Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Темы контрольных работ (рефератов)

Кафедра философии и социальных наук

 

 

Методические указания

К изучению дисциплины

"Социология"

Для студентов заочного отделения, обучающихся по сокращенной образовательной программе

по направлениям подготовки 262000 «Технология изделий легкой промышленности», 262200 «Конструирование изделий легкой промышленности», 100700 «Товароведение»

(степень «бакалавр»)

 

 

Санкт-Петербург

 

 

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры

___________________

протокол № ________

 

 

Рецензент

_________________

 

 

Оригинал подготовлен составителем и издан в авторской редакции

 

Подписано в печать_ ставитсядата «сдачи» работы. Формат 60х80 1/16.

Печать трафаретная. Усл. печ. л. Количество листов _. Тираж _ 100 _. Заказ ставится № регистрации

Электронный адрес: http://alt-rinpo.sutd.ru/ Отпечатано в типографии СПГУТД.

191028, Санкт - Петербург, ул. Моховая, 26

 

Введение

Изучение дисциплины «Социология» способствует рассмотрению социологического аспекта общественных явлений и формированию у студентов навыков социологического мышления при подходе к общественным, производственным и управленческим проблемам.

Задачи изучения дисциплины:

¨ Формирование у студентов умения дифференцировано подходить к обществу, выделить его важнейшие элементы – социальные институты и социальные общности;

¨ Выработка социологического мышления и активной гражданской позиции при анализе социально-значимых проблем общества, отрасли, трудового коллектива;

¨ Приобщение к основам методологии, методики и проведение социологических исследований, пониманию их значимости для эффективной научной организации работы предприятия фирмы, управленческой системы в современных условиях;

¨ Формирование у студентов интереса и навыков самостоятельной работы с социологической литературой в процессе написания рефератов.

Изучение дисциплины «Социология» опирается на знания данной дисциплины, приобретенные в среднем профессиональном учебном заведении.

Изучение учебной дисциплины осуществляется в процессе посещения установочных лекций, систематической самостоятельной работы по отработке учебного материала, углубленного творческого изучения рекомендованной литературы.

Форма текущего контроля - контрольная работа (реферат). Форма итогового контроля – зачет. Объем курса – 54 часа (1,5 зачетные единицы).

Посещение студентом установочных лекций позволяет усвоить (осмыслить, запомнить, записать) основные понятия и положения, структуру и последовательность учебного материала. Проблемный и диалоговый методы изложения преподавателем содержания лекций способствуют творческому, самостоятельному, осознанному и целостному восприятию темы занятий.

При подготовке и в ходе самостоятельных занятий студент изучает рекомендованную преподавателем литературу по всем учебным вопросам (проблемам), вынесенным для изучения.

Согласно графику учебного процесса в течение семестра студенты выполняют контрольную работу. Контрольная работа выполняется в форме реферата.

Реферат – это одна из первых форм научно-исследовательской работы студента. Его написание основывается на изучении различных первоисточников (монографии, сборники научных трудов, статьи в научных журналах и т.п.). При чтении целесообразно придерживаться плана изучаемой книги или статьи, который дан автором, соблюдать логическую связь и последовательность, избегать неточных записей, формулировок, искажающих содержание материала. Важно также выделить необходимый научный аспект изучаемого произведения, который следует самостоятельно осмыслить. Изложение материала должно носить творческий, строго самостоятельный характер, с демонстрацией глубокого знания темы, умения логически раскрыть ее содержание. Рассматриваемые вопросы следует увязывать с направлениями и профилями подготовки студента. По форме реферат должен содержать:

- титульный лист (название вуза, кафедры, темы реферата, Ф.И.О. автора, Ф.И.О. руководителя, год написания);

- план реферата (введение, основное содержание с указанием 2-3 главных вопросов);

- введение;

- основное содержание работы (ее основные части);

- вывод по теме, заключение;

- список используемой литературы с указанием автора, названия книги (статьи), места издания, издательства, года издания.

