Три парадигмы истории политической мысли
В изучении истории политической мысли огромную методологическую роль играет парадигматический подход. Учение о парадигме как об эффективном методе изучения истории мысли было создано в середине XX в. американским историком науки Т. Куном. Парадигма, согласно Т. Куну, это способ мышления, принятый в научном сообществе в определенную историческую эпоху. Члены научного сообщества, за исключением мыслителей-революционеров, не вольны выбирать или менять парадигму. Парадигма — это образец, которому следуют с очевидной необходимостью все, причастные конкретному сообществу. Опираясь на концепцию Т. Куна, в истории политической мысли можно выделить следующие парадигмы: 1 - цивилизационно-этическая (полисная) парадигма политики. Платон, Аристотель, Цицерон. Сущность античной политики заключается в цивилизационно-этическом противоречии, содержанием которого является, с одной стороны, борьба полисной цивилизации против варварства, несущего деспотию и рабство, с другой стороны — противостояние рождающейся личной моральной воли, не признающей тождества с общей волей. Политические единства: цивилизованные и варварские, а внутри единств люди: свободные и рабы. 2 - теологическая парадигма. Златоуст, Августин Блаженный, Фома Аквинский. Сущность европейской средневековой политики – противоречие религиозного характера, борьба за иерархическое религиозно-политическое единство христианского мира, противостояние церкви и государства, христианского и нехристианских миров. Политические единства делятся на миры: христианский, мусульманский, иудейский, языческий. Внутри миров люди: ортодоксы и еретики. 3 - национально-экономическая парадигма. Макиавелли, Гоббс, Локк, Монтескье, Руссо, Кант, Гегель. Сущность политики Нового времени – противоречия национально-экономического характера, выливающиеся в социальные конфликты, конфликты государства и общества. Политические единства: нации и глобальные экономические системы. Внутри политических единств люди: патриоты и космополиты.
Сущность политики ближайшего будущего – преодоление глобального противоречия между обществом и природой. Природа становится вместе с человеком творцом общественных отношений. Политические угрозы человеку исходят от него самого, превращают экологическую проблему в политическую. Есть и другие классификации парадигм по различным основаниям. Историко-хронологический критерий позволяет выделить парадигмы: античную, средневековую, эпохи Возрождения и Реформации, Нового времени. На основании критерия «природа политики» парадигмы: теологическую, натуралистическую, социальную, рационально-критическую. Традиционно считается, что политическая наука возникла в античной Греции, и главными ее представителями были софисты, Платон и Аристотель. На Востоке, как и в Европе, политические идеи у многих мыслителей были «спрятаны» в философских учениях, в мифологии, религии, фольклоре.
Политическая мысль античности: Платон
Платон (427-347 гг. до н. э.) одна из ключевых фигур политической мысли античности. Первое систематизированное представление о политике и государстве изложено Платоном в его работах «Государство», «Законы» и др.. Но их можно назвать утопическими, т.к. в них Платон говорит не о реальном, а об идеальном справедливом государстве, которое является максимальным воплощением мира идей в политической жизни общества. В нём правят лучшие и благородные и оно должно быть «красивым в целом». В нём гармонично существуют три основных сословия: правители (философы), стражи и ремесленники. В нём правит закон, который выше правителей.
Идеальному гос-ву противостоят несовершенные формы реального гос-ва: 1 – Тимократия – власть честолюбивых, жадных, грубых правителей, рабов своих низменных страстей. 2 – Олигархия – власть узкой группы богатых правителей (бедные не участвуют в управлении) 3 – Демократия – власть всех. Нет должной системы управления. 4 – Тирания – власть одного. Худший тип гос-ва, т.к. царят беззаконие, насилие, произвол.
Немного о полит.мысли в античности (самое-самое начало развития полит.мысли): Термин «политика» создан греками и связан с понятием «полиса». Полисами именовались древнегреческие города-государства, в которых только свободные горожане могли стать «политиками», т. е. участвовать в управлении полисом. Рабы и негреки, приравнивавшиеся к варварам, были лишены гражданских прав, исключались из политики, оставаясь на положении людей подвластных, несвободных. В центре внимания греческих мыслителей с древних времен был вопрос о сохранении целостности, гармонии полиса, противостоящей хаосу. Божественный закон как характеристика устойчивого порядка в космосе обозначается словом «фюзис» — природа, то, что не произведено человеком. Понятие «номос» подразумевает закон как характеристику становления общества, преходящее творение человека. Теоретическим основанием для политической деятельности служил тезис о противоположности фюзиса и номоса. Эту проблему сформулировали софисты (Протагор из Абдер, Горгий из Леонтин, Продик с Кеоса, Фразимах Халкедонский, Гиппий из Элиды).
Политическая мысль античности: Аристотель Аристотель (384-322 до н.э.) в работе «Политика» анализирует существующие в его время формы государства. Отмечает, что само гос-во – это форма общежития людей, способ организации общественных связей и отношений, т.к. «человек – есть животное политическое». В гос-ве должны действовать власть закона и соблюдаться порядок. Граждане гос-ва обязаны уметь исполнять воинскую, административную, судебную и жреческую функции. Выделяет правильные и неправильные формы гос-ва. В правильных: цель и смысл власти в достижении общего блага. В них правят многие или один руководитель. В неправильных: реализуется воля только правителей.
Правильные: 1 – Монархия – единоличная власть государя, которая может быть абсолютной либо патриархальной. 2 – Аристократия – власть лучших людей. Более предпочтительна, чем монархия. 3 – Республика (Полития) – выборная власть многих (большинства). Неправильные: 1 – Тирания – власть жадного, корыстного правителя, преследующего только свою выгоду. 2 – Олигархия – власть группы недостойных богачей, цель: своя выгода. 3 – Демократия – власть бедноты, составляющей большинство народа. Есть 5 видов демократии. Худшей из них Аристотель считает охлократию – власть толпы.
Политический идеал: смешанная форма гос-ва, синтез аристократии и республики. Здесь правит справедливый закон и существуют отдельно законодательная, административная и судебная власти. Эта форма примиряет бедных и богатых, в равной степени представляет их основные интересы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|