Типы политического господства по Веберу
Легальное господство – основано на признании добровольно установленных юридических норм, направленных на регулирование отношений. К такому типу господства Вебер относил современные ему европейские государства: Англию, Францию и США. В таких государствах и управляемые и управляющие подчиняются не личности, а четко установленным законам. Традиционное господство -этот тип обусловлен нравами, привычкой к определенному поведению. В этом отношении традиционное господство основано на вере не только в законность, но и даже в священность существующих порядков и властей. Харизматическое господство. Понятие харизмы (греч.– божественный дар), особые способности, свойства индивида, выделяющие его из всех остальных. Это качества не столько приобретенное, сколько дарованные человеку от природы. К ним Вебер относит магические способности, пророческий дар, выдающуюся силу духа и слова.
10. Разработал теорию М.Вебер. Он считал, что господство покоится на согласии, признающем его легитимность. В лег-ти он видел стабильность общ-ва. Лег-ть может быть гарантирована только внутренне, эмоциональной преданностью. Порядок (по Веберу) – условность, «обычай», кот считается в опр кругу людей значимым и невозможность отклонения от кот гарантируется ощутимым осуждением, а также право, если порядок внешне гарантирован возможностью морального или физического принуждения, осуществляемого особой группой людей, в func кот входит охранять порядок. При опр легитимности use нормативный (источник лег-ти вне властных отн-ий, это закон, мораль, тридиции, лег-ть – соответствие полит. институтов и отн-ий опр законам, нормам) и функц (основы находятся внутри власти, лег-ть – способность власти обеспечивать стабильное функ-ние соц и полит институтов и способность убедить граждан в том, что они отвечают их интересам, акцент делается на том, что реально происходит) подоходы.
Легитимность власти – соответствие власти законно установленным нормам, а также основополагающим целям государств и общепринятым принципам и ценностям. Власть и общественные интересы. Формы и средства выражения в политике. Легитимация -процедура общественного признания какого-либо действия, события, факта, лица, призванная обеспечить политическое участие без принуждения. Свойства поддержания легитимности власти: 1. Изменение законодательства в соответствии с новыми требованиями 2. Стремление использовать традиции при проведении политики и законодательстве 3. Поддержание в обществе законности и правопорядка. Показателями легитимности являются: 1. Уровень принуждения 2. Наличие попыток свержения правительства 3. Сила гражданского повиновения 4. Результаты выборов и референдумов 5. Наличие демонстраций, митингов, пикетов. Делигитимация -утрата доверия, лишение власти общественного кредита. Основными причинами ее являются: противоречия между ценностями в обществе и интересами правящей элиты, нарастание коррумпированности и бюрократизации в обществе. Типы легитимности власти: По Истону: Идеологическая легитимность - власть признается обоснованной в силу внутренней убежденности или веры в правильность тех идеологических ценностей, которые ею провозглашены. Структурная легитимность - правомочность власти вытекает из убеждения в законности и ценности установленных структур норм, регулирующих политические отношения. Персональный – осн на лич кач-вах, аторитете, популярности полит лидера. Осн на рациональной оценке (отличие от харизм). Традиционная легитимность - власть признается легитимной, поскольку она действует по правилам, закрепленным в традициях, и соответствует традиционным ценностям масс. Отсутствие динамизма, глубокий консерватизм. Пример – общ-ва вост империй (Египет, Китай, Персия), совр общ-ва – Оман, Бахрейн, Кувейт, Сауд Араваия. Здесь власть приобр персонифицированный хар-р.
Рационально-легальный тип – осн на вере в силу права, закона. Хаар-н – концтитуционное гос-во. Это большинство совр общ-в. Власть приобр деперсонифицированный хар-р, т.к. определяющим становится положение лич-ти в {ме организационной иерархии. Харизматическая легитимность - признание власти основывается на вере масс в особые способности политического лидера, вождя. Наличие вождя. Эмоциональная связь м/у ним и общ-вом. Надо пост поддерживать ожидания масс. Эта власть относит неустойчива. Этот тип рассм как переходный от трад к рац. Функциональная роль – стимулировать, ускорять истор процесс. Это Наполеон, Гитлер, Муссолини, Сталин, Мао Цзедун. Но ни одна власть не м.б. только рац, трад, хар. В ней представ все, но один – осн. Механизм осуществления власти включает следующие моменты: Господство, т.е. подчинение одних социальных групп другим, что закрепляется в государственных нормативно-правовых актах. Руководство, т.е. определение и законодательное закрепление стратегии развития общества, политической системы, выбор средств осуществления основных задач и целей. Управление и организация, т.е. принятие конкретных управленческих решений, согласование, упорядочивание деятельности различных социальных групп, личностей, действий политических и неполитических организаций и учреждений. Контроль как обратная связь, с помощью которой власть следит за тем, какие результаты имеют те или иные управленческие решения. Ресурсы власти: эк-ие, соц-ие, культ-инф-ые, силовые, демограф-ие.
