Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

подготовке к школьному обучению»

Курсовая работа

По педагогике и психологии на тему:

«Психологические особенности детей при

подготовке к школьному обучению»

    К защите допущена:                              Выполнила студентка 23 гр.

Защита состоялась:                                      2 курса педагогического

Отметка:                                                       факультета

Члены комиссии:                                                   Некрасова Елена Альбертовна

Научный руководитель:

Жидова Елена Александровна

 

Тверь 2004 – 2005 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ГЛАВА 1. Теоретическое исследование интеллектуальной готовности ребенка

       к обучению в школе

 

§ 1        Формирование психологической готовности детей к обучению в школе

 

1.1. Физическая подготовка к школе

 

 

§ 2.         Воспитание и организация занятий с детьми.

 

2.1. Воспитание самостоятельности и активности детей

2.2. Влияние игры на формирование элементов учебной деятельности интеллектуальной подготовки детей

 

§ 3.         Познавательное развитие детей в ДОУ

 

3.1. Подготовка к обучению грамоте.

3.2. Обучение дошкольников началам математики

 

§ 4.       Воспитание нравственных чувств у детей, как средство подготовки детей

             к обучению в школе.

 

 

ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование интеллектуальной готовности ребенка к

             обучению в школе.

 

§ 1.       Методика проведения исследования детей

 

1.1. Обработка и интерпретация результатов

 

 

Заключение.

Рекомендации

Список литературы.

 

 

ГЛАВА 1. Теоретические исследования интеллектуальной

            готовности ребенка к обучению в школе.

 

§ 1. ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ

К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

 

Основы формирования всесторонне развитой личности закладываются в дошкольном детстве. Воспитание ребенка в первые годы жизни во многом предопределяет успех его дальнейшего полноценного развития.

Детский сад – первая и очень ответственная ступень общей системы народного образования. Большинство детей посещает детский сад. Число детских садов продолжает расти. Перед педагогическими работниками, организаторами дошкольного дела и учеными в настоящее время стоит общая задача совершенствования всей воспитательно-образовательной работы в детском саду и улучшения подготовки детей к систематическому школьному обучению.

Понимание педагогами значимости и сущности целенаправленной подготовки детей к школе играет особую роль. Поступление ребенка в школу является переломным моментом в его жизни: он вступает в новый тип отношений с окружающими людьми, у него начинаются складываться новые формы деятельности.

В настоящее время осуществляется постепенный переход к обучению детей в школе начиная с шести лет. В связи с этим возникает два вопроса: готов ли шестилетний ребенок к школе, к новому для него образу жизни и как обеспечить полноценную подготовку детей дошкольного возраста к систематическому обучению.

Прежде всего педагогу необходимо понимать-помнить, что шестилетнему ребенку, не зависимо от того, где он обучается – в детском саду или школе, все еще присущи особенности интеллектуального развития и поведения, характерные для дошкольного периода жизни.

Подготовка к школьному обучению предполагает прежде всего повышение уровня общего развития детей: укрепление их здоровья, стимулирование работоспособности, совершенствование мышления, познавательных интересов, воспитание определенных качеств личности, формирование элементов учебной деятельности, принятие учебных задач, осознание способов решения, умение планировать и контролировать свои действия, работать в соответствии с указаниями взрослого и т.д.

Психологическая готовность к систематическому обучению в школе – итог всего предшествующего развития ребенка в дошкольном детстве. Она формируется постепенно и зависит от условий, в которых происходит развитие организма. Готовность к школьному обучению предполагает определенный уровень умственного развития, а также сформулированность необходимых качеств личности. В связи с этим выделяют интеллектуальную и личностную готовность ребенка к обучению в школе. Таким образом, психологическая готовность к школьному обучению проявляется в

 

сформированности основных психических сфер ребенка: мотивационной, нравственной, волевой, умственной, которые в целом обеспечивают успешное овладение учебным материалом.

