Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 4. Социально-экономическое и политическое развитие России в правление Александра III (5 часов)




Внутренняя политика Александра III. Личность Алек­сандра III.. Начало нового царствования. К. П. Победоносцев. Контрреформы 1880-х гг. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Усиление репрессивной политики. Полити­ка в области просвещения и печати. Укрепление позиций дворянства. Наступление на местное самоуправление. Нацио­нальная и религиозная политика Александра III.

Экономическое развитие страны в 8090-е гг. Социально-экономическое развитие страны после отме­ны крепостного права. Перестройка сельскохозяйственного и промышленного производства. Реорганизация финансово-кредитной системы. «Железнодорожная горячка». Завершение промышленного переворота, его последствия. Начало индуст­риализации. Формирование классов индустриального общества Формирование буржуазии. Рост пролетариата.

Промышленный подъем на рубеже XIX-XX вв. Государственный капитализм. Формирование монополий. Иностранный капитал в России. Деятельность Н. X. Бунге и И. А. Вышнеградского. Начало государственной деятельности С. Ю. Вит­те. Золотое десятилетие русской промышленности. Состояние сельского хозяйства.

Положение основных слоев российского общества. Обострение социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Размывание дворянского сословия. Дворянское предпри­нимательство. Социальный облик российской буржуазии. Ме­ценатство и благотворительность. Положение и роль духо­венства. Разночинная интеллигенция. Крестьянская община. Усиление процесса расслоения русского крестьянства. Изме­нения в образе жизни пореформенного крестьянства. Казаче­ство. Особенности российского пролетариата.

Внешняя политика Александра ///. Приоритеты и основ­ные направления внешней политики Александра III. Россия в военно-политических блоках. Сближение России и Франции. Азиатская полити­ка России.

 

Тема 5. Общественное движение в 80—90-х гг. (1 час)

Общественное движение в 8090-х гг. Кризис револю­ционного народничества. Изменения в либеральном движе­нии. Усиление позиций консерваторов. Распространение марксизма в России.

 

Тема 6. Российская культура второй половины XIX в. (3 часа)

Развитие образования и науки во второй половине XIX в. Подъем российской демократической культуры. Просвещение во второй половине XIX в. Школьная реформа. Развитие естественных и общественных наук. Д.И.Менделеев. Успехи физико-матема­тических, прикладных и химических наук. Географы и путе­шественники. Сельскохозяйственная наука. Историческая наука.

Литература и журналистика. Критический реализм в литературе. Развитие российской журналистики. Революцион­но-демократическая литература.

Искусство. Общественно-политическое значение деятель­ности передвижников. «Могучая кучка» и П. И. Чайковский, их значение для развития русской и зарубежной музыки. Русская опера. Мировое значение русской музыки. Успе­хи музыкального образования. Русский драматический те­атр и его значение в развитии культуры и общественной жизни.

Развитие и взаимовлияние культур народов России. Роль русской культуры в развитии мировой культуры.

Быт: новые черты в жизни города и деревни. Рост на­селения. Урбанизация. Изменение облика городов. Развитие связи и городского транспорта. Жизнь и быт городских «верхов». Жизнь и быт городских окраин. Досуг горожан. Изме­нения в деревенской жизни.

 

Тема 7. Российская империя на рубеже веков и ее место в мире (2 часа)

Российская империя на рубеже веков и ее место в ми­ре. Территориальная структура Российской империи, ее гео­стратегическое положение. Количественная и качественная (этническая) характеристика населения Российской империи. Особенности процесса модернизации в России начала XX в.

Внешняя политика Николая II. Внешнеполитические приоритеты России в начале царствования Николая II. Ми­ротворческая инициатива русского императора. Международ­ная конференция в Гааге. «Большая азиатская программа» русского правительства. Втягивание России в дальневосточ­ный конфликт. Военно-политические блоки.

Тема 8. Родной край во второй половине XIX – начале ХХ в. в. (1ч)

 

 

Основные понятия раздела

Промышленный переворот, экономический кризис, инду­стриализация, монополизация, монополистический капитализм, полицейское государство, социальная структу­ра, общественное движение, либерализм, консерватизм, ре­волюционно-демократическое движение, анархизм, народни­чество, марксизм, террор, бюрократическая система, земство, суд присяжных, народное представительство, буржуазия, про­летариат, интеллигенция, рабочее законодательство, антисе­митизм, черта оседлости, русификация, меценатство, урбани­зация, критический реализм, «Могучая кучка», передвижники. Тройственный союз, Антанта.

 

ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ И БОБЩЕНИЕ (1 ч) Россия и мир на пороге XX в.