11. Любое общество неоднородно в социальном отношении. Ещё в древности оно разделялось на классы (в основном Платон: философы, войны и работники). Фурье: двор, знать, буржуазия, народ, чернь. Маркс: рабы и рабовладельцы, крестьяне и феодалы, пролиториат и буржуазия. Концепции классовой борьбы. В современном обществе можно выделить очень много социальных групп, разделяя их по следующим признакам: характер собственности, размер дохода, объём власти, социальный статус, престиж и пр.
Социальная стратификация – явление в современном обществе – разрастание среднего класса и поглощение им других слоёв общества. Напоминает лимон. Естественно для власти эти общественные процессы небезразличны, т к легитимность власти напрямую связана с поддержкой широких слоёв населения. Правители существующей политической власти в России заявляют, что конечной целью их реформ являеся создане среднего класса, куда будут входить бизнесмены, высокооплачиваемые слои творческой интеллигенции, крупные менеджеры, чиновники.
12. Политический опыт свидетельствует о целесообразности разделения властей, т.к. оно позволяет не только конкретно определить рамки и функции деятельности каждой ветви власти, но и установить контроль, внедрить систему «сдержек и противовесов». Данная система позволяет предотвращать злоупотребление властью, узурпацию одной ветвью власти других и т.п. Разделение властей реализуется в 2 плоскостях. Оно возможно по вертикали и по горизонтали: По вертикали -это разделение власти между различными уровнями государственного управления. Всего существует 2 уровня: общенациональный и местный. Между центром и местными органами власти могут быть промежуточные уровни, например региональный уровень. В этом случае регион (область, край, город) наделяется властью, которая четко определена и защищена от посягательств центрального правительства Конституцией. Такая система власти называется федеральной. Если же региональный уровень власти отсутствует или же он слаб, зависим от центра, то такая система власти называется унитарной. Так в США, Германии, России сложилась федеральная система управления. Англия представляет собой унитарную систему. По горизонтали -разделение властей имеет место, когда власть распределяется между элементами государственного управления на одном и том же уровне, например, между 3 ветвями власти на законодательную, исполнительную и судебную.
Зак власть осуществляется на основе принятой в стране конституции и формируется посредством свободных выборов. Она занимается правотворчеством – т е разрабатывает конституцию страны, поправки к ней, законы, утверждает гос бюджет и т д. Осн полит институт – одно или двухпалатный парламент. В России 2: Совет Федерации и Гос.Дума (в 1 палату по 2 представителя от субъекта Федерации (по 1 от предста и испол органа власти). Гос.Дума формируется на основе свободных выборов 450 депутатов). Исполнительная – руководит, управляет общественными делами, определяет основные направления политике гос-ва, следит за проведением в жизнь намеченного курса, м. выступать с законодат инициативой, ответственность перед органами преставит власти – президент. Судебная – защита прав и свобод личности, разрешение конфликтов, она самостоятельна и независима, судебная система оказывается сущ влияние на эк-ку, п-ку, культуру, положение ч-ка. Воздействует на исп и законодат, в частности, контролирует законодат.
