Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мотивация потребления алкоголя у подростков

Все мотивы потребления алкоголя в подростковом (да и не только) возрасте можно разделить на следующие:

1. Эмоциональные: становится веселей жить;

с расстройства, с горя;

с радости;

для разрядки, чтобы снять усталость;

чтобы отвлечься от повседневных забот.

2. Ритуальные: отмечаю праздник.

3. Общение: выпив, легче общаться;

за компанию.

4. Самоутверждение: для преодоления робости, застенчивости;

хочется быть похожим на взрослых;

хочется выделиться среди других.

5. Компенсаторно-восполняющие внутреннее одиночество, пустоту:

от скуки, от нечего делать;

дома не нравится, тоскливо;

не знаю, чем заняться в свободное время;

из-за одиночества.

6. Конформистские: так поступают окружающие.

7. Биологические: для аппетита.

8. «Жизненные»: трудное материальное положение;

плохие жизненные условия.

9. Мода.

10. Любопытство.

11.Привычка.

А сейчас попытаемся поподробнее разобрать некоторые из данных мотивов.

Одиночество, заставляющее употреблять спиртные напитки, отражает потребность в принадлежности, включённости в какую-то группу. Подростки значительно чаще людей старшего возраста чувствуют себя одинокими и непонятыми. Чувство одиночества, связанное с возрастными трудностями становления личности, порождает у подростков необходимость общения и группирования со сверстниками, в обществе которых они ищут то, в чём им отказывают взрослые: эмоциональное тепло, спасение от скуки, признание собственной значимости.

Типичная черта подростковых групп – высокая степень конформности. Подростки зачастую некритически относятся к мнению группы и её лидеров. Желание быть «как все», которое распространяется не только на одежду, но и на эстетические вкусы, а главное – на стиль поведения, часто приводит к различным девиациям, например, употребление алкоголя.

По мере взросления усиливается роль компании в потреблении спиртных напитков, так как у них есть проблемы, с которыми в сложных условиях потребление спиртных напитков связано вплотную. Это проблемы общения, проблемы признания в коллективе, проблемы утверждения своей взрослости. С помощью алкоголя они решаются легче, но не лучше.

Робость, застенчивость – самая распространённая коммуникативная трудность подросткового возраста. Застенчивость считается нежелательным качеством, и подростки стремятся от неё избавиться не лучшим путём, употребляя алкогольные напитки.

Трудное материальное положение и плохие жилищные условия также влияют на состояние подростка. Он постоянно находится в напряжении, ему кажется, что он не такой как все, что все смотрят на него с некоторым пренебрежением и у него может выработаться очередной комплекс неполноценности. Алкоголь же помогает утопить эти проблемы, и подросток часто выбирает именно этот способ.

Алкогольные мифы

Может быть незнание детьми и подростками свойств алкоголя нельзя признать одной из главных причин потребления ими спиртных напитков, но и отрицать вред такого незнания не приходится. О полном отсутствии у значительной части молодёжи элементарных сведений о свойствах алкоголя свидетельствуют данные опроса учащихся техникумов, проведённого Б.М Левиным и М.Б.Левиным.

Учащимся был задан следующий вопрос: что даёт им потребление алкогольных напитков? Были получены следующие ответы:

· разрядку;

· снимает напряжение;

· отвлекает от повседневных дел;

· облегчает общение с людьми;

· уверенность в себе;

· веселье;

· улучшает настроение;

· помотает забыться;

· хороший аппетит;

· согревает от холода;

· хороший сон;

· забываются невзгоды;

· снимает усталость;

· прибавляет смелости;

· уверенней чувствует себя в компании;

· красноречие;

· остроумие;

· сближает с людьми;

· прогоняет тоску, скуку, печаль;

· избавляет от стеснительности;

· уменьшает тревогу;

· возбуждает активность.

Все эти ответы могут наглядно демонстрировать алкогольную безграмотность подавляющего числа подростков. В большинстве случаев потребление алкоголя приводит к прямо противоположным результатам, а вовсе не к тем, которые назвали опрошенные.

