Информационные потоки в логистике и их классификация
Эффективное использование информационной логистики заключается в рациональном управлении информационным потоком по всей логистической сети на всех иерархических уровнях. Информационный поток — это совокупность циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления, анализа и контроля логистических операций. Информационный поток может существовать в виде бумажных и электронных документов (носителей). Информационные потоки в логистических системах имеют свои специфические особенности, которые отличают их от всех других видов информационных потоков. Эти особенности зависят от свойств логистических систем. Логистические информационные потоки имеют следующие характеристики: · неоднородность (информация, используемая в логистических системах, качественно разнородна.); · множественность подразделений — поставщиков информации; · множественность подразделений — потребителей информации; · сложность и трудность практической обозримости информационных маршрутов; · множественность числа передач единиц документации по каждому маршруту; · многовариантность оптимизации информационных потоков. Логистический информационный поток сам по себе является достаточно сложной системой и делиться на ряд составляющих: реквизит, показатель, документ и массив. Реквизит — элементарная единица сообщения. Реквизит характеризует количественную или качественную составляющую информационной совокупности. Так например, реквизиты — наименование организации, наименование товара, цена товара, и т.п. Каждый реквизит может быть представлен совокупностью символов: цифровых, буквенных, специальных.
Документы, используемые в процессе управления, могут включать один или несколько показателей с обязательным удостоверением (подписью или печатью) лица, ответственного за содержащуюся в документах информацию. Поскольку получение исходных данных является сферой деятельности человека, то большинство документов создается на стадии сбора и регистрации данных, хотя немалая доля документов поступает в систему от внешних (вышестоящих и др.) организаций. Например, в бухгалтерском учете показатель, его основание является результатом счета, взвешивания и т.п. Он служит основой получения сводных бухгалтерских и статистических данных, которые в свою очередь будут входящей информацией при составлении статистических отчетов в разрезе организации, отрасли, региона и т.д. Массив представляет собой совокупность однородных данных, имеющих единую технологическую основу и объединенные единым смысловым содержанием. Данные (процессы, явления, факты, и т.п.) представленные в формализованном виде, пригодном для передачи по каналам связи и для обработки на компьютере. Основными элементами массивов, определяющими их содержание, являются записи. Записи - это элементы массива, которыми оперируют пользователи при обработке информации. Элементами записей, имеющих единое смысловое значение, являются информационные поля. Данные, принадлежащие к одному массиву, записываются по общим правилам (в соответствии с технологией накопления, хранения и обработки данных, принятой в организации). Тип массива определяется его содержанием (например, массив материальных нормативов, массив поставщиков материалов), функциями в процессе обработки данных (входной, выходной, промежуточный массивы). Информационный массив, снабженный символическим именем, однозначно определяющим его в информационной системе, называется файлом.
Исходя из неоднородности и множественности поставщиков и потребителей логистических информационных потоков, а также руководствуясь главной целью классификации — упорядочением логистических информационных потоков, первым шагом в классификационной группировке является деление по признаку, позволяющему образовать однородные по видам деятельности (или по функциям) информационные потоки. Известно, что информационный поток, как правило, выражается в определенном виде документации (накладные, счета-фактуры, приказы и пр.). В соответствии с существующим делением документации по видам деятельности, логистические информационные потоки могут быть классифицированы на: § распорядительные (приказы, распоряжения); § организационные (инструкции, протоколы, положения); § аналитические (обзоры, сводки, докладные записки); § справочные (справки); § научные (статьи, рефераты); § технические (документации по технике безопасности). Передача и прием информационных потоков осуществляется с помощью носителей памяти человека, документа, магнитного носителя, устной речи и т.п. По виду носителя информации логистические информационные потоки могут быть переданы на бумажные, электронные, смешанные. Носитель информации — это любое материальное средство, фиксирующее информацию. В настоящее время для регистрации информации используются бумажные и электронные носители. Информационный поток может состоять из бумажных и электронных носителей, которые дублируют или дополняют друг друга. Для того, чтобы человек мог воспринять любой вид информации, должна быть осуществлена её индикация. В зависимости от индикации информационные потоки делятся на: · цифровые (цифровая запись в документе, цифровое изображение на мониторе); · алфавитные (словесная запись в документе, на экране монитора); · символические (условное изображение на чертежах, организационных схемах); · предметно-визуальные (телеизображение, фотография). Структура информационных потоков определяет их однородность и неоднородность. Однородные информационные потоки характеризуются единым видом носителя, единой функциональной принадлежностью, единым видом документационного сопровождения. Неоднородные информационные потоки соответственно не отвечают всем вышеперечисленным требованиям.
