Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

на тему «Молодежь в социальной структуре российского общества»

РЕФЕРАТ

 

Выполнил(а):

студент(ка) группы Перевалова А.А.

(ФИО студента)

Проверил:

преподаватель Селихов Е.А.

(ФИО преподавателя)

 

Улан-Удэ

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3

Глава 1.Молодежь в социальной структуре российского общества

1.1.Молодежь как социальная группа………………………………………...6

1.2.Молодежь в современном российском обществе……………………….10

 

Глава 2.Положение молодежи в современном российском обществе

2.1.Проблемы современной российской молодежи………………………...18

2.2.Способы преодоления проблем и перспективы молодежи в структуре российского общества………………………………………………………...21

 

Заключение…………………………………………………………………….22

Список используемой литературы…………………………………………...24

 

Введение

Одними из распространенных проблем современной молодежи относят курение, алкоголизм, наркомания, преступность, аморальность. Вследствие чего, они являются неблагоприятными факторами социализации молодежи и развития российского общества. В стране наблюдается ухудшение состояния здоровья молодого населения, что приводит к разрушению генофонда и составляет угрозу национальной безопасности России.

Молодежь играет колоссальную роль в жизни страны, но при этом является одной из самых не защищенных групп населения. Социально-экономические условия жизнедеятельности, нарастание общественных противоречий, бесспорно, влияют на молодых людей, провоцируя отклоняющееся поведение в их среде. Важно учитывать, что у молодежи мировоззрение находится на стадии формирования, а жизненный опыт ещё недостаточен. Молодое поколение является самой восприимчивой частью социума к изменениям жизни, и в то же время, очень динамичной, легко выходящей за рамки, в которые их загоняет общество.

Объект исследования – молодежь в социальной структуре российского общества.

Предмет исследования – положение молодежи в современном российском обществе.

Цель данной работы – изучить проблемы молодежи и выявить способы преодоления этих проблем.

Задачи из цели выявлены следующие:

-рассмотреть молодежь как социальную группу;

-рассмотреть молодежь в современном российском обществе;

-изучить проблемы современной российской молодежи;

-проанализировать и выявить способы преодоления этих проблем.

Методы: изучение и анализ литературы; анализ статистики молодежи в современном российском обществе; анализ полученных данных.

Глава 1.Молодежь в социальной структуре российского общества

1.1.Молодежь как социальная группа

Молодежь — это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характе­ристик (приблизительно от 16 до 25 лет), особенностей социального положения и определенных социально-психоло­гических качеств[1,c.68-73].

Молодость — это период выбора профессии и своего места в жизни, выработки мировоззрения и жизненных ценностей, выбора спутника жизни, создания семьи, достижения эконо­мической независимости и социально ответственного поведе­ния [2,c.11].

Молодость является определенной фазой, этапом жиз­ненного цикла человека и биологически универсальна.

Особенности социального положения молодежи:

- Переходность положения;

- Высокий уровень мобильности;

- Освоение новых социальных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса;

- Активный поиск своего места в жизни;

- Благоприятные перспективы в профессиональном и ка­рьерном плане;

Молодежь — это наиболее активная, мобильная и дина­мичная часть населения, свободная от стереотипов и предрас­судков предыдущих лет и обладающая следующими социаль­но-психологическими качествами: неустойчивость психики; внутренняя противоречивость; низкий уровень толерант­ности (от лат. tolerantia — терпение); стремление выделиться, отличаться от остальных; существование специфической мо­лодежной субкультуры[3,c.204].

Типичным для молодежи является объединение в нефор­мальные группы, которые характеризуются следующими признаками:

- возникновение на базе стихийного общения в конкрет­ных условиях социальной ситуации;

- самоорганизация и независимость от официальных структур;

- обязательные для участников и отличающиеся от ти­пичных, принятых в обществе, модели поведения, которые направлены на реализацию неудовлетворяемых в обычных формах жизненных потребностей (они нацелены на самоут­верждение, придание социального статуса, обретение защи­щенности и престижной самооценки);

- относительная устойчивость, определенная иерархия среди участников групп;

- выражение иных ценностных ориентации или даже мировоззрения, стереотипов поведения, нехарактерных для общества в целом;

- атрибутика, подчеркивающая принадлежность к дан­ной общности.