Исходным моментом работы является выбор темы реферата и определение задач исследования. Наиболее актуальные, обеспеченные источниками работы могут лечь в основу будущей курсовой или выпускной квалификационной работы.

В ходе изучения литературы и источников составляется план (структура) реферата. Все эти части должны представлять собой целое, быть логически связаны, отражать тему исследования.

Во введении приводится обоснование избранной темы работы, определяется ее научное и практическое значение, формулируется цель исследования, а затем дается характеристика используемой литературы. Эта часть введения не должна представлять собой простое перечисление используемых источников и пересказ их содержания. Необходимо охарактеризовать источники, которые легли в основу разработки темы исследования. Следует указать их разновидности и отметить основные вопросы темы, которые в них отражены. Важно раскрыть происхождение источников и попытаться выяснить степень их достоверности (для этого нужно сопоставить источники друг с другом) и полноту освещения событий.

Далее следует раскрыть основное содержание работы путем группировки используемого материала по разделам. Обычно контрольная работа состоит из двух-трех разделов. Каждый раздел должна иметь название, которое отражает его содержание. Разделы могут разделяться на подразделы, раскрывающие часть основного вопроса раздела.

Изложение материала в разделах и подразделах должно быть последовательным, логичным, завершаться определенными выводами.

В заключении студент должен дать развернутое изложение обобщающих выводов с учетом тех целей и задач, которое были поставлены им во введении. Каких-либо новых вопросов поднимать не следует.

Контрольная работа может иметь самостоятельные приложения, как включенные в текст, так и помещенные в конце (таблицы, карты, схемы, диаграммы, фотографии, тексты редких документов и т.д.). Оформлению таблиц следует уделить особое внимание: они должны иметь тематический заголовок и нумерацию. В подстрочных примечаниях указывается источник, на основе которого составлена таблица, или работа.

Работа выполняется на отдельных стандартных листах (А4) в печатном виде шрифтом 12 или 14. Печать - на одной стороне листа, с полями, внизу место для подстрочных ссылок (сносок). Все листы работы (за исключением титульного листа) должны быть пронумерованы.

Каждый раздел следует начинать с нового листа. Следует обязательно указывать название (заголовок) раздела и подраздела.

Контрольная работа должна быть написана грамотно, литературным языком, четко и чисто, без сокращенных слов.

Объем реферата не должен превышать 20 - 25 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 (полтора) интервала. Ссылки на цитируемые выдержки из работ нумеруются с указанием источников в конце реферата.

 

2 Тематический план изучения дисциплины «Социология»

 

 

Тема Объем выделяемого времени (часы)
Тема1. Предмет и история социологии как науки Предмет социологии как науки об обществе. Предмет познания социологии. Категории и законы социологии. Структура социологического знания. Функции социологии. Роль социологических исследований в развитии и функционировании общества. Социология в системе общественных наук. Социальные условия и теоретические предпосылки возникновения социологии. Классический период в развитии мировой социологии (ХIX – нач. XX вв). Основные направления современной западной социологии. Развитие социологии в России.    
Тема 2. Общество и социальные институты Понятия «общество» и «социальный институт». Институциональные признаки – процесс институционализации и развития социальных институтов. Структура социальных институтов, их типология. Роль социальных институтов.    
Тема 3. Социальная структура и социальная статификация Понятие «социального неравенства». Стратификационные системы в социологии. Стратификация общества в развитых странах и современной России. Социальная мобильность как перемещение индивидов и групп в стратификационных системах.  
Тема 4. Социальные группы и общности. Социальная организация Понятие «социальная общность». Основные признаки социальных общностей. Виды общностей. Социальная группа как форма социальных общностей. Типы и виды социальных групп. Понятия «общество» и «социальный институт». Институциональные признаки – процесс институционализации и развития социальных институтов. Структура социальных институтов, их типология. Роль социальных институтов.  
Тема 5. Социальные взаимодействия и социальные отношения. Социальные движения Социальные взаимодействия и их роль в обществе. Социальные взаимодействия в сфере труда и управления. Общественное мнение как институт гражданского общества. Понятие «социальное движение».  
Тема 6. Культура как социальная реальность Культура как предмет социологического анализа. Ценности как основная категория социологии культуры. Типология ценностей Мода как социальное явление. Теоретические модели моды. Мода и социальная дифференциация. Функции моды.  
Тема 7. Личность как деятельный субъект Личность как субъект и объект социального взаимодействия. Социализация личности, ее этапы и формы. Понятие о девиантном поведении и его основные формы. Социальный статус личности.  
Тема 8. Социологическое исследование: методология и методика Виды и основные этапы социологического исследования. Элементы программы исследования. Виды шкал. Методы сбора социологической информации.  
Подготовка к зачету  
ИТОГО:  

