Тема 4. Психология эмоций. Стресс и фрустрация.
2. Цель показать, что эмоции и чувства представляют собой очень важный и необходимый компонент жизнедеятельности человека, оказывают определенное влияние на течение болезни. Конфликтные эмоциональные состояния могут вызвать стресс, аффект, значительную роль эмоций и чувств в жизни человека. Познакомить с физиологическими механизмами эмоциональных процессов. Научить студентов регулировать проявление своих эмоций, применять это умение в разных видах практической деятельности, уметь управлять своими отрицательными эмоциями, развивать положительные чувства через отношение к другим людям. Тезисы лекции 1. Понятие об эмоциях, их физиологические основы. Виды эмоций: высшие и низшие, положительные и отрицательные, стеничные и астеничные.. 2. Внешние и внутренние признаки эмоциональных проявлений. Влияние эмоций на течение болезни. 3. Настроения и их виды. 4. Чувства. Функциональное отличие эмоций и чувств. Амбивалентность чувств. 5. Аффект, стресс, фрустрация. 1). Эмоции - это непосредственное, временное переживание какого-нибудь чувства. Эмоция (в пер. с лат. возбуждать, волновать) – это особая форма отношения к предметам и явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека. Эмоция – психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении значимости внешних воздействий. Наиболее существенной чертой эмоций является их субъективность. Все эмоции предметно соотнесены и двухвалентны, они или положительные или отрицательные (потому, что предметы или удовлетворяют, или не удовлетворяют соответствующие потребности). Экспериментально установлено, что в формировании эмоциональной деятельности принимают участие такие структуры как гиппокамп, зрительные бугры, гипоталамус, ретикулярная формация, лимбическая система. Все эти образования располагаются вокруг свода мозга, соединяющего большие полушария с передним концом мозгового ствола. На продольном срезе все указанные структуры размещаются вокруг свода, и их условно обозначают как круг Папеца (по имени автора)
Импульсы от внешних воздействий поступают в головной мозг двумя потоками. Один из них направляется в соответствующие зоны коры головного мозга, где происходит их расшифровка, субъективно представленная в виде ощущений и восприятий, осознания их смысла и значения. Другой поток импульсов от тех же воздействий в подкорковые образования (гипоталамус и др.) («центр наказания», «центр поощрения» –Дж. Олдс), где устанавливается непосредственное отношение этих воздействий к нуждам организма, субъективно переживаемого в виде эмоций. Различаются: низшие и высшие эмоции, положительные и отрицательные, стенические и астенические. Низшие эмоции связаны с безусловно-рефлекторной деятельностью, основаны на инстинктах и являются их выражением (эмоции голода, страха.) Высшие эмоции, или чувства возникают в связи с удовлетворением общественных потребностей. Чувства долга, любви, товарищества, стыда, любознательности и т.п., формируются у человека по мере его включения в социальные связи, Положительные, которые переживаются нами как удовольствие и отрицательные, проявляющиеся в том случае, когда действительность не соответствует потребностям человека, которые приводят к пониженному настроению, раздражению, недовольству. Кроме того, чувства можно рассматривать с той точки зрения насколько эмоция связана с волей и влияет на жизнедеятельность. Тогда выделяют чувства стенические и астенические (от греч.stenos – сила)
2). Что же происходит с организмом и поведением человека в связи с появлением эмоциональных переживаний? В организме разыгрывается целая цепь событий. Иногда настолько мощных, что один психолог назвал их «вегетативной бурей». Эта буря выражается в сдвиге и резком изменении функционирования внутренних органов и почти всех показателей жизнедеятельности организма. Изменяются: психогальванический рефлекс (ПГР), кровообращение (побледнение, покраснение, повышение давления и т.п.), дыхание (человек задыхается или у него перехватывает дыхание), мышечные изменения (нарушения моторики, тремор), пиломоторная реакция («гусиная кожа»), движения желудка и кишечника (замедление или усиление перестальтики), зрачковые реакции (расширение или сужение), изменение состава крови (содержание сахара, адреналина, холестирина и т.д.), обертоны голоса. Было выяснено, что указанные реакции существенны не для переживания эмоций, а для активации всех сил организма для усиленной мышечной деятельности (при борьбе или бегстве), т.е. эмоции осуществляют энергетическую мобилизацию организма. Одновременно наблюдаются определенные типичные изменения внешнего поведения, так называемые экспрессивные движения (мимика, жесты, пантомимика, паралингвизмы, экстралингвизмы). 3). Настроением называется длительное эмоциональное состояние, не достигающее значительной интенсивности и не имеющее существенных колебаний в течение достаточно длительного периода (от 0,5 часа до нескольких дней и даже недель) На всем протяжении наблюдается довольно постоянный эмоциональный тон. Настроения своим качеством кодируют степень удовлетворения основных потребностей индивида. Обычно различают три таких степени: 1. высшее оптимальное удовлетворение (приподнятые настроения) 2. среднее, нормальное удовлетворение (ровные настроения) 3. низкое, недостаточное удовлетворение (подавленные настроения). Настроение всегда причинно обусловлено, хотя причина его иногда не осознается, оно связано с отношением к различным явлениям (одобрением, сожалением, обидой и т.д.) 4). Чувства – это одно из проявлений общественного сознания. Если человек лишен возможности испытывать чувства, то наступает так называемый «эмоциональный голод», который он стремится утолить, слушая любимую музыку, читая книгу и т.д. Чувства носят личностный характер: в них отражается значимость предметов и явлений для данного человека в конкретной ситуации. Чувства характеризуются полярностью. Это сказывается в наиболее простых переживаниях: удовольствия или неудовольствия и в более сложных чувствах: любовь – ненависть, радость – горе, веселье – печаль и т.д. Чувства охватывают весь организм.