 


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ИСТОИЯ РОССИИ XIX в» [3]

Тема урока Кол-во часов Тип урока Форма урока Элементы содержания Требования к уровню подготовки учащихся (учащиеся должны знать/уметь) Информ. сопровождение Дата проведения
По плану По факту
  РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. (21 ч)        
  Введение. Россия на рубеже веков   Урок изучения нового материала Урок - беседа Территория. Население. Сосло­вия. Экономический строй. Политический строй. Называть основные социальные, национальные, конфессиональные группы общества Российской империи, давать характеристику      
  Тема 1. Внутренняяи внешняя политика России в начале XIX в. (5 часов)      
  Внутренняя политика в 1801-1811 гг. М. М. Сперанский   Урок изучения нового материала Урок - рассказ с элементами беседы Внутренняя политика Александра I. Негласный комитет. «Указ о вольных хлебопашцах». Учреждение министерств. Попытки проведения реформы Знать понятия: либерализм, самодержавие, реформа, разделение властей, политические права, избирательное право. Называть: годы царствования Александра I, характерные черты внутренней политики Александра I. Определять пред­посылки и содер­жание проектов М. М. Сперанского; причины их непол­ной реализации и последствия при­нятых решений      
  Внешняя политика в 1801-1812 гг.   Комбинированный Урок - беседа Внешняя политика. войны со Швецией, Турцией, Ираном. Участие России в антифранцуз­ских коалициях. Тильзитский мир и рус­ско-французский союз. Континентальная бло­када Знать: понятия коалиция, конвенция, сейм. Называть основные цели, задачи и направления внешней по­литики страны; показывать на карте, оценивать ее результативность      
  Отечественная воина 1812 г.   Комбинированный Лекция с элементами беседы Отечественная война 1812 г. Причины, планы сторон, ход военных действий. Бородинская битва. Народный характер войны. Изгнание наполеонов­ских войск из России Отечественная война, Партизаны. Знать хронологические рамки Отечественной воины 1812 г.; планы сто­рон, характер вой­ны, основные этапы; полководцев и участников войны; называть и пока­зывать по карте основные сражения      
  Заграничный поход русской армии. Россия и образование Священного Союза.   Комбинированный Урок - беседа Заграничный поход 1812-1914 гг. Российская дипломатия на Венском конгрессе. Россия и Священный союз Битва народов, Восточный вопрос, Венский конгресс, Священный союз. Объяснять цели и результат заграничного похода 1812-1814 гг.; называть основные направления внешней политики страны в новых ус­ловиях      
  Внутренняя политика в 1814-1825 гг. Социально- экономиче­ское развитие   Комбинированный Лекция с элементами беседы Противоречивость внутренней политики в 1815-1825 гг. Усиление консерватив­ных тенденций А. А. Аракчеев. Аракчеевщина. Тарифный устав, военные поселения Гражданские свободы, автономия. Объяснять причины и последствия изменения внутриполитического кур­са Александра I; давать оценку внутренней поли­тики Называть характерные черты со­циально-экономи­ческого развития; объяснять причины экономического кри­зиса 1812-1815 гг.      
  Тема 2. Общественные движения начала XIX в. Движение декабристов (3 часа)      
7-9 Общественные движения начала XIX в.Движение декабристов   Урок изуче­ния нового материала работа в группах Тайные общества Северное и Южное, их программы. Движение декабристов. Восстание на Сенатской площади 14 декабря 1825 г. Восстание Черниговского полка. Суд над декабристами Общественное движение, либерализм, тайное общество, конституция Называть причины возникновения общественного движе­ния; основы идео­логии, основные этапы развития общественного движения. Объяснять цели и результат деятель­ности декабристов; оценивать истори­ческое значение восстания декаб­ристов      
  Тема 3. Внутренняя политика Николая I. (2 часа)      
  Внутренняя политика Николая I   Урок изучения нового мате­риала Работа с документами. Внутренняя политика Николая I. Усиление самодержав­ной власти. Ужесточе­ние контроля над обще­ством. III Отделение полиции. А. X. Бенкендорф. Свод законов, государственные крестьяне, обязанные крестьяне, жандарм. Кодификация законов. Знать годы царствования Николая I; называть харак­терные черты внутренней поли­тики Николая I      
  Социально- экономическое развитие. Крепостнический характер экономики и зарождение капиталистических отношений. Начало промышленного переворота.   Урок –изучение нового материала практикум. Работа с документами Противоречия хозяйственного развития. «Манифест о почетном гражданстве», «Указ об обязанных крестьянах» Кризис крепостнической системы, «капиталистые» крестьяне, промышленный переворот. Называть характерные черты социально-экономического развития; знать финансовую поли­тику Е. Ф. Канкрина. Реформа Киселева П.Д.      
  Тема 4. Общественная мысль во второй четверти XIX в(2 часа)      
