По мере выполнения работы учащимися, учителя осуществляют контроль и необходимую помощь для отдельных учащихся.
- Спасибо! Вы все справились с поставленной задачей, а теперь проконтролируйте сами себя. (После выполнения работы должна получиться схема представленная на рис.2)
Рис. 2
Для этого демонстрируется лист ватмана с прочерченными условными обозначениями всех элементов электрической сети (<рис.2>). - Мы с вами знаем, что если источник тока, потребители тока и приборы управления, соединенные между собой проводниками, то они образуют электрическую цепь. Учитель физики. А вот для того, чтобы в электрической цепи проходил электрический ток, и происходила какая - либо работа электрическая цепь должна быть замкнута. В современных схемах электроснабжения на штепсельных разъемах появляется дополнительный контакт это “заземление”. Принцип действия заземления мы сейчас и рассмотрим на примере с электроскопами (знакомыми вам по урокам физики). Демонстрация: Комплект из школьных электроскопов не менее 3 штук. Давайте зарядим электроскоп и посмотрим на его значение. При соединении заряженного электроскопа с незаряженным нам наглядно видно, как заряд распределился между двумя электроскопами. Причем на первом осталось примерно половина заряда, присоединим еще один и видим, что заряд на первоначальном уменьшился еще на какую- то величину. При присоединении к контуру заземления весь заряд стекает в контур. Выводы: 1. Присоединение нулевого проводника к контуру заземления позволяет освободить электрическую цепь от остаточного заряда и во много раз снизить риск травмирования человека электрическим током 2. Замыкая цепь, т.е. соединяя электроскопы между собой, мы переносим заряд. По определению - ток это направленное, упорядоченное движение электронов, соответственно при соединении проводника с ЭДС через потребители со вторым проводом мы с вами - замкнем цепь и упорядочим движение электронов и выполним обязательное условие для прохождения тока это; наличие источника тока, потребителей и замкнутость цепи.
Учитель технологии. Теперь мы с вами готовы выполнить следующее графическое задание. Задание № 2. На второй половине листа, с первым графическим заданием, Вам необходимо (используя условные обозначения), но уже без допущенных ошибок, сверяясь с информацией на ватмане, соединить (условным обозначением проводника) все элементы в единую электрическую цепь. Через две минуты помочь неуспевающим, через три минуты - воспроизвести (цветными мелками на ватмане) схему (<Рис.3>)
Рис. 3 Учитель технологии. Молодцы! Правильно справились с графическим заданием. А что мы должны учесть при выполнении практической работы? Учитель физики. Что такое проводники? (Материалы, проводящие электрический ток) Демонстрация: (Используется самодельный стенд – принципиальная схема которого, приведена на рис.4.)
Рис. 4 Рассмотрим это на примере: Перед вами демонстрационный стенд с проводниками из различных материалов (нихром, сталь, алюминий, медь). На каждом проводнике укреплены маленькие листочки бумаги. Теперь мы подаем напряжение и что наблюдаем? (При нагревании происходит воспламенение бумаги) - Первый проводник нагрелся очень сильно — это нихром, - второй нагрелся, но с задержкой по времени, это сталь, - третий и четвертый проводники практически не нагрелись — это медь и алюминий. При прохождении тока через проводник сильнее нагрелся тот, чье удельное сопротивление было больше. Сопротивление проводника (R) прямо пропорционально его удельному сопротивлению (r) и длине проводника (?), и обратно пропорционально площади поперечного сечения проводника (S), что отображено в приведенной формуле.
R= r Расчетные задачи: Используя данную формулу, рассчитайте значение сопротивления для одного метра проводника. Проводники изготовлены из различных материалов. Для этого Вам предоставлен лист с заданием № 3. Задание № 3 карточка № 1.
карточка № 2.
карточка № 3.
