Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3.2. Исследования роли генотипа и среды в свойствах личности в многомерных теориях личности




 

В современной психологии личности критериальный метод разработки опросников редко используется как самостоятельный. Как правило, он применяется для дополнительной валидизации опросников, разработанных рациональными методами, то есть методами, в основе которых лежат математические процедуры многомерного анализа – многомерное шкалирование, кластерный анализ или, что бывает чаще всего, факторный анализ.

Использование факторного анализа как метода определения основных свойств личности базируется на предположении об иерархической организации структуры личностных свойств. Схематически ее можно представить следующим образом. Самым низшим уровнем являются отдельные особенности поведения человека. Они образуют синдромы, то есть некоторые особености поведения, и оказываются взаимосвязаными друг с другом. Взаимосвязи между поведенческими особенностями, входящими в один синдром, являются следствием того, что в их основе лежит некоторое более общее свойство личности. Взаимосвязи между этими, более общими, свойствами личности являются, в свою очередь, следствием их принадлежности к еще более общему личностному свойству и т. д.

Например, такие особенности поведения, как боязнь темноты, бессонница накануне важного и ответственного дела, навязчивые мысли о неприятностях, которые хотя и не произошли, но могли произойти, взаимосвязаны: люди, которые не могут отвлечься от мыслей о возможных неслучившихся бедах, больше волнуются, когда им предстоит сделать что-то важное, чем те, кому даже реальные неприятности не портят аппетит и не ухудшают сон. Причина взаимосвязи между этими особенностями поведения состоит в том, что все они являются проявлением одного и того же свойства личности – тревожности. Тревожность, в свою очередь, оказывается взаимосвязана с такими свойствами, как депрессивность, подверженность чувству вины, заниженная самооценка. Взаимосвязи между этими свойствами объясняются тем, что в основе их лежит еще более общее свойство – невротизм.

Выявление иерархических структур, подобных той, которая приведена в примере, является в факторно-аналитических исследо­ваниях чисто эмпирической задачей. Только на первом этапе (при отборе конкретных поведенческих особенностей) исследователи могут руководствоваться некоторыми теоретическими представлениями о возможных синдромах свойств. Все дальнейшие шаги исследования диктуются логикой факторного анализа, а надежность результатов определяется адекватностью и разрешающей способностью выбранной факторно-аналитической процедуры.

Явный эмпиризм факторно-аналитических исследований неоднократно критиковался представителями других направлений исследования личности – психоанализа, бихевиоризма, гуманисти­ческой психологии, имеющих значительно более фундаментальное теоретическое оснащение. Нельзя отрицать, что эта критика бывает справедливой, но не стоит забывать о том, что подавляющее большинство свойств личности, которые рассматриваются в современой психологии, были выявлены именно в факторно-аналитических исследованиях.

Факторно-аналитический подход к исследованию личности появился в психологии в начале ХХ в. С конца 30-х гг. он является основным методом в теории черт, предложенной Г. Олпортом как альтернатива типологическим и психодинамическим (психо­аналитическим) теориям личности. С помощью факторного анализа в теории черт осуществляется выделение свойств личности (или черт личности) и выяснение соотношений, существующих между разными свойствами личности.

В сегодняшней психологии представления о личности, разработанные на основании факторного анализа, принято называть теориями многомерных систем или многомерными теориями личности. Основными из них являются пять теорий, претендующих на описание основных параметров личной сферы человека. К их числу относится, прежде всего, чрезвычайно распространенная теория Г. Айзенка, основные положения которой были сформулированы в конце 60-х гг. Согласно этой теории, индивидуальные различия в трех свойствах – экстраверсии - интроверсии, невротизме и психотизме – определяют основные контуры психологического портрета человека. В теориях А. Комрея, Дж. Гилфорда и Р. Кэттела, появившихся в 70-е гг., называется большое число параметров, необходимых для адекватного представления о личностной сфере, - 8, 13 и 35 соответственно. Иерархическая теория Дж. Ройса и Д. Пауелла, созданная в начале 80-х гг., представляет собой обобщение множества факторно-аналитических исследований личности и включает в себя около 200 переменных.