12 -13 Общественная мысль во второй четверти XIX в: Официальная государственная идеология. Западники и славянофилы. Утопический социализм.   Урок - изучение нового материала практикум. Работа с документами Общественная мысль: государственная идеология, западники и славянофилы, утопический со­циализм. Н. М. Карамзин. «Теория официальной народности». П. А. Чаадаев. Русский утопический со­циализм. Петрашевцы Западники, славянофилы, общинный социализм. Называть существенные черты идеологии и прак­тики общественных движений; сравни­вать позиции за­падников и славя­нофилов, высказы­вать свою оценку      
  Тема 5. Внешняя политика Николая 1 (3 часа).      
  Внешняя политика Николая I. Присоединение Кавказа.   Урок - изучение нового материала Урок –рассказ с элементами беседы «Международный жандарм». Внешняя политика России. Россия и революции в Европе. Вхождение Кавказа в состав России. Шамиль. Кавказская война Называть основные направления внешней по­литики страны. Причины кризиса в международных отношениях со странами Запада      
15-16 Крымская война.   комбинированный урок Урок – рассказ Крымская война. Причины, участники. Оборона Севастополя, его герои. Парижский мир. Причины и последствия поражения Знать даты, причины, характер войны; показывать на карте места во­енных действий; объяс­нять значение и итоги Парижского мирного договора      
  Тема 6. Российская культура первой половины XIX в.(3 часа)      
  Российская культура первой половины XIX в.Образование и наука.   Урок изучения нового мате­риала семинар. Работа в группах. Создание системы общеобразовательных учреждении. Достижения науки. Н. И. Лобачевский.Открытие Антарктиды русскими мореплавате­лями Сословность образования Называть выдающихся представителей и достижения российской науки      
18-19 Российская культура первой половины XIX в.Художественная культура. Демократические тенденции в культурной жизни на рубеже XIX-XX вв.   комбинированный урок Работа в группах с документами. Достижения культуры и искусства. Основные стили в ху­дожественной культуре. «Золотой век» русской поэзии. Демократические тенденции в культурной жизни на рубеже XIX-XX вв. Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, русский ампир, русско-византийский стиль Называть выдающихся представителей и достиже­ния российской культуры      
  Тема 7.Родной край в перовой половинеXIX в.   Урок –изучение нового материала лекция          
  Россия на пороге перемен   Повторительно-обобщающий урок.            
  РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в (21 ч)        
  Тема 1. Великие реформы 60-70 годов XIX в. (5 часов)      
  Александр II. Отмена крепостного права.     Урок изучения нового мате­риала Лекция с элементами беседы Александр II. Накануне отмены крепостного права. Отмена крепостного права. Положение 19 февраля 1861 г. Наделы. Выкуп и выкупная опе­рация. Повинности временнообязанных крестьян Временнообязанные крестьяне, отрезки, уставные грамоты, мировые посредники. Называть предпосылки отмены крепостного права; излагать причины отмены крепостно­го права; называть альтернативные варианты отмены крепостного права; знать основные положения крестьян­ские реформы; объяснять значе­ние отмены крепо­стного права      
23-24 Великие реформы 1860-70 г.г.   Урок изучения нового мате­риала   Судебная, земская, военная реформы. Значение реформ 60-70-х гг. XIX в. в истории России Земство, куриальная система выборов, суд присяжных Называть основные положения реформы местного самоуправления, судебной, военной реформ; реформы в области просве­щения; приводить оценки характера и значения соц. ре­форм.      
25-26 Социально- экономиче­ское и политическое развитие после отмены крепостного права   Урок изучения нового мате­риала   Особенности модернизации России. Кризис самодержавия. Политика лавирования. М.Т. Лорис-Меликов. Убийство Александра II Отработочная система, промышленный переворот, класс, индустриальное общество. Называть основные направления эконом. политики государства; объ­яснять причины замедления темпов роста промышлен­ного производства;      
  Тема 2. Общественные движения второй половины XIX в.(3 часа)      
27-28 Общественные движения второй половины XIX в.   комбинированный урок Урок -беседа Подъем общественного движения после поражения в Крымской войне.. А. И. Герцен, Н. И. Ога­рев «Полярная звезда», «Колокол» Н. Г. Чер­нышевский, Н. А. Доб­ролюбов. «Современник» Радикальные течения. Теория революционного народничества. «Хождение в народ», «Земля и воля». М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев Либералы, консерваторы. Либеральные, консервативные течения. Земское движение. Народничество, революционеры, разночинцы, анархисты, «Хождение в народ», революционный террор. Называть существенные черты идеологии и практики консерватиз­ма и либерализма, радикального общественного движения      
