Далее учитель может объяснить периодические закономерности: вертикальную (по группам) и диагональную.
Разработайте урок по теме «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева». Обоснуйте выбор ведущего на уроке метода. К какой группе методов он относится? Охарактеризуйте данную группу методов.
«Периодический закон и периодическая система Химических элементов Д. И. Менделеева в свете теории строения атома». Цель: рассмотрение исторических сведений о открытие законаи его современную формулировку,раскрыть смысл периодического закона и изучить закономерности периодической системы химических элементов в свете строения атома
Планируемые образовательные результаты: Предметные:
1. обобщить, расширить и систематизировать знания учащихся о периодическом законе и периодической системе; 2. закрепить умения учащихся активно пользоваться приобретёнными знаниями о периодическом законе Метапредметные: 1. 2. Регулятивные 1. владение основами самоконтроля и самооценки; 2. умение осуществлять контроль своей деятельности; 3. формирование интеллектуальных умений (целеполагание, планирование); 4. участие в подведении итогов урока. Познавательные: 1. умение выделять главное; 2. осуществлять сравнение, высказывать суждения, аргументировать их; 3. умение работать с информацией и преобразовать её; 4. умение определять понятия; 5. умение делать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, и делать выводы; Коммуникативные: 1. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками 2. участие в совместной деятельности 3. умение излагать собственные мысли, 4. умение вести диалог, дискуссию.
Личностные 1. формирование положительного эмоционального настроя на урок 2. формирование ответственного отношения к учебной деятельности 3. ответственное отношение к выполнению учебных задач; 4. уважительное отношение к другому человеку, его мнению; 5. формирование у учащихся чувства гордости за отечественную науку 6. формирование научно-химической картины мира
Основные понятия: периодический закон, периодическая система, химический элемент, физический смысл порядкового номера, номера периода, номера группы; структура периодической системы, периодичность вертикальная, горизонтальная ОБОРУДОВАНИЕ: периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева,.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока 1. Организационный этап. 2. Этап актуализации субъективного опыта учащихся. Вступительное слово учителя. Вспомните, когда впервые мы столкнулись с ПСХЭ? Когда начали изучать знаки химических элементов. 3 . Этап изучения нового материала Глядя на ровные ряды ПСХЭ, можно задать вопрос, почему именно так расположены химические элементы, какая закономерность лежит в её основе. А закономерность эта была установлена более 130 лет назад нашим соотечественником (Кем? Менделеевым) и получила название “Периодический закон”. Итак, тема сегодняшнего урока… Сообщение темы и цели урока. Основные этапы классификации элементов.
Рассказы учащихся предварительно подготовленного материала по классификациям, которые были раньше.
Давайте, попробуем с вами назвать предпосылки открытия Периодического закона Д. И. Менделеевым 1. Накопление фактологического материала 2. Ко времени открытия Периодического закона было известно 63 химических элемента, описаны состав и свойства их многочисленных соединений. 3. Работы ученых — предшественников Д. И. Менделеева Открытие периодического закона. Просмотрите на таблицу и укажите, какую закономерность увидел Д.И.Меделеев?. (Э лементы расположены по возрастанию атомных масс.) В основу своей работы по классификации химических элементов Д. И. Менделеев положил два их основных и постоянных признака: величину атомной массы и свойства. 1 марта (по новому стилю) 1869 г. считается датой открытия одного из важнейших законов химии – периодического закона. Формулировка периодического закона (17 февраля 1869 года): Свойства простых тел, а также формы и свойства соединений элементов находятся в периодической зависимости от величины атомных масс элементов. Современная периодическая система содержит 114 открытых на сегодняшний день химических элементов, каждый из которых занимает определенное место, имеет свой порядковый номер и название. Давайте вспомним строение ПСХЭ.(малые и большие периоды, главная и побочная группы) Далее учитель может объяснить периодические закономерности: вертикальную (по группам) и диагональную. Лучше всего диагональная периодичность свойств неметаллов характеризуется по диагонали В—Si—As—Те—At, которая условно делит элементы на металлы и неметаллы (или диагональ С— Р—Se—I). Две диагонали AI—Le—Sb и Zn—Tn—Pb включают элементы и их соединения с амфотерными свойствами. Вертикальная периодичность показывает изменения свойств элементов, соединений, образованных ими в группах, главных подгруппах. С ростом порядкового номера усиливающаяся металличность основной характер соединений, ослабевает неметалличность, уменьшается прочность летучих водородных соединений, увеличивается их кислотность.
Как меняются свойства элементов? При движении по группе и периодам происходит последовательные изменения многих свойств элементов и простых веществ. В основе изменения свойств в группах лежит увеличение числа электронных слоев при движении вниз по ПС. Это приводит к увеличению размера атома, то есть возрастанию атомного радиуса, а следовательно – к ослаблению связи валентных электронов с ядром, что ведет к уменьшению ЭО и усилению металлических свойств.
