Основные этапы развития политической мысли
Стр 1 из 2Следующая ⇒ ПОЛИТОЛОГИЯ Справочные материалы для подготовки к тестированию СОдержание
ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ ПОЛИТОЛОГИИ Политология – наука о политике. Существует два уровня политологии: теоретический и прикладной. Субъекты политологии – те, кто изучает политологию: ученые, преподаватели, профессиональные общества и т.д. Объектом политологии, т.е. что она изучает, является только что-то политическое. Категория «политическое» является предметообразующей. Центральными категориями политологии являются такие как политика, политическая власть, политическая система общества, политическая культура, политическая деятельность и другие. Политология выполняет множество функций. Некоторые из них: Познавательная функция выясняет знания о политике во все ее сложности и противоречивости. Мировоззренческая функция состоит в развитии политической культуры и политического сознания граждан от обыденного уровня к научно-теоретическому, формировании их политических убеждений, целей, ориентации, политических позиций, повышении уровня их компетентности. Воспитательная функция – влияние на поведение людей, приобщение их к политическому участию. Дистрибутивная функция – распределение благ, услуг и статусов. Прогностическая функция – функция, основанная на свойстве модели предсказывать вероятные изменения свойств и параметров исследуемых процессов и явлений разработка вероятного прогноза относительно развития процессов в политической сфере
МЕТОДЫ ПОЛИТОЛОГИИ. В политологии используется широкий спектр методов, т.е. совокупность способов и приемов. Нормативно-ценностный метод - метод политологии, основанный на оценке гуманистической организации власти и на её отношениях с обществом. Диалектический метод - это способ, прием, при котором процессы и явления политической жизни рассматриваются с учетом их становления и развития, во взаимосвязях как друг с другом, так и с процессами и явлениями, происходящими в других сферах жизни общества. Социологический метод - совокупность приемов и способов, направленных на сбор и накопление информации о реальной политической жизни путем проведения статистических выборок, изучения документов, анкетирования, опросов, интервьюирования, проведения локальных экспериментов. Полученные результаты социологических исследований, статистические данные, находят свое практическое применение в сфере политики. Бихевиоральный (поведенческий) метод - это способ исследования политических явлений посредством анализа поведения, действий людей по достижению своих конкретных политических целей. Бихевиоризм - поиск закономерностей поведения людей в сфере политики, исследование политики с позиции изучения поведения людей. Стал применяться в 20-30 гг. XX в. Основоположниками бихевиористкого метода считаются американские политологи Ч. Мерриам и Г. Лассуэлл. Сравнительный (компаративистский) метод - сопоставление однотипных политических явлений, имеющих черты подобия, для нахождения оптимальных путей решения возникших политических проблем и выявления логически неверных суждений. При использовании этого метода данная политическая ситуация сначала сравнивается с имевшей уже место в истории ей подобной, прежде чем по ним будут сформулированы выводы и оценки относительно их закономерностей, типологии, тенденций развития
Институциональный метод связан со стремлением проанализировать основные законы общества, начиная с конституции, и их смысл для нормального развития общества. Основное внимание уделяется политическим институтам (парламенту и правительству, партиям и избирательным процедурам, механизмам разделения властей и т.д.). Анализ строится исходя из сложившихся и общественно укорененных политических форм. Структурно-функциональный метод (анализ) - общество представляется как совокупность сложных социальных систем действия (концепция Т. Парсонса, Р. Мертона). Метод включает изучение функциональных зависимостей элементов политической системы: единства институтов власти, соответствия их действия (функционирования) потребностям политических субъектов; выявление того, как реализуется потребность в приспособлении системы к изменяющейся среде и т.д. Системный метод (анализ) - подход к рассмотрению политики как сложного динамичного и комплексного, целостного явления на основе анализа взаимозависимости и взаимообусловленности всех её элементов. Особенно большую роль во внедрении системного подхода в политическую науку сыграли Д. Истон, К. Дойч, Г. Алмонд. Эмпирические методы – совокупность приемов, способов познания политической реальности, позволяющих получать конкретное знание о политических явлениях и процессах. Применяются как правило в прикладной политологии, включают в себя наблюдение, опрос, контент-анализ, кейс-стади, статистические методы и др. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
1) Античность (V в. до н.э. - IV в. н.э.). Др. Греция, Др. Рим. Объяснение политики – от мифологического к философскому. Политика понималось как усвоение человеком определенных качеств, развитие ораторских способностей, практика законодательной деятельности и др. «Естественность» политики для многих античных мыслителей очевидна, но вопрос о том, кто должен управлять государством, другие вопросы политического бытия решались ими по-разному. Политика была интегрирована в общественную жизнь, и поэтому политическая философия как универсальная область знания сопровождала человека всю жизнь, ведя поиск оптимального политического строя.
