Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 3. Политика как социальное явление и предмет научного познания




 

Политика существует в различных формах – в виде мышления, речи и поведения людей. Она имеет сложное строение. В научной литературе выделяются различные аспекты и составные части политики. Одно из наиболее широко распространено деление политики, которое разграничивает в ней формы, содержание и процесс.

Форма политики – это ее организационная структура, институты (в том числе и система правовых и организационных норм), придающие ей устойчивость, стабильность и позволяющие регулировать политическое поведение людей.

Форма политики реально воплощается в государстве, партиях и группах интересов (ассоциациях и движениях), а также в законах, политических и правовых нормах.

Содержание политики выражается в ее целях и ценностях, в проблемах, которые оно решает, в мотивах и механизмах принятия политических решений.

В политическом процессе отражается сложный, многосубъектный и конфликтный характер политической деятельности, ее проявление как отношений различных социальных групп, организаций и индивидов.

Элементы и уровни политики. Форма, содержание и процесс не исчерпывают строение политики. В качестве ее относительно самостоятельных элементов можно выделить:

1) политическое сознание, включающее внутренний мир, менталитет, ценностные ориентации и установки индивидов, а также политические взгляды и теории;

2) нормативные идеи: программы и избирательные платформы политических партий, целевые установки групп интересов, политико-правовые нормы;

3) институты власти и борьбы за нее;

4) отношения властвования – господства и подчинения, а также политической борьбы и сотрудничества.

 

Помимо составных частей и элементов в политике иногда выделяют три уровня ее существования:

1) макроуровень - характеризует государство как целое, публичную принудительную власть, ее устройство и функционирование в центре и на местах.

2) Микроуровень - охватывает отдельные организации: партии, профсоюзы, корпорации, фирмы и т.п. Здесь, как и в государстве в целом, также обнаруживаются внутренние явления и процессы, свойственные большой политике: выдвижение и реализация коллективных целей, принятие решений, распределение должностей и благ, применение санкций, соперничество индивидов и групп за власть и т.д.

3) Мегауровень - относится к деятельности международных организаций: ООН, НАТО, ЕЭС и т.п.

Первый из этих уровней занимает центральное место и характеризует суть политики. Второй и третий уровни имеют подчиненное значение.

Функции политики характеризуют важнейшие направления воздействия политики на общество. К ним относятся:

· поддержание и укрепление целостности общества как сложной дифференцированной социальной системы, обеспечение общественного порядка и организованности;

· разработка целей всего общества и составляющих его коллективных субъектов, организация масс и мобилизация ресурсов на их осуществление;

· авторитарное, обязательное для всех распределение дефицитных ценностей и благ;

· предотвращение и регулирование групповых конфликтов;

· конституирование сложных социальных субъектов (коммуникационная функция).

· поддержание классового или социального господства;

· защита основополагающих прав человека;

· привлечение граждан к управлению государственными и общественными делами;

· обеспечение социальной справедливости и общего блага.

 

Вопрос 4. Основные концептуальные подходы к исследованию политики

Парадигма – это специфическая логическая, мыслительная модель, определяющая способы восприятия и интерпретации действительности (некий принцип объяснения социальной реальности).

В истории политической мысли использовались различные общие парадигмы:

· теологическая (религиозная) – базируется на сверхъестественном объяснении государственной власти, видит ее истоки в божественной воли и религиозных кодексах (святых писаниях);

· натуралистическая – ориентирует на рассмотрение человека как части природы и объяснения политики природной средой (географическими факторами, биологической конструкцией, врожденными психическими свойствами и т.д.);

· социальная – истолковывает политику через влияние на нее других сфер общества: экономики, социальной структуры, права, культуры и т.д.

· рационально – критическая – ориентирует на раскрытие внутренней природы политики, ее важнейших элементов и их взаимодействия на выявление лежащих в основе динамики политической жизни и т.д.

 

Общие методы политологии

 

1) Социологический подход предполагает выяснение зависимости политики от общества, социальной обусловленности политических явлений, в том числе влияния на политическую систему экономических отношений, социальной структуры, идеологии и культуры. Социологический метод по праву занимает одно из центральных мест в социологической науке, во многом определяет специфику политической социологии. Одним из его широко распространенных, более частных проявлений выступает культурологический подход, ориентирующий на выявление зависимости политических процессов от политической культуры.

2) Нормативный подход предполагает выяснение значения политических явлений для общества и личности, их оценку с точки зрения общего блага, справедливости, свободы, уважения человеческого достоинства и других ценностей. Этот подход ориентирует на разработку идеала политического устройства и путей его практического воплощения. Он требует исходить из должного и желаемого, из этических ценностей и норм и в соответствии с ними строить политическое поведение и институты.

3) Стуктурно-функциональный анализ - он предполагает рассмотрение политики как некоторой целостности, системы, обладающей сложной структурой, каждый элемент которой имеет определенное назначение и выполняет специфические функции (роли), направленные на удовлетворение соответствующих потребностей системы. Деятельность элементов системы как бы запрограммирована ее структурной организацией, непосредственно занимаемыми ими (людьми, институтами) позициями и выполняемыми ролями (президентов, министров, граждан и т.п.). Структурно-функциональный метод широко использовали К. Маркс и многие другие известные социологи и политологи. Он выступает в качестве одного из принципов системного анализа.

4) Системный подход. Суть этого метода состоит в рассмотрении политики как целостного, сложно организованного организма, как саморегулирующегося механизма, находящегося в непрерывном взаимодействии с окружающей средой через вход (воспринимающий требования граждан, их поддержку или неодобрение) и выход (принятые политические решения и действия) системы. Политической системе принадлежит верховная власть в обществе. Она стремится к самосохранению и выполняет две важнейшие функции:

· распределение ценностей и ресурсов;

· обеспечение принятия гражданами распределительных решений в качестве обязательных.

5) институциональный подход ориентирует на изучение институтов, с помощью которых осуществляется политическая деятельность: государства, партий, других организаций и объединений, права, правительственных программ и других регуляторов политической деятельности.

6) Бихевиоризм – исходит из идей единства науки, которое обусловлено прежде всего наличием у человека лишь одного способа познания мира – его постижения через непосредственно наблюдаемый опыт, систематизируемый по законам логики. Познание действительности требует не абстрактного мыслительного понимания, а обнаружения и анализа реальных фактов. Отражающие эти факты научные утверждения и выводы должны быть доступны для проверки другим исследователям, которые, используя определенные процедуры, могут получить те же результаты. Научные теории выводятся из гипотез, обобщающих эмпирические факты. Кредо бихевиоризма – политология должна изучать непосредственно наблюдаемое политическое поведение людей при помощи строго научных, эмпирических методов.

7) Политический конфликт (необязательно) представляет собой как разновидность (и результат) конкурентного взаимодействия двух и более сторон (групп, государств, индивидов), оспаривающих друг у друга, распределение властных полномочий или ресурсов. Конфликты, сигнализируя обществу и властям о существующих разногласиях, противоречиях несовпадении позиций граждан, стимулирует действия, способные поставить ситуацию под контроль, преодолеть возникшие возбуждения в политическом процессе.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...