13. Формы подчинения власти: Ценностные (легитимная власть – действия совершаются по внутреннему убеждению, из чувства долга, власть опирается на ценности общ-ва, в экономическом и социальном плане подчинение совершенно безвозмездноэто способ выражения внутр взгялод, мнений индивида, соответ сущности данного строя, это наиболее эффективный способ подчинения, полит власть стремится создать идеология массового сознания, использовать ее и поддерживать, правда, это не сильно долговечно, т.к. расходы на формирование такого сознания значительно меньше, чем расходы на др виды полит санкций). Заинтересованные (вознаграждаемая власть – подчинение основано на обмене на блага, выгоды, привилегии, власть должна улучшать условия жизни людей, характерен для стран тоталитарного и авторитарного режима, играет важную роль, его стремятся использовать, но это дорого, но это оправдывает себя, т.к. возрастает общественное богатство страны). Принудительные (действия людей мотивируются осторожностью, уступчивостью, страхом под давлением запретов, наказаний; упор на экономическое принуждение (создание эк трудностей), соц огрничений, полит давление, духовно-идеологическое осуждение, но крайняк – насилие, в основе – желание ч-ка сохранить тот уровень благосост, кот у него есть уже).
14. Группы давления – это организационные группы, ставящие своей задачей достижение какой-либо цели, для реализации которой они должны осуществить давление на политические институты. Др. опр-е: гр дав – организация, созданная для защиты интересов и оказания давления на общест власти с целью добиться от них принятия тех решений, кот соотв ее интересам. Это сочет-е 3 эл-ов: сущ-ие организов группы, защиты интересов, осущ-е давления. Нельзя путать их с полит партиями, их func разные.
Типы гр дав: I. 1. Заинтересованные – группы, представ интересы опр соц слоя. 2. Целевые – группы, став своей задачей достижение опр цели. II. В связи со степенью специализации и организованности, амер: 1. Спонтанные – стихийные, ориентирован на применение насилия. 2. Неассоциативные – неформальные, непостоянные, ненасильственные. 3. Институциональные – формальные. 4. Ассоциативные – добровольные, спец на выражении интересов организации. III. Франц, множество типов в завис от цели (группы интересов – группы идей), рода (частн, обществ) стр-ры (массовые, кадровые). ЛОББИЗМ. Это форма давления. Практикуется во многих странах. Осн цель – давление на законодат процесс или опр полит курс, осущ гл обр ч/з парламент, посредством давления на депутатов, иногда надо мобилизировать избирателей с пом работы на местном уровне. В практике лоббизма используются разнообразные способы влияния: 1. Выступление на слушаниях в комитетах и комиссиях парламента 2. Разработка законопроектов и привлечение своих экспертов 3. Личные встречи, контакты, переговоры 4. Использование методов связи с общественностью 5. Организация давления с мест (письма от избирателей, предложения, и т.п.) 6. Подготовка и распространение результатов социологических исследований 7. Финансирование избирательных кампаний 8. Прямой подкуп должностных Лий и т.д. Лоббизм можно подразделять на легальный, не нарушающий законодательства,и нелегальный. В следствии чего, отношение к нему в разных странах не однозначное. Выделилось два подхода: 1. Запретительный (например, в Индии и Франции) Лоббизм отождествляется с коррупцией и криминальной деятельностью, его надо искоренять. 2. Ограничительный (например, Россия, США) Лоббизм надо ограничить жесткими правовыми рамками, предать ему нормальную, разумную форму. (Этот подход наиболее продуктивен) Функции. 1. Выражение и артикуляция. Ругппы формулируют свои требования. 2. Добиться того, чтобы требования стали известны общественности. Влияют на общественное мнение, use СМИ, задача – передать настроения, мнения народа правительству. 3. Оказывают влияние на законодат процесс. Иногда даже сами готовят проекты законов, представляют их полит партиям.4. Осущ поддержку и мобилизируют людей в осущ правит программ. 5. Подбор экспертов и специалистов на министерские посты или админ должности. 6. Контроль уже принятых законов. 7. Стремятся влиять на рез-ты выборов. Этапы: 1. съезд полит партии. 2. общенац выборы в стране. 3. прохождение и принятие законов. 4. связан с исп органами. Стремятся установить контакт с полит институтами исп власти. Виды контактов: участие в формулировании и осущ п-ки, оказание помощи в подборе соответ штата, обеспечение инф-ей. +кампании, лоббирование, от убеждения до угрозы, прямого воздействия.