Наиболее известные мыслители – Аристотель, Платон, Сократ, Цицерон. 2) Средние века (V-XIV вв.). В средние века господствовала теологическая форма мышления, сильное влияние христианства. Учения А. Августина, Ф. Аквинского и др. о божественном происхождении государства и власти, моральном характере правления. 3) Возрождение (Ренессанс) (XV-XVI в.). В эту эпоху политическая мысль освобождалась от средневекового религиозного мировоззрения. Большую роль в этом сыграла Реформация, имевшая антикатолический характер. Усилиями Н. Макиавелли, М. Лютера, Ж. Бодена и других политическая отрасль знания получила новые методы познания, в первую очередь – метод анализа. Так, Н. Макиавелли обосновал политику как опытную науку, стал «отцом» политической технологии властвования, и др. 4) Новое время (XVII-XVIII вв.). Политические воззрения Нового времени представлены учениями Т. Гоббса, Д. Локка, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо и других мыслителей, которые выразили идеи естественного права и общественного договора, обосновали принцип разделения властей (Локк и Монтескье), связь общественного неравенства с частной собственностью и государством (Руссо) и т. д. Обоснование возможности устройства общества на принципах рационализма, свободы и гражданского равенства. 5) Новейшее время (XIX-XX вв.) Появляется марксизм (К. Маркс, Ф. Энгельс), который исходил из признания экономического базиса первоосновой жизни, классовости политики, конфликтность развития и т.д. Формируются и развиваются новые направления и школы: позитивизм (О. Конт, Э. Дюркгейм), «понимающая социология» (М. Вебер), теории элит (В. Парето, Г. Моска, Р. Михельс), психоанализ (З. Фрейд, Э. Фромм, Г. Лассуэл), бихевиоризм (Ч. Мерриам), системный подход (Д. Истон, Г. Алмонд), модернизм и постмодернизм (Э. Гидденс, Ю. Хабермас) и др. Российская политическая традиция отличается тем, что зародилась позже западной, и заимствовала многие ее идеи. Долгое время определяющее влияние оказывало православие, уже в XV веке монахом Филофеем была сформулирована идея «Москва – третий Рим», согласно которой после падения Константинополя в 1453 г. Московское государство превращалось в мировой центр православия, а русский народ становился единственным хранителем православной веры.
Множество других факторов, включая природно-климатический, геополитический, существование ига и др., способствовало установлению сильного государства с деспотической властью, формированию идей самобытности и исключительности России. В XVI веке формулируется и предельно четко звучит идея самодержавия в письмах Ивана Грозного А. Курбскому. Публицист Иван Пересветов (XVI в.) лишь в централизованном государстве и сильном монархе видел средство преодоления оскудения государства. В XIX веке окончательно формируются 3 направления общественно-политической мысли. Консервативное представляли Н.М. Карамзин, К.П. Победоносцев, в 1830-е гг. оформилась консервативная «Теория официальной народности» (С.С. Уваров), основанная на триаде «самодержавие – православие – народность». Либеральное представлено западниками (Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев) и славянофилами (А.С. Хомяков, братья Аксаковы), дискуссии между которыми начались еще на рубеже 1830-1840-х гг. Радикальное направление представлено А.Н. Радищевым (кон. 18 в.), декабристами, В.Г. Белинским, Н.Г. Чернышевским, А.И. Герценом («русский социализм»), М.А. Бакуниным, П.А. Кропоткиным (идеи анархизма), Г.В. Плехановым, В.И. Лениным (марксизм) и др. Развитие политической науки в России было надолго прервано в ХХ веке после прихода к власти большевиков и восстановилось только в конце 1980-х гг. В работах российских ученых развиваются такие междисциплинарные области знания как политическая философия, политическая социология, политическая психология и др.
