Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Игровые приемы контроля знаний по МХК как педагогический механизм

Исходя из опыта педагогов-практиков, следует заметить, что прежде чем проводить текущий или итоговый контроль, каждый учитель должен ответить на вопрос: какие именно знания и умения учащихся целесообразно проверить на данном этапе. Ответ очевиден: следует проверять только те знания и умения учащихся, которые изучались ими в данной теме или в течение конкретного цикла усвоения знаний и которые, следовательно, были сформулированы в целях изучения темы или этого цикла знаний. К такому выводу приходят все учителя и методисты, а, следовательно, есть необходимость сформулировать цели изучения темы, указывающие те знания и умения учащихся, которыми они должны овладеть на данном этапе обучения. Указанные в целях знания и умения учащихся должны, в свою очередь, соответствовать установленной образовательной программе по изучаемому предмету.

Изучая методическую литературу, учителя- практики приходят к выводу, что проверка знаний учащихся на уроках Мировой художественной культуры требует нестандартных форм. И я с ними в этом соглашусь, во-первых, потому, что изучение мировой художественной культуры предполагает обращений ко всему миру художественной культуры: к ее морфологии, т.е. видам искусства (ИЗО, архитектура, художественная фотография, музыка, литература, танец, театр, киноискусство, эстрадно-цирковое искусство); к содержательному смыслу художественных ценностей в их прошлом бытовании и как части современной культуры; к элементу системы ценностных ориентиров личности школьника. И такое многообразие изучаемых вопросов требует нестандартных форм проверки знаний учащихся. Во вторых, предмет мировая художественная культура, в отличие от других, носит игровой характер, а это значит, что через игру в предмете учащиеся получают знания по нему. Посредством интерпретации соответствующих знаков и символов, элементов условности и метафоричности создается игровой характер МХК, который позволяет разнообразить формы контроля знаний учащихся.

В-третьих, т.к. МХК оперирует условностями и символами изучаемого материала, интерпретацией, то без ассоциативного восприятия здесь не обойтись. Игра поможет учителю создать у учащихся представление о том, что они никогда не видели, вызвать ассоциации и понять учебный материал. В-четвертых, игра содействует пробуждению интереса учащихся к миру художественной культуры. Учащиеся при изучении МХК становятся не только объектом, но и субъектом учебного познавательного процесса. К.Д.Ушинский отмечал: "успешно можно учиться, только если учиться весело"

Игра как метод преподавания МХК позволяет решать следующие дидактические задачи:

мотивационные - к учебе в целом и предмету в частности,

познавательные - на основе игровой интриги,

мыслительные - развитие интеллекта и воображения,

развивающие - на основе склонности детей к игре вообще,

воспитательные - содержанием предмета и правила

Все это позволяет интегрировать эмоциональные и когнитивные аспекты как самого учебного материала, так и учебного процесса вокруг предмета. Игровые формы проверки знаний ценны еще и тем, что стимулируют познавательный интерес. Они поддерживают интерес к предмету и способствуют активности учащихся в его изучении. Игровые формы проверки знаний позволяют учащимся раскрыть вои способности, возможности и таланты.

В данной части нашей работы мы остановимся на рассмотрении реальных практических разработок для контроля знаний учащихся, которые интересны им по форме, представляют собой повторение пройденного материала и дают возможность его творчески переосмыслить.

Прежде хотелось бы отметить, что мировая художественная культура является предметом области «Искусство», поэтому необходимо оперировать в первую очередь образами, а не понятиями или словами. В связи с этим учащиеся должны иметь перед глазами образ (картинку) даже во время проведения контроля знаний.

Каждый раздел программы “Мировая художественная культура” завершается повторительно-обобщающим уроком. Игровая форма их проведения позволяет обеспечить максимальную активность учеников. Солодовников Ю.А. и Предтеченская Л.М. предлагают викторины и турниры знатоков МХК. По мнению педагогов-практиков в значительной степени представляет интерес аукцион знаний. Это одна из форм обобщающего повторения. Его можно использовать как повторение одной темы, но лучше, если повторяется насколько тем. Перед началом аукциона участники должны ознакомиться с правилами его проведения.

