борются за своё счастье, создают счастливые (Наташа Ростова и Пьер, княжна Марья и Николай) или несчастные семьи (Пьер и Элен, князь Андрей и маленькая княгиня Лиза), обрекают себя на одиночество, сохраняя верность первому чувству (Соня). ХАРАКТЕРИСТИКА ГЛАВНЫХ ГЕРОЕВ!!!! Наташа Ростова Портрет: «Оживлённость», «обворожительность», «робкая грация», «радостный блеск глаз и улыбки» (II, 3, 17). «Особенно-поэтическая, переполненная жизни, прелестная девушка» (II, 3, 19). «Она пополнела и поширела, так что трудно было узнать в этой сильной матери прежнюю, тонкую, подвижную Наташу. Черты лица её определились и имели выражение спокойной мягкости и ясности. В её лице не было, как прежде, этого непрестанно горевшего огня оживления, составлявшего его прелесть» (эпилог, I, 10). Черты натуры: Нет глубокой работы ума. (Пьер о Наташе: «Она не удостаивает быть умною».) Безудержный порыв к счастью. Страстность. Эксцентричность. Переменчивость. Обворожительность. Своеволие. Особая связь с природой и с народом. Умение чувствовать гармонию и её нарушение. ПОДБЕРИТЕ ПРИМЕНЫ!
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|