ПЕРСОНАЛИИ АВГУСТИН Блаженный (Аврелий Августин) (354-430), христианский теолог и церковный деятель, родоначальник христианской философии («О граде Божьем»). Развил учение о благодати и предопределении. «Земному граду» - государству противопоставлял мистически понимаемый «Божий град» - церковь. «Град земной» и «Град Небесный» — символическое выражение двух видов «любви», борьбы эгоистических и моральных мотивов. Моральную историю человечества Августин начинает с грехопадения Адама и рассматривает как поступательное движение к обретаемому в благодати нравственному совершенству, состоянию «невозможности грешить». Цель истории свершится не на земле: земные государства — «разбойничьи шайки», необходимые лишь в условиях человеческой греховности. Сообщество праведных и будет тем Градом, который не от мира сего.
АЛМОНД, Габриель(1911-2002), американский политолог. Один из основателей теории модернизации. «Гражданская культура» (1963, соавт. С. Верба), «Сравнительная политология: эволюционный подход» (1966, соавт. Дж. Б. Пауэлл), «Политическое развитие» (1970) и др. Определил политическую систему как разные формы политического поведения государственных и негосударственных структур во взаимодействии которых значительное место занимает политическая роль, среда (природа самих акторов), а также характеристика «входных» и «выходных» потоков. Классифицировал функции политической системы на «входе» (политическая социализация, рекрутирование, артикуляция и агрегирование интересов, политическая коммуникация, взаимодействия) и «выходе» (нормотворчество, введение законов в действие, контроль за их соблюдением, истолкование законов и пресечение их нарушения). Ещё один вариант функций политической системы был предложен совместно с Пауэллом: политическая социализация, адаптация, реагирование, дистрибуция, регулирование. Заложил основы динамической модели политического процесса как адаптации политической системы к изменяющимся условиям социальной среды. Совместно с Дж. Б. Пауэллом разработал модель функций институтов в политическом процессе и выделил 5 основных фаз политической динамики: артикуляция, агрегирование (обобщение интересов), интегрирование (выработка коллективных решений), реализация принятых решений, контроль и арбитраж. Разработал совместно с С. Вербой типологию политического участия: патриархальная (ограниченный простыми интересами и взаимодействиями), подданнический, партиципаторный (гражданственный, осознанный). АПТЕР, Дэвид (р. 1924). «Политические изменения» (1973). Вместе с Алмондом разработал методологию исследования политической модернизации через структурно-функциональный анализ. Повышение устойчивости политических систем на мировой периферии и как итог – легитимизацию институтов политического представительства, они видели в возникновении социальных связей современного рационалистического типа. Впервые использовал термин консоциативность, означающий принцип организации власти, основанный на сотрудничестве автономно-сегментированных элит. АРЕНДТ, Ханна (1906-1975). Немецкий и американский политолог и философ. Исследователь тоталитарных режимов. «Истоки тоталитаризма». Разработала подход к политике как к системе коммуникаций и информационных потоков. АРИСТОТЕЛЬ (384-322 гг. до н.э.).Древнегреческий философ.«Политика», Определил государство как высшую форму общения людей. Человек по своей природе – существо (животное) политическое (государственное). Типы государственного устройства делятся на «правильные» (монархия, аристократия, полития) и «неправильные» (тирания, олигархия, демократия). В первом случае правители придерживаются общественных интересов, во втором – корыстных. Полагал, что монархия может выродиться в тиранию, аристократия – в олигархию, а полития может ориентироваться только на пользу бедных. Также, к наихудшим формам правления относил тимократию (власть честолюбцев; правителей - воинов). АРОН, Реймон (1905-1983), французский социолог. Один из авторов концепции индустриального общества. «Этапы развития социологической мысли», «Демократия и тоталитаризм». БАКУНИН, Михаил Александрович (1814-1876). Российский революционер, один из основоположников анархизма, идеолог