15. Парето попытался объяснить роль опр правящего слоя в полит процессе. Он считает, что соц стр-ра общ-ва, динамика опр-ся правящим меньшинством, различие м/у людьми по интеллекту, талантам, трудолюбию т т.д. Парето сформулировал теорию круговорота элит. Двигателем истории – судьбы элит. Течнние цикла зависит от циркуляции элит. Элиты сначала внизу, затем вверх, вверх, и сдыхают. «Лисы» - мастера обмана, полит комбинаций, властвуют убеждением, заискиванием, примирением. «Львы» - грубое давление, голая сила, подавление. Для стабильности – большинство «львов». Смена из-за того, что данная элита исчерпала себя. Они должны постоянно сменятся. Революция – часть уничожается, другая – нейтрализуется, третья – м. занять место в новой элите. Моска. Меньшинство – «полит класс». Меньшинство лучше организовано, обладает особыми кач-ми, сплоченность. Прав элита неоднородна – высший и низший слой. Первый сост из правителей (ядро элиты). Низший – опора для высшего, связывающее звено м/у высшим и массами, это и резерв, и исп аппарат. Тоже говорил о циркуляции элит, но понимал по другому. В общ-ве всегда есть силы, кот хотят и могут заменить старую элиту, элита не противодействует, происходит смена. Миллс. Власть тесно связана с обществ институтами, а власт элита – это те, кто занимает командные посты. Элита подвержена коррупции, т.к. общ-во не организованно и элита не м. перед ним отвечать. Марксизм. Разделение власти собственников и полит власти. Власть принадлежит народу, поэтому нет элиты.
16. Политическая элита - это привилегированная группа, которая занимает руководящие позиции во властных структурах и непосредственно участвует в принятии важнейших для общества решений. Рассматривая характер и тенденции развития политической элиты советского/российского общества, нужно исходить из произошедшей в 90-е гг. смены политического режима как такового. Если характеризовать российскую элиту 90-х гг. исходя из тех же критериев по которым мы характеризовали советскую элиту, то заметны коренные отличия: 1. Внутри элитные отношения: для них характерна утрата обязательной объединяющей идеологии, образование конкурирующих внутри элитных групп, дезинтеграция элиты, отсутствие объединения консенсусного типа. 2. Открытость к не элитным группам: заметен доступ в элиту из не элитных групп, а также обновление состава элиты. Большую роль в этом процессе играют политические партии, выдвигая из своих рядов наиболее способных в политическую элиту. 3. Принцип формирования: В современных условиях предпринимается серьезная попытка изменения формирования элиты нашего общества на основе демократических принципов: многопартийной политической системы, гласности, плюрализма мнении. Кооптация, как механизм формирования элиты, дополняется выборами. 4. Отношение элиты к власти и собственности: Утрата российской элитой монополии на власть. Характерно разделение внутри самой элиты на политическую и экономическую. Заметен обмен власти на собственность, а также трансформация привилегий и льгот в экономические ресурсы. Современная российская политическая элита - это прежде всего выходцы из старой партийно-государственной номенклатуры, закамуфлированные под демократов. Они цепко держаться за власть, при этом не гнушаясь никакими средствами, вплоть до использования вооруженных сил в борьбе с противником. Созданная при их непосредственном участии конституция страны несет в себе черты авторитаризма, что, в частности, проявляется в предоставлении огромных прав президенту и в отсутствии реальных возможностей ее отстранения от занимаемой должности. Потребуется полное обновление российской политической элиты, для того чтобы утвердить в обществе подлинно новые, отвечающие демократическим нормам и интересам народа, порядки. Резюмируя изложенный материал, отметим, что анализ трансформации политической элиты в России позволяет, во-первых, существенно углубить и конкретизировать наши представления о властных отношениях в обществе, и,во-вторых, отметить, что прогресс нашего общества, его выход из кризисного состояния, во многом зависят от механизма отбора и эффективной деятельности политической элиты.