Рассмотрим процесс формирования интеллектуальной готовности пятилетнего ребенка к обучению в школе.

Одна из основных черт умственного развития старших дошкольников заключается в том, что разрозненные представления об отдельных и их свойствах, характерные для детей предшествующей возрастной ступени, начинают объединяться и преобразовываться в еще несовершенные, однако целостные знания об окружающей действительности. В старшем дошкольном возрасте впервые появляется возможность отражения некоторых важных связей и зависимостей живой и неживой природы, например, изменение длины пробега шарика в зависимости от высоты горки, с которой его спускает ребенок, изменение скорости предмета в зависимости от трения и т.д. Объектом мыслительной деятельности детей становятся не только отдельные предметы и явления, но и такие общие свойства действительности, как пространство и время, ребенок начинает глубже понимать различия между живой и неживой природой, интенсивно идет формирование его представлений об общественных отношениях людей.

У детей существенные изменения претерпевают познавательные потребности и мотивы. Исходной потребностью, определяющей как умственное, так и психическое развитие ребенка, являются потребность в новых впечатлениях. С возрастом эта потребность усложняется количественно и качественно и к пяти годам выступает в форме потребности в новых, все более содержательных знаниях о предметах и явлениях окружающей действительности. Эту потребность удовлетворяет взрослый и развивает, который в процессе общения с ребенком передает ему новые знания, сообщает новые сведения, формирует новые познавательные умения – умение сравнивать предметы друг с другом, анализировать их, делать простые обобщения и выводы.

Здесь можно говорить о том, что у ребенка формируется умение учиться, развиваются начальные формы учебной деятельности. Познавательный мотив вызывает существенные изменения психических процессов организма. Дети приобретают умение следовать требованиям взрослого, практически овладевают средствами усвоения знаний и умений, учатся элементарным формам анализа явлений, приобретают способность делать простейшие умозаключения и т.д. Все это оказывает положительное влияние на общее умственное развитие пяти-шестилетних детей. В процессе учебной деятельности происходит формирование такой важной способности, как самоконтроль, т.е. умения контролировать процесс своей деятельности на основе задачи, поставленной взрослым. Самоконтроль позволяет значительно повысить уровень детских работ, ликвидировать механическую подражательность друг другу.

В дошкольном возрасте ребенок приобретает умение анализировать свои действия, выделять их существенные звенья, сознательно изменять и перестраивать их в зависимости от получаемого результата.

Иначе говоря, последовательное формирование учебной деятельности ведет к развитию способности управлять своими психическими процессами, что является фундаментом для возникновения более сложных структур мыслительной деятельности ребенка и формирования понятий.

Вывод: соответствующая интеллектуальная подготовка ребенка к школе помогает ему добиться в учебном процессе высокого уровня организованности и успешно овладевать новыми знаниями и умениями.

 

1.1. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

 

Для успешного обучения в школе ребенку необходима не только умственная, нравственно-волевая подготовка, но и прежде всего физическая. Меняющийся уклад жизни, нарушение старых привычек, возрастание умственных нагрузок, установление новых взаимоотношений с учителем и сверстниками – факторы значительного напряжения нервной системы и других функциональных систем детского организма, что сказывается на здоровье ребенка в целом. Не случайно на первом году обучения в школе у многих детей возрастает заболеваемость. Некоторые шестилетки не адаптируются к школьному режиму даже в течение всего года, что свидетельствует о недостаточном внимании к их физическому состоянию в предшествующий дошкольный период жизни. Достаточная физическая подготовка предполагает высокий уровень закаленности и общего физического развития, бодрое и активное состояние организма. Хорошая закалка помогает не только противостоять различным неблагоприятным факторам, возникающим в новых школьных условиях, но и без особого труда, с интересом работать на уроках, своевременно и прочно овладевать знаниями, умениями и навыками.

Все задачи по физической подготовке выпускника детского сада могут быть успешно решены, если работа ведется систематически и поэтапно в каждом возрастном периоде.