народничества. «Государственность и анархия», «Федерализм, социализм и антитеологизм», «Боги и государство». Обосновывал концепции анархии – полного разрушения государства и установления безгосударственного общественного самоуправления путём формирования «человеческой всеобщности на базе рабочих ассоциаций (земледельческих и ремесленно-фабричных)». Видел в государстве механизм подавления людей и насилия над их свободой. Разрушить государство можно с помощью стихийного революционного бунта. БЕНТЛИ, Артур (1870-1957). Американский социолог, политолог и философ. «Процесс управления: к изучению социальных давлений» (1908). Один из разработчиков бихевиористской методологии в теории политического процесса. В ней была разработана концепция групп интересов. Динамика политического процесса кроется в борьбе и взаимном давлении социальных групп в соперничестве за государственную власть. Ввёл в научный оборот понятия артикуляции и идентификации (определения) групповых интересов в качестве изначальных для анализа любого политического процесса. Считал, что государственное управление и публичная политика ассоциируется с рациональным регулированием общественных дел и коллективных ресурсов теми группами интересов, которые контролируют основные рычаги власти. БЁРК, Эдмунд (1729-1797). Английский политический мыслитель. «Рассуждения о революции во Франции» (1790). Основатель консерватизма. Выдвинул ряд теоретических положений о роли партий (группа людей с общими интересами, выполняющих функции посредника между королём и парламентом и обеспечения преемственности, постоянства государственной власти); о парламенте (делегат должен представляет из себя радетеля за общие интересы); о законодательстве (плохие законы – худший вид тирании); об условиях эффективного правления; о свободе и т.д. БОДЕН, Жан (1530-1596). Французский философ. «Шесть книг о государстве» (1576). Один из основных представителей Возрождения (Ренессанса). Родоначальник концепции суверенитета как основного атрибута всевластия монарха. Сувереном, по Ж. Бодену, является тот, кто обладает верховной властью. Предположил о влиянии окружающей среды на особенности политического устройства. ВАЛЛЕРСТАЙН, Иммануил (р. 1930). Американский социолог, неомарксист. «Современная мир-система» (1989), «Капиталистическая мир-экономика» (1979), «Мир-системный анализ: теория и методология» (1982, соавт. Т. Хопкинс и др.), «Динамика глобального кризиса» (1982) и др. Использовал неомарксисткий подход в разработке мир-системной теории (совместно с А. Франком). Сущность её в том, что мир рассматривается в качестве единой (социальной) системы в рамках общего процесса развития. Развитость одних стран возможна за счёт неразвитости других. Согласно теории, развитие капитализма проходит циклы экспансии и стагнации. В результате развития капитализма страны в зависимости от экономических показателей – делятся на центральные («ядро») с высоким уровнем жизни, периферию и полупериферию. ВЕБЕР, Макс (1864-1920). Немецкий социолог, экономист, политический философ. «Протестантская этика и дух капитализма» (1904-1905), «Политика как призвание и профессия» (1920) и др. Придавал огромное значение социокультурным факторам развития общества. Считал, что капитализм на Западе возник вследствие Реформации. Выделил четыре типа социальных действий: целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное, традиционное. Считал, что политики бывают: «по случаю», «по совместительству», «профессиональные». Власть – это деятельность вопреки сопротивлению других. Легитимность достигается тремя путями: традиционным, легально-рациональным, харизматическим. Соответственно выделил три типа лидерства: 1) традиционное, 2) харизматическое, 3) рационально-легальное. Совершил одну из первых попыток периодизации партийной организации: аристократические группировки; политические клубы; современные массовые партии. Только государство имеет право на легальное, т.