Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовое положение Конгресса США

В соответствии с Конституцией Конгресс США состоит из двух палат: Палаты представителей и Сената. Палата представителей избирается в составе 435 депутатов на два года по одномандатным округам, по которым, как правило, баллотируются два кандидата: от Республиканской и Демократической партий. Сенаторы избираются сроком на шесть лет, по два от каждого штата, обычно баллотируется список от названных партий. Однако в этом случае действует принцип ротации: треть сенаторов обновляется каждые два года.

Сенаторы и члены Палаты представителей являются профессиональными парламентариями, имеют свободный мандат, не могут быть досрочно отозваны избирателями. Их депутатский иммунитет ограничен: депутаты и сенаторы пользуются неприкосновенностью только во время сессии, на пути на сессию и обратно, но за тяжкие уголовные преступления, за измену и нарушение общественного порядка они могут быть арестованы. Депутаты пользуются индемнитетом – не несут ответственность за речи и голосование в парламенте. Они получают парламентское вознаграждение: конгрессмены – 133 тыс. долл. в год, сенаторы – более 129 тыс. Конгрессменами здесь называются не все члены Конгресса, а только члены Палаты представителей, еще их называют представителями.

В соответствии с законодательством, каждая палата создает свои руководящие и внутренние органы. Так, заседаниями Палаты представителей руководит спикер, который всегда является представителем партии большинства; в Сенате председательствует Вице-президент.

Спикер пользуется большими полномочиями: определяет повестку дня, назначает членов согласительной комиссии при разногласиях палат, руководит вспомогательным аппаратом палаты; он вправе применять меры взыскания к депутатам и т.д. Голосует же спикер только при равенстве голосов, тогда его голос – решающий. Напротив, председатель Сената не имеет столь существенных полномочий.

Конгресс создает из своих членов различные комитеты: постоянные объединенные комитеты обеих палат (по экономике, налогообложению и др.), которые координируют деятельность Конгресса в указанных сферах; постоянные специализированные комитеты каждой из палат, в Палате представителей их 22: юридический, по образованию и труду, по иностранным делам и др., в Сенате – 16: финансов, иностранных дел, сельского хозяйства и др., которые работают над законопроектами, организуют парламентские слушания, контролируют деятельность администрации, министры представляют этим комитетам ежегодные отчеты о работе их ведомств. Для преодоления разногласий между палатами создается временный согласительный комитет.

В настоящее время в обеих палатах Конгресса имеются партийные фракции большинства и меньшинства, возглавляемые лидерами, избранными на собраниях фракций. Кроме того, во фракциях создаются руководящие комитеты, которые делегируют членов фракции в те или иные специализированные постоянные комитеты.

Одновременно при Конгрессе действует множество административно-технических и вспомогательных служб, общий штат которых превышает 30 тыс. человек.

Обширные полномочия Конгресса в Конституции изложены в значительной мере прагматично, а иногда казуистично. Так, у Конгресса есть общие полномочия, которые могут быть реализованы при согласованном решении обеих палат: только так может быть принят закон, поскольку обе палаты равноправны и институт преодоления вето верхней палаты нижней палатой в США отсутствует. При этом у каждой палаты есть свои, специальные полномочия: например, Палата представителей может возбудить импичмент против федеральных должностных лиц, а сенат ратифицирует международные договоры.

К числу общих полномочий Конгресса относятся финансовые: принятие бюджета, установление и взимание налогов, пошлин, сборов на территории США, решения о займах, об уплате государственного долга, чеканка монет, т.е. регулирование денежного обращения, определение стоимости денежных знаков США, установление наказаний за подделку ценных бумаг и монет; в области экономики: обеспечение благосостояния США, установление единицы мер и весов, регулирование вопросов банкротства, торговли с иностранными государствами и между штатами, регулирование почтовых служб, содействие развитию науки и ремесел; в области обороны: обеспечение обороны США, объявление войны, набор армии и флота и установление правил управления ими; в области охраны общественного порядка: создание полиции для исполнения федеральных законов, отражения вторжений и подавления мятежей; полиция вправе карать за морской разбой и тяжкие преступления в открытом море в соответствии с международным правом.

