Молитва ко Пресвятой Троице.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
-------------------------- Яко многия ради Твоея благости – ибо по множеству Твоей благости. Ниже погубил мя еси – и не предал меня смерти (нижé – и не: соединение союзов ни и же). Обычно – здесь: как всегда, как Ты постоянно делаешь.. Нечаяние – неведение, беспечность, отчаяние. Во еже – чтобы. Утреневати – рано вставать, возносить утреннюю молитву. Держава – сила, власть. Очи мысленныя – мысли, ум. Отверзи – открой. Словесем Твоим – здесь: учению, слову Твоему (а не словам). Пети Тя во исповедании сердечнем – в греческом тексте молитвы буквально: бряцать Тебе славу в благодарении сердца, то есть прославлять Тебя в благодарном сердце.
Исповедание – здесь: слава, хвала, благодарение. -------------------------- Сон – образ смерти. Пробудившись от сна, от сонного забвения и нечувствия, мы возносим Господу благодарение за то, что Он не прогневался за наши грехи и даровал нам жизнь нового дня, что Он воздвиг нас с ложа нашего, чтобы поутру мы могли прославлять державу Его. Первая забота – прославление имени Божия, угождение Богу. Но угождать Богу мы можем лишь по Божией благодати – поэтому просим Господа просветить наши мысленные очи, просим открыть наши уста для поучения в законе Господнем и разумении и исполнении заповедей Его, для того, чтоб творить во всем волю Его, чтобы петь Богу хвалу не только сейчас, в положенный час утренней молитвы, но и во весь предстоящий день, и во все дни жизни нашей.
-------------------------- Цареви – Царю. Припадем – повергнемся на землю (к стопам), поклонимся. -------------------------- В этой молитве мы призываем не только все свои душевные и телесные силы, но и всех верующих (при храмовой или общей молитве) поклониться Царю нашему и Богу Иисусу Христу. Псалом 50, покаянный
--------------------------
Щедрота – щедрая милость; милосердие, сострадание, жалость. Наипаче – особенно, более всего (паче – более). Яко – здесь: ибо, потому что. Аз – я. Выну – всегда, во всякое время непрестанно. Победиши внегда судити Ти – победишь, когда Ты будешь меня судить (одержишь победу в суде надо мною). Се бо – вот, воистину (се – вот; бо – ибо, потому что). Иссоп – трава, употреблявшаяся в качестве кропила. Даси – дай. Кости смиренныя – сокрушенные, разбитые (как мы это говорим о болезни или сильной усталости). Возрадуются кости смиренныя – здесь: да укрепятся вновь кости сокрушенные, т.е. душа удрученная, подавленная (злостраданием). Созижди – создай, сделай. Дух прав – дух праведный, справедливый, правдивый, верный. Утроба – здесь: самая внутренняя, сокровенная, невидимая глубина души. Воздаждь – верни, дай. Устне – губы, рот (двойственное число от устна – губа). Аще бы – если бы. Убо – здесь: воистину. Всесожжение или всесожегаемая – жертва, при которой животное все без остатков сжигалось на жертвеннике. Ублажи – благотвори, осчастливь. Сион – гора в Иерусалиме, на которой был построен дом Давидов; символ Церкви. Олтарь – жертвенник. -------------------------- Слово псалом означает песнь. Этот псалом составлен пророком Давидом, когда он каялся в великом грехе – он убил благочестивого Урию Хеттеянина и овладел его женой Вирсавиею. Этот псалом называется покаянным, потому что он выражает глубокое сокрушение о содеянном грехе и усердную молитву о помиловании, и по глубине покаяния превосходит, быть может, все остальные. Поэтому этот псалом читается часто в церкви во время богослужения. Всем нам, виновным во множестве грехов, этот псалом следует произносить как можно чаще, вникая в каждое слово.
Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Грех велик, поэтому пророк просит у Бога и великой милости. Только неизреченные Божии щедроты могут очистить тяжкое беззаконие. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя. Господь уже объявил Давиду через пророка Нафана, что снимает с него грехи его за покаяние (2 Цар. 12, 13) – но Давид молится о том, чтобы Бог совершенно очистил его от греховных нечистот. Так и мы, получая в Таинстве Покаяния отпущение наших грехов, должны все же непрестанно взывать к Господу, чтобы он истребил в нас и самый корень греха. Яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Сжалься, Господи, очисти меня! Грех тяготит надо мною, я не могу забыть его, вижу его днем и ночью в совести моей, которая постоянно тревожит мою душу. Тебе Единому согреших, и лукавое пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши, внегда судити Ти (в русском переводе псалма: так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем). Не человеческому, а Божьему суду представляет себя пророк (Давид – царь, и ему не страшен людской суд). Скрыв беззаконие от людей, его не утаишь от Верховного Судии, Который видит все тайное; пред Божьей правдой обличается наше лукавство – наша неправда и неправота, и все наши оправдания бессильны. Се бо в беззакониях зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Все мы, потомки Адама, зачинаемся во грехах, наследуя первородный грех. Мы умоляем Бога о прощении, представляя Ему нашу природную склонность ко греху. Се бо истину возлюбил еси... (обратите внимание на слово еси – оно указывает на 2-е лицо: вот, Ты возлюбил истину). Ты, Господи, Сам и есть Истина (Я есмь путь и истина и жизнь – Ин. 14, б), Ты любишь истину и хочешь, чтобы мы пребывали в истине. И я исповедую, что Ты любишь истину и ненавидишь ложь, поэтому я исповедаю и сознаю пред Тобою, что согрешил. Безвестная и тайная премудрости Твоей явил ми еси – неизвестное (сокровенное) и тайное (то есть сокровенную тайну) Твоей премудрости Ты явил мне. (Царь Давид говорит о своем пророческом даре, о том, что Бог Духом Святым открыл ему неизреченные тайны Промысла Своего; но и всякий христианин получает в Таинствах Церкви дары Духа Святого и чрез учение Церкви прикасается к сокровенным тайнам Промысла Божия, и каждому из нас поведано безвестная и тайная премудрости Божией: мы научены истинной вере, нам указан путь к Царствию Небесному.) Чем ответил я на эти благодатные дары? Грехом!
Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся. Здесь – надежда совершенно избавиться от греха и преисполниться радости. Иссопу пророк уподобляет действие Святого Духа, очищающего в нас всякую скверну. Слуху моему даси радость и веселие... Дай мне, слуху моему, благодатную весть о помиловании, обрадуй и возвесели меня! Возрадуются кости смиренныя. Соделанный грех сокрушает не только душу, но и тело: под тяжестью греха изнемогают, смиряются кости; когда же грех прощен и с совести снято невыносимое бремя – тогда и все тело наполняется радостью (вспомним, как иногда мы с глубоким облегчением вздыхаем и расправляем плечи). Отврати лице Твое от грех моих, и вся беззакония моя очисти – истреби их из книги моей жизни. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Падшую душу восстави в первобытную красоту, уничтожив во мне нечистоту прародительского греха. Дай мне благодать правоты! Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Грех отторгает от Бога, от Источника Жизни – и мы молим, чтобы нам не оказаться во тьме кромешной, где не видно лица Божия. Воздаждь ми радость спасения Твоего, и Духом Владычним утверди мя. Воздаждь, возврати мне ту радость, которою я наслаждался, когда был храним Тобою; подай мне дары Святого Духа. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Когда Ты избавишь меня от греха и даруешь мне Духа Святого – я смогу вновь учить законопреступных, чтобы они ходили путями Твоими, – говорит Господу Давид, избранник Его. А для нас в этом обете заключена та же мысль, что и в прошении молитвы Господней: да святится имя Твое в нас, Господи; ибо если Ты очистишь грехи наши и мы благодатью Твоею станем жить по воле Твоей, – самой жизнью своей мы тогда сможем проповедовать правду Твою и обращать к Тебе сердца людей. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего... Пророк Давид просит Бога спасти его из пролитой крови Урии, в которой он как бы тонет (из кровей – более точный перевод слов псалма). Слова Боже спасения моего равнозначны словам Боже Спасителю мой – обращение к Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу. Этими словами пророка и мы взываем к Спасителю об избавлении нас от убийственного действия наших грехов. Возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мой отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Уста мои ныне заключены грехом. Получив отпущение грехов, я не буду молчать, но стану свидетельствовать о Тебе, воспевать Тебя и прославлять милости Твои. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Ты, Господи, отменил подзаконные жертвы, которые не могут даровать отпущения грехов: внешняя жертва, без участия сердца приносимая, не имеет значения. Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Жертва, которую возлюбил Ты, – это покаяние и сокрушение сердечное; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже (русский перевод). Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Царь Давид молится не только о себе, но и о своем городе и народе, и просит Господа восставить поколебленные его грехом стены Иерусалима. Но Сион и Иерусалим в Священном Писании изображают также всю Церковь. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая; тогда возложат на олтарь Твой тельцы. Псалом завершается образом жертвы Богу, приносимой в чистоте сердца и праведности; очистив душу покаянием, мы всем своим существом устремимся к Богу и отдадим Ему себя целиком, все свое сердце, всю свою жизнь, – это и будет нашим «всесожжением». Символ веры
-------------------------- Единаго – одного единственного. Вседержителя – все творение содержащего в Своей власти. Видимым же всем и невидимым – всего видимого и невидимого, то есть видимого (материального) и невидимого (духовного) мира. Прежде всех век – прежде всякого времени, до начала времени. Имже вся быша – от Которого все произошло, весь мир произошел. Нас ради человек – ради нас, людей, для спасения всех вообще и каждого в отдельности. Вочеловечшася – т.е. сделался вполне человеком, принял не только тело, но и душу человеческую, не перестав при этом быть Богом За ны – за нас. Страдавша – страдавшего на Кресте как Человек. Божественная природа Его при этом оставалась непричастной к страданиям, бесстрастной. По Писанием – как было предсказано в Писании. Одесную – по правую руку. Паки грядущаго – намеревающегося прийти вновь. Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима – Которому надлежит поклоняться и Которого славить вместе, наравне с Отцом и Сыном. Глаголавшаго пророки – говорившего через пророков. Едино крещение – одно в жизни крещение. Чаю – ожидаю, надеюсь. Жизни будущаго века – другой, вечной жизни. -------------------------- Символ веры – краткое и точное изложение основных истин христианской веры, которое нужно знать всякому православному христианину. В кратких и точных словах Символа веры мы исповедуем, то есть открыто объявляем, во что же мы верим. Никто, веруя иначе, расходясь в чем-либо с Символом веры, не вправе называть себя православным христианином. И возник Символ именно в борьбе с ересями, с неправыми мнениями о Боге и мире. Символ составлен и утвержден на 1-м (Никейском, в 325 г.) и 2-м (Константинопольском, в 381 г.) Вселенских соборах (поэтому он называется также Никео-Цареградским Символом веры). Итак, Символ веры – это краткое изложение основ христианской веры, основные христианские догматы, та рамка, за пределами которой уже – не-православие. Но этот «перечень» догматов построен от первого лица, личностно: Верую во единаго Бога Отца... и во единаго Господа Иисуса Христа... и в Духа Святаго, Господа... во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь (истинно так!). Символ веры – личное исповедание веры православного христианина. Это исповедание того, ради чего и чем мы живем или должны жить, самого главного в жизни, в мире. Это то, что Бог через Церковь говорит нам и что мы исповедуем перед Богом и людьми. Поэтому Символ веры – и молитва, собеседование души с Богом и Бога с душою. Как молитва Символ веры очень труден: всякий раз, произнося (хотя бы мысленно) эти истины, их надо сознательно принимать в сердце свое, стремиться жить ими. Но это компас, без которого собьешься с дороги, ведущей в жизнь, и с этим компасом необходимо сверяться хотя бы ежедневно. Вот почему он включен в ежедневное келейное правило. Входит он и в самое краткое молитвенное правило для мирян, преподанное нам преподобным Серафимом. Без него нельзя прожить ни дня. Каждое слово Символа веры чрезвычайно глубоко и емко; краткие объяснения не могут ввести в эту глубину (поэтому в этой книге таковые и не даются). Объяснение Символа веры составляет основную часть – «О вере» – «Пространного христианского катихизиса» святителя Филарета Московского, книги, которую следует хорошо знать каждому православному христианину. У слова символ – несколько значений; так было в греческом языке, из которого это слово пришло, так и в русском. Особенно обросло это слово философскими осмыслениями (о символе в философском значении написаны сотни томов книг). Вот разные определения из разных словарей: то, что служит условным знаком какого-либо понятия; в науке – то же, что знак; в искусстве, в широком смысле, символ есть образ в аспекте своей знаковости и знак, наделенный всей органичностью и неисчерпаемостью образа; полная картина, сущность в немногих словах или знаках. Исходное греческое слово означает: стык, скрещение, соединение, слияние, встреча, сочленение. Означало это и опознавательный знак, по которому можно было узнать друг друга вернее, чем по паролю: монету или кость раскалывали на две половинки; если предъявленная половинка полностью подходила к вашей, было ясно, что перед вами – именно тот, свой человек.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|