е. законное применение насилия. ВЕРБА, Сидней (р. 1932). Американский политолог. «Формы демократического участия» (1971, соавт. Н. Най и др.), «Кризисы политического развития» (1971, соавт. Л. Пай, Дж. Коулман) и др. Совместно с Наем разработал теорию политической активности, где важную роль играет базовая модель участия (социально-демографические характеристики населения). Совместно с Алмондом выделил типы политической культуры: приходская (патриархальная), подданническая, партиципаторная. ГЕГЕЛЬ, Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831), немецкий философ. «Феноменология духа», 1807; «Наука логики», «Энциклопедия философских наук», 1817; «Основы философии права», 1821. Создал на объективно-идеалистической основе теорию диалектики. Ее центральное понятие - развитие - есть характеристика деятельности абсолюта (мирового духа), Противоречие - внутренний источник развития. История - «прогресс духа в сознании свободы», последовательно реализуемый через «дух» отдельных народов. Осуществление демократических требований мыслилось Гегелем в виде компромисса с сословным строем, в рамках конституционной монархии. ГЕРДЕР, Иоганн Готфрид (1744-1803). Немецкий мыслитель. «Идеи к философии истории человечества» (1784-1791). Ввёл в научный оборот термин «политическая культура», определяя её как важнейший элемент «народного духа»; она отражает самосознание народа, проявляется в уважении и сохранении национальных традиций, коллективной памяти, в умении и готовности к сознанию (в политическом аспекте). ГОББС, Томас (1588-1679). Английский мыслитель. «Левиафан» (1651) и др. Пессимистично рассматривал природу человека. Считал, что он пребывает во власти страстей. Межличностные интересы содержат конфликтный потенциал по принципу «человек человеку - волк» (естественное состояние), который реализуется как «война против всех». Для выхода из данного состояния нужна политическая власть, которая служила бы гарантом соблюдения законов. Она образуется путём общественного договора. Это предполагает наличие государства (Левиафана). Развил идею либерализма, признавая, что суверенитет принадлежит гражданам, но они делегируют его избранным представителям, так как только сильное государство в состоянии защитить своих граждан. Допускал деятельность общественных ассоциаций (частных интересов) лишь в границах государственной воли. ГРАМШИ, Антонио (1891-1937).Итальянский мыслитель. Неомарксист. «Тюремные тетради» и др. Разработал теорию гегемонии гражданского общества. По его мнению, значение государства растёт по мере развития общества. Политическая власть состоит из множества институтов (образование, парламент, суд, СМИ и т.д.), которые канализируют властные отношения, формируя аппарат политической и культурной гегемонии правящего класса. Учёный отмечал высокую роль интеллектуалов в революционной деятельности. ДАЛЬ, Роберт (р. 1915). Американский политолог. «Введение в теорию демократии» (1956), «Кто управляет? Демократия и власть в американском городе» (1961), «Плюралистическая демократия в США» (1967), «Полиархия» (1971) и др. Создал неоплюралистическое направление в американской политологии. Способность институтов нынешней демократии обеспечивать взаимодействие и координацию (согласование) интересов индивидов и групп без утраты их самостоятельности и равенства, учёный предложил назвал полиархией. Обозначил пять критериев современной демократии (эффективное участие, равенство в голосовании при принятии решения, просвещённое понимание, контроль над повесткой дня и др.). Разработал схему взаимосвязи политических режимов по принципу: конкуренция (соревновательность) – участие (соревновательная олигархия, закрытая и открытая гегемония, полиархия). Полиархия опирается на семь основных институтов: выборные должностные лица, свободные и честные выборы, всеобщее голосование, право претендовать на выборную должность, свобода слова, альтернативная информация, независимость самоорганизации. Упростил веберовскую формулу власти: А имеет власть над Б настолько, насколько А может заставить Б сделать то, что не сделал бы Б самостоятельно. ДЮВЕРЖЕ, Морис (р. 1917). Французский политолог. «Влияние избирательных систем на политическую жизнь» (1950), «Политические партии» (1951) и др. Разработал схему классификации политических партий (кадровые и массовые); участия в партийной жизни (электорат – симпатизирующие – члены партии – активисты и функционеры). По внутреннему строению различаются партии с сильной и слабой структурой. Был первым, кто установил институциональную зависимость между способами голосования и конфигурацией партийной системы, т.