При выполнении данного задания целесообразно производить параллельные вычисления на доске Учитель физики ( открывает и демонстрирует вычисления на доске). Сравните, пожалуйста, результаты ваших вычислений с вычислениями на доске и попробуйте определить, какие материалы целесообразно применять при изготовлении проводников, а какие материалы пригодны для изготовления нагревательных приборов. Ученики делают вывод: чем меньше значение сопротивления, тем меньше нагрев проводника. После наблюдения за прохождением тока через проводники, изготовленные из материалов с различным удельным сопротивлением и произведя расчеты сопротивлений можно сделать вывод, что для монтажа проводки в квартире необходимо взять провода из алюминия или меди. Учитель технологии. Вернемся к конечной цели нашего урока и приступим к сборке и испытанию макета проводки однокомнатной квартиры. Задание №4. “ Монтаж проводки ”. Вспомним правила по электробезопасности. 1. Работайте только исправным инструментом. 2. Соблюдайте особую осторожность при работе с монтерским ножом. Снятие изоляционной оболочки и зачистку проводящей жилы выполняйте только на подкладной доске, монтерский нож держите наклонно, режьте от себя.
3. Ручки кусачек, плоскогубцев, круглогубцев и щипцов держите в обхват, иначе можно защемить пальцы. 4. Инструмент подавайте ручкой от себя, а кладите на стол ручкой к себе. 5. Надежно изолируйте места соединения и ответвления проводов. 6. Не производите зарядку электроарматуры на весу. Разбирайте и собирайте электрический патрон, штепсельную вилку и электрический выключатель только на подкладной доске. Отвертку держите “от себя”. Подготовительные работы. Для оконцовывания провода тычком необходимо надрезать и снять изоляцию от конца провода на расстоянии 15 мм. Для оконцовывания провода петелькой необходимо надрезать и снять изоляцию от конца провода на расстоянии 35 мм. Сформировать петельку. Согните кольцо диаметром 4 мм на расстоянии 8-10 мм от среза изоляции. Оставшимся концом сделайте два - три витка вокруг провода между изоляцией и колечком, излишки провода откусаете кусачками, а витки обожмите плоскогубцами. (Рис. 5; 6)
Рис.5 Рис.6 Учитель технологии. Практическую работу попрошу выполнять в строгом соответствии с технологической картой
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА МОНТАЖ КВАРТИРНОЙ ПРОВОДКИ
Окончание урока.
Демонстрация работающего электромонтажного стенда с пояснениями со стороны учащихся о проделанной работе. Заключение В процессе обучения хотелось предусмотреть такие пути, которые были бы обращены к различному уровню развития познавательного интереса учащихся и находили опору в различных сторонах обучения: в содержании, в организации процесса деятельности (самостоятельная работа), в приемах побуждения и активизации учащихся.
В области обучения придавать большое значение глубокой и вдумчивой работе учителя по отбору содержания учебного материала, который составляет основу формирования научного кругозора учащихся, столь необходимого для появления и укрепления их познавательных интересов. Поэтому в программе предлагается: 1. Знакомить учащихся с новыми фактами и сведениями, которые могут показать учащимся современный уровень науки и перспективы ее движения; 2. Раскрывать перед ними интересующие вопросы: зарождение идеи, научные поиски, результаты открытий, трудности; 3. При помощи проблемного обучения ставить учащихся перед противоречиями и учить диалектическому подходу в осмыслении научных фактов и идей; 4. Показать необходимость научных выводов для объяснения явлений жизни, знаний, приобретенных личным опытом: 5. Раскрывать перед учащимися практическую силу научных знаний, возможность применения приобретенных в школе знаний в жизни человека, на производстве, в сельском хозяйстве, при решении бытовых и практических вопросов. В организации процесса учения предлагается всемерно разнообразить самостоятельную работу учащихся, постоянно совершенствовать способы их познавательной деятельности: 1. Постоянно усложнять познавательные задачи, по каждому предмету наметить систему усложненных задач, требующих овладения новыми, более совершенными познавательными умениями; 2. Вводить задачи на догадку, развитие сообразительности, побуждая к различному подходу в их решении; 3. Ставить задачи, требующие исследовательского подхода, проверки опытным путем полученных знаний; 4. Практиковать задачи на применение знаний в жизни и быту; 5. Развивать и поддерживать в самостоятельной работе творческое