В зависимости от особенностей самодеятельности молодежи можно классифицировать молодежные группы и движения.

Агрессивная самодеятельность

Базируется на наиболее примитивных представлениях об иерархии ценностей, основанных на культе лиц. Примитивизм, наглядность самоутверждения. Популярна в среде подростков и молодежи с минималь­ным уровнем интеллектуального и культур­ного развития.

Эпатажная (фр. epater — пора­жать, удивлять) самодеятельность

Базируется на вызове нормам, канонам, правилам, мнениям как в обыденных, материальных формах жизни — одежде, прическе, так и в духовных — искусстве, науке. «Вызов» агрессии на себя со стороны других лиц, чтобы тебя «заметили» (панк-стиль и т. д.).

Альтернативная самодеятельность

Базируется на выработке альтернативных системно противоречащих общепринятым моделей поведения, которые становятся самоцелью (хиппи, кришнаиты и т. д.).

Социальная самодеятельность

Направлена на решение конкретных соци­альных проблем (экологические движения, движения за возрождение и сохранение культурно-исторического наследия и т. д.).

Политическая самодеятельность

Направлена на изменение политического строя и политической ситуации в соот­ветствии с идеями конкретной группы.

Таким образом, ускорение темпов развития общества обусловливает воз­растание роли молодежи в общественной жизни. Включаясь в социальные отношения, молодежь видоизменяет их и под воздействием преобразованных условий совершенствуется сама.

 

 

1.2.Молодежь в современном российском обществе

Высокая скорость политических, экономических и социальных изме­нений в 90-е годы оказали (и оказывают) влияние на положение и развитие российской молодежи. Сегодня, очевидно, что в молодежной среде преобладают процессы дифференциации. Причем дифференцирующие факторы проявляются более зримо, чем интегрирующие. Это связано прежде всего с тем, что в условиях радикального преобразования российского общества происходят глубокие изменения его социальной стратификации, одной из особенностей которой является социальная поляризация, основанная на имущественном расслоении.

В социальной структуре появились новые группы: предпринимателей, банкиров, мелких торговцев и «челноков», новых русских и но­вых бедных. Возникли новые тенденции в среде рабочих и крестьян, связанные с отношениями к той или иной форме собственности. Между слоями рабочего класса, крестьянства углубляются различия в дохо­дах, экономических и политических интересах.

К каждой страте, социальной группе в большей или меньшей степени принадлежит молодежь. Именно поэтому фундаментальными критерия­ми социальной дифференциации юношества выступают социальное про­исхождение и собственное социальное положение молодых людей. Обла­дая социальными признаками разных общностей, они различаются по материальным возможностям, ценностным ориентациям, образу и стилю жизни. Анализ показывает, что важнейшей характеристикой современ­ной российской молодежи является возросшее расслоение по социаль­но-экономическим показателям.

Внутренняя дифференциация молодежи обуславливается не только социальными параметрами. Исследователи кроме стратификационного, выделяют такие типы дифференциации, как возрастной и субкультур­ный. Среди молодежи возникает необходимость изучение специфики групповых отношений, особенности формирования потребностей и це­лей, роли и места различных слоев юношества в становлении нового общества. Знание специфики - одно из важных условий разработки на­учного подхода к решению молодежных проблем, проведению социальной и молодежной политики.