К концу шестого года жизни показатели физического развития ребенка в среднем достигают: длина тела: 116 см., масса тела: 22 кг., окружность грудной клетки: 57-58 см. Основные движения становятся более сложными: увеличивается скорость бега, длина и высота шага, в прыжках уже можно обращать внимание на правильность разбега, группировки и приземления, шестилетки уже ведут, подбрасывают и ловят мяч одной рукой. Дети знакомятся с техническими элементами разных видов спорта: ходьбы на лыжах, катания на коньках, плавания, овладевают навыками езды на велосипеде, осваивают некоторые спортивные игры – бадминтон, горки и др. Серьезные требования предъявляются к развитию физических качеств старших дошкольников – выносливость, ловкость, быстрота, сила.

К моменту поступления в школу у ребенка должна быть развита способность переносить статические нагрузки, сформулировано умение самостоятельно и творчески использовать накопленный арсенал двигательных средств. Двигательная деятельность должна стать естественной потребностью практически каждого ребенка независимо от уровня его индивидуальной двигательной активности. Суточная норма шагов – 1200 – 1500. Несмотря на то что дети сильно различаются по типам подвижности и особенностям характера, у каждого из них необходимо формировать интерес к урокам физической культуры, желание участвовать в играх, проявлять активность на занятиях.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста включает в себя систематические занятия физической культурой, которые проводятся три раза в неделю в разных формах, включая учебную работу: физкультурно-оздоровительные мероприятия – утренняя гимнастика, физкультминутка, физические упражнения и подвижные игры на прогулках. Для обеспечения активности отдыха введены новые формы физкультурно-оздоровительной работы – физкультурные досуги, праздники здоровья, дни здоровья. Наполненные сюжетно-тематическим содержанием, они оставляют яркие эмоциональные впечатления, способствуют развитию интереса и творческой активности ребят.

Вместе с организованными формами физического воспитания необходимо уделять внимание и самостоятельной двигательной активности дошкольников. Именно здесь наиболее ярко проявляются индивидуальные потребности в активных движениях, что требует соответствующих воспитательных воздействий.

Одним из показателей хорошей физической подготовки к школе является высокая работоспособность. Она связана со множеством биологических, социальных, гигиенических и других факторов, поэтому при ее развитии надо учитывать возраст детей, состояние их здоровья, уровень познавательных способностей и т.д.

Умственная работоспособность дошкольников на занятиях проявляется прежде всего в желании самостоятельно работать, умении сохранять внимание и не отвлекаться в течение двадцати пяти минут занятия, в высокой активности и хорошему усвоении программного материала, в отсутствии выраженного утомления после занятия. Для детей дошкольного возраста характерен большой диапазон работоспособности. Например, выполняя специальные задания, дошкольники с высокой работоспособностью проявляют большую настойчивость и собранность, что позволяет им качественно и результативно справляться со значительным объемом работы в соответствии с учебными требованиями.

В то же время при выполнении длительных и трудных умственных заданий продуктивность в разные периоды занятий у этих ребят может быть различна. Так, часть из них, добиваясь высоких результатов работы вы первой половине занятия, резко снижают их во второй, как бы «выкладываясь» в начале работы. Другие же сохраняют высокий уровень работоспособности на протяжении всего занятия, но он характеризуется отдельными кратковременными спадами и последующими подъемами.

Проблема развития умственной работоспособности дошкольников до конца еще не разрешена, что связана с большими индивидуальными различиями, часто прекрывающие возрастные нормы. В дошкольном возрасте дети обладают большими потенциальными возможностями формирования умственной работоспособности, очень важно правильно оценить и определить их предел. Это требует соответствующего внимания и осторожности. Важно учитывать не только объем и качество выполненной ребенком работы, но и состояние его организма во время трудового процесса, затраты энергии, которая нужна для осуществления данной деятельности. Перед поступлением в школу у ребенка важно развить желание учиться, пробудить интерес к знаниям, к самостоятельной деятельности, заинтересованный содержанием материала и умеющий работать дошкольник без особого труда выдержит продолжительность занятия, активно будет участвовать в образовательном процессе.