Венцом факторно-аналитического исследования личности в сегодняшней психологии является выделение так называемой “Большой пятерки” – пяти базовых свойств, которые, как предполагается, лежат в основе всего многообразия свойств, относящихся к личностной сфере.

В генетических исследованиях личностной сферы наибольшее внимание уделяется двум характеристикам – экстраверсии-интроверсии и невротизму.

Представление о невротизме как об устойчивом свойстве личности появилось в психологии в самом начале ХХ в. В 1915 г. английский исследователь С. Берт факторизовал показатели различных особен­ностей поведения, которые, по его предположению, относились к темпераменту. Один из полученных в результате факторов он назвал эмоциональной стабильностью - эмоциональной нестабильностью. В более поздних исследованиях аналогичная психологическая характе­ристика, выделенная в факторно-аналитическом исследовании Г. Айзенком, получила название “невротизм”.

Экстраверсия - интроверсия, в том понимании, которое ей придается современной психологией, появилась также в факторно-аналитических исследованиях С. Берта, но значительно позже – в конце 30-х гг. Своим названием эта психологическая особенность обязана К. Юнгу. Создавая типологическую теорию личности, К. Юнг положил в ее основу субъектно-объектную ориентацию и выделил два крайних типа людей – один, для которого характерна ориентация на внешние объекты, и другой, для которого характерна направленность на себя, на свой внутренний мир. В названиях, использованных К. Юнгом для обозначения этих типов, содержится буквальное указание на разные типы ориентации: слово “экстраверсия” происходит от латинских слов “extra” – “вне” и “versio” – поворачивать, то есть экстраверт – это тот, кто обращен во вне; слово “интроверсия” содержит латинский корень “intro”- “внутрь”, то есть интроверт – это тот, кто обращен на себя.

Хотя приверженцы факторно-аналитического подхода позаимствовали названия психологических свойств у К. Юнга, они трактуют их иначе: в современном понимании и интроверты, и экстраверты ориентированы на объекты, но на разные. Экстраверты направлены на людей, а интроверты – на вещи, на неодушевленные предметы.

Начало детальным психологическим исследованиям экстраверсии - интроверсии и невротизма было положено работами английского психолога Ганса Айзенка. В конце 40-х гг. он обследовал сотни испытуемых, здоровых и невротиков, для того чтобы уточнить представления об экстраверсии и невротизме и создать надежные методы их диагностики. В это же время он высказал предположение о существовании еще одной фундаментальной психологической особенности - психотизма, проявляющегося в импульсивности, низком самоконтроле и агрессивности. Психотизм по сей день рассматривается Г. Айзенком как одна из трех базовых составляющих личностной структуры, однако исследован он менее подробно, чем экстраверсия и невротизм, и используется в психологических исследованиях гораздо реже.

На основании исследования, проведенного Г. Айзенком и его коллегами, можно заключить, что индивидуальные различия по такому свойству, как экстраверсия, определяются примерно в равной степени различающейся средой и генотипом, причем среди генотипических влияний существенными оказываются и аддитивные, и неаддитивные. Изменчивость невротизма связана с аддитивным наследованием, которое определяет примерно 40% всей изменчивости, и разли­чающейся средой. Показатели наследуемости психотизма находятся в пределах 40-50%, а остальная доля изменчивости приходится на различающуюся среду.

Аналогичные данные по невротизму, полученные в трех исследованиях приемных детей, Английском, Миннесотском и Техасском, оказываются более противоречивыми. Если данные Миннесотского исследования приемных детей полностью подтверждают гипотезу о влиянии генотипа на изменчивость невротизма, то данные Техасского исследования ее полностью опровергают. При этом показатели наследуемости невротизма, высчитанные по результатам Миннесотского и Английского исследований, весьма различаются в зависимости от того, какие пары родственников сравниваются, и находятся в диапазоне 20-45%.