начало, требующее активности наблюдения, воображения, реконструкции опыта, самостоятельности мысли; 6. Дифференцировать познавательные задачи для различных групп учащихся. Составлять несколько вариантов задач различной степени сложности, предлагать их свободный выбор. Отыскание важнейших путей побуждения учащихся к учению является необходимым условием развития их познавательных интересов. В этом плане предлагается: 1. Оживлять уроки элементами занимательности, имея в виду решение поставленной на уроке задачи; 2. Использовать всестороннее воздействие средств искусства; 3. Побуждать учащихся задавать вопросы учителю, товарищам; 4. Развивать на уроках коллективный анализ процесса и результатов работы отдельных учащихся; 5. Практиковать индивидуальные задания, требующие знаний, выходящих за пределы программы; 6. Использовать широкий кругозор отдельных учащихся в интересующей их области, как дополнительный источник знаний для других; Перед индивидуальной работой с учащимися поставлены две задачи: a) выявление познавательных интересов и склонностей учащихся; b) целенаправленное воздействие на укрепление, развитие и углубление процессов и склонностей учащихся. Четвертым направлением работы по формированию познавательного интереса учащихся будет работа с родителями учащихся. Здесь существуют две взаимосвязанные задачи: пополнение данных по изучению интересов детей и создание условий в семье для активного их формирования. Учитель играет основную роль в формировании интереса, очень активную и многогранную. Коллектив в формировании интереса также выполняет очень значительную и многогранную роль. Психологическая роль успеха выступает в двух планах: как предпосылка интереса и как дополнительный мотив, укрепляющий. Некоторый запас знаний является необходимой основой для возникновения познавательных вопросов при соприкосновении с новыми знаниями, выступающими в противоречие с прежними представлениями. Список литературы 1. Адаменко А.С. Творческая техническая деятельность детей и подростков М., 2003г., с. 38-40. 2. Алексеев В.Е. Организация технического творчества учащихся М. 2004 г., с. 23-38. 3. Бабанский Ю.К. Педагогика М, Просвещение, 2004г., с. 33-37. 4. Баранов С.П. Принципы обучения. М, 2005г., с. 44. 5. Вакуленко В.А. Опорный конспект по предмету Организации и методика производственного обучения, 2003 г. 6. Волков И.П. Приобщение к творчеству М. Просвещение, 2002 г., с. 59-64. 7. Губенков. С. Ю. Новая организация внеурочной работы по техническому творчеству в средних профтехучилищах М, 2002 г., с. 16-22. 8. Есипов Б.Г. Основы дидактики. М, 2003г., с. 12-15. 9. Занков Л.В. Дидактика и жизнь. М, 2002г., с. 38. 10. Измайлов А.О. Профнаправленность как педагогическое понятие и принцип//Вопросы взаимосвязи общеобразовательной и профессионально-технической подготовки молодых рабочих. М, 2003г., с. 113. 11. Ильина Т.А. Педагогика школы. М, 2002г., с. 18-22. 12. Казанский Н.Г. Дидактика. М, 2004г., с.33. 13. Каиров И.А. Педагогическая энциклопедия. М, 2004г., с. 122. 14. Коменский Я.А. Великая дидактика. М, 2004г., с. 24- 36. 15. Крутецкий В.А. Психология - М., 2004 г., с. 11-28. 16. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности - М., 2004г., с. 66. 17. Махмутов М.И. Современный урок. Вопросы теории - М., 2002г., с. 37-40. 18. Онищук В.А. Урок в современной школе - М., 2002г., с. 58-60. 19. Основы педагогического мастерства. Подласый И.П. Педагогика. В 2 кн. - М. 2002г., с. 98-104. 20. Полобинкин А. И. Основы инженерного творчества. - М. 2004г., с.76. 21. Скакун В.А. Методика производственного обучения. Ч. 1-2 - М. 2002г., с. 22-27. 22. Скаткин М.Н. Дидактика средней школы - М., 2003г., с. 17-24. Приложения Объяснительная записка Представленная программа отличается от программ других авторов тем, что ее системообразующим фактором являются технологии обработки материалов. Она нацелена на реализацию деятельностного подхода в образовательном процессе. Вместо привычных тем для учителя - темы технологических проектов для самостоятельной разработки учениками. Особо надо подчеркнуть, что школьник должен предложить тему своей работы сам, или выбрать из числа предложенных учителем. Каждый учитель знает, что существуют некоторые, достаточно часто повторяющиеся предложения или просьбы школьников выполнять те или иные работы, изготовить конкретные изделия. Именно подобные темы работ, сформулированные достаточно широко, структурированные в соответствии с педагогическими принципами и составили содержание программы