Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Иконопись и храмы XVI - начала XVII веков




Искусство Московского царства XVI-XVII веков

 


План

 

1. Иконопись и храмы XVI- начала XVII веков

. Культовое и гражданское зодчество конца XVII века: стилистические особенности

Список использованных источников

 


Иконопись и храмы XVI - начала XVII веков

Шатровый храм Вознесения в селе Коломенском был воздвигнут на высоком холме над Москвой-рекой в XVI веке, в правление Василия III. В своем торжественном величии и устремлении ввысь храм и поныне поражает зрителя своей строгой красотой, монументальностью, обладая при этом определенной символикой своего времени.

У русского царя Василия III, правившего с 1505 по 1533 гг., наследник появился только после его женитьбы на Елене Глинской. Это был его второй брак, от первого брака детей не было. Рождение долгожданного царевича Ивана IV - столь торжественное и значимое событие - стало фактом не столько личным, сколько политическим, утверждавшим систему престолонаследия, принятую в нарождающемся централизованном государстве.

В честь этого события в 1532 году в царском селе Коломенское был построен шатровый храм Вознесения Господня, как символ возвеличивания царской власти, ее единоначалия.

Храм Вознесения был необычен для современников. Вместо пятиглавого, четырехстолпного молельного храма с рядом стоящей колокольней они увидели большой одностолпный шатровый храм равноценный скульптурному памятнику, почти обелиску.

В плане он имел форму равноконечного креста с толстыми стенами (до 3 м), крайне малую полезную площадь (8,5 кв.м при высоте 40 м) и предназначался только для царской семьи. Однако основные принципы древнерусского строительства здесь сохранялись: храм был поставлен на солидный подклет; по традиции на четверик был водружен восьмерик, на который опирался высокий восьмигранный шатер, заканчивающийся барабаном с плоской главкой с крестом. Кроме того, весь храм был окружен галереей -гульбищем, без которого строительство храмов на Руси не считалось законченным.

Отделка храма килевидными закомарами и кокошниками характерна для русских храмов. Главной особенностью шатровых храмов-монументов была их высота. Поэтому их вертикальную устремленность подчеркивали множеством приемов. В храме Вознесения отсутствуют явные горизонтальные членения, произошло слияние отдельных ярусов и самого шатра, вытянута кверху форма арок гульбища, протяженные пилястры (полуколонны) дополнены узкими уступами по всей высоте и т.д.

Основной элемент архитектурной композиции церкви в селе Дьякове, расположенном рядом с Коломенским и бывшем также подмосковной царской усадьбой, составляет восьмигранная башня в центре, увенчанная плоским куполом на высоком, окруженном кокошниками барабане. Группировка пяти отдельных башен по диагоналям плана составляет существенное композиционное новшество плана дьяковской церкви и предвосхищает будущую группировку башен Покровского собора в Москве. Средняя башня дьяковской церкви господствует над четырьмя меньшими, ее окружающими, вследствие чего композиция здания имеет несомненную связь с архитектурной композицией Старицкого собора и традиционным пятиглавием. Благодаря контрастному сопоставлению главной и четырех малых башен достигнуто впечатление большой монументальности. Преобладание средней башни подчеркнуто и тем, что ее широкий и массивный барабан окружен восемью мощными полуцилиндрами.

Внутри здания система перехода от верхних барабанов к стене представляет собой воспроизведение навесных бойниц-машикулей крепостной архитектуры. Формы крепостного зодчества нашли свое отражение и во внешней архитектуре здания, где те же декоративные машикули обрамляют основание центральной главы и полукруглые контрфорсы барабана. Кроме элементов крепостного зодчества, здесь можно видеть также переработку в камне некоторых формы, свойственных деревянному зодчеству. Как и в храме Вознесения в Коломенском, в архитектурном образе дьяковской церкви мы видим смелое нарушение древних традиций культового зодчества, создание новой архитектурной композиции, резко отличающейся от композиции кубических одноглавых и пятиглавых храмов, вызванное стремлением сильнее подчеркнуть мемориальный, т.е. по существу светский характер сооружения. Хотя точная дата постройки церкви неизвестна, есть основание полагать, что храм Иоанна Предтечи в Дъякове построен в ознаменовании принятия в 1547 г. Иваном IV Грозным царского титула. Пышный и торжественный образ храма-памятника вполне соответствует величию исторического события в жизни Русского государства, которое он был призван увековечить.