Вместе с тем был и остается не менее актуальным ценностный под­ход к изучению всего многообразия общих связей и закономерностей молодого поколения, как органического субъекта развития общества. Именно такой подход отличает ряд крупных работ вышедших в 90-е го­ды. В них молодежь рассматривается как социально-демократическая группа с характерными для нее социальными, возрастными, психологическими свойствами и социальными ценностями, которые обуславливают уровнем социально-экономического, культурного разви­тия, особенностями социализации в российском обществе. Такой взгляд способствует более глубокому осмыслению молодежных проблем, дифференцированному подходу молодежи как внутренне неоднородной и вместе с тем специфически особой общественной группе. Однако, справедливо отмечают уральские исследователи Вишневский Ю.Р., Шап­ко В.Т., усиливающаяся дифференциация молодежи актуализирует проб­лему выявления интегрирующих факторов, признаков и целостности [4,c.147-162].

Среди факторов социологического определения «молодежь» исследователи устойчиво выделяют:

· возростные границы и социально-психологические особенности.

· специфику социального статуса, социально-культурное поведение.

· процесс социализации как единство социальной адаптации молодежи в индивидуализации.

Общий вывод исследователей НИЦ при ИМ, сделанный в 1993 году, остается в силе: «Каждое последующее поколение российской молодежи по основным показателям социального положения и развития хуже предыдущего» [5,c.42]. Это выражается прежде всего в тенденции сокращения ко­личества молодых людей, что ведет к старению общества и следова­тельно, снижению роли молодежи как социального ресурса в целом.

В России за последние 20 лет покончили жизнь самоубийством 830 тысяч человек. Пик уровня самоубийств пришелся на 1990-95гг, тогда в связи с распадом СССР, падением доходов населения, он достиг 41 на 100 тыс. [6,c.328].

Во-первых, на сегодняшний день по данным МВД, общее количество подростковых суицидов вместе с тем растет. В 2015 году было зарегистрировано 685 таких случаев, а в 2016 уже 720 [7,c.11].

«Для того чтобы сбить волну детских суицидов, государству следует, во-первых, предусмотреть новый уголовно-правовой состав, заключающийся в склонении несовершеннолетнего к совершению самоубийства или содействии совершению самоубийства, - прокомментировал «Российской газете» эксперт комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Роман Терехин. - Во-вторых, следует пересмотреть уголовную ответственность за «доведение до самоубийства», предусмотренную в статье 110 УК РФ, в сторону ужесточения наказания. В-третьих, необходимо ускорить принятие внесенных в ГД РФ законопроектов, предусматривающих введение уголовной ответственности за организацию лицом деятельности, побуждающую граждан, в том числе и несовершеннолетних, к совершению самоубийства. В данном случае речь, в первую очередь, касается администраторов групп смерти, у которых руки на настоящий день фактически развязаны» [8,c.560].

Во-вторых, в тенденции ухудшения состояния здоровья детей и подростков. Растущее поколение менее здоровое физически и психи­чески, чем предыдущее. В среднем по России лишь 10% выпускников школ могут считать себя абсолютно здоровыми, 45-50% из них имеют серьезные морфофункциональные отклонения [9,c.156].

В-третьих, в тенденции расширения процесса десоциализации, мар­гинализации молодежи. Увеличивается количество молодых людей, ведущих асоциальный, аморальный образ жизни. В силу различных при­чин и в разной степени к ним относятся: инвалиды, алкоголики, бро­дяги, «профессиональные нищие», лица отбывающие заключение в исп­равительно-трудовых учреждениях, которые стремятся быть социально полезными гражданами, но в силу общественных условий не могут ими стать. Происходит люмпенизация и криминализация молодежи.

В-четвертых, в тенденции снижения возможностей участия молодежи в экономическом развитии. Статистические данные свидетельствуют о том, что доля молодых людей в составе безработных остается высо­кой.По данным Роструда за 2015 г., 30,5% [10,c.26-35].Рынок труда характеризует значительным переливом рабочей силы из государственного в негосударственный сектор экономики. Переме­щаясь в сферу на должности не требующие профессиональных знаний, молодые люди рискуют своим будущим благосостоянием, не обеспечивая накопления интеллектуальной собственности - профессионализма. При­чем данная сфера занятости характеризуется весьма высокой степенью криминализации.