е. числом партий и отклонениями между ними, сформулировав три «социологических закона»: 1) выборы по мажоритарной системе в один тур способствует установлению двухпартийности с крупными и влиятельными партиями, конкурирующими друг с другом; 2) мажоритарные выборы в два тура приводят к системе нескольких партий, стремящихся к объединению в две коалиции; 3) пропорциональное представительство благоприятствует многопартийности, составленной из множества небольших организаций, которые вынуждены проводить коалиционную политику. Классифицировал политику как всеобщую структуру для консолидации разных проявлений социальной и политической жизни. Легитимен любой режим, отвечающий народному консенсусу. ДЮРКГЕЙМ, Эмиль (1858-1917). Французский социолог. Позитивист. «О разделении общественного труда» (1893), «Самоубийство» (1897), «Элементарные формы религиозной жизни» (1912). Использовал социологический подход к пониманию политических институтов. Ввёл в научный оборот понятие «аномии» (ослаблении) и считал её результатом модернизации и индустриализации, разрушивших традиционное общество. Выступил против индивидуально-психологического и биологического направлений, рассматривал общество как реальность, несводимую к совокупности индивидов. В то же время отводил определяющую роль в обществе «коллективному сознанию». Разделение труда считал основой общественной солидарности и трактовал социальные конфликты как патологическое явление. ИСТОН, Дэвид (р. 1917). Ведущий американский политолог. «Политическая система» (1953), «Системный анализ политической жизни» (1965) и др. Бихевиорист. Предложил разработку системных подходов к политике. Использовал в своём политико-системном подходе понятие «чёрного ящика» (неизвестная или сложная система). Считал, что политическая система лишь одна из многих. На неё воздействует «окружающая среда» как при «входе», так и при «выходе». КАРАМЗИН Николай Михайлович (1766-1826), российский историк, писатель. «История государства Российского», «Письма русского путешественника». Представитель консерватизма, обосновывал необходимость монархии в России. КРОПОТКИН, Пётр Алексеевич (1842-1921).Русский философ, географ, социолог. «Современная наука и анархия» (1892), «Государство, его роль в истории» (1904), «Анархия и её философия» (1905) и др. Теоретик анархизма (предложил концепцию анархо-коммунизма). Писал, что власть – зло; негативно относился к частной собственности. Общество должно быть основано на федерации свободных производственных коммун, что открывало бы личности возможности безграничного развития, ранее отобранные у неё репрессивным бюрократическим государством. Предполагал, что равенства можно достигнуть только в результате революции. КОНФУЦИЙ, (551-479 гг. до н.э.). Древнекитайский мыслитель. «Лунь юй» («Беседы и суждения»). Прототип нормального общественного устройства Конфуций видел в добрых семейных отношениях, когда старшие любят младших и заботятся о них, а младшие, в свою очередь, отвечают любовью и преданностью. Особенно подчеркивалась важность исполнения сыновнего долга. Мудрый правитель должен управлять с помощью воспитания у подданных чувства благоговения перед «ритуалом», то есть моральным законом, прибегая к насилию только как к последнему средству. Отношения в государстве во всем должны быть подобными отношениям в хорошей семье: «Правитель должен быть правителем, подданный – подданным, отец – отцом, сын – сыном». Конфуций поощрял традиционный для Китая культ предков как средство сохранения верности родителям, роду и государству, в состав которого как бы входили все живые и умершие. Долгом всякого «благородного мужа» Конфуций считал бесстрашное и нелицеприятное обличение любых злоупотреблений. ЛИПСЕТ, Сеймур Мартин (р. 1922). Американский политолог, бихевиорист. «Партийные системы и размежевание избирателей» (1967) Сделал социологический анализ неотъемлемой частью современной политологии; внёс вклад в понимание условий