Промышленный переворот, экономический кризис, индустриализация, монополизация, монополистический капитализм, полицейское государство, социальная структура, общественное движение, либерализм, консерватизм, революционно-демократическое движение, анархизм, народничество, марксизм, террор, бюрократическая система, земство, суд присяжных, народное представительство, буржуазия, пролетариат, интеллигенция, рабочее законодательство, антисемитизм, черта оседлости, русификация, меценатство, урбанизация, критический реализм, «Могучая кучка», передвижники. Тройственный союз, Антанта.
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ И БОБЩЕНИЕ (1 ч) Россия и мир на пороге XX в.
№
| Тема урока
| Кол-во
часов
| Тип урока
| Форма урока
| Элементы содержания
| Требования к уровню подготовки учащихся
(учащиеся должны знать/уметь)
| Информ. сопровождение
| Дата проведения
|
По плану
| По факту
|
| РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. (21 ч)
|
|
|
|
| Введение. Россия на рубеже веков
|
| Урок изучения нового
материала
| Урок - беседа
| Территория. Население. Сословия. Экономический строй. Политический строй.
| Называть основные социальные, национальные, конфессиональные группы общества Российской империи, давать характеристику
|
|
|
|
| Тема 1. Внутренняяи внешняя политика России в начале XIX в. (5 часов)
|
|
|
|
| Внутренняя
политика
в 1801-1811 гг.
М. М. Сперанский
|
| Урок изучения нового
материала
| Урок - рассказ с элементами беседы
| Внутренняя политика Александра I. Негласный комитет. «Указ о вольных хлебопашцах». Учреждение министерств. Попытки проведения реформы
| Знать понятия: либерализм, самодержавие, реформа, разделение властей, политические права, избирательное право.
Называть: годы царствования Александра I, характерные черты внутренней политики Александра I. Определять предпосылки и содержание проектов М. М. Сперанского; причины их неполной реализации и последствия принятых решений
|
|
|
|
| Внешняя политика в 1801-1812 гг.
|
| Комбинированный
| Урок - беседа
| Внешняя политика. войны со Швецией, Турцией, Ираном. Участие России в антифранцузских коалициях. Тильзитский мир и русско-французский союз. Континентальная блокада
| Знать: понятия коалиция, конвенция, сейм.
Называть основные цели, задачи и направления
внешней политики страны; показывать на карте, оценивать ее результативность
|
|
|
|
| Отечественная воина 1812 г.
|
| Комбинированный
| Лекция с элементами беседы
| Отечественная война 1812 г. Причины, планы сторон, ход военных действий. Бородинская битва. Народный характер войны. Изгнание наполеоновских войск из России
| Отечественная война,
Партизаны. Знать хронологические рамки Отечественной воины 1812 г.; планы сторон, характер войны, основные этапы; полководцев и участников войны; называть и показывать по карте основные сражения
|
|
|
|
| Заграничный
поход русской армии. Россия и образование Священного Союза.
|
| Комбинированный
| Урок - беседа
| Заграничный поход 1812-1914 гг. Российская дипломатия на Венском конгрессе. Россия и Священный союз
| Битва народов, Восточный вопрос, Венский конгресс, Священный союз. Объяснять цели и результат заграничного похода 1812-1814 гг.; называть основные направления внешней политики страны в новых условиях
|
|
|
|
| Внутренняя
политика
в 1814-1825 гг. Социально-
экономическое развитие
|
| Комбинированный
| Лекция с элементами беседы
| Противоречивость внутренней политики в 1815-1825 гг. Усиление консервативных тенденций А. А. Аракчеев.
Аракчеевщина.
Тарифный устав, военные поселения
| Гражданские свободы, автономия. Объяснять причины и последствия изменения внутриполитического курса Александра I; давать оценку внутренней политики Называть характерные черты социально-экономического развития; объяснять причины экономического кризиса 1812-1815 гг.
|
|
|
|
| Тема 2. Общественные движения начала XIX в. Движение декабристов (3 часа)
|
|
|
|
7-9
| Общественные движения начала XIX в.Движение
декабристов
|
| Урок
изучения нового материала
| работа в группах
| Тайные общества Северное и Южное, их программы. Движение декабристов. Восстание на Сенатской площади 14 декабря 1825 г. Восстание Черниговского полка. Суд над декабристами
| Общественное движение, либерализм, тайное общество, конституция Называть причины возникновения общественного движения; основы идеологии, основные этапы развития общественного движения. Объяснять цели и результат деятельности декабристов; оценивать историческое значение восстания декабристов
|
|
|
|
| Тема 3. Внутренняя политика Николая I. (2 часа)
|
|
|
|
| Внутренняя
политика Николая I
|
| Урок
изучения нового материала
| Работа с документами.