17. Теории. 1. Теория черт лидера. Лид-во рассм как соц-псих феномен, как [ть опр психол черт л-ти. Один говорил, что способности врожденные, маленький круг людей.Черты лидера. Теория подвергается критике, т.к. 1. она расмм лид-во изолировано от сложивш {мы соц отн-ий, а разн эпохи треб разн лид-ов, 2. осущ лид-ва треб разраб опр кач-в. 2. Ситуационная теория. Лидер порожд конкр сит. В опр сит, это будет один ч-к, в др. – др. Черты лидера носят относит хар-р, все зависит от обстоятельств. Критика: ситуацизм не учитывает обратного воздействия на сит лидера. 3. Теория определяющей роли последователей. На первый план выдвиг последователи. Именно они опред лидера, кот соотв их запросам. Лидер выступает как инструмент группы. 4. Синтетический подход. Не отрицается возможность сит-ии, учитывается, что кач-ва улучшают шансы стать лидером. + черты и запросы послдователей, т.е. требуется взаимодействие всех ф-ров. Критика: все отн0ия сводятся лишь к психологич, игнорируются мат. 5. Психологический подход. Психика первична, она лежит в основе всего. Лидерство – опр вид невроза, патологического состояния. Общ-во: норм люди и лидеры. 6. Марксистский подход. Лид-во опр-ся классовой принадлежностью и проявл как классовое отн0е. Л-ть выступ как представ-ль класса. Понятие полит лидера. Лидер – это то лицо, кот стоит над группой, общностью, нацией и м. отдавать приказы остальным людям, гражданам, как, например, общенац лидер. Власть лидера отлич тем, что он м. отдавать приказы всем. Или Лид-во опр-ся как процесс, в кот один индивид постоянно осущ большее влияние, чем др, в выполнении групп функ. Эдингер указывает, что Лид-во основано на неравенстве во влиянии м/у лидером и последователем. Для понимания сущности Лид-ва надо выделить 4 аспекта: 1. личностные истоки власти лидера. 2. институциональные инструменты, кот помогают лидеру. 3. действия лидеров. 4. хар-ки среды, в кот эти действия происходят.
18. Понятие «решение» определяет выбор одной из ряда альтернатив в процессе достижения поставленных целей. Альтернатива же, в свою очередь, является одним из вариантов действия, исключающим возможность реализации другого варианта. Политическое решение — это сознательный выбор одного из не менее двух возможных вариантов политических действий. Политические решения, конечно, предшествуют политическим действиям, дают им тот или иной импульс. Выработка и принятие решения —не само политическое действие, а лишь подготовка к нему. Этапы принятия: Постановка пррблемы Поиск наиболее эффективных альтернативных решений Сравнительный анализ альтернатив Выбор оптимальной альтернативы в качестве плана действия Важные параметры: Лица, принимающие решения (ответственные юридические, государственные и экономические представители) Правила принятия решений (формальная процедура) Восприятие принятых решений (зависит от социализации, идеологии, опыта и личных качеств) Ситуация, в которой происходит принятие (кризисная или некризисная, структурированная – неструкт, красткоср – долгоср, враждебная – блогприятная, знак – незнак, запланированная - нет) Результат принятия решений Способ принятия решений: насилие/давлние, выборы голосованием Хар-р решений: 1. всеобъемлющие решения, они сказ на полит {ме, гос-ве в целом, положении полит лидеров, они приним с учетов конституции, юр норм (пример, отрешение от должности президента, отставка премьер-министра и т.д.) 2. общие полит решения, затрагивают достат широкий круг лиц, разраб на основе законов (решение о создании какого-либо полит движения, полит партии, проведении выборов губернатора). 3. частные решения, касаются небольшого кол-ва людей и имеют преимущ администрат хар-р (решения о реорганизации аппарата президента, создании фракции в парламенте, назначение на гос должность). А также на стратегические и тактические, долгосроч или ближайш цели.