  Национальная политика в царствование Александра II.   Изучение нового материала лекция Польское восстание 1863 г. Рост национального самосознания на Украине и в Белоруссии. Усиление русификаторской политики. Расширение автономии Финляндии. Еврейский воп­рос. «Культурническая русификация» народов Поволжья.   Автономия, восстание. Называть даты событий, объяснять причины и называть итоги восстаний.      
  Тема 3. Внешняя политика Александра II. (2 часа)      
  Внешняя политика Александра II   Изучение нового материала Работа с текстом учебника Внешняя политика 60-70-х гг. Завершение Кавказской войны Союз трех императоров, «Священная война» Называть цель и основные направления внешней по­литики 60-70-х гг.      
  Русско-турец­кая война 1877-1878 гг.   комбинированный урок рассказ с элементами беседы Русско-турецкая война Балканский кризис, на­ционально-освободительная война Знать даты русско-турецкой войны, ее причины и харак­тер; показывать на карте места воен­ных действий; знать полководцев и участников; объ­яснять значение и итоги Сан-Стефанского мирного дого­вора; победы Рос­сии в войне с Тур­цией      
  Тема 4. Социально-экономическое и политическое развитие России в правление Александра III (5 часов).    
  Внутренняя политика Александра III. Контрреформы 1880-х гг.   комбинированный урок Работа с текстом учебника Александр III. Консервативная политика Александра III. К. П. Победоносцев. Контрреформы. Реакционная политика в области просвещения Реакционная политика. Называть основные черты внутренней поли­тики Александра III      
33-34 Социально-экономическое развитие России на рубеже XIX-XX вв.С. Ю. Вит­те.   комбинированный урок Работа с текстом учебника Завершение промышленного переворота. Формирование классов индустриального обще­ства. Промышленный подъем на рубеже XIX-XX вв. Государственный капитализм. Формирование монополий. Иностранный капитал в России. Обострение социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Протекционизм, винная монополия, сословия, классы, имущественное расслоение. Называть основные черты экономической политики Александра III; объ­яснять в чем со­стояли цели и ре­зультаты деятель­ности политических деятелей      
  Внешняя политика Александра IIIРоссия в военно-политических блоках.   Урок изучения нового мате­риала Работа с текстом учебника Внешняя политика России в конце XIX в. Присоединение Средней Азии. Называть цели и основные направления внешней поли­тики Александра III      
  Тема 5. Общественное движение в 80—90-х гг. (1 час)      
  Общественное движение в 80-90-х гг.   Урок изучения нового мате­риала Работа с текстом учебника Распространение мар­ксизма. Г. В. Плеханов. «Освобождение труда». В. И. Ленин «Союз борьбы за освобожде­ние рабочего класса» Марксизм. Земское движение. Идеология народничества Называть организации и участников общественного движения; назы­вать существенные черты идеологии и практики общест­венных движений (консервативных, либеральных, радикальных)      
  Тема 6. Российская культура второй половины XIX в.(3 часа)      
37-39 Российская культура второй половины XIX в.   изучение нового мате­риала Работа с документами Развитие образования, естественных и общественных наук. Российская культура XIX в.Д.И.Менделеев.Художественное искусство. Архитектура. Живопись. Театр. Называть выдающихся представителей и достижения российской науки      
  Тема 7. Российская империя на рубеже веков и ее место в мире (2 часа)      
  Российская империя на рубеже веков и ее место в мире   изу­чение нового мате­риала лекция Особенности промышленного и аграрного развития России на ру­беже Х1Х-ХХ вв. Геостратегическое положение, индустриальное общество, модернизация Показывать на карте территорию Рос­сийской империи, называть особенно­сти процесса модернизации в Рос­сии начала XX в.; сравнивать темпы и характер модернизации в России и других странах      
  Россия в международных отношениях начала XX в.   интегрированный урок лекция Военно-политические блоки. Нарастание международной напряженности. Ми­ротворческая инициатива русского императора. Международ­ная конференция в Гааге Агрессия, аннексия, гегемония, контрибуция, эскалация. Называть основные направления внешней политики Антанта, Тройственный Союз      
  Тема 8. Родной край во второй половине XIX -начале ХХ в. в.   интегрированный комбинированный урок лекция   .      
43-44 Россия и мир на пороге ХХ века   Повторительно-обобщающий урок            

 

Рекомендовано Согласовано

Руководитель ШМО Ответственная за учебную часть

_____________ Рагулина Т.Н. _____________ Бокарева О.С.

 

Проверено

Руководитель СП «Ерино»

_______________ Гришина Т.А.

 


[1] См. стандарт основного общего образования «История»

[2] В тексте подчеркиванием выделено содержание Государственного образовательного стандарта. Подчеркнутым курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.

[3] Все формулировки КТП, выделенные жирным шрифтом, соответствуют положениям стандарта.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...