демократизации. Предполагал, что увеличение равенства позволяет достичь более высокого уровня политического участия. Совместно с норвежским политологом-компаративистом С. Рокканом разработал «теорему отвердения». Согласно ей, в процессе нациообразования между модернизирующимся национальным центром и периферией имеют место многочисленные экономические, юридические и другие противоречия (расколы). Они сопровождаются появлением устойчивых комплексных политических предпочтений, вокруг которых формировались европейские партии. После возникновения базовых электоральных структур происходит их отвердение«(стабилизация). Чем зажиточнее государство, тем больше у него шансов сохранить демократию. Капиталистическое развитие приводит к социальной дифференциации, что является основой для создания гражданского общества, а, следовательно, для плюралистической конкуренции. Тип политического участия определяется характером политического режима. Различия между социальными группами обеспечивают потенциальную базу для политических конфликтов, создавая одновременно проблемное поле политики и социальную опору партий. ЛОКК, Джон (1632-1704). Английский философ. «Два трактата о государственном правлении» (1690) и др. Теоретик и основатель либерализма, теории естественного права и общественного договора, разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Он считал, что лишь собственники обладают естественными правами, поэтому они должны иметь право голоса. Защитить себя от подавления государством они могут лишь контролируя законодательный орган. Сторонник конституционной монархии. МАКИАВЕЛЛИ, Никколо (1469-1527). Итальянский мыслитель. «Государь» (1513), «О военном искусстве» (1521) и др. Значение творчества Макиавелли для политической науки определяется прежде всего его попыткой отделить политику от морали («для достижения политической цели любые средства хороши»). Автономизация политика основана на жёстком реализме (анализировать политические факты такими, «какие они есть», а не такими, «как оно должно быть»), на критическом отношении человеку, учитывая его склонность к дурным поступкам. Для сохранения власти могут быть оправданы любые бесчеловечные способы правления («цель оправдывает средства»), так как её ослабление ведёт к хаосу. Опираясь на опыт Древнего Рима, считал, что единовластные правители нужны во время образования государства, но наилучшая форма правления в дальнейшем – республиканская. Основатель элитистской школы. Разделил политические элиты на «львов» (приверженцы силового правления) и «лис» (склонные к хитрости, скрытности, гибкости). МАРКС, Карл (1818-1883). Немецкий философ, создатель революционного учения, марксизма. Основатель исторического материализма, теории классового происхождения государства. «Манифест Коммунистической партии», «Капитал» и др. Сформулировал теорию общественного развития, утверждая, что через отчуждение продукта труда проявляется сущность буржуазного строя: антагонизм между трудом и капиталом. Считал, что причиной тому является частная собственность. Искоренить её можно путём социализации (обобществления) средств производства. Сделать это сможет рабочий класс (пролетариат). Идеальное общество – бесклассовое и безгосударственное. Парламентскую демократию рассматривал лишь как форму буржуазной. Считал, что свободу можно получить лишь после прекращения эксплуатации и установления политического и экономического равенства. После исчезновения классовых антагонизмов наступит коммунистическое общество. МИХЕЛЬС, Роберто (1876-1936). Итальянский социолог, политолог и экономист. «Социология политической партии в условиях демократии» (1911). Уделял внимание изучению элит, партий, демократической теории и практики. Сформулировал «железный закон олигархии», согласно которому партии, движения, социальные и политические структуры подчиняются тенденциям олигархизации, бюрократизации и авторитарности. Это приводит к тому, что власть сосредотачивается в руках лидеров, партийной бюрократии, а влияние рядовых членов на политику партии уменьшается; проявляется отход от первоначальных целей и их замене интересами партийного руководства и управленцев. МОНТЕСКЬЕ, Шарль Луи (1689-1755). Французский мыслитель. «Персидские письма» (1721), «О духе законов» (1748) и др. Задумываясь над римским деспотизмом, считал, что для его искоренения необходимо разделение властей. Согласно его теории, должны быть три ветви власти (исполнительная, законодательная, судебная) равноправные и независимые от воли монарха («власть останавливает власть»). Предполагал, что на «дух законов» («образ правления») влияют климат, религия, примеры прошлого, обычаи и т.