Памятник русской архитектуры эпохи Ивана Грозного, возведенный в память покорения Казанского ханства.

Архитектурная композиция Покровского собора складывается из девяти самостоятельных церквей, утвержденных на едином основании, предоставлявшем возможность переходить из храма в храм. Каждая церковь получила освящение в связи церковными праздниками, на дни которых приходились важные события Казанского похода. Центральный столпообразный храм, увенчанный шатром, назван в честь Покрова Пресвятой Богородицы (высота 47,9 м). Восемь храмов-приделов, окружающих центральный столп, были освящены в честь Св. Троицы, Входа Господня в Иерусалим, Николы Великорецкого, свв. Киприана и Устиньи, Трех патриархов Александрийских, святителя Григория Армянского, преподобных Варлаама Хутынского и Александра Свирского.

Первоначальная композиция Покровского собора была уникальна для древнерусского зодчества. Наружный объем собора был составлен из четырех больших восьмигранных столпов, ориентированных по сторонам света, четырех квадратных в плане церковок, расположенных между столпами, и центральной башни, перекрытой шатром. Основным композиционным элементом являлся столпообразный храм, прототипом для которого послужила колокольня Ивана Великого в Московском Кремле. В целом здание собора выглядело группой башен, симметрично расставленных вокруг средней, играющей роль центральной оси всей композиции. Композиционная роль западной башни была подчеркнута при помощи направленных к ней лестничных всходов. Этот прием превращал западную часть здания в его переднюю лицевую сторону, выявляя главное значение оси запад-восток, по которой расположены храмы-приделы Входа в Иерусалим, Покрова и Троицы. Целью направленного движения становился восточный Троицкий столп, который, таким образом, принимал на себя роль алтаря всего собора, тогда как западный придел Входа в Иерусалим служил «преддверием» Покровского собора. Восьмигранные храмы-столпы были поставлены прямо на землю, тогда как малые кубические приделы покоились на открытом гульбище, стоящем на арках. Благодаря этому приему создавалось впечатление, будто они парили в воздухе. Перед малыми приделами были образованы более широкие площадки галереи. Широкие части галереи, поставленные на арки, сменялись узкими отрезками, расположенными над компактными частями нижних ярусов столпов. Лестничные марши вели к порталам столпообразных храмов, каждый из которых имел четырехъярусную структуру. Все столпы уменьшались снизу вверх четырьмя небольшими уступами. Нижний ярус был глухой, цокольный. Стены второго яруса были прорезаны дверными проемами, ведущими внутрь приделов. Третий ярус был выделен остроконечными фронтонами, в полях которых размещены крупные окна. Четвертый ярус был образован восьмигранным барабаном под куполом и отделен от третьего яруса зоной декоративных кокошников. Несмотря на обилие декоративных деталей, первоначальный облик собора был строгим. Его стены были расписаны «под кирпич», а главы покрыты белой жестью.

Уже в конце 16 в. первоначальный облик собора претерпел первые изменения. Строгие шлемы церквей-башен были заменены вычурными фигурными главками. В 1588 в северо-восточном углу собора возвели церковь над могилой погребенного там знаменитого московского юродивого Василия Блаженного (название этого придела впоследствии перешло на весь собор). В 1672 симметрично ему построили церковь в честь другого юродивого по прозванию Иоанн Большой Колпак. В 1680-е годы трехпролетная звонница собора приобрела вид обычной для 17 в. шатровой колокольни. Открытое гульбище покрыли сводами, а лестницы и крыльца - рундуками. К 17 в. относится и полихромная раскраска стен собора. Последняя в сильной степени ослабила строгую структуру форм первоначального храма.

В 1918 Покровский собор одним из первых был взят под государственную охрану. В 1920 храм был передан обновленческой церкви. В 1923 он получил статус музея, несмотря на то, что до 1929 в нем еще совершались службы. В 1928 Покровский собор стал одним из филиалов Государственного Исторического музея.

иконопись архитектурный храм зодчество

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...