В Конституции США также говорится и о других полномочиях Конгресса: издавать законы о приеме в гражданство (о натурализации), создавать подчиненные Верховному Суду федеральные суды, осуществлять исключительные законодательные полномочия для особого района местопребывания правительства, в федеральном округе Колумбия, где находится столица государства – Вашингтон.

Наряду с вышеперечисленными полномочиями, Конституция устанавливает для Конгресса и ряд запретов: запрещается выдавать деньги из казны без соответствующего закона, присваивать дворянские титулы, принимать законы об опале и законы с обратной силой, приостанавливать действие правила habeas corpus в мирное время; не могут вводиться налоги на предметы, вывозимые из штата; не должно оказываться предпочтение портам одного штата перед портами другого штата.

В соответствии с решениями Верховного Суда США Конгресс может делегировать законодательные полномочия исполнительной власти. Конгресс также вправе отменять акты делегированного законодательства решениями обеих палат. Отмена решений, принятых одной палатой (а таких отмен было более 200), по решению Верховного Суда признана неконституционной.

Работает Конгресс США в сессионном порядке. Сессия ежегодно созывается одна и длится с перерывами в течение 7–8 месяцев.

В течение всей сессии принимаются законы и резолюции, проводятся парламентские слушания и пленарные заседания, работают постоянные и другие комитеты, организуются дебаты по общественно значимым вопросам внутренней и внешней политики.

Из всего вышесказанного следует выделить главную форму деятельности Конгресса США – законодательство. И надо особо подчеркнуть, что законодательная инициатива принадлежит здесь только членам обеих палат. Чтобы ускорить процесс прохождения закона текст законопроекта обычно вносят одновременно в обе палаты члены этих палат, а отсюда двойное название некоторых законов – по фамилии лиц, вносивших законопроект, например, закон Маккарэна–Вуда (закон о внутренней безопасности 1950 г.). Президент может вносить только законопроект о бюджете. Однако на деле политика в области законодательства определяется ежегодными посланиями Президента Конгрессу, а члены парламента нередко вносят законопроекты по поручениям исполнительной власти.

При принятии законов голосование в Палате представителей происходит устно (возгласами «за» или «против»), путем вставания, бюллетенями, с помощью электронных средств (результаты определяет спикер), в Сенате – возгласами или поименным голосованием.

В США законы подразделяются на публичные – распространяющиеся на всех, и частные – индивидуального действия, обычно это акты о натурализации отдельных лиц, об иммиграции, о выплате из казны и др. Конгресс ежегодно издает несколько тысяч законов и других актов. Как правило, законы принимаются в трех чтениях.

Так, обыкновенные законы принимаются простым большинством состава обеих палат. Одновременно для принятия конституционных законов, а в США это только поправки к Конституции, требуется две трети голосов обеих палат Конгресса. При возникновении разногласий между палатами создается согласительный комитет.

Согласованный им текст законопроекта не может быть изменен палатами, но может быть полностью отвергнут. Проект считается отвергнутым и в том случае, когда согласительный комитет не пришел к согласию. Обе палаты Конгресса равноправны и поэтому права вето у Сената нет, а Палата представителей не может принять закон одна.

В этом случае либо законопроект считается отвергнутым, либо создается новый согласительный комитет. В США нет институтов чрезвычайных и органических законов.

Заключение. Конгресс США состоит из двух палат: Палаты представителей и Сената. Палата представителей избирается в составе 435 депутатов на два года по одномандатным округам. Сенаторы и члены Палаты представителей являются профессиональными парламентариями, имеют свободный мандат, не могут быть досрочно отозваны избирателями. Каждая из палат имеет определенные полномочия, но имеются и общие, например финансовые. Наряду с наделенными полномочиями, устанавливаются и ряд запретов для Конгресса.

Конгресс США созывается ежегодно в сессионном порядке. В течение всей сессии принимаются законы и резолюции, проводятся парламентские слушания и пленарные заседания, работают постоянные и другие комитеты, организуются дебаты по общественно значимым вопросам внутренней и внешней политики. Основная функция Конгресса – законодательная.

