Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

В.с.Пузикова

 

 

Методика преподавания литературы

Методические указания по выполнению контрольных работ

 

 

Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом

Бузулукского гуманитарно-технологического института (филиала)

государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования-

«Оренбургский государственный университет»

 

 

Бузулук 2013

 

 

УДК 17.02

ББК 87.7

 

Рецензент - к.псх.н., доцент Омельяненко Л.А.

 

 

Пузикова В.С.

К 88 Методика преподавания литературы

Методические указания по выполнению контрольных работ. - Бузулук: БГТИ (филиал) ГОУ ОГУ, 2013 – 6 с.

 

Методические указания тематику контрольных работ, вопросы к зачету, рекомендации по написанию и оформлению контрольных работ, рекомендуемую литературу для изучения дисциплины.

Методические указания предназначены для студентов заочной формы обучения специальности 050100.62 «Педагогическое образование»

 

©Пузикова В.С., 2013

©БГТИ (ф) ГОУ ОГУ, 2013

Содержание:

1. Пояснительная записка……………………………………………….4

2. Тематика контрольных работ……………………………………….4

Вопросы к зачету по дисциплине……………………………………….5

Рекомендуемая литература………………………………………………6

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методика начального литературного образования возникает на стыке наук и развивается в тесной взаимосвязи с различными науками: методиками преподавания литературы и русского языка, теорией и историей литературы,культуралогией,психологией,педагогикой,дидактикой.информатикой.Дисциплина в соответствии со своими задачами представляет идею анализа уровнего строения литературного произведения как художественного целого, психологического восприятия текста, построение системы читательских умений, обучение литературному творчеству школьников.

Студентам специальностей педагогического образования предлагается условия выполнения контрольных работ, которые включают вопросы теоретического характера по дисциплине и разработки уроков в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами

 

Объем контрольной работы 12 печатных листов формата А4. Текст должен соответствовать оглавлению, как по содержанию, так и по форме.

Введение, отдельные главы, заключение, строки, название каждого вопроса выделяется другим шрифтом.

Страницы должны быть пронумерованы. Страницы контрольной работы должны иметь поля: левое – 30мм., верхнее – 20 мм., правое – 10 мм., нижнее – 25 мм.

В конце контрольной работы указывается список литературы, который показывает степень изученности темы студентом. В списке должно быть не менее 5 источников.

Контрольная работа студента должна содержать 2части:1-материалы одного теоретического вопроса по выбору и 2-разработку урока по литературному чтению для одного из классов начальной школы.

 

 

Тематика теоретических вопросов по дисциплине.

 

1. Чтение как речевая и эстетическая деятельность.

2. Психологические основы навыков чтения.

3. Специфика детского восприятия художественного произведения.

4. Методическая позиция учителя в трактовке детского восприятие литературного произведения.

5. Понятие литературного развития и актуальность его содержания в методике начального литературного образования.

6. Основные требования и критерии литературного развития школьников.

7. Методика выявления уровней восприятия художественного произведения.

8. Диагностика литературного творчества младшего школьника.

9. Уровни восприятия художественного произведения детьми младшего школьного возраста.

10. Методика выявления читательского кругозора,предпочтений и интересов младших школьников.

11. Методика выявления мотивов чтения и литературного творчества младших школьников.

12. Кретерии и уровни речевого развития младшего школьника.

13. Методы и приемы начального литературного образования: теория и практика.

14. Методика формирования культурного поля младшего школьника.

15. Метод проекта и его реализация в контексте формирования культурного поля младшего школьника.

16. Литературное образование в начальной школе как методическая система.

17. Методика обучения разных видов в контексте литературного образования младшего школьника.

18. Фомирование библиографической компетенции как требование профессиональной деятельности учителя начальных классов.

 

Вопросы к зачёту по дисциплине «Методика преподавания литературы»

1. Технологии и методики обучения литературе в системе. Связь методики с другими областями научных знаний.

2. Основные этапы развития методики преподавания литературы как науки.

3. Литература как учебный предмет в системе школьного филологического образования. Цели и задачи изучения литературы в современной школе.

4. Содержание школьного литературного образования.