 

Темы контрольных работ (рефератов)

1. Возникновение социологии как самостоятельной науки (О. Конт, Г. Спенсер).

2. Социологическая мысль второй половины XIX - нач. XX столетия (К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер).

3. Социологическая мысль в России второй половины XIX – XX вв.

4. Плюрализм современной социологической мысли.

5. Конфликтологическая линия в современной социологии.

6. Социальные институты и их роль в обществе.

7. Основные социальные институты и их характеристика.

8. Социальные общности как формы организации жизни индивидов.

9. Малые социальные группы, их типология и значение в жизнедеятельности общества и личности.

10. Социальная организация и ее характеристика.

11. Социальные движения, их характерные особенности.

12. Типология социальных движений.

13. Социальные движения в современном мире.

14. Социальные стратификации и их формы.

15. Социальная мобильность.

16 Общественное мнение как институт гражданского общества.

17. Ценности и их место в социологии культуры.

18. Массовая культура в современном обществе.

19. Молодежная субкультура.

20. Ролевая концепция личности.

21. Социализация как фактор развития личности.

22. Этапы социализации личности.

23. Девиантное поведение и пути его минимизации.

24. Социальный статус личности.

25. Личность как объект и субъект общественного развития.

26. Семья как социальный институт.

27. Современная семья и ее проблемы.

28. Молодая семья: проблемы формирования и стабильности.

29. Мода как социальное явление.

30. Среда - одна из форм осуществления социальной памяти.

31. Человек - мера всех вещей.

32. Процессы и проблемы глобализации в современном мире (социологические подходы).

33. Социальные изменения.

34. Программа социологического исследования, ее элементы.

35. Методы сбора социологической информации.

36. Социологические исследования в области совершенствования управления, организации труда и производства (по профилю специализации студента).

Вопросы для подготовки к зачету

1. Предмет, метод и функции социологии.

2. Уровни социологического знания.

3. Социология и социальная философия.

4. Предпосылки возникновения социологии как науки.

5. Классики зарубежной социологии 19 - нач. 20 вв.

6. Развитие социологии в России 19 - 20 вв.

7. Основные направления развития современной социологии.

8. Понятие «общества» и его сущность.

9. Сущность и характеристики социальных институтов. Их роль в жизнедеятельности общества.

10. Процесс институционализации.

11. Социальная структура общества.

12. Социальные общности как формы организации жизни индивидов.

13. Социальная группа. Виды социальных групп.

15. Понятие «социальные организации».

16. Социальные движения. Типология социальных движений.

17. Социальная иерархия общественных классов и слоев.

18. Виды социальной стратификации.

19. Социальная мобильность. Понятие, характеристика, типология.

20. Роль общественного мнения в демократическом обществе.

21. Социологическое понятие культуры.

22. Ценности и их роль в интеграции и дифференциации общества.

23. Личность как субъект и объект социальных отношений.

24. Социальный статус личности.

25. Понятие социализации личности.

26. Семья как базовый социальный институт.

27. Девиантное поведение и пути его минимизации. Социальные последствия девиации.

28. Мода как социальное явление.

29. Виды социальных изменений.

30. Глобализация социальных и культурных процессов и проблем в современном обществе.

31. Социологические исследования, их виды и классификация.

32. Программа социологического исследования.

33. Выборка. Роль выборки в обеспечении подлинности социологических данных.

34. Методы сбора социологической информации.


Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...