Искусство арабских стран, Ирана и Турции, VII—XVII вв.
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Эпоха, стиль, направление - империя Сефевидов, империя Тимуридов, мавританское искусство, Османская империя, халифат Аббасидов, халифат Омейядов Аравия в древности была частью мира, о котором рассказывает Библия — священная книга иудеев и христиан. Аравийцы, которые в основном были семитами, говорили на языках, близких и понятных народам Палестины и Сирии, и издавна поддерживали с ними торговые и культурные связи. Среди аравийцев долгое время существовали первобытные верования — обожествление небесных светил, камней, источников, деревьев. Сама природа Аравии — необъятные безжизненные пустыни и животворящие цветущие долины, палящий зной днем и нестерпимый холод ночью, внезапно налетающие бури, миражи и коварные песчаные бездны, способные поглотить целые караваны, — порождала поверья о злых и добрых духах (джиннах). Эти представления прочно вошли в мир арабских сказок. В первой трети VII в. в городе Мекке, расположенном на западе Аравийского полуострова (ныне Саудовская Аравия) возникла новая религия — ислам. Основатель ислама Мухаммад (ок. 570—632), выходец из мекканской купеческой среды, осознал себя пророком в сорокалетнем возрасте. Воспринятые им божественные откровения он передавал в своих проповедях, которые позднее были записаны и составили Священную книгу мусульман — Коран. Самые ранние рукописи Корана предположительно восходят к рубежу VII—VIII вв. Коран включает 114 глав (сур). Каждая сура (арабск. «ряд», «ранг») состоит из аятов (арабск. «знак», «чудо») — меньших отрывков, которые европейцы обычно называют стихами. Коран — это универсальная энциклопедия мусульман, содержащая сведения по мусульманской мифологии и священной истории, свод правил поведения в семье и общине, основы мусульманского законодательства, философии и эстетики. Вместе с тем Коран является поистине замечательным произведением литературы Востока, эталоном классического арабского языка.
Ислам означает веру в единого и единственного Бога — Аллаха, ниспославшего людям через своего пророка Мухаммада Священное Слово. С утверждением новой религии Мекка стала священным городом мусульман. С древности это была заповедная территория, где запрещалось охотиться, заниматься земледелием, проливать кровь. Вероятно, Мекка выросла из караванной стоянки возле целебного источника Замзам. Около источника было построено небольшое святилище в виде прямоугольной каменной ограды — Кааба. В начале VII в. ее заново сложили из камня и дерева, слои которых чередовались. Здание девятиметровой высоты с плоской крышей, поддерживаемой шестью деревянными столбами, оштукатурили внутри и украсили росписями. С 624 г. Кааба стала священным центром ислама и киблой — священным ориентиром: мусульмане молятся, обращаясь в ее сторону. В конце VII в., после пожара, Каабу вновь перестроили. Ныне святилище, стоящее в центре главной мечети города, представляет собой каменный куб высотой пятнадцать метров со сторонами десять и двенадцать метров, ориентированный углами по сторонам света. В восточный угол на высоте полутора метров вмонтирован священный «черный камень»; он состоит из трех оправленных в серебро кусков, предположительно метеоритов. Каждый год Каабу драпируют новой кисвой — черной тканью с вышитыми золотом и серебром сурами (главами) Корана. Каждый мусульманин обязан признавать единственность Аллаха и пророческую миссию Мухаммада; пять раз в день исполнять обряд молитвы; добровольно отдавать часть своих доходов в пользу бедных; соблюдать пост в священный месяц мусульманского календаря — рамадан; хотя бы раз в жизни совершить паломничество в Мекку, к главной святыне ислама — Каабе.
Ислам не только религия. Это система взаимоотношений человека и общества, определяющая образ жизни мусульманина. Источником для решения возникающих жизненных проблем наряду с Кораном для мусульман является сунна (арабск. «пример») посланника Аллаха — Священное предание, содержащее хадисы (рассказы) о поступках и высказывания пророка Мухаммада. Не признавая посредничества между Богом и человеком, ислам не создал организации типа Церкви. Главой ислама является имам, что по-арабски означает «человек, стоящий впереди». В прямом смысле это тот, кто стоит впереди молящихся и руководит коллективной молитвой. Мусульманская община, созданная Мухаммадом, быстро развивалась и во второй половине VII в. превратилась в сильное государство, глава которого — халиф — одновременно был его духовным и политическим правителем. После смерти Мухаммада пришедшие ему на смену четыре «праведных халифа», а затем их преемники сумели сосредоточить в своих руках огромную власть и создать небывалых размеров державу — Арабский халифат. В VIII в., когда Халифат был в зените могущества, его владения простирались от Атлантического океана на западе до берегов Инда и Сыр-Дарьи на востоке. Постепенно ислам распространился среди народов, подчиненных власти халифа. Язык Корана — арабский — стал языком государственной администрации и межнационального общения. Коран и хадисы составили основу мусульманского образа жизни и государственного управления. Ислам, считавший знание одним из необходимых условий истинной веры, поощрял развитие науки, а вместе с тем и искусства, которое считалось видом знания. В VIII—XIII вв. на арабский язык были переведены многие сочинения греческих, римских и византийских авторов. Таким образом, достижения античной научной и философской были стали достоянием культуры Халифата, а затем, через арабские источники, распространились и в средневековой Европе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|