Правила проведения аукциона не нова. “Банкир” – учитель дает каждому ребенку кредит, который необходимо вернуть и преувеличить в ходе игры.

Это обычно 500 школьных единиц. Предметом торга являются вопросы. Примером такого аукциона может послужить игра, посвященная итальянскому Возрождению.

I тур. “Один из трех”.

В этом туре предлагаются несложные вопросы с тремя вариантами ответов. Прежде чем задать вопрос учитель устраивает торг. Наибольшая цена- 100 школьных единиц. Следует заметить, что вначале игры ребята часто осторожничают и не столь активны как хотелось бы.

1. Возрождение –

-Культурно-историческая эпоха, сменившая средневековье, главным признаком которой являются расцвет культуры, переворот в культуре, восстановление античности.

-Эпоха в истории Западной Европы между древним миром и новым временем более 1000 лет: от падения Римской империи до открытия Америки Колумбом.

-Это эпоха существования и развития культуры Древней Греции и Древнего Рима.

2. Гуманизм –

-Человеческое общество, культура человека.

-Мировоззрение, основанное на принципах равенства, справедливости, человечности отношений между людьми, проникнутое любовью к людям, уважением к человеческому достоинству, заботой о благе людей.

-Вид музыкального искусства, предназначенный для исполнения в небольших помещениях или для домашнего музыцирования (для небольшой аудитории, где между музыкантами и слушателями устанавливается очень тесное взаимодействие).

3. Композиция –

-Способ построение художественного произведения (музыкального, литературного, живописного).

-Большой светлый зал, служивший местом многолюдных собраний князя с дружиной и пышных пиров.

-Культовое сооружение в католическом зодчестве, предназначенное для молитв одного семейства.

4. Палаццо –

-Сооружения, составленные из нескольких вертикальных каменных блоков, перекрытых каменной плитой.

-Изображение, высеченное, выбитое или процарапанное на камне.

-Городской светский дворец – особняк в Италии; как новый тип здания сложился в эпоху Возрождения с ростом городской буржуазии.

5. Сфумато –

-Гипсовая штукатурка, обрабатываемая иногда в виде резьбы или искусственного мрамора.

-Живописный прием, главной особенностью которого является игра света и тени, рождающая живые, естественные очертания предметов и фигур, а не доминирование линии, жестко отграничивающей одну фигуру от другой.

-Живописный прием, главной особенностью которого является наложение тонких прозрачных слоев краски на просохшие или полу – просохшие краски, для того, чтобы изменить красочные тона картины.

За правильный ответ учитель дополнительно дает названную цену, за неправильный - ученик выплачивает ее в банк.

II тур. “Титаны Возрождения” 1

1.В каком городе родился Леонардо да Винчи? (г.Винчи).

2.О каком из титанов Возрождения Д.Вазари писал: “Ведь и сама живопись могла спокойно умереть после смерти столь благородного художника, ибо лишь только он закрыл глаза, она тотчас же, как бы ослепла”. (Рафаэль).

3.“Хотя он много больше сделал на словах, чем на деле, все эти отрасли его деятельности, в которых он настолько божественно себя проявил, никогда не дадут угаснуть ни имени его, ни славе”. А о ком эти слова? (Леонардо).

4.Изображение Давида выполнимое этим творцом было встречено флорентинцами как горделивый символ их общины и установлено на главной площади города. (Микеланджело).

5.Его фреска “Афинская школа” прославляет не только античную философию, но и всю творческую силу человеческого разума. (Рафаэль).

III тур. “Кто быстрей”.

100 школьных единиц получает ученик первым поднявший руку и правильно назвавший произведение представленное учителем на репродукциях или слайдах.

Рафаэль “Афинская школа”.

Леонардо “Моно Лиза”.

Микеланджело “Страшный суд”.

Рафаэль “Сикстинская Мадонна”.

Леонардо “Тайная вечеря”.

Леонардо “Автопортрет”.

Рафаэль “Мадонна ”.

Микеланджело. Пьета.

Микеланджело. Давид.

Леонардо. Мадонна с цветком.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...