При распределении учебного материала следует учитывать, что в начале каждого занятия в течении четырех, пяти минут рекомендуется давать облегченный подводящий материал. Эмоциональное, интересное начало способствует незаметному «вхождению» в работу и избавляет воспитателя от необходимости делать дисциплинарные замечания.

Очень часто причина массовой отвлекаемости детей на занятиях кроется в однообразном, несодержательном проведении занятий с минимальным использованием педагогических приемов, двигательных и игровых компонентов, способствующих отдыху.

После включения детей в работу целесообразно в течении десяти-пятнадцати минут дать наиболее трудный новый материал, а потом провести физкультминутку. Последняя часть /треть/ занятия вновь облегчается за счет повторения пройденного материала. Воспитатель использует живые и интересные приемы обучения, активизирующие детей.

В связи со снижением работоспособности надо усилить внимание к поведению ребенка, предоставить ему дополнительный отдых, облегченные задания, оказывать индивидуальную помощь и т.д.

Вывод: В условиях возрастающих умственных нагрузок важнейшую роль в сохранении и укреплении здоровья дошкольника играет режим – рациональное сочетание и распределение во времени основных состояний /сна, бодрствования, кормления/ смена различных видов деятельности и отдыха, физических и умственных нагрузок, учет возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей детского организма.

 

§ 2 ВОСПИТАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ПЕРЕД ЗАНЯТИЕМ.

 

Подготовка детей к занятию, когда их внимание переключается от самостоятельной деятельности к учебной, имеет очень большое значение. Ее следует осуществлять так, чтобы не вызвать у ребенка огорчения из-за прерванной игры, заинтересовать содержанием предстоящего занятия.

Основная воспитательная задача в процессе подготовки детей к занятием – формирование у детей навыков организованного поведения

Наиболее эффективные методические приемы:

Воспитателю приходится неоднократно напоминать детям, какие действия следует осуществлять, подсказывать, как надо поступить в той или иной ситуации. Все указания педагога носят характер предложений, а не категорических требований.

Деятельность педагога, направленная на организацию воспитанников должна быть насыщена игровыми моментами – это поможет ему завладеть вниманием детей, заинтересовать их.

Целенаправленная работа педагога позволяет переключить детей с самостоятельных игр на учебную деятельность таким образом, чтобы не вызвать негативного отношения к предложению заниматься, не снизить их эмоциональный настрой, не допустить формального выполнения требований педагога, что потом оказало бы отрицательное влияние на развитие интереса к занятиям.

Существуют правила поведения, которые закрепляются с младших групп:

¾   перед занятием необходимо успокоиться

¾  на занятие не следует брать с собой игрушки, они будут мешать заниматься

¾ идти к столу надо спокойно, не мешать товарищам, никого не толкать

¾ когда садишься за стол, надо постараться тихо отодвинуть стул

¾ надо сесть за стол так, чтобы осталось место для соседа

Эти правила ориентированы на воспитание у дошкольников внимательного уважительного отношения друг к другу.

Таким образом, на протяжении всего учебного года воспитатель формирует у детей навыки организационного поведения, нравственно-волевые качества, умение по предложению взрослого переключаться на предлагаемую деятельность.

Главным в работе воспитателя является следующее:

¾ формирование у детей представлений о занятиях как о значимой деятельности

¾ уважение к личности ребенка, учет индивидуальных особенностей, формирование дружеских взаимоотношений в группе

¾ опора на имеющийся у детей опыт поведения

 

¾ постепенное повышение требований к детям

 

 

¾ разъяснение ошибок в форме, не допускающей прямого порицания.

 

2.1. ВОСПИТАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И АКТИВНОСТИ.