д. (социальный и исторический детерминизм). Выделил три формы правления, для каждой из которых преобладают соответствующие этические нормы (республиканская, или демократическая – добродетель; монархическая – честь; деспотическая – страх). Первым проследил связь между формами правления и географического фактора (географический детерминизм): республика требует небольшой территории, монархия может быть средней величины, а обширные размеры империи – предпосылка для деспотического властвования. МОРГЕНТАУ, Ганс (1904-1980). Американский учёный, занимавшийся проблематикой международных отношений; один из основателей классической теории реализма. Разработка концепции «национального интереса». «В защиту национального интереса» (1951) и др. Реализм в международной политике сводится к двум тезисам: 1) отсутствие в мире центральной власти заставляет государства ориентироваться на свои личные силы; 2) сходство национальных интересов сводит государства к сотрудничеству, а несходство – к противостоянию. Главное в международной политике – национальный интерес. Нередко его соблюдение приводит к применению силы. Но чтобы сохранить мир, необходимо соблюдать баланс сил, уважая права друг друга; государства обязаны идти на соглашения, достигаемые путём уступок (компромиссы), сдерживать своё стремление к доминированию в мировой политике, если это оправдано. МОСКА, Гаэтано (1858-1941). Итальянский правовед, социолог и политолог. Создатель теории элитизма. «Основы политической науки» (1896), «Правящий класс» (1939), «история политических доктрин» (1936) и др. Исследуя политические отношения разных эпох, пришёл к выводу, что во всех обществах вне зависимости от формы правления существует организованное меньшинство – «политический класс», который формирует систему государственного управления и правит неорганизованным большинством, не участвующим в реальном осуществлении власти. Правящий класс осуществляет свою власть исключительно в своих интересах. На разных исторических этапах он может формироваться на основании различных критериев (военная доблесть, наследственность, религиозность, профессионализм и т.д.). Кроме этого, правящий класс создаёт свою политическую форму (совокупность доктрин, мифов, верований и т.д.) для легитимизации своего функционирования. МЭДИСОН, Джеймс (1751-1836). Американский политический философ, сторонник либерального республиканизма, государственный деятель и четвёртый Президент США. Часто печатался в сборнике «Федералист». Принимал участие в разработке американской Конституции. Центральную проблему политики видел в обеспечении эффективности государственного управления при создании условий, гарантирующих ответственность правительства. Этого можно добиться, создав такой порядок организации власти, при котором личным интересам одних людей надо позволить ограничивать личные интересы других. Для этого хорошо подходит принцип «сдержек и противовесов», когда каждая политическая фракция имеет своё представительство во власти, образуя власть большинства, противостоящая власти меньшинства, противоречащей принципам демократии. НАЙ, Джозеф (р. 1937). Американский политолог, неолиберал, эксперт по международным вопросам. «Введение в теорию и историю международных конфликтов» (1993) и др. В центре внимания учёного – вопросы, связанные с глобализацией, вооружениями, ядерным оружием, политикой США в отношении Азии и т.д. Считая реализм всего лишь одной из моделей международных отношений, выдвинул альтернативную схему комплексной взаимозависимости. По его мнению, в современном мире растёт недоверие к правительствам наций-государств, а также к социальным и политическим институтам
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|