Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подготовка кадров для социальной службы Астраханской области

 

Для выявления подготовки специалистов, работающих в социальной сфере и изучения кадровой политики социального управления был проведен стандартизированный индивидуальный экспертный опрос.

Данный опрос заключался в индивидуальной работе с каждым отдельным экспертом из привлеченных.

Наиболее важной проблемой для проведенного интервью было выявление существования и функционирования разработанной кадровой политики, каким образом готовятся кадры для работы в данной сфере, при помощи каких инструментов и методов происходит повышение их квалификации и происходит ли вообще.

Необходимо было изучить, каких кадров для работы в социальной сфере не хватает, а каких - избыток. Наиболее значительным было рассмотреть кадровую политику и кадровый потенциал данного министерства.

Для проведения опроса были отобраны эксперты по следующим критериям:

· Эксперт должен работать в сфере социальной защиты не менее 5 лет, для того, чтобы иметь наиболее чёткое представление о работе и проблемах существующих в данной сфере.

· Эксперт должен быть руководителем, какого- либо отдела социальной сферы, с тем чтобы можно было выявить какие проблемы именно на уровне управления данной сферой социальной жизни.

· Эксперт должен быть компетентен и подготовлен к общению, так как задаваемые вопросы носят специфический характер.

В опросе принимали участие следующие эксперты:

1. Начальник отдела методологии предоставления мер социальной поддержки – Самойленко Ирина Геннадьевна.

2. Начальник отдела по организации социального обслуживания, социальной реабилитации и работе с общественными организациями – Ахмедулина Галия Зульбухаровна.

3. Начальник отдела реабилитации несовершеннолетних – Афанасьева Елена Владимировна.

4. Начальник отдела жизнеустройства детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – Зверева Светлана Геннадьевна.

5. Начальник отдела государственной службы, кадров и мобилизационной работе – Шаркова Мария Вячеславовна.

При отборе экспертов, все выдвигаемые критерии отбора были соблюдены.

Первый вопрос, который был задан экспертам – это вопрос «В кадрах какой квалификации, по Вашему мнению, система управления социальной защиты испытывает потребность»?

При ответе на вопрос практически все эксперты дали однозначный ответ – «Юристы», мотивируя это тем, что специфика работы социального работника предусматривает большой потенциал трудовой деятельности юристов, а их не хватает. Прежде всего, это обусловлено тем, отмечали эксперты, что в данной сфере работы много, а заработная плата низкая, и кадры с юридическим образованием, попросту не видят смысла работы занятости и трудовой деятельности в данной сфере.

Кадры, которые поступают на работу, не имеют опыта, что связано с их недавним окончанием учебного заведения, а трудоустроиться таким специалистам трудно, так как у них нет стажа работы по профессии.

Если же взглянуть на учреждения социальной защиты, то они нуждаются в медицинском персонале, и особо выделяли эксперты психологов, так как большинство обращающихся в социальную службу нуждаются в помощи профессионала.

Лишь один эксперт ответил, что наполнение социальных служб достаточно и даже имеется переизбыток педагогов – этот ответ был дан Афанасьевой Еленой Владимировной. Данный ответ обусловлен спецификой деятельности отдела.

Начальник отдела кадров заметила, что всем имеющимся служащим просто необходимо повышение квалификации, так как данные курсы проходили более 5 лет назад, а специфика деятельности указывает на то, что люди, работающие в социальной сфере должны быть компетентными.

Экспертам был задан вопрос «Разработана ли в системе социальной защиты кадровая политика?» Этот вопрос является ключевым, в связи с тем, что именно кадровая политика обуславливает работу министерства, его ведомств и служб. Кадровая политики должна быть структурирована, в ней необходимо чётко указываться проблемы, существующие в данной сфере и мероприятия по их решению. Хорошая кадровая политика, о которой знают кадры, работающие в данной сфере – залог успехи и эффективной работы.

Можно выявить характерную реакцию для всех респондентов, они начинали в начале смущаться, потом задумывались и отвечали, что безусловно кадровая политика существует и она хорошо разработана. Несмотря на это, респонденты не смогли назвать не одного пункта разработанного кадровой политикой, даже в работе своего отдела.