 

Судебная система США

Представление о ныне действующей Конституции США нельзя получить и без знания основных направлений деятельности Верховного Суда США. В США в соответствии с Конституцией и законом о судоустройстве 1789 г. существуют две судебные системы: федеральная система и судебная система штатов. Они обе возглавляются верховными судами соответственно федерации и каждого штата. Одновременно судебная система федерации состоит из трех звеньев: Верховного Суда США апелляционных судов – 12-ти и 94-х окружных судов в специальных судебных округах. В федеральной системе существуют также специальные суды – таможенный, налоговый, военный, по претензиям к правительству и др.

Создаются федеральные суды по решению Конгресса, их судьи назначаются Президентом с согласия Сената пожизненно.

Окружные суды общей юрисдикции рассматривают гражданские и уголовные дела по первой инстанции с применением федеральных законов. Апелляционные суды, создающиеся для обслуживания от 3 до 8 штатов, рассматривают жалобы на решения окружных судов, налоговых и претензионных судов. Что касается окружных таможенных судов, то для них существует специальный апелляционный суд.

Во всей судебной системе США главную роль играет Верховный Суд США, который состоит из девяти членов, включая председателя. Все они назначаются Президентом США с предварительного согласия Сената. Верховный Суд США выступает как первая инстанция по делам, где стороной являются дипломаты иностранных государств или штат. В основном же он выступает как апелляционная инстанция с элементами кассации – потому что как таковой отдельный институт кассации судебной системе США неизвестен.

Верховный Суд США, помимо указанных в основном законе полномочий, с 1803 г. присвоил себе право конституционного контроля: объявлять соответствующими или несоответствующими Конституции или недействительными акты Конгресса, Президента и штатов. Толкуя конституционные нормы, судьи Верховного суда, как и других судов, осуществляющих такой контроль в США, определяют судьбу правовых актов. Верховный суд США – наиболее влиятельный орган конституционной юстиции в капиталистическом мире. Верховный Суд США осуществляет только судебный контроль, связанный лишь с рассмотрением конкретного судебного дела, а не с особым иском о конституционности нормы. Начиная с

1803 г. до настоящего времени Верховный Суд США признал неконституционными около 130 положений законов.

Суды штатов формируются по-разному: судьи назначаются губернаторами, муниципальными властями, мэрами городов, председателями вышестоящих судов, избираются населением. Обычно муниципальными органами составляется список присяжных заседателей при активном участии различных объединений граждан, а для рассмотрения конкретного дела присяжные определяются по жребию.

Суды штатов могут рассматривать дела, как по федеральным законам, так и по законам штатов. При этом следует помнить, что по обычным делам последней инстанцией является Верховный суд штата, а по вопросам конституционности – Верховный Суд США.

Судебная система в штатах, как правило, состоит из трех звеньев:

1) мировые судьи, которых нет на федеральном уровне и которые называются по-разному, – это судьи по делам несовершеннолетних, о сиротах, о наследствах, о безопасности дорожного движения, по трудовым спорам, иногда полицейскими судьями;

2) суды общей юрисдикции – суды графств, округов, которые одновременно являются апелляционными судами в штате;

3) верховный суд штата.

В то же время в некоторых штатах действует только два звена, например, в штате Айдахо нет среднего звена. Таким образом, пройдя длинный путь с момента принятия Конституции 1787 г., политические институты США сумели без революционных потрясений, эволюционным путем приспособиться к меняющейся политической обстановке, в результате чего конституционный принцип «разделения властей» ныне следует толковать не столько в свете противопоставления полномочий ветвей власти, сколько в свете усиления их взаимозависимости и взаимодействия.

Заключение. В соответствии с Конституцией США и законом о судоустройстве 1789 г. существуют две судебные системы: федеральная система и судебная система штатов. Они обе возглавляются верховными судами соответственно федерации и каждого штата.

Суды штатов могут рассматривать дела, как по федеральным законам, так и по законам штатов. По обычным делам последней инстанцией является Верховный суд штата, а по вопросам конституционности – Верховный Суд США.

Во всей судебной системе США главную роль играет Верховный Суд США.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...