Таким образом, генотип вносит вклад в изменчивость биологических свойств личности. Генотип влияет на индивидуальные различия показателей экстраверсии - интроверсии. Данные по невротизму имеют немало противоречий, а по психотизму - слишком малочисленны, поэтому говорить о влиянии генотипа на показатели невротизма и психотизма можно лишь предположительно.

При описании особенностей личности используется тот или иной список свойств личности, отражающий личностные сферы человека.

Было получено 16 общих черт личности, а методика, которая используется для их диагностики, получила название 16-факторного опросника Р. Кэттела.

По мнению Р. Кэттела, выделенные им 16 черт личности представляют собой устойчивые особенности, обнаруживаемые у всех людей, сохраняющиеся на протяжении длительного времени и обусловливающие до двух третей индивидуальных различий в личностной сфере. Вклад в индивидуальные различия четырех еще более общих (вторичных) факторов, полученных при факторизации этих 16 черт (два из которых можно интерпретировать как экстраверсию - интроверсию и высокий - низкий невротизм), оказывается несколько меньше – до 60%.


Аналогичная работа по выделению существенных психологических особенностей была проделана Р. Кэттелом для мотивационной сферы личности и для состояний. Однако структуры этих особенностей личности не получили широкого распространения и никогда не рассматривались в генетических исследованиях.

В более поздних работах выделяют всего пять факторов. Содержание этих пяти факторов в значительной степени совпадает в работах разных авторов, независимо от того, какие методы многомерного анализа и какие варианты факторного анализа они используют и какой именно список черт берется за основу – исходный или модифицированный в более поздних работах.

Первый фактор, как правило, называют экстраверсией. Его положительный полюс образует такие характеристики, как общительность, настойчивость, уверенность в себе, разговорчивость, активность, энергичность, доминантность. Отрицательный полюс – сдержанность, застенчивость, стремление быть одному, а не с людьми. По сравнению с экстраверсией - интроверсией, рассматриваемой Г. Айзенком, первый фактор является более общим, включает в себя более широкий круг личных черт. Экстраверсия - интроверсия Айзенка входит в этот фактор как один из его показателей.

Второй фактор – альтруизм, склонность идти навстречу людям. Те, кто получает высокие оценки по этому личностному свойству, воспринимаются как люди отзывчивые, дружелюбные, готовые помочь, добрые, мягкосердечные, чувствительные, легко прощающие окружающих и вызывающие к себе доверие. Низкие оценки свойственны людям холодным, недружелюбным, вздорным, злым и неблагодарным.

Третий фактор – сознательность, контроль импульсивности. На положительном полюсе он характеризуется организованностью, ответственностью, склонностью планировать свои действия и эффективностью этих действий, практичностью и зависимостью. На отрицательном полюсе – необязательность, неаккуратность, забывчивость, неумение организовывать свои действия, фривольность в отношениях с окружающими и независимость.

Четвертый фактор – невротизм, негативные эмоции. Высокий невротизм (отрицательный полюс) связан с напряженностью, тревожностью, склонностью к плохому настроению, подверженностью различным беспокойствам и страхам. Положительный полюс соответствует эмоциональной стабильности, спокойствию и удовлетворенности.

Пятый фактор – открытость новому опыту, восприимчивость, когнитивная сложность. Люди, характеризующиеся высокими оценками по этому фактору, имеют широкие интересы, развитое воображение. Они любознательны, артистичны и воспринимаются окружающими как умные, остроумные и логичные. Те, кто имеет низкие оценки по этому фактору, производят впечатления людей простоватых, серых и неинтересных.

Высокий уровень обобщенности этих 5 факторов (влияния их на разнообразные менее общие личностные черты) определил название этих факторов – “Большая пятерка”. По данным, имеющимся на сегодняшний день, наиболее обобщенные свойства личности, составляющие “Большую пятерку”, испытывают примерно одинаковое влияние генотипа, которое определяет примерно треть индивидуальных различий в этих свойствах. Основное влияние на свойства “Большой пятерки” оказывает несистематическая среда, которая определяет примерно половину индивидуальных различий. Наименьшую роль в индивидуальных различиях по этим пяти свойствам играет общая среда.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...