Следовательно, напрашивается вывод, что программа кадровой политики находится на стадии разработки, поэтому не все руководители подразделений подробно могут рассказывать о ней.

Следующим стал вопрос «Насколько остро у Вас стоит проблема обновления (омоложения) кадров» - он был необходим для анализа функционирования и подготовки кадров, потому что в настоящее время в стране идёт омоложение кадрового потенциала государственных служащих.

На данный вопрос был получен ответ, что с омоложением кадров проблем нет. В министерстве есть служба по подбору кадрового резерва служащих, который черпается из молодых специалистов, окончивших Астраханские ВУЗы, такие, как Астраханский государственный технический университет и Астраханский государственный университет. Также кадры направляются различными департаментами, заинтересованными в деятельности социальных служб.

Все эксперты отмечали, что в медицинские учреждения приходит мало молодых специалистов, что связано с низким уровнем заработной платы.

Чтобы молодые специалисты могли трудоустроиться на работу в сфере социальной защиты, в министерстве объявляются конкурсы на замещение вакантных должностей.

Омоложение кадров стало происходить с того момента, как министром Социального развития и труда Астраханской области стала Екатерина Анатольевна Лукьяненко - замечают эксперты.

На следующий вопрос «существует ли в Астраханской области система подготовки и переподготовки кадров для системы управления сферой социальной защиты»? Однозначного ответа от экспертов не было получено.

Ответы были односложными или просто «да», или «нет», свой ответ они не аргументировали. А Афанасьева Елена Владимировна и вовсе воздержалась при ответе на данный вопрос.

Чёткий и развёрнутый ответ был дан Шарковой Марией Вячеславовной. Она отмечала, что несомненно такая система функционирует, она ведет свою работу с государственными и гражданскими служащими. Курсы по повышению квалификации, должны проходить не менее 1 раза в 3 года, но это не всегда удаётся, в связи с тяжелой экономической ситуацией в регионе. В нашем регионе функционирует филиал Волгоградской академии государственной службы, где можно пройти подготовку для работы в сфере управления различным государственный служащим.

Последним в нашем опросе был задан вопрос «Из каких сфер трудовой занятости поступают кадры для работы в системе управления социальной защиты?»

На данный вопрос эксперты отвечали следующим образом, что кадры для работы в социальной сфере поступают из различных сфер трудовой занятости. «У нас в регионе существует автономная система кадров» - отметила Мария Вячеславовна. В регионе идёт учёт, о поступлении и подготовки кадров. Эксперты отмечают, что кадры по своему образованию различны, что даёт огромный потенциал для их трудоустройства. Большое количество кадров с педагогическим и журналистским образованием.

Все эксперты признались, что не смотря на то, что кадровый резерв существует, всё же очень малое количество высококвалифицированных и хорошо подготовленных молодых специалистов. Ведь в работе социальных служб очень важен индивидуальный подход к каждому обратившемуся человеку. Нужно уметь понять человека, и оказать ему необходимую помощь, а ситуации бывают разные.

В общем можно отметить, что ситуация с управленческими кадрами более стабильная, чем на местах в учреждениях, где кадров не хватает. В регионе необходимо чаще проводить курсы, различные конференции и семинары, чтобы специалисты социальной сферы могли повысить свою квалификацию и стать настоящим профессионалов в своём деле.

Кадровая политика в социальной сфере жизни общества еще не оформилась, что свидетельствует о тяжелом положении социальной службы, она ведет своё функционирование не достаточно эффективно.


Заключение

 

До недавнего времени в России на федеральном уровне отсутствовала целенаправленная стратегия развития благотворительности как элемента социальной политики. Одобрение в июле 2009 года Правительством Российской Федерации Концепции содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации сформировало базу для совместной деятельности органов государственной власти, местного самоуправления и структур гражданского общества по развитию этих важных элементов социальной политики. В этой связи назрел вопрос о квалификации кадров и возможности их функционирования в данной системе общественной жизни.