этого блока, включающего в себя собственно технологии обработки материалов, элементы техники (машиноведение), технических измерений и расчетов, экономики и экологии. Программа НЕ предполагает, что учащимся будут выполнены все проекты по всем разделам. Это ВАРИАТИВНАЯ программа. Учащийся вместе с учителем ВЫБИРАЕТ разделы и темы проектов, разрабатывает и реализует их. Настоящая программа направлена на решение общих задач трудовой подготовки, особенно на формирование технологического мышления и способностей к самостоятельной деятельности. Поэтому при реализации программы надо обратить внимание на следующее: - задачи трудовой подготовки решаются, в основном, в процессе практической деятельности учащихся. Эта деятельность заключается в разработке и реализации проектов по собственному замыслу. Часть проектов может выполняться в форме лабораторно-практических работ; - предполагается расширение принципа вариативности содержания: если раньше это понятие относилось к школе или учителю - они выбирали содержание программы, то сегодня пора дать такую возможность ученику; - происходит активизация психологического механизма целеполагания в деятельности школьников: ученик должен не только осознавать цель, которую ставит перед ним учитель, но и ставить собственные цели и задачи на каждом этапе работы; - у учащихся должна закрепиться привычка к анализу экономических и экологических аспектов технологий. В связи с этим, в программе выделены два специфических раздела: технологическая экономика и технологическая экология. Они не структурированы по годам обучения, их темы легко "привязываются" к любому занятию самим учителем в зависимости от конкретных условий; - школьники должны с определенностью осознать то, что технологии массового производства, как правило, в корне отличаются от технологии изготовления единичного образца. Именно поэтому в программу введены (помимо традиционной технологии обработки материалов резанием) технологии обработки материалов давлением, литье, порошковая металлургия, технология композитных материалов. Это не значит, что завтра же в школах развернется производство металлокерамических втулок для двигателей, но ознакомиться в процессе лабораторно-практических работ с такими технологиями школьники смогут. Структура программы Программа структурирована по классам и разделам, соответствующим технологиям обработки материалов. Наименования разделов программы представляют собой названия технологий. Они определяют некоторый этап обучения, когда эта технология является ведущей в деятельности ученика по разработке и реализации проекта. Темы проектов - это направления разработческой (конструкторской, технологической) и исполнительской деятельности учащихся на некоторый период времени. Заданные темы проектов не исключает возможности предложения учащимися собственных тем. Напротив, это свидетельствует о высоком уровне развития творческих способностей учащихся и эффективной работе учителя. Проекты могут быть комплексным, объемлющими несколько разделов. Операционный состав - новый для школьных программ термин. Это наименования основных технологических операций, адекватных теме проекта.
Реализация программы Вся программа, ее традиционные и нетрадиционные разделы реализуется на типовом школьном оборудовании с помощью нестандартных, но несложных технологических приспособлений. Эти приспособления могут служить для учащихся объектами разработки и изготовления, мотивируя своей практической значимостью глубокое изучение технологий, эффективное формирование умений и навыков практической деятельности, развитие творческих способностей. Программа предполагает индивидуальную или бригадную (групповую) форму реализации. Оптимальной является бригада из 2-3 учеников, которые разрабатывают проект по собственному выбору. Естественно, охватить все темы они не могут, поэтому часть учебного материала осваивается ими в собственной деятельности, часть перенимается у других бригад в процессе общения, часть усваивается из объяснений учителя на специальных занятиях. Для полноценной реализации программы необходимо технологическое разнообразие деятельности: учащиеся последовательно включаются в труд с использованием различных технологий обработки материалов. Технологии постоянно обогащаются конкретными способами их реализации. Программа требует гибкого реагирования на учебную ситуацию в классе. Непрерывная коррекция, обратная связь - один из основных принципов ее реализации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|