5. Современные программы по литературе: целевые установки, особенности их содержания, структура, принципы отбора литературных произведений. Государственный стандарт литературного образования.

6. Основные принципы современного школьного литературногообразования.

7. Этапы литературного образования в современной школе.

8. Методы и технологии преподавания литературы. Классификация методов.

9. Современный урок литературы. Требования к современному уроку литературы, его основные этапы.

10. Основные типы учебных книг по литературе для учащихся средних и старших классов. Охарактеризуйте один из вариантов учебника-хрестоматии.

11. Классификация уроков литературы. Особенности уроков литературы в средних и старших классах.

12. Целеполагание современного урока литературы. Мотивация как необходимая часть замысла урока литературы.

13. Виды учебной деятельности учащихся на уроках литературы.

14. Методика изучения эпических произведений.

15. Методика изучения лирических произведений.

16. Методика изучения драматических произведений.

17. Организация и виды чтения. Возрастные и индивидуальные особенности читательского восприятия.

18. Вступительные занятия как этап подготовки учащихся к восприятию художественного произведения.

19. Основные этапы изучения литературных произведений в средних классах.

20. Приемы выявления читательского восприятия художественного произведения на уроках литературы.

21. Виды планирования деятельности учителя. План и план-конспект урока как основа организации труда учителя.

22. Характеристика литературного героя в средних классах. Анализ образа-персонажа в старших классах.

23. Анализ как необходимый этап изучения литературного произведения. Отличие школьного анализа от литературоведческого. Пути анализа художественного произведения в школе.

24. Теоретико-литературные и историко-литературные знания в средних и старших классах. Методика работы над понятийным словарным запасом учащихся.

25. Специфика курса литературы в старших классах.

26. Обзорные темы в системе курса на историко-литературной основе. Методика их изучения и связь с монографическими темами.

27. Монографические темы в курсе литературы в старших классах.

28. Изучение биографии писателя в средних и старших классах.

29. Анализ эпизода на уроках литературы в старших классах.

30. Уроки, посвящённые изучению мастерства писателя в старших классах.

31. Использование критических статей и материалов на уроках литературы в старших классах.

32. Обобщающие уроки в средних и старших классах: цели, тематика, методика проведения.

33. Виды контроля на уроках литературы. Контрольные уроки при изучении монографических тем в старших классах.

34. Уроки развития речи в процессе литературного образования.

35. Организация внеклассной работы по литературе.

36. Уроки изучения зарубежной литературы в средних и старших классах.

37. Рыбникова М.А. об основах методики и дидактических основах урока.

38. Чтение художественных произведений как психолого-педагогическая проблема.

39. Организация и виды чтения. Примы выявления читательского восприятия текста на уроках литературы.

40. Анализ как необходимый этап изучения литературного произведения.

41. Отличие школьного анализа от литературоведческого. Принципы, составные элементы и примы школьного анализа художественного текста.

42. Характеристика литературного героя в 5-8 классах. Анализ образа-персонажа в старших классах.

43.Особенности восприятия и школьного изучения лирики в ее родовой специфике.

44.Методика изучения драматических произведений в школе в их родовой специфике.

45.Пути анализа эпических произведений в школе.

46.Теоретико-литературные знания в основной и старшей школе. Методика формирования теоретико-литературных понятий.

47.Изучение биографии писателя на уроках литературы.

48. Методика изучения монографической темы в курсе на историко-литературной основе. 9.Типология и особенности изучения обзорных тем. Формы проведения занятий в контексте обзорной темы

49.Лекция как форма проведения занятий по литературе в 9-11 классах средней школы: требования, подбор материала, наглядность, протяженность во времени, частотность проведения.

50.Межпредметные связи при изучении литературы, различные формы их актуализации.

51. План и план-конспект урока литературы. Требования к современному уроку литературы.

52. Литература ХХ столетия в школьном историко-литературном курсе: программное обеспечение и принципы изучения.

53. Проблемы изучения современной литературы (80-е гг. ХХ в. – начало XXI в.) в курсе средней школы.

54. Анализ учебника(ов) по литературе для средних или старших классов – по выбору соискателя.