Поддержка экономических, политических и социальных условий есть базис для стабильности общества. Любые изменения в одной из этих сфер сразу же отражается на других. Как мы знаем из истории, игнорирование этих связей ведёт к социальной дестабилизации.

С другой стороны, изменения в этой структуре необходимы для успешного развития общества. Улучшение жизненных условий населения – вот чаще всего цель реформ. Но в России жизненные условия различных групп изменились к худшему. В свете этих перемен потребность в социальной поддержке населению резко возросла, и продолжает расти по сей день.

Исходя из этого в настоящее время нарастает необходимость в подготовке специалистов для работы в социальной сфере, уровень их подготовки должен быть высоким, чтобы помогать людям находить выход из сложившейся для них трудной ситуации.

Общий анализ показал, что службы социальной помощи являются неотъемлемой частью социальной политики современного Российского государства. Необходимость подготовки кадров для этих служб – вопрос, не требующий обсуждения, их эффективность – проблема современной России.

Главным фактором эффективности института социальной защиты в России в настоящее время является потенциал используемых кадров для социальной защиты для населения.

Проведя исследование и изучив проблемные вопросы в данной сфере были сделаны следующие выводы, при помощи которых происходит объективное оценивание сложившейся ситуации с системой социальной защиты Астраханской области:

На сегодняшний день кадровая политика в стране находится в стадии разработки. Государственными органами власти еще не сформирован комплекс мер по регулированию и подготовке кадрового потенциала работников социальной службы.

Сфера социальной защиты населения в Астраханской области постепенно развивается. Министерство социального развития и труда является правопреемником департамента труда и социального развития Астраханской области и комитета по делам семьи, детства и молодежи Астраханской области в семейной политике в части социальной поддержки семьи, материнства и детства. Министерством социального развития и труда осуществляется координация и контроль деятельности находящегося в его ведении агентства по занятости населения Астраханской области.

Служащие управления социальной защиты не проходят своевременно курсы повышения квалификации, что сказывается на уровне их компетенции как специалистов в данной сфере. Кадровый резерв, который формируется при Министерстве социального развития и труда Астраханской области, функционирует, но кадры составляющие его основу по большей мере профессионально не совсем подготовлены для работы в данной сфере. В Астраханском регионе в настоящее время кадровая политика еще полностью не оформилась, что несомненно отрицательно сказывается на функционирование кадровых служб. Выявлено, что подготовка кадров ведётся не в полной мере. Специалисты повышают свою квалификацию очень редко, что сказывается на их профессионализме.

Кадровый резерв формируется в основном из молодых специалистов. Несмотря на то, что кадровый резерв сформирован кадры, входящие в него не компетентны в связи отсутствием стажа работы в данной сфере трудовой занятости, это обусловлено тем, что в резерве в основном находится молодежь. Отмечается недостаток кадров с юридическим образованием, что обусловлено низким уровнем заработной платы.

Подводя итоги, отметим, что в структуре и функционировании социальных служб Астраханской области следует проводить изменения, благодаря которым функционирование данного министерства будет более профессиональным.

Необходимо реформирование, прежде всего самого подхода к деятельности социальных ведомств, также особое внимание стоит уделить формированию кадровой политики. Чётко структурированная кадровая политика – залог успеха жизни общества.


Литература

 

1. Адамская Л. В. Актуальные проблемы развития и управления кадровым потенциалом образования в современной России. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата социологических наук. – М., 2008.

2. Кремнева, Т. А. Подготовка социальных работников за рубежом // Социальная работа. М.,– 2005. - №1.

3. Кувшинова Е.Е. Формирование механизма социальной политики в Российской Федерации: тенденции и противоречия. Дис. … канд. ист. наук. Саратов, 1999.

4. Кузьмин, К. В., Сутырин, Б. А. История социальной работы за рубежом и в России. - Екатеринбург, 2002.

5. Лебедева Л.Ф. США: государство и социальная политика. М.: Социальная энциклопедия. - М., 2000.

6. Морозова Н., Зуева С., Чидилян Е., Филатова Е. Система подготовки социальных работников // Социальная работа. - М., 2004.