В-пятых - в тенденции падения социальной ценности труда, престижа ряда важных для общества профессий.

Социологические исследования последних лет констатируют, что в трудовой мотивации приоритет отдается не содержательному труду, а труду, направленному на получение материальной выгоды. «Большая зарплата» - этот мотив оказался решающим при выборе места работы.Современная молодежь обладает такой чертой, которая показывает, что большая часть из нее желает иметь хороший доход, при этом не имея не профессии не желания работать. Это происходит в связи с тем, что у молодежи отсутствуют стимулы к труду.

 

 

Глава 2.Положение молодежи в современном российском обществе

2.1.Проблемы современной российской молодежи

Проблемы российской молодёжи, по своей сути, представляют собой проблемы не только современного молодого поколения, но и всего общества в целом, от решения которых зависит не только сегодняшний, но и завтрашний день нашего общества. Эти проблемы, с одной стороны взаимосвязаны и исходят из объективных процессов, протекающих в современном мире - процессов глобализации, информатизации, урбанизации и т.д. С другой стороны они имеют свою специфику, опосредованную современной российской действительностью и проводимой в отношении молодёжи молодёжной политикой.

Наиболее актуальными проблемами для современной российской молодёжи, являются проблемы связанные с духовно-нравственной сферой бытия. Процесс становления современной российской молодёжи происходил и протекает в условиях ломки «старых» ценностей советского периода и формирования новой системы ценностей и новых социальных отношений. В условиях системного кризиса современного российского общества и его основных институтов, затронувшего все сферы жизнедеятельности, институтов социализации (семьи и семейного воспитания, системы образования и воспитания, институтов труда и трудовой деятельности, армии), самого государства. Активного насаждения и подмены основ существования гражданского общества стандартами общества потребления, воспитанием молодого человека, не как гражданина, а как простого потребителя тех или иных товаров и услуг. Наблюдается тенденция к дегуманизации и деморализации содержания искусства, (понижения, деформация, разрушение образа человека), подмене норм ценности высокой культуры усредненными образцами массовой потребительской культуры, переориентации молодёжи от коллективистских духовных ценностей к корыстно-индивидуальным ценностям. Это, а также отсутствие четко сформулированной национальной идеи и объединяющей идеологии, стратегии развития консолидирующей общество, недостаточное внимание к культурному развитию населения, противоречивость государственной молодёжной политики закономерно приводит нас к крайне негативным последствиям.

На фоне мировоззренческой неопределенности молодёжи (отсутствия у неё мировоззренческих основ смыслоориентации и социально-культурной идентификации), коммерциализации и негативного влияния СМИ (формирующих «образ» субкультуры), непрекращающейся духовной агрессии Запада и экспансии массовой коммерческой культуры, насаждения стандартов и психологии общества потребления, происходит примитивизация смысла человеческого бытия, нравственная деградация личности и снижение ценности человеческой жизни. Идет размывание ценностных основ и традиционных форм общественной морали, ослабление и разрушение механизмов культурной преемственности, угроза сохранения самобытности отечественной культуры, снижение интереса молодежи к отечественной культуре, ее истории, традициям, к носителям национального самосознания.

Молодежная среда, в силу её возрастных, социально-психологических и мировоззренческих особенностей остро нуждается в социокультурной идентификации, а потому в большей степени, чем другие социальные и возрастные группы восприимчива к трансформационным процессам, связанным с усвоением систем ценностей, норм, формирующих определённые формы поведения. Процесс социального становления молодежи, выбора ею жизненного пути и стратегий развития, осуществляется через обучение и воспитание, усвоение и преобразование опыта старших поколений. Молодость представляет собой период активного формирования устойчивой системы ценностей, становления самосознания и социального статуса личности. Ценностные ориентации, социальные нормы и установки молодёжи «определяют тип сознания, характер деятельности, специфику проблем, потребностей, интересов, ожиданий молодёжи, типичные образцы поведения»[11,c.311].