55. Итоговый контроль знаний по литературе: традиционные и инновационные подходы.

56. Развитие устной речи на уроках литературы.

57. Развитие письменной речи на уроках литературы. Основные формы и жанры письменных работ по литературе.

58. Письменные работы по литературе.

59. Внеклассное (самостоятельное) чтение в системе литературного образования.

60. Новые (нетрадиционные) формы уроков литературы.

 

 

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

7.1 Основная литература

1. Плотникова, О. В. Формирование ценностей российской культуры на уроках литературы в старших классах [Текст]: учеб.-метод. пособие / О. В. Плотникова; Оренбург. гос. ун-т. - Оренбург: [Б. и.], 2004. - 114 с. - Библиогр.: с. 110-113. - ISBN 5-7410-2013-3.

2. Антонов, Е. С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход [Текст]: учебное пособие / Е. С. Антонов. - М.: КНОРУС, 2007. - 464 с - ISBN 978-5-85971-609-8.

3. Матвеева, Е. И. Учим младшего школьника понимать текст. 1-4 классы [Текст]: практикум для учащихся / Е. И. Матвеева. - М.: Вако, 2007. - 240 с. - (Мастерская учителя) - ISBN 5-94665-481-0.

4. Нодель, Ф. А. Сближение уроков русского языка и литературы [Текст] / Ф. А. Нодель. - М.: Чистые пруды, 2010. - 32 с. - (Б-ка "Первого сентября", серия "Русский язык". Вып. 36) - ISBN 978-5-9667-0763-7.

 

 

7.2 Дополнительная литература

1. Беньковская, Т. Е. Научные школы и направления в методике преподавания литературы ХХ века [Текст]: автореф. дис....д-ра пед. наук: 13.00.02 / Т. Е. Беньковская. - CПб.: [Б. и.], 2007. - 47 с. - С дис. можно ознакомиться в фундам. б-ке ун-та. - Библиогр.: с. 42-47.

2. Лунина, Е. Поражение человека [Текст]: опыт медленного чтения рассказа А. П. Чехова "Ионыч" / Е. Лунина. - М.: Чистые пруды, 2009. - 30 с

3. Микунис, Н. Современная американская литература [Текст]: тексты для чтения с заданиями и комментариями / Н. Микунис. - М.: Чистые пруды, 2007. - 32 с

 

7.3 Периодическая литература

1. Российская Федерация. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки О порядке проведения единого государственного экзамена по русскому языку и литературе, математике, географии: письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 7 марта 2006 г, N 01-127/08-01 // Вестник образования России, 2006. - N 8. - С. 58-60.

2. Майдангалиева, Ж. А. Вклад Н. Д. Молдавской в методику преподавания литературы: (к 90-летию со дня рождения) / Майдангалиева Ж. А. // Аспирант и соискатель, 2006. - N 6. - С. 92-96.

3. Осипов, В. Методика антилитературы: размышления писателя о школьных учебниках и позиции министра / Валентин Осипов // Наш современник, 2009. - N 8. - С. 226-236.

4. Алпатова, Т. Литературоведение в школе: в поисках самоидентичности / Татьяна Алпатова // Народное образование, 2008. - N 8. - С. 196-202.

5. Лопатина, Т. А. "Песнь о вещем Олеге" А. С. Пушкина / Т. А. Лопатина // Литература в школе, 2009. - N 5. - С. 38-39.

6. Круглова, И. В. Использование проектных технологий обучения на уроках литературы в старших классах / И. В. Круглова // Образование в современной школе, 2005. - N 8.. - С. 41-45.

Интернет-ресурсы

1. Методико-литературный Интернет-Сервер «Урок литературы». – Режим доступа: http://mlis.ru/.

2. Литературный портал «Сетевая словесность». - Режим доступа: http://www.netslova.ru/.

3.Ресурс «Русская литература». - Режим доступа: http://www.gramma.ru/LIT/.

4. Ресурс «В помощь молодому педагогу». - Режим доступа: http://skolakras.narod.ru/.

5. Ресурс «Словесник: русская литература». - Режим доступа: http://www.slovesnik.narod.ru/ruslit.htm.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...