Учебно-методическое и программное обеспечение курса информатики. Требования к педагогическим программным средствам. Методика использования аудиовизуальных и технических СО.
Подготовка педагогических программных средств. Виды, метод. рекомендации по составлениюППС ПСУН – средство, в котором отражается некоторая предметная область в той или иной мере реализуется технологией ее объединения и обеспечиваются ее условия для осуществления различных видов учебной деятельности. Проблемы разрешения и создания ПСУН опираются на следующие теоретические основы: 1) педагогическая целесообразность применения ПСУН; 2) функциональное назначение отдельных видов ПСУН; 3) классификация ПСУН по методическому назначению; 4) требования к программным средствам, используемым в учебно-воспитательном процессе. Классификация: 1) по предметному содержанию; 2) по функции: а) диагностические, б) контролирующие, в) обучающие; 3) по степени активности, которая определяется структурой и характером деятельности; 4) по целевой активности; 5) по уровню коммуникабельности: а) предметно-ориетированные с разной степенью интерактивности, б) коммуникативно-ориетированные (локальные сети). Классификация по методическому назначению (Роберт Е. Вениаминов): 1) обучающая система; 2) контролирующая система; 3) тренажеры; 4) информационно-справочные и информационно-поисковые; 5) имитационные; 6) моделирующие; 7) игровые; 8) демонстрационные; 9) досуговые. Существует еще классификация ПСУН: 1) компьютерные учебники; 2) предметно-ориентированные среды; 3) лабораторный практикум; 4) тренажеры; 5) контролирующие программы; 6) справочники, БД учебного назначения. Тенденции развития ПСУН состоит в отходе от идей прошедшего объединения и расширения информационного пространства программы. Первая обучающая программа почти полностью реализовывали обучение на основе технологии пр-нии: 1) порциональные предъявления учебной информации на экране монитора; 2) со знакомством нового материала – тренировочный опрос; 3) в зависимости от ответов учащегося либо продвижение вперед, либо возврат к пройденным темам.
Из программных средств, специализированных контролировать учебно-познавательную деятельность можно отнести экспертные обучающие системы. Эти программные продукты, основанные на технологии искусственного интеллекта, требует больших затрат, и на сегодняшний день нет потребности полностью заменить учителя. Увеличение объема информационного пространства программ учебного назначения наиболее ярко представлен в гиперсредах (гипертекст, гипермедиа). При использовании программных средств в качестве средства обучения выделяют цели использования: 1) общедидактические: развитие мышления, воображения, творческого потенциала; 2) частнодидактические: формирование алгоритмического стиля мышления, навыков работы на ЭВМ. Учебно-методическое и программное обеспечение курса информатики. Требования к педагогическим программным средствам. Методика использования аудиовизуальных и технических СО.
Все учебные материалы сегодня условно можно разделить на две большие группы: 1) «внешние» - утверждены или рекомендованы Министерством образования 2) «внутренние» - авторские учебно-методические пособия, которые создаются самими преподавателями для дальнейшего использования в своей педагогической деятельности. Они создаются с учетом требований Госстандарта и являются наиболее адаптированными к специфике работы самого учителя в данном учебном учреждении. Базовое программное обеспечение составляют: ОС, офисный пакет, антивирусные средства, архиваторы, графический редактор, инструментальные средства разработки программ. Программно-методическое обеспечение курса информатики, наряду с базовым программным обеспечением включает программные средства для поддержки преподавания и инструментальные программные средства, предоставляющие возможность управления учебным процессом, автоматизацию процесса контроля учебной деятельности.
Программное и учебно-методическое обеспечение курса информатики ориентировано на: 1) поддержку изучения курса (изучение теоретических вопросов, выработка умений и навыков общения с компьютером); 2) формирование специфических умений и навыков использования средств новых информационных технологий, повышающих культуру учебной деятельности и способствующих общему развитию учащихся и подготовке их к жизни в условиях информационного общества. Помимо педагогических методик, ориентированных на использование компьютерных технологий, в систему средств обучения следует включать традиционные методики, специфические функции которых передать компьютеру невозможно, либо нецелесообразно с психолого-педагогической или гигиенической точки зрения. Требования, предъявляемые к ППС: 1) педагогические требования (дидактические; методические; обоснование выбора тематики учебного курса; проверка на педагогическую целесообразность использования и эффективность применения); 2) технические; 3) эргономические; 4) эстетические; 5) требования к оформлению документации. Методика медиаобразования школьной, как правило, базируется на реализации разнообразных творческих заданий. Основные функции: обучающие, адаптационные, развивающие и управляющие. Используются самые разнообразные способы деятельности: 1) дескриптивный (пересказ содержания, перечисление событий медиатекста); 2) классификационный (определение места медиатекста в историческом и социокультурном контексте) 3) аналитический (анализ структуры медиатекста, языка медиатекста, авторских концепций и т.д.) 4) личностный (описание отношений, переживаний, чувств, воспоминаний, ассоциаций, вызванных медиатекстом) 5) объяснительно-оценочный (формирование суждений о медиатексте, о его достоинствах в соответствии с эстетическими, моральными и т.д. критериями). 32. Методические аспекты работы с БД. Цели и зучаемые вопросы. Формы и методы организации п.з.
Цель: дать представление о назначении информационных систем и баз данных. Познакомить с основами реляц. Бд. Обучить основным приёмам работы с одной из реляц. СУБД. Обучить организации поиска, сортировки, редактирования данных. Изучаемые вопросы: 1.Назначение информационных систем и бд Компьютерные инф. Системы позволяют хранить большой объём данных, осуществлять в них быстрый поиск, вносить изменения, выполнять всевозможные манипуляции с данными (группировать, сортировать и т.д) 2.классификация бд. По характеру хранимой инф: фактографические и документальные; по способу хранения: централизованные и распределённые; по структуре: реляц, иерарх, сетевые. 3.Структура реляц.бд.. Строки, столбцы 4.ЭлементыРБД: первичный ключ; имя, значение и тип поля. 5.назначение СУБД: режимы работы СУБД MS ACCESS,foxpro, paradox. 6.Выборка информации на бд 7.Логические выражения в условиях выбора и удаления записей. 8. сортировка; ключи сортировки Рекомендации по организации практич. Работы. Типы: 1.задачи: теоритич. Задания для закрепления осн. Понятий 2. упражнения: пр.р. для работы в среде СУБД с целью отработки основных навыков 3.индивидуальные работы: зачётные задания, требующие от учеников комплексного владения теоритическими знаниями и практ. Навыками Учащиеся должны знать: 1) что такое БД, СУБД, информационная система; 2) что такое реляционная БД, ее элементы; типы и форматы полей; 3) структуру команд поиска и сортировки информации в БД. Учащиеся должны уметь: 1) открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа; 2) организовать поиск информации в БД; 3) редактировать содержимое полей БД; 4) сортировать записи в БД по ключу; 5 ) добавлять и удалять записи в БД. |
|
|