При движении по периоду слева направо число слоев остается неизменным, а колличество валентных электронов возрастает – это приводит к сжатию электронных облаков и, как следствие, к уменьшению атомных радиусов, а значит к усилению связи валентных электронов с ядром. В результате возрастает ЭО, усиливается неметаллические и ослабевают металлические свойства. Задание по карточкам. Как меняются свойства в пределах №(Надо указать) группы(периода) Перечислите, какие свойства химического элемента можно предсказать по его положению в периодической системе. (По положению элемента в периодической системе можно предсказать его металлические и неметаллические свойства: металлы расположены в левой преимущественно нижней части системы, а неметаллы – в ее правой преимущественно верхней части. Можно определить значения максимальной валентности элемента и степени окисления и определить его тип: кислотный, основный или амфотерный. Можно установить формулу основания, если это металл, и определить, к какому типу оно относится: типичное (если оксид обладает только основными свойствами) или амфотерное (если оксид амфотерный). Для неметаллов по формуле кислотного оксида можно написать формулы кислоты и ее солей.
Как определить заряд ядра атома? (По порядковому номеру элемента).
Из каких частиц состоит атом? (Атом состоит из ядра и электронов, вращающихся вокруг ядра. Ядро состоит из протонов и нейтронов. Число протонов равно числу электронов, поэтому атом электрически нейтрален). Задание. Назвать число протонов, электронов, нейтронов атома натрия, иона натрия, атома хлора, иона хлора.
Еще какую информацию о химическом элементе мы можем получить по положению в периодической системе? (По номеру периода узнать число энергетических уровней, по номеру группы – число валентных электронов).
Что такое электронное облако? (Электроны движутся с громадной скоростью и, если фотографировать положение электронов через малый промежуток времени и наложить их друг на друга, то получилась бы картина электронного облака. Где электрон пребывает больше – облако плотное). Что такое орбиталь? (Пространство вокруг ядра, в котором наиболее вероятно пребывание электрона.). Обозначаем клеткой или по-другому ячейкой Хунда. Правило Хунда: электроны располагаются на одинаковых орбиталях таким образом, чтобы суммарный спин был максимален.
Задание. Размещение электронов в атомах Н, Не, Li, Be, B, C, O, F, Ne Есть ли в периодической системе отклонения от порядка возрастания атомных масс? (Есть, например, аргон – калий, кобальт – никель, теллур – йод). В чем же причина отклонения? (У элементов с большим зарядом ядра преобладают легкие изотопы, а у элементов с меньшим зарядом ядра преобладают тяжелые изотопы). (Опора на знания о строение атома) Дайте современную формулировку. (Свойства химических элементов и свойства соединений элементов находятся в периодической зависимости от заряда ядер их атомов). Почему формулировка немного изменена? (В то время неизвестно было строение атома). Затем проговорить с учениками о Значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева выполнили все три важнейшие функции теоретического знания: обобщающую, объясняющую и прогностическую. На их основе ученые: • систематизировали и обобщили все сведения о химических элементах и образуемых ими веществах; • дали обоснование различным видам периодической зависимости, существующим в мире химических элементов, объяснив их на основе строения атомов элементов; • предсказали, описали свойства еще не открытых химических элементов и образованных ими веществ, а также указали пути их открытия.
5. Этап закрепления изученного. 8. Этап подведения итогов и выставления оценок.