В целом, положение молодёжи в обществе характеризуется как крайне нестабильное и противоречивое. С одной стороны она представляет собой самую мобильную, динамичную часть нашего общества; с другой стороны, в силу ограниченного характера её практической, созидательной деятельности, неполной включённости молодого человека в систему общественных отношений – самую социально неподготовленную, а значит и уязвимую её часть. Реализация жизненных планов молодёжи и предоставляемых ей возможностей в значительной степени зависит от материальных ресурсов родителей, на основании чего могут возникать определённые межпоколенческие противоречия. «Родители же зачастую становятся главными виновниками нереализованных рыночных притязаний и потребительских амбиций своих чад»[12,c.125]. В молодёжном сознании и поведении самым причудливым образом могут сочетаться противоречащие друг другу черты и качества: стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход, отрешённость от внешнего мира.

Говоря о молодёжной социокультурной среде, конечно же, нельзя не отметить и её определённые положительные черты. Современная молодёжь в целом настроена весьма патриотично, верит в будущее России. Высказывается за продолжение перемен в сторону повышения социально-экономического благополучия страны, создание гражданского общества и правового государства. Она хочет жить в великой стране, обеспечивающей достойную жизнь своим гражданам, уважающей их права и свободы. «Молодёжь легче адаптируется к новым экономическим условиям, она стала более рациональной, прагматичной и реалистичной, ориентирована на стабильное развитие и созидательный труд» [13,c.42]. Она имеет гораздо большую свободу выбора профессии, образцов поведения, спутников жизни, стиля мышления, по сравнению со своим сверстниками 20-30 летней давности. Но это, как говорится, одна сторона медали.

Другая её сторона, показывает, что продолжающееся «смутное время», наиболее остро отразилась именно на молодом поколении. Наше общество стремительно стареет, идет сокращение численности молодёжи, количества молодых семей, числа рождённых детей. Каждое новое поколение молодёжи оказывается менее здоровым, чем предыдущее, болезни «перебрались» из старости в молодость, поставив под угрозу генофонд нации. Возросла социально-экономическая нагрузка на рабочие места в целях обеспечения жизни всех поколений; стремительно снижается интеллектуальный потенциал молодежи, инновационные возможности общества. Молодежь оказалась наиболее социально ущемлённой частью общества. Налицо явный конфликт между интересами молодежи и реальными возможностями социальной мобильности. Произошла резкая дифференциация и социальная поляризация молодёжи, основанная на имущественном расслоении, социальном про­исхождении и собственном социальном положении молодых людей. Обла­дая социальными, возрастными и субкультурными признаками разных общностей, они различаются по материальным возможностям, ценностным ориентациям, образу и стилю жизни. Встал вопрос о жизненных перспективах молодежи: её творческой самореализации (образовании, профессии, карьере), благосостоянии, возможности материально обеспечить свою будущую семью. Налицо проблемы занятости молодежи, ухудшения её материально-бытового положения, доступности образования. Молодёжная среда стала опасной криминогенной зоной. Произошло резкое омоложение преступности, усиление её группового характера, рост числа «женских» преступлений и преступлений, совершенных несовершеннолетними. Каждое новое поколение молодёжи в сравнении с предыдущими поколениями по основным показателям социального положения и развития: гораздо менее духовно и культурно развито, более безнравственно и криминально, отдалено от знаний и образования, в меньшей степени профессионально подготовлено и ориентировано на труд.