Чувства у человека всегда связаны с работой сознания и могут произвольно регулироваться. Они могут быть амбивалентными – несогласованность, противоречивость нескольких одновременно испытываемых эмоциональных отношений к одному объекту (уважать за трудолюбие и осуждать за вспыльчивость). Одно и то же событие может оказаться снабженным противоположным – положительным и отрицательным – эмоциональным знаком. Отсюда часто противоречивость, раздвоенность чувств, их амбивалентность. Именно поэтому часто чувства переходят в свою противоположность. Аффект - внезапно возникающее в острой конфликтной ситуации чрезмерное нервно-психическое перевозбуждение, проявляющееся во временной дезорганизации сознания и в крайней активизации импульсивных действий. Аффект вызывается очень сильными и неожиданными раздражителями, когда человек не подготовлен к обдуманной реакции на них. Аффект, в противоположность настроению, всегда конкретно направлен. Во всех многообразных аффектах (страх, отчаяние, вспышка ревности и т.п.) можно выделить следующие этапы: 1 – резко дезорганизуется вся психическая деятельность, нарушается ориентировка в действительности 2 – перевозбуждение сопровождается резкими плохо контролируемыми действиями 3 – спад нервного напряжения, возникает состояние депрессии, слабости. Стресс – нервно-психическое перенапряжение, вызванное сверхсильным воздействием, адекватная реакция на которую ранее не сформирована, но должна быть найдена в сложившейся ситуации. Стресс эмоциональное состояние, связанное с тотальной мобилизацией сил, на поиск выхода из создавшегося положения, на достижение необходимого приспособительного эффекта.
В стрессовой ситуации возникают ошибки в отражении действительности: неправильно оцениваются количество и качество объектов, пространственные и временные характеристики объектов, затрудняется переключение внимания, сужается объем внимания. Затем к человеку постепенно возвращается способность к правильным действиям. Понятие стресса (от англ.stress – напряжение) введено канадским ученым Гансом Селье. Р.Лазарус ввел понятие физиологического стресса - возникает под воздействием крайне неблагоприятных физических условий, вызывающих нарушение целостности организма и его функций (очень высокие и низкие температуры, острые механические и химические воздействия) и психического (эмоционального) стресса – вызывают те воздействия, которые сами люди оценивают как очень вредные для своего благополучия. В развитии стрессового состояния Ганс Селье выделил три этапа: тревоги, резистентности, истощения. Реакция тревоги состоит из фазы шока (депрессия ЦНС) и фазы противошока, когда восстанавливаются нарушенные психические функции. Стадия резистентности характеризуется возникновением повышенной устойчивости к действию стрессоров, вредного для организма фактора Стадия истощения – силы организма иссякают, возникают патологические дистрофические процессы (приводящие иногда даже к гибели организма) при длительном воздействии стрессоров. Устранение психических стрессоров предполагает два возможных подхода: устранение психотравмирующей ситуации (либо ситуация должна быть изменена в желательном для личности направлении, либо или личность уходит из этой ситуации), изменение отношения личности к этой ситуации Фрустрация – психическое состояние переживания неудачи, возникающее при наличии реальных или мнимых непреодолимых препятствий на пути к конкретной цели и сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определенной желаемой цели. Психическое напряжение, неудачи, страх, срывы чувство опасности являются наиболее разрушительными для человека. Они порождают кроме физиологических изменений, приводящих к соматическим заболеваниям, психические следствия эмоционального перенапряжения – неврозы. 4. Иллюстративный материал в презентации лекции Литература Основная: 1. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учебник / Л. Д. Столяренко. - Издание семнадцатое. - Ростов-на -Дону: Феникс. 2008. – 592с.
2. Сидоров П.И. Клиническая психология: учебник / П. И. Сидоров, А. В. Парняков. - 3еизд. испр. и доп. - М: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 880с. 3. Сластенин В.А. Психология и педагогика. 8-е изд.: учебное пособие. М.: Академия, 2010. – 480с. Дополнительная:
6. Контрольные вопросы (обратная связь) 1. Как вы думаете можно по внешнему виду определить эмоциональное состояние человека? 2. Почему ребенок не не скрывает своих эмоций? 3. Всегда ли нужно скрывать свои эмоции? 4. Как вы думаете мужчина должен плакать? 5. Может ли человек находиться без какого-либо настроения? 6. Слышали ли вы выражение «буриданов осел»? Что оно означает?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|