19. Лидерство и руководство. Понятие "лидер" и "руководитель" зачастую в языковом обиходе используют как синонимы. Но это не совсем правильно. В литературе давно уже определены различия в содержании этих понятий. Лидер осуществляет власть над группой и принимает решения на основе своего авторитета и личного влияния, а руководитель избирается или назначается группой, то есть получает функции в рузельтате целенапрвленного действия. Лидер - это личность, продукт так называемого "естественного отбора", это личность с незаурядными способностями, а руководитель - продукт сознательного выбора, им может стать человек заурядный, неинициативный, зависящий от других лиц и т.д. Положение лидера нельзя назвать стабильным, поэтому лидер должен учитывать возможность падаения своего авторитета, снижения влияния и страмиться постонно его поддерживать. В то время как положение руководителя стабильное. он избирается на какой-то срок и может не волноваться, что его авторитет упадет. У него есть свои права и обязанности, так как руководитель - это всегда лицо официальное. Кроме того, руководитель имеет возможность применять различные санкции по отношению к своим подчиненным, также он может использовать различные меры поощрения. Лидер этого делать не может. Реально в соц.общности могут быть и лидер, и руководитель. Иногда между ними возникают конфликты, что может сказаться на группе и даже привести к расколу сторонников. Если же отношения между ними нормальные, то и в группе складываются нормальные отношения. При этом полит.лидером и руководителем может быть одно лицо. Лидерство и вождизм. Вождизм основан на личной преданности лицу, кот олицетворяет верховную власть. В отлич от полит лидерства, вождизм стоится на лич отношениях, лич зав-ти его окр-я. В-ь стрем-ся к тому, чтобы создать лично преданное ему окр-е, готовое истово служить своему благодетелю. Обычно насаждается вера в непогрешимость вождя. Игнорируются законы, нормы/ Вождизм строится на личных отношениях, личной зависимости окружения от вождя (часто из-за семейных, родственных, дружеских связей возникающие на их основеидейные связи ведут к вождизму) Полное подчинение вождю отражает низкий уровень демократического сознания. Разница и в смене вождей и лидеров: если лидеров выбирают избиратели, то вождя – узкий круг лиц из ближайшего окружения
20. Причины и мотивы лидерства. Появление полит.лидеров как правило происходит, когда офиц.руководители считают, что обстановка вполне удовлетворительная, а массы оценивают ее как тревожную. Неспособность офиц.руководства правильно оценивать обстановку и принимать какие-то меры неизбежно ведет к появлению неформального лидера. Возглавив соц-полит движение неформальные лидеры становятся уже офиц.руководителями. Существуют различные мнения по вопросу основного мотива лидерства. Некоторые амер.политологи считают, что оснвным мотивом является потребность власти. Причем в качестве психол.основы выдвигается бессознательное в поведении людей. Например, человек, стремясь к власти, старается компенсировать свою ущербность, фрустрацию, это дополняется чрезмерным развитием индивидуалистических и эгоцетрических амбиций. По изучению биографий - неблагополучие в семье. В кач-ве др. мотивов выдвигаются верность своему делу, чувство отвественности, потребность в одобрении и уважении со стороны других, требования, связанные с занимаемым положением, потребность в статусе и признании и т.д. Ф ункции. В своей полит.деят-ти лидеры выполняют много функций. Некоторые заруб.ученые выделяют три осн.фазы: а) диагноз: лидер изучает сит и оценивает, что в ней неправильно и что должно быть исправлено; б) определение направления действий: чтобы двигаться к решению проблемы, он может также прийти к выводу, какой ход событий был бы наиболее желательным, чтобы осущ.необх.изменения; в) мобилизация тех, кто будет вовлечен в конкр.реализацию действий: мобилизация подчиненных, людей в общем, осущ посредством лозунгов, обращения, призывов. Одной из func считается определение программы действия и формирование политики. Др.func - полит.лидеры создают сети и коалиции, имеются в виду различные полит.институты, объединения; внушение энтузиазма своим приверженцам, массам; формир-е и поддержание имиджа лидера; отбор и воспитание эффективно работающего персонала; собирание, получение достоверной inf; решение задач, назревших проблем. Т ипология. Классификация Вебера. 1. Традиц.лид-во. Оно основано на верев святость и неизменность обычаев, традиций. 2. Рационально-легальное лид-во. На вере в законность, разумность существующего порядка, на избрании и деловой компетенции конкр.лиц, то есть лидером становятся с пом. законных бюрократич.процедур. 3. Харизматическое лидерство. Лидер не ссылается ни на обычай, ни на закон. Благодаря личным качествам, харизме - особому дару. Амер.иссл-ли. Следует учитыывать осн.моменты: а) характер самого лидера б) св-ва его приверженцев в) взаимосвязь м\д лидером и его приверженцами г) конкр.сит., в кот осуж лид-во. 1. Лидер-знаменосец. Обладет собств видением реальности. Имеют идею, ради кот след изменить полит.сист. 2. Лидер-служитель. Выразитель интересов своих приверженцев и действует от их имени. Формирует задачи, на кот он ориентируется. 3. Л-торговец. Важна способность убедить. Приверженцы покупают егот планы или идеи. 4. Л-пожарный. Откликается на те проблемы, кот предъяв окр среда. Их действия обуславливаются конкр сит. Стили Лид-ва. Стиль – как лидер взаимодействует со своими сторонниками. Он м. стремиться к личным контактам, встречам, глубоко вникать в проблему или, наоборот, избегать личного контакта, обходиться поверхностной, общей информацией. Но для всех: полит лидеры стремятся формировать свое окружение из людей с близким к нему стилем поведения. Существует два стиля: авторитарный (требует от подчиненных жесткого повиновения, принижает их, подавляет самостоятельность, стремление к монопольному руководству, единоличное принятие решений, определение задач и способов достижения цели) и демократический (мягкие формы воздействия, не унижает, стремление быть внутри группы, создавать атмосферу сотруднчичества). В обществе оба стиля. Командно-администр – авторит, демокр – демокр.