 

Главной задачей интеллектуальной готовности ребенка является формирование у ребенка определенных знаний и умений на основе включения его в активную учебную деятельность.

В процессе решения этой задачи педагог использует разнообразные методы и приемы: объяснение, показ, вопросы, оценка и др.

Формирование активности связано с развитием интереса к предполагаемой работе, интерес может быть обусловлен внешними развлекательными моментами, тогда он тормозит развитие волевых усилий, а может быть связан с желанием учиться, познавать новое – последнее служит основой для формирования мотивов учения.

Поэтому воспитателю должно быть не безразлично, какие интересы побуждают детей к деятельности.

Если воспитатель умело пользуется различными методическими приемами, творчески продумывает содержание занятия, радуется успехам каждого ребенка, всякий раз подчеркивая совершенствование его индивидуальных умений и знаний, то такой педагог добивается достаточно высокого уровня активности ребят.

Недостатки активности дошкольников объясняются разными причинами. Некоторые дети не могут проявить активность, поскольку им не хватает знаний, но если не привлекать их к общей беседе, не возбуждать желание отвечать, то это приведет и к проблемам в знаниях, и к неразвитости нравственно-волевой сферы: отсутствие умения преодолевать трудности, самостоятельно справляться с заданием. В итоге у детей растет неуверенность в себе, пропадает интерес к учению.

Причинами недостаточной активности могут быть также нерешительность, неуверенность ребенка в себе либо недостаточная сосредоточенность. В подобных случаях, чтобы добиться успеха в обучении и сформировать недостающие у ребенка качества, нужно подбирать индивидуальные средства воспитания. Прежде всего необходимо поддержать самый простой, робкий ответ ребенка, это вселяет в него уверенность, а положительная оценка побуждает и в дальнейшем принимать участие в общей беседе. Кроме того, ребенка следует побуждать к ответу, спокойно разъяснить ему, почему надо стремиться высказываться.

Одобрение воодушевляет детей. Они начинают поднимать руку, чтобы ответить на следующие вопросы воспитателя. Необходимо сразу заметить и поддержать их желание.

Важно поддержать активность тех детей, которые всегда стремятся отвечать. Невнимание к ним может отрицательно влиять на самочувствие. Воспитатель положительно оценивает их поведение.

Педагог учит детей проявлять сочувствие к ошибке друга, разъясняет, как следует поступить, чтобы помочь ему.

Когда дети достаточно активны, воспитатель выражает одобрение и подчеркивает, что они стали больше знать, многому научились потому что помогли

 

 

друг другу. Подобные замечания способствуют установлению коллективных взаимоотношений в группе.

Формирование нравственно-волевых качеств протекает более успешно в условиях, когда детям понятна значимость занятий. В подготовительной к школе группе она связывается с возможностью узнать что-то интересное, с предстоящим поступлением в школу.

Итак, используя практические примеры в процессе обучения детей на занятиях формируются их нравственно-волевые качества, положительное отношение к учебе, уважение к сверстникам.

 

 

2.2. ВЛИЯНИЕ ИГРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ УЧЕБНОЙ

   ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ.

 

Подготовка к школе органично входит в жизнь ребенка, если взрослые учитывают психологическую специфику дошкольного возраста, не забывая о ведущей роли игры в этом периоде развития личности.

Академик А.В.Запорожец писал, что оптимальные педагогические условия для реализации потенциальных возможностей маленького ребенка, для его гармоничного развития создаются не путем форсированного, сверхраннего обучения, направленного на сокращение детства, на преждевременное превращения дошкольника в школьника, а, наоборот, путем широкого развертывания и максимального обогащения специфики детских форм игровой, практической и изобразительной деятельности, а также общение детей друг с другом и со взрослым.