Ведущими методами обучения в данном уроке являются: объяснит-иллюстрат(беседа с помощью таблицы) и репродуктивный(когда полученные знания прим на практике) Объяснительно-иллюстративный метод У читель организует передачу готовой информации и ее восприятие учащимися с помощью различных средств: а) устное слово (объяснение, беседа, рассказ, лекция); б) печатное слово (учебник, дополнительные пособия, хрестоматии, справочники, электронные источники информации, интернет-ресурсы); в) наглядные пособия (использование мультимедийных средств, демонстрация опытов, таблиц, графиков, схем, показ слайдов, учебных кино-, теле-, видео- и диафильмов, натуральных объектов в классе и во время экскурсий);
г) практический показ способов деятельности (демонстрация образцов составления формул, монтажа прибора, способа решения задачи, составления плана, резюме, аннотации, примеров выполнения упражнений, оформления работы и т.д.). Объяснение. Под объяснением следует понимать словесное истолкование принципов, закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений, процессов. Оно используется при решении химических задач, раскрытии причин, механизмов химических реакций, технологических процессов. Применение этого метода требует: – точного и четкого формулирования сути проблемы, задачи, вопроса; – аргументации, доказательства последовательного раскрытия причинно-следственных связей; – использование приемов сравнения, аналогии, обобщения; – привлечения ярких, убедительных примеров из практики; – безукоризненной логики изложения. Беседа. Беседа – диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного. Для передачи новых знаний используется сообщающая беседа. Если беседа предшествует изучению нового материала, ее называют вводной или вступительной. Цель такой беседы – актуализировать имеющиеся у учащихся знания, вызвать положительную мотивацию, состояние готовности для усвоения нового. Закрепляющая беседа применяется после изучения нового материала с целью проверки степени его усвоения, систематизации, закрепления. В ходе беседы вопросы могут быть адресованы одному ученику (индивидуальная беседа)или учащимся всего класса (фронтальная беседа). Успех проведения беседы во многом зависит от характера вопросов: они должны быть краткими, четкими, содержательными, сформулированными так, чтобы будить мысль ученика. Не следует ставить двойных, подсказывающих вопросов или вопросов, наталкивающих на угадывание ответа. Не следует также формулировать альтернативных вопросов, требующих однозначных ответов типа «да» или «нет». К достоинствам беседы можно отнести то, что она: – активизирует работу всех учащихся; – позволяет использовать их опыт, знания, наблюдения; – развивает внимание, речь, память, мышление; – является средством диагностики уровня обученности. Рассказ. Метод рассказа предполагает повествовательное изложение учебного материала описательного характера. К его использованию предъявляется ряд требований. Рассказ должен: – иметь ясное целеполагание; – включать достаточное количество ярких, образных, убедительных примеров, достоверных фактов; – обязательно быть эмоционально окрашенным; – отражать элементы личной оценки и отношения учителя к излагаемым фактам, событиям, поступкам; – сопровождаться записью на доске соответствующих формул, уравнений реакций, а также демонстрацией (средствами мультимедиа и др.) различных схем, таблиц, портретов ученых-химиков; – иллюстрироваться соответствующим химическим экспериментом или его виртуальным аналогом, если того требуют правила техники безопасности или в школе отсутствуют возможности для его проведения. Лекция. Лекция – монологический способ изложения объемного материала, необходимый в тех случаях, когда требуется обогатить содержание учебника новой, дополнительной информацией. Используется, как правило, в старших классах и занимает весь или почти весь урок. Преимущество лекции заключается в возможности обеспечить законченность, целостность, системность восприятия школьниками учебного материала с использованием внутри- и межпредметных связей. Школьная лекция по химии так же, как и рассказ, должна сопровождаться опорным конспектом и соответствующими средствами наглядности, демонстрационным экспериментом и т.д. Урок по таблице Менделева можно провессти и в виде лекции. Лекция (от лат. lectio – чтение) характеризуется строгостью изложения, предполагает конспектирование. К ней применимы те же требования, что и к методу объяснения, но добавляется еще ряд: – лекция имеет структуру, она состоит из введения, основной части, заключения; – обязательны план лекции и ссылки на использованные источники. Эффективность лекции значительно повышается при использовании элементов дискуссии, риторических и проблемных вопросов, сопоставления различных точек зрения, выражения собственного отношения к обсуждаемой проблеме или позиции автора. Репродуктивный метод Для приобретения учащимися навыков и умений учитель с помощью системы заданий организует деятельность школьников по применению полученных знаний. Учащиеся выполняют задания по образцу, показанному учителем: решают задачи, составляют формулы веществ и уравнения реакций, выполняют по инструкции лабораторные работы, работают с учебником и другими источниками информации, воспроизводят химические эксперименты. От сложности задания, от способностей ученика зависит количество упражнений, необходимых для формирования умения. Воспроизведение и повторение способа деятельности по заданиям учителя является главным признаком метода, названного репродуктивным. Химический эксперимент является одним из важнейших в обучении химии. Он делится на демонстрационный (учительский) эксперимент, лабораторные и практические работы (ученический эксперимент) и будет рассмотрен ниже. Большую роль в осуществлении репродуктивных методов играет алгоритмизация. Ученику дается алгоритм, т.е. правила и порядок действий, в результате выполнения которых он получает определенный результат, усваивая при этом сами действия, их очередность. Алгоритмическое предписание может быть отнесено к содержанию учебного предмета (как определить состав химического соединения с помощью химического эксперимента), к содержанию учебной деятельности (как конспектировать различные источники химических знаний) или к содержанию способа мыслительной деятельности (как сравнивать различные химические объекты). Использование учащимися известного им алгоритма по заданию учителя характеризует прием репродуктивного метода. Если учащимся поручают найти и составить алгоритм какой-либо деятельности самим, то это может потребовать и творческой деятельности. В этом случае используется исследовательский метод.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|