7. Нойфельд, И.П. Методы социальной работы. - М., 2003.

8. Основы кадрового менеджмента. - Краснодар, 1999.

9. Павленок, П. Д. Теория, история и методика социальной работы: изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2005.

10. Положение о министерстве Социального развития и труда Астраханской области.

11. Смирнов С.Н., Сидорина Т.Ю. Социальная политика. - М., 2004.

12. Социологический словарь / Сост. Елсуков А.Н., Шульга К.В; Науч. ред. Соколова Г.Н.,. Писаренко И.Я; Редкол.: Давидюк Г.П. (отв. ред.) и др. – Минск, 2004.

13. Теория кадровой политики, - Киев, 2002.

14. Теория социального управления, - Киев, 2003.

15. Теория социальной работы/ Под. ред. проф. Холостовой Е. И.. - М.: Юристъ, 2007.

16. Территориальные социальные службы: теория и практика функционирования. – М., 2004.

17. Туринский В. Подготовка кадров в системе социальной защиты населения // Социальная работа. – 2003. - №3.

18. Управление трудовыми ресурсами/ О. П. Апостолов, Бляхман Л. С.,. Гендпер Г. Х. Под общей редакцией Костина Л. А. – М., 1999.

19. Чикарина Л.Я. Влияние социальной политики на адаптацию населения в условиях трансформации российского общества. – Краснодар: Краснодарский ЦНТИ – филиал ФГУ «Объединение «Росинформресурс», 2009.

20. Чикарина Л.Я. Мобилизация социальных ресурсов в современных условиях//Вестник Краснодарской ассоциации работников социальных служб. Краснодар: Краснодарская Ассоциация работников социальных служб,- Краснодар 1999. - №2.

21. Чикарина Л.Я., Васильчиков В.М. Политико-правовые аспекты социальной защиты отдельных категорий граждан//Современная стратегия социально-экономического развития России: вопросы экономики и права. Коллектив авторов/Под ред. О.В. Иншакова, Г.Б. Клейнера, А.Ю. Архипова, В.И. Гайдука, С.М. Горлова, В.Ф. Лазовского, В.И. Нечаева, В.В. Сорокожердьева, Л.Я. Чикариной. – Краснодар: Изд-во Южного института менеджмента, 2009.

22. Шейдий М. В. Государственная кадровая политика в вопросах и ответах.- Орел, 2006.

23. Шишкина О.В. Развитие специалистов по социальной работе в процессе профессиональной подготовки // Отечественный журнал социальной работы. – 2006.

24. Щёкин Г. В. Социальная теория и кадровая политика. - Краснодар, 2000.

25. Ярская-Смирнова Е.Р. Социальная работа в России: профессиональная идентичность // социальные проблемы образования: методология, теория, технологии. - Саратов: СГТУ, 1999.


[1] Адамская Л. В.           Актуальные проблемы развития и управления кадровым потенциалом образования в современной России. –М., 2008 –C.63.

[2] Адамская Л. В.          Актуальные проблемы развития и управления кадровым потенциалом образования в современной России. –М., 2008.-С.68.

[3] Нойфельд И.П. Методы социальной работы-М., 2003.-С.28.

[4] Социологический словарь / Сост. Елсуков А.Н.,. Шульга К.В; Науч. ред. Соколова Г.Н.,. Писаренко И.Я; Редкол.: Давидюк Г.П. (отв. ред.) и др. – Минск, 2004.-С.117.

[5] Холостова Е. И. Теория социальной работы. - М.: Юристъ, 2005.- С.132.

[6] Холостова Е. И. Теория социальной работы. - М.: Юристъ, 2005.-С.134.

[7] Территориальные социальные службы: теория и практика функционирования. М. 2004.-С.85.

[8] Теория социальной работы. Под. Ред. Проф. Е. И. Холостовой.-М.: Юристъ, 2007.-С.156.

[9]. Холостова Е. И Теория социальной работы. Учебник-М.,: Юрист.-2005.-С.158.

[10] Положение о министерстве Социального развития и труда Астраханской области

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...