Наиболее важное значение для развития личности будущего школьника имеет игра. Однако ее ведущая роль определяется не тем, сколько времени отводится ей как деятельности, а тем неоценимым значением, которое она имеет для психического развития, поскольку именно в игре происходят важнейшие изменения в психике ребенка, закладывается основа его отношений с окружающим миром, осуществляется подготовка к переходу малыша на новый этап, к более сложной ведущей деятельности – учению.

В дошкольный период развития учение включено в другие виды деятельности – ребенок общается со взрослым – и учится, он манипулирует предметами – и учится, он играет – и учится.

Для того чтобы проследить, как игра готовит к учению и определить пути наиболее рациональной подготовки детей к школе необходимо рассмотреть специфику учебной деятельности специфику учебной деятельности.

Самое главное в учебной деятельности – это учебная задача, которая содержит в себе учебную проблему.

Учебная задача решается с помощью учебных действий, направленных на поиск и выделение общих способов решения какого-то класса задач. Учебные действия – это вторая составная часть учебной деятельности. Учебные деятельность, как игра, в отличие от практической не дает видимого продукта. Ее результат – самостоятельное выделение ребенком способов решения задач и осознание того, что он чему-то научился. Эти действия превращаются в самоконтроль и самооценку.

Если говорить о готовности к школе ребенка, надо проанализировать умеет ли он выделять и принимать учебную задачу, подбирать и осуществлять адекватные ей учебные действия, самостоятельно контролировать и оценивать свою деятельность.

Дети, обладающие высоким уровнем развития произвольности в общении со взрослыми, умеют разыгрывать разнообразные сюжеты, легко соблюдают субординацию ролей, длительно развивают одну и ту же игру, то дети, у которых преобладает импульсивное поведение, в основном только манипулируют игрушками /одевают и раздевают кукол, бесцельно катают машинки, разыгрывают ограниченное число самых простых сюжетов и т.д./. Большие трудности у таких ребят вызывает соподчинение ролей, необходимое для сюжетно-ролевой игры: они могут выполнять роли лишь со взаимно противоположным содержанием врач-пациент, роли же, которые требуют одинаковых или близких по смыслу действий врач-медсестра не воспринимаются и не включаются в игру.

Однако надо учитывать, что реализация ролевых отношений – важный элемент психологической и личностной готовности к обучению в школе: ситуацию общения учителя и ученика в школе на уроке можно, рассматривать как осуществление и реализацию именно ролевых отношений.

Итак можно сделать вывод: для того чтобы дети могли легко понимать учебную задачу, их надо учить хорошо играть в сюжетно-ролевую игру.

Главное состоит в том, чтобы мы, взрослые, не забывали, что ребенок не только готовится к жизни, но уже живет и его жизнь должна быть радостной, полноценной и счастливой. Обеспечить такую жизнь нам помогает игра.

Большое значение для подготовки детей к школе имеет игра в «школу». Она требует от детей довольно высокого уровня развития и поэтому может быть использована лишь в старшем дошкольном возрасте. Для освоения социальных отношений каждый ребенок должен обязательно побывать в роли ученика, и в роли учителя. В роли учителя он сможет лучше понять реального педагога, который будет предлагать для решения различные учебные задачи и следить за успеваемостью учеников. Детям важно показывать образцы взаимодействия учеников между собой, учить их слушать, понимать, подчинять свою индивидуальную деятельность задачам и целям общей, коллективной. Это связано с психологической подготовленностью ребенка к школе – формированием произвольности в общении со сверстником. Это свойство личности может положительно влиять на формирование учебных действий, способствующих усвоению, например, общего способа решения определенного вида задач.

Общение ребенка со сверстником формируется в игре с правилами. Значит ребенка надо учить играть в игры с правилами. Их появление тесно связано с развитием сюжетно-ролевых игр.

