Типология политических систем
Категория политической системы выполняет в политологии двоякую функцию: с одной стороны, она позволяет выделить различные элементы политической жизни, выяснить характер их взаимодействия, с другой — представить политику как некую целостность, выделить общие черты политической жизни в разных странах, сопоставить разные типы ее организации. В этом случае можно говорить о различных типах политических систем. Ясно, что поскольку основания выделения и сопоставления способов организации политической жизни могут быть разные, то различными оказываются и типологии политических систем. В зависимости от исторического опыта и традиций выделяют национальные типы политических систем, по господствующим способам управления и разрешения политических противоречий их подразделяют на командную (ориентированную на использование принудительных методов управления), соревновательную (где управленческие задачи решаются в ходе противоборства различных политических сил) и социопримирительную (нацеленную на поддержание социального согласия и преодоление конфликтов). В зависимости от характера господствующего политического режима политические системы бывают демократическими, авторитарными и тоталитарными. Характерные черты политической системы демократического типа: — правление большинства; — свобода критики и оппозиции правительству; — защита меньшинства и, в свою очередь, его лояльность политическому сообществу; — право народа на участие в решении государственных дел; уважение и охрана права человека. Характерные черты авторитарной политической системы: — использование сильных, жестких средств решения социальных и политических проблем, опора на репрессивные органы в деятельности;
—ограничение политических свобод граждан, подавление оппозиции; — централизация управления, подавление региональной и личностной автономии; — сосредоточение функций управления обществом в одном лице или узком социальном слое. Характерные черты тоталитарной политической системы: — отрицание или значительное ограничение прав и свобод личности, установление жесткого контроля государства над всеми сторонами жизни общества; — стирание грани между личным и общественным, индивидуальным и публичным, смешение свободы с властью (Ф. Хайек); — ломка всесильным политическим механизмом автономии всех общественных отношений; — радикальное ограничение инициативы индивида, его полная зависимость от государственной машины в решении практически всех политических проблем. Место и роль государства в политической системе общества Прежде чем отвечать на данный вопрос, необходимо дать определение понятия “политическая система общества” и раскрыть ее структуру (см. ответ на вопрос 32). Государство — это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной территории. Государство представляет собой универсальную территориальную форму организации политической власти в социально неоднородном обществе. Государство — своего рода стержень институционального оформления политической власти. Понятия “государство” и “политическая система общества” соотносятся как часть и целое. Государство концентрирует в себе все многообразие политических интересов, регулируя явления политической жизни через призму “общеобязательности”. Влияние же любого другого социального института в лучшем случае распространяется на его добровольных членов или приверженцев.
Всеобщее значение велений государственных органов обусловлена самим фактом существования общества, нормальное функционирование которого невозможно без решения общих для него проблем. Именно в этом качестве государство играет особую роль в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость. Оно выполняет основной объем деятельности по управлению, Пользуясь ресурсами общества и упорядочивая его жизнедеятельность. Государство занимает центральное, ведущее положение в политической системе общества, так как оно обладает следующими признаками: — выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку гражданства; — интегрирует общество, придает ему качества единого социального организма независимо от имеющихся политических различий и противоречий; — является носителем государственного суверенитета; — располагает специальным аппаратом (публичной властью), Предназначенным для управления обществом; — обладает “силовыми” структурами (вооруженными силами, милицией, службой безопасности и т.п.); — имеет, как правило, монополию на правотворчество; — владеет специфическим набором материальных ценностей (государственной собственностью, бюджетом, валютой и т.д.). Происхождение государства Государство — политическая структура особого рода, возникшая на определенном этапе общественного развития, представляющая собой центральный институт власти в политической системе конкретного общества. Вопрос о происхождении государства является дискуссионным, ибо этнографическая и историческая науки дают все новые знания о причинах его происхождения. В разных теориях высказываются различные причины возникновения государства: в теологической — Божественная сила; в договорной — сила разума, сознания; в психологической — факторы психики человека; в органической — биологические факторы; в материалистической—социально-экономические факторы; в теории насилия — военно-политические факторы и т.д. В литературе выделяются и некоторые другие условия, влияющие на образование государства: географические, этнические, демографические, информационные и иные.
Таким образом, возникновение государственности обусловлено многими причинами, среди которых вряд ли можно выделить какую-либо одну в качестве главной, определяющей. Государство возникает, существует и развивается как результат усложнения, прежде всего социально-экономической жизни, как инструмент упорядочения совместного удовлетворения интересов общества, групп, классов, социальных слоев, отдельных личностей. Формирование государства — длительный процесс, у различных народов мира он шел разными путями. На Востоке наибольшее распространение получила такая форма возникновения государства, как “азиатский способ производства” (Египет, Вавилон, Китай, Индия и т.п.). Здесь устойчивыми оказа лись социально-экономические структуры родового строя — земельная община, коллективная собственность и другие. Первые государства, возникшие на Древнем Востоке, были доклассовыми, они одновременно и эксплуатировали сельские общины, и управляли ими, т.е. выступали организаторами производства. По другому историческому пути шел процесс в Афинах и Риме, где рабовладельческое государство возникло в результате появления частной собственности и раскола общества на классы. Афины — это самая чистая, классическая форма возникновения государства из классовых антагонизмов, развившихся внутри родового строя. В Риме образование государства было ускорено борьбой бесправных плебеев против римской родовой аристократии (патрициев). Возникновение древнегерманского государства в значительной степени связано с завоеванием обширных чужих территорий, для господства над которыми родовая организация не была приспособлена. Ряд ученых придерживаются мнения, что Германия, Россия и некоторые другие'государства возникли не как феодальные (с классическими признаками подобной государственности — закреплением крестьянства и крупной частной собственностью на землю), а как прафеодальные (с соответствующими признаками — знать еще не имела крупной частной собственности на землю, а крестьяне сохраняли как свободу, так и собственность на землю).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|