Трудотерапия при психопатологии
Проблема психологии трудотерапии психически больных пограничная для психологии труда и клинической психологии. Психологическая теория и практика трудотерапии составляют раз- дел психологии труда, так как это направление, в котором изуча- ется «труд как фактор развития и восстановления» (Геллер- штейн С. Г. и др., 1965). В отношении психически больных врачи и психологи выделяют несколько уровней социально-трудовой реадаптации (т.е. восста- новления больного после перенесенного болезненного периода): 1) профессиональная реадаптация (возврат к прежней профес- 2) производственная реадаптация (возврат к труду, но при 3) специализированно-производственная реадаптация (возврат- 4) лечебно-производственная реадаптация (доступна лишь Ра- 5) внутрисемейная реадаптация (выполнение домашних обя- 6.) внутрибольничная реадаптация (при глубоких дефектах психики). Задачи трудотерапии заключаются в том, чтобы больной достиг максимально высокого, доступного для него уровня реадаптации. Опыт 30-х гг. XX в., когда в психиатрических клиниках вводилась терапия занятостью в самых простых формах (больным предложили клеить бумажные аптечные пакеты), оказался весьма эффективным. С.Г.Геллерштейн и И.Л.Цфасман (1964) приводят данные по Калининской психоневрологической больнице, где число несчастных случаев с больными, побегов больных и других происшествий за год сократилось в 10 раз — с 14416 (1930 г.) до 1208 (1933 г.), при условии, что в 1930 г. — никто из больных не привлекался к труду, а к 1933 г. лишь 63 % больных были заняты -трудом. Частота агрессивных действий в «рабочие» дни сократи-
лась по сравнению с «нерабочими» днями в мужском отделении на 78 %, а в женском — на 49 %. Какими же свойствами обладает ручной труд как разновидность лечебно-восстановительного, воздейственного средства по отношению к психически больным? Трудотерапия понималась С. Г. Геллерштейном как разновидность средств психологии воздействия, как стимулятор роста, стимулятор трудовой активности больного на пути восстановления специфически человеческого образа жизни. Геллерштейн видел суть целебных сторон ручного труда в том, что этот вид деятельности обладает такими весьма ценными признаками, как: 1) соответствие человеческим потребностям; 2) целевой характер деятельности; 3) мощное воздействие упражнения; 4) мобилизация активности, внимания и т.д.; 5) необходимость приложения усилия, напряжения; 6) широкие возможности компенсации; 7) преодоление трудностей и препятствий, возможность регу- 8) включение в жизненно полезный ритм; 9) результативность, предпосылки организации обратной свя-
10) благодарное поле для отвлечения, переключения, смены 11) рождение положительных эмоций — чувства удовлетворе- 12) коллективный характер труда (Геллерштейн С.Г., 1965, Трудотерапия, однако, может помогать или ухудшать состояние больного, это зависит от его состояния, используемой формы труда, дозировки трудовых занятий, формы организации труда и его содержания. Так, трудотерапия абсолютно противопоказана при острых болезненных состояниях, сопряженных с расстройством сознания; при кататоническом ступоре; при соматических тяжелых заболеваниях; временно противопоказана во время активного медикаментозного лечения; при выраженных депрессиях и астенических состояниях. Относительно противопоказана трудотерапия для больных с явно отрицательной установкой на труд (при острой психопатологии). Во всех этих случаях нужен индивидуальный подход к личности больного.
Психологу необходимо учитывать каждый фактор отдельно и все вместе. Целесообразно построить классификацию видов труда, доступных в качестве трудотерапии с точки зрения представ-ленности в каждом из них отмеченных выше полезных свойств труда. Это важно, так как позволяет проектировать формы трудо- терапии осознанно (а не методом проб и ошибок), с учетом характера дефекта больного и «зоны ближайшего развития», по Л. С. Выготскому, доступной для него и актуальной. С. Г. Геллер-штейн предлагал психологу, проектирующему программу трудотерапии, выявить предварительно потенциальные возможности разных видов труда, провести их содержательный и структурно-функциональный анализ, чтобы сознательно использовать труд как лечебное средство, как это принято в любой другой области терапии. Другими словами, предлагалась специализированная модификация профессиографии (Геллерштейн С.Г., 1965). Геллерштейн писал: «Чем тоньше и глубже мы сумеем познать связи между конкретными формами трудовой активности и патологическим состоянием и особенностями личности больного, которого в лечебно-восстановительных целях мы приобщаем к труду, тем скорее мы приблизимся к научно обоснованному программированию рационально построенной трудовой терапии» (Геллерштейн С. Г., 1965, с. 18-19). Опыт психологически обоснованной трудотерапии психически больных, накопленный под руководством С. Г. Геллерштейна более чем за 30-летний период его практики в разных клиниках, был отражен в книге «Принципы и методы трудовой терапии психически больных» (М., 1964), написанной совместно с И. Л. Цфасманом. Авторы придерживались двух основных принципов использования трудотерапии. 1. Труд больных должен быть результативным и больной должен
2. Необходим индивидуальный учет выработки больных. Только в Вариант трудотерапии, применявшийся Геллерштейном и Цфасманом, был эмпирическим в своей основе, ориентированным на негативные симптомы, свойственные разным видам психических заболеваний, а также на подбор тех видов труда по содержанию и форме организации, которые предположительно могли купировать болезненные симптомы и содействовать развитию больного в намеченном, доступном для него прогрессивном направлении социально-трудовой реадаптации. Приведем ряд примеров действенности трудотерапии как лечебно-восстановительного средства, поскольку данная публикация является трудно доступной для современного читателя, но содержит показательный эмпирический материал.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|