Готовность детей к школе предполагает и произвольное, сознательное отношение к себе, к своей деятельности, к полученным результатам. У детей дошкольного возраста самооценка почти всегда завышена: «я самый лучший» и т.д. Приходит такой ребенок в школу – получает замечания от учителя, получает не очень хорошие отметки, и у него начинается закономерная для уровня его психического развития реакция: «школа плохая» и т.д. Эти умозаключения мешают успешному началу новой жизни ребенка и создают трудности при последующем процессе школьного обучения. Формирование дошкольника к себе в третьем виде игры – режиссерская игра. Это начальная форма игры, из которой впоследствии появляется сюжетно-ролевая игра. Режиссерская игра помогает ребенку вместить в свое «я» множество разных образов и позиций тем самым стимулирует разностороннюю и более объективную оценку своих и чужих поступков.

Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику дошкольного типа обучения детей. Игра – собственная инициатива детей. Поэтому представления, получаемые в игре, оказываются не пассивным багажом, а прочными знаниями ребенка, которыми он активно пользуется.

Итак, рассмотрев три вида игр, можно, утверждать, что для полноценной подготовки детей к школе необходимо проникновение во все сферы жизни шестилетнего ребенка.

 

§ 3 ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В ДОУ.

 

Накопленные к шести годам сведения о большом мире является серьезной базой для дальнейшего развития познавательной сферы ребенка. Эта база данных о большом мире требует от него определенных умений и упорядочивания накопленных и поступающих сведений. Процесс знаний направлен на:

- содержательное упорядочивание информации

- установление осмысленных взаимосвязей нашего мира

- дальнейшее формирование положительного отношение к миру.

Основными задачами познавательной сферы детей является:

1. Обогащать сознание детей интересными содержательно-упорядоченными сведениями из разных областей наук.

2. Знакомство детей с причинно-следственными связями как одним из жизненно важных и необходимых условий целостности нашего мира.

3. Способствовать формированию у детей положительного отношения к миру.

Понимание причинно-следственных связей, умение их выделять в потоке событий, явлений нашего мира, попытки манипулирования ими в мысленном плане позволяет ребенку развиваться в нескольких направлениях. У него происходит:

1. Обогащение и становление познавательной сферы. Работа здесь обязательно предполагает последующее уточнение и конкретизацию имеющихся у детей сведений о мире, передачу нового содержания как необходимого дополнения к имеющимся у детей представлений, понимание взаимосвязанности и взаимозависимости всего происходящего в нашем мире, что является одним из основных моментов построения ребенком элементарной целостности мира.

2. Умственное развитие – овладение понятиями «причина-следствие» невозможно без умения анализировать различные явления, события, сопоставлять их, обобщать, рассуждать и выстраивать гипотетические высказывания, делать элементарные умозаключения, предвидеть возможное развитие событий и на основе этого планировать свои и чужие действия.

Содержательное упорядочивание – это дифференциация накопленных и получаемых сведений о мире по познавательным блокам, каждый из которых ориентирован на какую-то область знаний.

В работе с детьми педагог начинает группировать их представления о мире по научным областям. Он передает детям отдельные захватывающие факты из истории, астрономии, географии и прочих наук, излагает материал по крупным познавательным блокам.

Главная задача – показать детям, что человечество всегда стремилось познать, объяснить мир в котором живет.

 

 

Исследования психолога Н.Н.Подьякова выявили две противоречивые тенденции в процессе формирования знаний у детей дошкольного возраста.

1 тенденция – происходит расширение и углубление четких, ясных знаний об окружающей среде – мире. Эти стабильные знания составляют ядро познавательной сферы ребенка.

2 тенденция – в процессе мыслительной деятельности возникает и растет круг неопределенных, не совсем ясных знаний, выступающих в форме догадок, предположений, вопросов. Эти развивающиеся знания являются мощным стимулятором умственной активности детей.

Однако уровень познавательного развития старшего дошкольника требует тщательного отбора познавательных блоков, каждый из которых в свою очередь должен по разному передаваться детям. Примерный перечень познавательных блоков:

1. Астрономия

2. Зоология

3. Ботаника

4. Археология

5. География

6. История

7. Анатомия

8. Химия. Физика.