По периодичности информационные потоки делятся на: · регулярные - соответствующие регламентированной во времени передаче данных; · оперативные — обеспечивающие связь в любой необходимый момент времени. По степени взаимосвязи информационные потоки делятся на: · взаимосвязанные; · невзаимосвязанные. Степень взаимосвязи характеризуется количеством видов информации, взаимосвязанных с данным видом информации. По объему информационные потоки делятся на: · малообъемные; · среднеобъемные; · высокообъемные. Объем информации измеряется количеством символов (алфавитных, цифровых и служебных знаков) или байтов. Выделяют виды информационных потоков в зависимости: - от вида связываемых потоком систем: · горизонтальный - поток сообщений между партнерами по хозяйственным связям одного уровня управления управления; · вертикальный - поток сообщений, поступающих от руководства в подведомственные ему звенья логистической системы. - от места происхождения: · внешний - поток, протекающий во внешней, по отношению к логистической системе, среде; · внутренний - поток сообщений, циркулирующих внутри одной логистической системы либо одной из подсистем. - от направления потока: · входной - поток сообщений, входящих в логистическую систему, либо в одну из подсистем; · выходной - поток сообщений, выходящих за пределы логистической системы либо одной из подсистем. - от срочности: · обычные; · срочные; · очень срочные. - от степени секретности: · обычные; · содержащие коммерческую тайну; · содержащие государственную тайну. - от значимости почтовых сообщений: · простые; · заказные; · ценные. - от скорости передачи: · традиционные (почта); · быстрые (факс, эл.почта, телеграф, телефон...). - от области охвата: · местные; · иногородние; · дальние; · международные. Для обработки информационных потоков современные логистические системы имеют в своем составе информационный логистический центр. Задача такого центра - накопление получаемых данных и их прагматическая фильтрация, т. е. превращение в информацию, необходимую дли решения логистических задач. При этом связь центра с источниками информации может быть односторонней, двусторонней и многосторонней. Современные логистические системы используют последний способ связи.
Таким образом, логистика оперирует многочисленными показателями и характеристиками информационных потоков: номенклатурой передаваемых сообщений, типами данных, документами, массивами данных; интенсивностью и скоростью передачи данных; специальными характеристиками (пропускной способностью информационных каналов, защитой от несанкционированного доступа, помехозащищенностью и др.). Информационные потоки в логистике образуются в виде потоков массивов электронных данных, определенным образом оформленных бумажных документов, а также в виде потоков, состоящих из обоих этих типов квантов информации. К такой информации относятся: · телефонограммы и факсы; · накладные, поступающие вместе с товаром; · информация о поступлении и размещении грузов на складах; · данные о транспортных тарифах и о возможных маршрутах и типах транспорта; · изменения в динамических моделях состояния запасов; · библиотеки управляющих программ для технологического оборудования с числовым программным управлением и каталоги этих библиотек; · различная нормативно-справочная производственная информация; · изменения в динамических моделях рынка и в его сегментировании; · текущие сведения о производственных мощностях; · текущие сведения о поставщиках и продуцентах; · изменения в динамических моделях портфеля заказов; · текущие сведения о незавершенном производстве; · данные о планах выпуска; · текущие данные о складах; · данные об объемах и видах готовой продукции; · данные о фактическом сбыте продукции потребителям; · данные о финансовых потоках. Таким образом, информация, создающаяся, хранящаяся, циркулирующая и используемая в логистической системе, может быть признана полезной, если возможно ее включение в текущие производственно-сбытовые процессы. Для успешной и эффективной реализации логистического управления на основе анализа информационных потоков необходимы определенные факторы и предпосылки, а именно: · наличие соответствующих информационных характеристик процесса; · адекватный уровень систематизации и формализации процесса логистического управления; · организационные формы и система методов логистического управления;
· возможность сокращения длительности переходных процессов и оперативного получения обратной связи по результатам логистической деятельности. Информационный поток определяется следующими параметрами: 1. Источником возникновения. 2. Направлением движения, либо адресатом. 3. Скоростью передачи, т. е. количеством информации, передаваемой в единицу времени. 4. Общим объемом, т. е. общим количеством информации, образующей данный поток. Разнообразные информационные потоки являются теми связями, которые объединяют в единое целое различные функциональные подсистемы. В каждой из этих функциональных подсистем реализуются материальные потоки, соответствующие целям, обеспечиваемым этими подсистемами. Информационные потоки объединяют эти подсистемы в единое целое, так что отдельные цели каждой подсистемы подчиняются общей цели всего производственно-сбытового комплекса. Именно это является основной концепцией логистики. Информационные потоки в логистике нужно формировать, отвечая на следующие вопросы: чем вызвана необходимость в данной информации (а не кем поставлена соответствующая задача); на какую внутреннюю информацию можно рассчитывать, насколько она полна и достоверна; какие реальные данные внешней информации можно фактически получить, каким образом и какую вторичную информацию можно достоверно использовать; какую технику, кадры и ресурсы можно применить при создании и использовании информационных потоков; каковы требования к степени оперативности получаемой информации, к ее долговечности. Виды информационных потоков, циркулирующих в логистических системах, имеют некоторое отличие от всех других видов потоков. Отличие состоит в самом объекте движения - обмене информации между различными звеньями логистической системы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|