В обществе, где материальное благополучие и обогащение становятся приоритетными целями его существования, соответствующим образом формируется культура и ценностные ориентации молодых людей. В социокультурных ценностях современной молодежи превалируют потребительские ориентации. Культ моды и потребления постепенно и поэтапно овладевает со­знанием молодежи, приобретая универсальный харак­тер. Начинает превалировать тенденция к усилению про­цессов стандартизации культурного потребления и досугового поведения, утвержденного пассивно-потребитель­ским отношением к культуре. Нельзя не отметить и подчеркнутую аполитичность молодёжи, которая трезво и без ложных надежд оценивает отношение к себе со стороны государства и общества, как безразличное и откровенно потребительское. «77% опрошенных полагает что: - «Когда нужно они вспоминают о нас». Может быть, поэтому современное молодое поколение замкнулось в собственном мирке. Молодые люди поглощены внутренней проблематикой выживания в сложное и жестокое время. Они стремятся получить ту культуру и то образование, которые помогут выстоять и добиться успеха» [14,c.126].

По результатам опросов Фонда Общественного Мнения, проведённых в 2012 году 53 % молодых россиян на вопрос: «Какие жизненные цели, по вашему мнению, чаще всего ставит перед собой современная молодёжь?», в первую очередь, отметили её стремление к достижению материального благополучия и обогащения; во вторую очередь (19%) – получение образования; в третью очередь (17%) – работу и карьеру (См. Табл. 1).

 

 

Таблица 1. «Цели современной молодежи» Фонд общественного мнения»

Анализ полученных данных говорит о четкой прагматичной и рациональной позиции молодёжи, её стремлении к достижению материального благосостояния и успешной карьере, взаимосвязанных с возможностью получения хорошего профессионального образования [15,c.75].

Для современной молодёжи в целом характерно изменение направленности жизненных ориентаций от социальной (коллективистской) составляющей к индивидуальной. «Персональная ценностная позиция молодых людей не коррелируется с ценностями политической идеологии, которой они отдают предпочтение» [16,c.81]. Материальное благосостояние стало цениться гораздо выше свободы, ценность оплаты труда стала превалировать над ценностью интересной работы. Среди общественных проблем, более всего тревожащих молодых людей в настоящее время, на первом месте стоят такие проблемы как: рост преступности, рост цен, инфляция, возросший уровень коррумпированности властных структур, усиление неравенства доходов и социального неравенства, разделение на богатых и бедных, проблемы экологии, пассивность граждан, их безразличное отношение к происходящему. Из личных проблем, испытываемых молодыми людьми, на передний план выдвигаются проблемы материальной обеспеченности и здоровья, хотя ориентация на здоровый образ жизни формируется недостаточно активно.

Доминирование потребительских ценностных ориентаций неизбежно отражается на жизненной стратегии молодых людей. Данные анализа результатов, проведенных в 2006 - 2007 годах кафедрой социологии молодежи МГУ им. М.В.Ломоносова социологических исследований среди студентов показали, что: «В настоящее время в молодежной среде, в обществе можно встретить неоднозначно оцениваемые жизненные принципы. Полученные данные позволяют сделать вывод о неблагополучности в молодежной среде и требуют более детального изучения. Обращает на себя внимание довольно высокая степень равнодушия молодежи к таким традиционно отрицательным явлениям как приспособленчество, равнодушие, беспринципность, потребительство, праздный образ жизни и их положительная оценка» [17,с.34]. (См. Табл.2).

Таблица 2. «Перечень явлений, встречаемых в молодежной среде»

Перечень явлений Отрицательная оценка Равнодушие Положительная оценка
  Нарушение общественного порядка      
  Национализм      
  Экстремизм      
  Незаконное обогащение      
  Иждивенчество      
  Эгоизм      
  Равнодушие      
  Беспринципность      
  Потребительство      
  Подражание западному образу жизни      
  Праздный образ жизни      
  Приспособленчество      
  Карьеризм      

Окончание таблицы 2.