23. Стр-ра ПС. Выбор стр-ры во многом опред-ся кокр задачами исследования. В частности в нашей лит-ре традиционным стало обращение к институциональной и иерархической стр-рам. Здесь в кач-ве осн момента ПС рассматривается гос-во. Узловым моментом, связ гос-во и гражданское общ-во, явл-ся полит партии. Включают сюда и труд коллективы, профсоюзы, СМИ и т.д. Подсистемы по признакам: 1. Институциональная подС: состоит из различных общ-полит институтов и организаций, включая гос-во, полит партии и движения, различ обществ оран-ии, принмающие участие в полит жизни общ-ва; 2. Функциональная подС: рассекает ПС общ-ва и складывается соответственно из [ тех func и ролей, кот осущ-ся как отдельными соц-полит институтами, так и их группами; 3. Коммуникативная подС: [ разных взаимоотношений м\у суб-ми ПС по поводу завоевания, распределения полит власти. Она включается как формализованные отн-я, основанные на нормах права и ими регулируемые в праве, но играющие сущ-ую роль в системообразующих, системаразрушающих индифферентных связях внутри ПС; 4. Регулятивная подС: [ различ полит-правовых норм и др средств регулирования взаимосвязей м\у суб-ми ПС; 5. Политико - идеологическая подС: вкулюч [ полит взглядов представлений, идей, теорий и концепций, на основе кот возникают, формируются и развиваются различ общест-полит институты как Эл-ты ПС общ-ва. Другая теория. Основные Эл-ты ПС: 1. Власть – распределение ресурсов среди конкурирующих групп, кот могут влиять на решения; 2. Интересы – [ целей, преследуя кот отдельные лица или группы становятся участниками полит процесса; 3. Политика – общественный результат взаимодействия м\у властью и интересами, обычно выраженный в форме гос законодательства; 4. Полит культура – суб ориентация людей на ПС. Пс по своей структуре могут иметь два существ различия. Это связано с тем, насколько диффернцированы или специализированы полит роли, стр-ры и подС и насколько они подчинены др др. Func ПС. 1. Полит рук-во общ-ом. Это определение стратегических целей и перспектив общест развития. 2. Func консолидации общест-полит строя. Обеспечение существования общ-ва как единого целого. 3. Регулятивная finc. Связана с потребностями регламентации полит поведения и полит отн-ий в гос-организованном общ-ве. 3. Мобилизационная func. Максимальное use ресурсов общ-ва. 4. Дистрибутивная func. Распределение ресурсов и ценностей в общ-ве. 5. Func легитимации. Обеспечивает поддержание доверия масс к сущ-ей ПС, определенной степени ее законности. На западе. В кач-ве входных func ПС: 1. артикуляция (выражение) интересов – связана с группами интересов; 2. агрегирование (соединение) интересов – осущ-ся полит партиями; 3. полит коммуникация – опред-ся СМИ; 4. полит социализация – проявл-ся в вовлечении граждан в п-ку. В кач-ве выходных: 1. нормотворчество – включает процессы, в ходе кот разраб-ся законы, выявл-ся авторитетные правила, кот становятся правовыми нормами для каждого отдельного ч-ка. 2. применение норм, правил – введение законов или правил в действие и их выполнение. 3. контроль над соблюдением норм, правил – предусматривает соотв истолкование законов и соотв действия при выявлении нарушения данных правил, применения опр санкций за эти нарушения.