Помимо первого вопроса, был предложен сходный вопрос: какое Вы испытываете ощущение, выпивая привычную для Вас дозу алкоголя? Казалось бы, речь идёт об одном и том же, только в разных формулировках: если выразить смысл вопроса как можно проще, то оба вопроса о результатах потребления спиртного, о том, что испытывает человек после этого. Ответы на идентичные вопросы последовали совсем разные, если на первый вопрос – полные оптимизма и удовлетворения, то на второй - полные пессимизма и неудовлетворённости.

Ответили, что на них никак не влияет привычная доза алкоголя –19, 9%. Ещё 32,5% говорят, что после выпивки их тянет в компанию и их главное желание – раздобыть ещё спиртного.

Одним словом, главное ощущение у всех опрошенных – доза была недостаточная, и они хотят повторить.

Появляется настойчивое желание лечь спать – у 12%, наступает состояние полного безразличия - у 11% опрошенных. Итого, почти у одной четверти опрошенных после потребления спиртных напитков притупляются все чувства – они погружаются в апатию и засыпают. «Ничего не радует» и «Ничего не хочется делать» – так ответили ещё почти 10% опрошенных. Полезно такие ответы сравнить хотя бы с ответами на предыдущий вопрос: «Даёт веселье» и «Улучшает настроение» или ещё: «Даёт красноречие и остроумие» и «Прогонят скуку». Можно заключить, что подростки не только не знают подлинных свойств алкоголя, но весьма противоречивое, по их словам, воздействие оказывает на них алкоголь – то прогоняет тоску, то ввергает в тоску и так далее.

Эти 2 вопроса и ответы на них показывают, что многие подростки находятся в плену алкогольных мифов.

Социальные факторы

Семья

Когда дети проявляют неуважение к людям, несоблюдение моральных норм, то надо прежде всего говорить о нарушении системы ценностей в их семье. К тяжёлым последствиям отклонений в семейном воспитании следует отнести преступность, тунеядство, наркоманию, токсикоманию, алкоголизм и другие патологические явления, источником которых в большинстве случаев стала среда, окружающая ребёнка в семье.

Семья как малая социальная группа является наилучшей воспитательной средой. Этому способствует:

· состав семьи, её способность к постоянному непосредственному контакту «лицом к лицу» всех членов семьи;

· руководство, находящееся в руках супружеской пары, объединённой узами любви и дружбы, представляющие для детей личностные образцы для подражания;

· сплочённость семьи, единство её целей;

· сильные взаимные эмоциональные связи между всеми членами семьи;

· удовлетворение основных потребностей благодаря товарищеским отношениям, признанию свободы и уважения прав каждого члена семьи.

Однако некоторые факторы, связанные с составом семьи, состоянием её внутренних взаимоотношений или воспитательно-неверным позициям родителей, могут вызывать снижение воспитательной способности семьи. Эти факторы могут приводить к нарушениям в поведении детей и даже к отрицательным явлениям в формировании их личности.

В выполнении воспитательной функции по отношению к детям главную роль играет супружеская пара - отец и мать. Атмосфера напряжённости и конфликтных семейных ситуаций действуют на ребёнка резко отрицательно. Дом перестаёт быть для него опорой, он теряет чувство безопасности, исчезает тот источник, которым была для него семья, когда в ней царила эмоциональная связь родителей, когда они и мир их ценностей были примером для подражания. Нарушение такой стабильной семейной системы может привести ребёнка, особенно в подростковом и юношеском возрасте, к поискам опоры вне дома. В таком состоянии дети легче поддаются внешним влияниям, так как стремятся к разрядке внутреннего напряжения.

Разногласие и отсутствие любви между отцом и матерью весьма тесно связаны с развитием у детей склонности к нежелательному поведению. Чем длительнее по времени разногласия в семье, тем сильнее их отрицательное влияние на ребёнка.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...