Все вышеперечисленные проблемные особенности современной молодёжной социокультурной среды однозначным образом свидетельствуют о тревожной тенденции глубокой и системной социальной деградации значительной части современной российской молодежи, в частности, и всего нашего общества в целом. Молодёжная среда чётко копирует и зеркальным образом отображает в себе все наиболее значимые процессы, происходящие в нашем обществе. Системный кризис, в котором до сих пор пребывает наше общество и государство, четко и ясно не сформулировавшие национальную идею и не определившие свою стратегию развития, привёл к потере ими смысла собственного существования и сразу же сказался на молодёжной среде. В ней, как и в современном российском обществе, в целом, однозначно, отсутствует единая устоявшаяся система и иерархия ценностей. Одновременно можно наблюдать сосуществование двух процессов: как преемственности традиционных ценностей, исторически присущих нашему обществу, так и становление, массовое распространение новых либеральных (потребительских) интересов, торжество антиценностей. Оздоровление молодёжной среды, осуществляющей формирование ценностных ориентаций современной российской молодёжи, может быть, осуществлено посредством совершенствования системы, форм, методов осуществления молодёжной политики в Российской Федерации.

 

 

2.2.Способы преодоления проблем и перспективы молодежи в структуре российского общества

Самым существенным способом решения вышеперечисленных проблем современной молодежи является совершенствование молодежной политики, понятой как деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив[18,c.80].

Основным направлением государственной молодежной политики должна стать не только реализация комплекса мер, компенсирующих отдельным группам молодежи материальные потери от их маргинального положения в обществе, обеспечивающих социальные гарантии, более равные стартовые возможности, но и деятельность, ориентированная на создание благоприятных условий для развития и социальной активности молодых людей. Поскольку социальная активность, выражаемая в определенных видах деятельности и поведения молодежи, является и общественно полезной, и лично-стно значимой. Она влияет «на формирование самостоятельной, ответственной, социально зрелой личности молодого человека, выступает как база для реализации личностного и, в том числе, творческого потенциала молодежи. Социальная активность — это, кроме того, основа для успешного конструирования образа жизни современных молодых людей, в рамках которого удается поддерживать и прогрессивно развивать систему общественных отношений, норм и ценностей» [19,c.39-43].

Создание социальных служб для молодежи является одним из значительных направлений государственной молодежной политики. Социальная работа среди молодежи рассматривается как обеспечение наиболее благоприятных социально-экономических условий развития каждого молодого человека, способствующая социальному становлению личности, обретение ею всех видов свобод и полноценного участия индивидов в жизни общества. Изучение реальных потребностей молодежи в социальных услугах выступает ключевым элементом при формировании системы их социального обслуживания. Необходимость такого вида социальных услуг все больше осознается населением и государством.

Проблемой государственной молодежной политики является то, что нормативно-правовая база находится в стадии становления. Необходимо принятие федеральных, региональных, местных целевых программ, направленных на решение задач государственной молодежной политики. Особенностью молодежной политики является ее формирование снизу вверх, от программ на муниципальных уровнях до стратегий развития молодежной сферы на федеральном, таким образом, необходимо расширение полномочий органов по делам молодежи на местах. Государство должно организовывать совместную работу различных учреждений, ведомств, организаций, правительственных структур на основе единых государственных взглядов на социально-экономическое, духовное и психофизиологическое развитие молодежи; создавать программы действий; организовывать диалог между органами власти, социальными институтами и молодежью; создавать оптимальные условия для самореализации молодых граждан. Зачастую молодые люди не информированы о проводимых программах, о молодежных объединениях, действующих в их регионе. Необходимо решать проблему информационной недостаточности, создавая единую информационную базу, координируя действия не только между молодежным движением и государством, но и между молодежными организациями.