Процесс руководства познавательной активностью детей необходимо осуществлять в двух направлениях:

– знакомить детей с интересными фактами, сведениями о мире

_ создать условия для самостоятельной поисковой деятельности детей, в процессе которой каждый ребенок имеет возможность дополнить, расширить, конкретизировать свои представления о мире, овладеть различными способами получения знаний (чтение, экспериментирование, личный опыт и пр.)

Вывод: Дети должны понимать, что наш мир изучается огромным количеством наук, каждая из которых по своему интересна, увлекательна и важна. Дети должны изъявить желание в дальнейшем активно постигать тайны и секреты нашего мира.

В конце учебного года можно проверить уровень познавательного развития каждого ребенка. С этой целью каждому ребенку предлагается выбрать любое познавательное содержание, которое он считает наиболее для себя интересным и освоенным. На основе этого содержания при помощи различных вопросов педагог выясняет может ли ребенок ориентироваться в выбранном им содержании, может ли пользоваться различными познавательными процессами, владеет ли операциями классификации, обобщения, сравнения и пр.

В целом наши дети должны быть любознательными, задавать познавательные вопросы, уметь ориентироваться в различных источниках информации, иметь достаточно широкий круг познавательных интересов.

 

3.1. ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ.

 

Известный советский психолог Л.С.Выгодский считал, что обучение должно идти впереди развития и вести его за собой, опираясь на «зону ближайшего развития». Это утверждения тесно связано с теоретическим понятием о том, что ребенок обладает особой чувствительностью к определенному роду внешним воздействиям.

Обучение следует начинать в период становления психических функций дошкольника. Опаздывая в обучении, педагоги теряют возможность направлять детское развитие по нужному пути, регулировать этот процесс. Наиболее эффективное использование богатых возможностей реально только тогда, когда период особой чувствительности к усвоению того или иного материала в его развитии еще не миновал.

В отечественной и зарубежной литературе описан факт «языковой одаренности» детей четырех – пяти лет. Это возраст особой восприимчивости к дошкольника к звуковой части речи, что нельзя не учитывать при обучении его грамоте.

По мнению А.В.Запорожца, психологические новообразования возникающие на ранних возрастных ступенях ребенка, имеют абсолютное значение в его развитие, внося свой неповторимый вклад в формирование человеческой личности.

Современная школа требует от детей, поступающих в первый класс, не столько какой-либо суммы знаний и умений, сколько способности к действию в умственном плане, которая формируется в процессе усвоения системы знаний, которая станет основой будущего изучения предмета. В данном случае подготовка к обучению грамоте, направленная на формирование ориентировки в звуковой стороне речи.

Во время занятий ребенок вслушивается в слова и звуки, интонационно выделяет звуки в словах, определяет первый звук в слове, различает на слух твердые и мягкие согласные звуки. Основной задачей становится формирование способа интонационного звука в слове, т.е. подчеркнутого его произношения во время слитного проговаривания всего слова.

Доступная и привлекательная игровая ситуация на занятии делает познавательный процесс полноценным, при этом он окрашен положительными эмоциями, столь важными для ребенка-дошкольника.

Таким образом, впервые внимание детей переключается со смысловой стороны речи на звуковую.

Обучение в старшей группе д/с начинается с обучения звуковому анализу. Звуковой анализ – это определение порядка звуков, различение звуков по их качественному определению. Умение слушать и выделять все звуки по порядку предупреждает в будущем при письме пропуск букв. В процессе обучения звуковому анализу детям предлагается еще одна задача – определение словесного ударения и различение ударных и бузударных гласных звуков. Эта задача специально включена в работу, т.к. она дает возможность в будущем осуществить быстрый переход от чтения по слогам к чтению слитному, целыми словами. Чтобы закрепить и углубить знания

 

звуковой стороны речи, детям предлагается разбирать пятизвуковые слова различной структуры.

У ребенка-дошкольника игра – его вед

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...