24. Func ПС. 2. Полит рук-во общ-ом. Это определение стратегических целей и перспектив общест развития. 2. Func консолидации общест-полит строя. Обеспечение существования общ-ва как единого целого. 3. Регулятивная finc. Связана с потребностями регламентации полит поведения и полит отн-ий в гос-организованном общ-ве. 3. Мобилизационная func. Максимальное use ресурсов общ-ва. 4. Дистрибутивная func. Распределение ресурсов и ценностей в общ-ве. 5. Func легитимации. Обеспечивает поддержание доверия масс к сущ-ей ПС, определенной степени ее законности. На западе. В кач-ве входных func ПС: 1. артикуляция (выражение) интересов – связана с группами интересов; 2. агрегирование (соединение) интересов – осущ-ся полит партиями; 3. полит коммуникация – опред-ся СМИ; 4. полит социализация – проявл-ся в вовлечении граждан в п-ку. В кач-ве выходных: 1. нормотворчество – включает процессы, в ходе кот разраб-ся законы, выявл-ся авторитетные правила, кот становятся правовыми нормами для каждого отдельного ч-ка. 2. применение норм, правил – введение законов или правил в действие и их выполнение. 3. контроль над соблюдением норм, правил – предусматривает соотв истолкование законов и соотв действия при выявлении нарушения данных правил, применения опр санкций за эти нарушения. Типология ПС. Марксистская теория. Типология осущ-ся по формационному признаку: выделяется ПС рабовладельческого общества, ПС феодального общества и т.д. по нац-гос признаку, т.е. ПС США, ПС Германии. Западная типология. Одна из классификаций: а) примитивные ПС, б) традиционные ПС, в) современные ПС. Другая: а) открытые (имеющие динамичную стр-ру и широкие взаимосвязи с окр средой людей) ПС, б) закрытые (отлич-ся жестко фиксированной стр-ой и отсутствием широких взаимодействий с окр средой) ПС. Широко use: а) демокртич ПС (хар-ся достаточно высоким, средним или низким уровней автономии суб-ов ПС), б) авторитарные ПС (выд-ся модернизированные авторит ПС (ПС Бразилии) и консервативные ПС (ПС Испании во время правления Франко)), в) тоталитарные ПС (ПС фашитской Германии, СССР). Немецкие политологи: 1. Современные традиционные ПС. Основаны на устаревших принципах соц организации, которую приводят в движение религиозные культы и магические ритуалы. 2. Статическая олигархия. Опирается на принцип вождизма и беспрекословного послушания аполитичного населения. 3. Модернизированная олигархия. Для нее хар-но провозглашение полит лидерами в качестве главной цели модернизация экономических и сок институтов. 4. «Преторианская» система. Для нее хар-н низкий уровень институционализации при постоянно растущих претензиях социальных групп, партий, объединений на признание и утверждение. Во главе нах-ся не конкретное прав-во с определенной п-кой, а абстракто выраженный личный или групповой интерес, возведенный в принцип как «общее благо». 5. Система мобилизации. Немногочисленная прогрессивная элита стремится преобразовать традиционное общество в современное. Строится на конкр идеологии – преодоление зависимости от природы, равенство жизненных шансов членов общ-ва, обеспечение солидарности и т.д. Наверху гос иерархии действует принцип строгой организации. 6. Воспитательная демократия. ПС выдвигает целью воспитание широкой общественности для участия в полит жизни, хотя социальные и культурные предпосылки для полит демократии отсутствуют. С хар-ся высоко развитым правосознанием граждан и обеспечением демократических свобод. Отличается стабильностью. Конфликты регулируются не на вертикальном, а на горизонтальном уровне. Легитимность базируется на переплетении рациональных и харизматических эл-ов. 7. Фашистские ПС. Антидемократическая стр-ра господства основана на принципе вождизма. Хаар-ые черты – антидемократизм, унификация и подавление инакомыслия. 8. Коммунистические ПС. Все они возникли вопреки марксизму и испытывают сильную тенденцию к сближению с развитыми капиталистическими странами. 9. Парламентарно-демократические ПС. Хар-ся существованием многочисленных независимых партий, которые посредством свободных выборов участвуют в конкурентной борьбе за право контролировать гос власть. Отличаются прочной стабильностью, не нуждаются в харизматической л-ти. Ро
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|