Развитие России зависит не только от успешного хода социально-экономических реформ, но и от того, насколько настроена к активному участию в них российская молодежь. Первостепенное значение для молодежной политики имеет преодоление противоречий между молодежью и обществом, укрепление их взаимодействия и согласования интересов. Неудовлетворенность молодежи материальными условиями, жильем и работой возрастает, что требует проведение соответствующих программ. Молодежная политика государства должна быть направлена на обеспечение эффективного воспитания, достойного образования, успешную социализацию молодого поколения, на благо молодежи, помогая ей развиваться и реализовывать обозначенные цели. Но также молодежная политика должна быть направлена на формирование социально активной личности, которая выступает конструктором и организатором собственной жизнедеятельности.

 

Заключение

Молодежь занимает важное место в общественных отношениях, производстве материальных и духовных благ. Однако ее положение в обществе и степень ее участия в созидательной деятельности напрямую зависят от действий общества и государства. В настоящее время общество и государство еще не до конца преодолело потребительское отношение к молодежи, что в свою очередь сформировало иждивенческую позицию молодого поколения. Сегодня только формируется субъектность молодежи, основанная на принципе «что я сделал для своей страны, а не что страна сделала для меня». Этот принцип требует соответствующих подходов со стороны государства и общества, создания новой системы молодежной работы. Задача общества и государства сегодня – оказывать всемерную поддержку молодежным общественным объединениям, которые направляют активность молодежи в сторону общественных интересов и интересов государственного развития.

Для координации и выработки основных направлений молодежной работы необходимо совершенствовать структуру управления молодежной работой от федерального до муниципального уровня. Молодежная работа должна осуществляться в субъектах Российской Федерации вариативно, с учетом специфики регионов и местных условий, но при безусловном соблюдении базовых федеральных стандартов. Молодым людям во всех субъектах Российской Федерации должно быть гарантировано участие в общественном и государственном строительстве, защита их прав и законных интересов. Ситуация на молодежном рынке труда является достаточно напряженной. Государственная политика в этом направлении должна осуществляться четко. Нельзя допустить, чтобы прекратились воспроизводство и поддержка интеллектуального потенциала общества и началась массовая безработица среди молодежи.

 

Список используемой литературы

1. Национальный стандарт Российской Федерации. ГОСТ 5249-2016 Социальное обслуживание населения. Термины и определения. – М.: Стандартинформ, 2016. – 11с.

2. Быкова Д.Ю., Зотов В.В. Социокультурный подход к формированию молодежной политики инновационного общества // Вопросы культурологии. 2011. № 4 (апрель). – 68-73 с.

3. Васильев Л. Безработица в спецовке // Российская газета, 2007. – 17 января. – 11 с.

4. Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г., Гусова С.А. Социальная работа с молодежью.- М.: Гардарики, 2008. – 204 с.

5. Добреньков В.И., Смакотина Н.Л., Васенина И.В. Экстремизм в молодёжной среде. Результаты социологического исследования. М.: Макс Пресс, 2007. С. 34.

6. Добреньков В.И., Смакотина Н.Л., Васенина И.В. Экстремизм в молодёжной среде. Результаты социологического исследования. М.: МАКС Пресс. 2007, - 42 с.

7. Зборовский Г. Е. Общая социология. – М.: Гардарики, 2006. – 81 с.

8. Зотов В.В., Горелик О.В. Социальная активность студенческой молодежи как критерий формирования социокультурной среды вуза // Вопросы культурологии. 2009. № 5 (май). – 39-43 с.

9. Зубок Ю.А. Риск в социальном развитии молодежи// Социально-гуманитарные знания. 2003. - №1. – 147-162 с.

10. Карпухин О.И. Молодёжь России: особенности социализации и самоопределения // Социологические исследования. 2000. № 3. – 125 с.

11. Карпухин О.И. Молодёжь России: особенности социализации и самоопределения // Социологические исследования. 2000. № 3. – 126 с.

12. Качалов И.Л. Социология: Учебно-методическое пособие для студентов неэкономических специальностей БГУИР всех форм обучения. Мн., 2004. – 75 с.

13. Мутко В.Л. Государственная молодежная политика и гражданское становление молодежи// Молод<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...