| Внутренняя политика Николая I. Усиление самодержавной власти. Ужесточение контроля над обществом. III Отделение полиции. А. X. Бенкендорф.
| Свод законов, государственные крестьяне, обязанные крестьяне, жандарм. Кодификация законов. Знать годы царствования Николая I; называть характерные черты внутренней политики Николая I
|
|
|
|
| Социально-
экономическое развитие. Крепостнический характер экономики и зарождение капиталистических отношений. Начало промышленного переворота.
|
| Урок –изучение нового материала
| практикум. Работа с документами
| Противоречия хозяйственного развития. «Манифест о почетном гражданстве», «Указ об обязанных крестьянах»
| Кризис крепостнической системы, «капиталистые» крестьяне, промышленный переворот. Называть характерные черты социально-экономического развития; знать финансовую политику Е. Ф. Канкрина. Реформа Киселева П.Д.
|
|
|
|
| Тема 4. Общественная мысль во второй четверти XIX в(2 часа)
|
|
|
|
12 -13
| Общественная мысль во второй четверти XIX в: Официальная государственная идеология. Западники и славянофилы. Утопический социализм.
|
| Урок - изучение нового материала
| практикум. Работа с документами
| Общественная мысль: государственная идеология, западники и славянофилы, утопический социализм. Н. М. Карамзин. «Теория официальной народности». П. А. Чаадаев. Русский утопический социализм. Петрашевцы
| Западники, славянофилы, общинный социализм. Называть существенные черты идеологии и практики общественных движений; сравнивать позиции западников и славянофилов, высказывать свою оценку
|
|
|
|
| Тема 5. Внешняя политика Николая 1 (3 часа).
|
|
|
|
| Внешняя политика Николая I. Присоединение Кавказа.
|
| Урок - изучение нового материала
| Урок –рассказ с элементами беседы
| «Международный жандарм». Внешняя политика России.
Россия и революции в Европе. Вхождение Кавказа в состав России. Шамиль. Кавказская война
| Называть основные направления внешней политики страны. Причины кризиса в международных отношениях со странами Запада
|
|
|
|
15-16
| Крымская
война.
|
| комбинированный урок
| Урок – рассказ
| Крымская война. Причины, участники. Оборона Севастополя, его герои. Парижский мир. Причины и последствия поражения
| Знать даты, причины, характер войны; показывать на карте места военных действий; объяснять значение и итоги Парижского мирного договора
|
|
|
|
| Тема 6. Российская культура первой половины XIX в.(3 часа)
|
|
|
|
| Российская культура первой половины XIX в.Образование и наука.
|
| Урок
изучения
нового
материала
| семинар. Работа в группах.
| Создание системы общеобразовательных учреждении. Достижения науки. Н. И. Лобачевский.Открытие Антарктиды русскими мореплавателями Сословность образования
| Называть выдающихся представителей и достижения российской науки
|
|
|
|
18-19
| Российская культура первой половины XIX в.Художественная культура. Демократические тенденции в культурной жизни на рубеже XIX-XX вв.
|
| комбинированный урок
| Работа в группах с документами.
| Достижения культуры и искусства. Основные стили в художественной культуре. «Золотой век» русской поэзии. Демократические тенденции в культурной жизни на рубеже XIX-XX вв.
| Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, русский ампир, русско-византийский стиль Называть выдающихся представителей и достижения российской культуры
|
|
|
|
| Тема 7.Родной край в перовой половинеXIX в.
|
| Урок –изучение нового материала
| лекция
|
|
|
|
|
|
| Россия на пороге перемен
|
| Повторительно-обобщающий урок.
|
|
|
|
|
|
|
| РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в (21 ч)
|
|
|
|
| Тема 1. Великие реформы 60-70 годов XIX в. (5 часов)
|
|
|
|
| Александр II. Отмена крепостного права.
|
|
Урок
изучения
нового материала
| Лекция с элементами беседы
| Александр II. Накануне отмены крепостного права. Отмена крепостного права. Положение 19 февраля 1861 г. Наделы. Выкуп и выкупная операция. Повинности временнообязанных крестьян
| Временнообязанные крестьяне, отрезки, уставные грамоты, мировые посредники. Называть предпосылки отмены крепостного права; излагать причины отмены крепостного права; называть альтернативные варианты отмены крепостного права; знать основные положения крестьянские реформы; объяснять значение отмены крепостного права
|
|
|
|
23-24
| Великие реформы 1860-70 г.г.
|
| Урок
изучения
нового материала
|
| Судебная, земская, военная реформы. Значение реформ 60-70-х гг. XIX в. в истории России
| Земство, куриальная система выборов, суд присяжных Называть основные положения реформы местного самоуправления, судебной, военной реформ; реформы в области просвещения; приводить оценки характера и значения соц. реформ.
|
|
|
|
25-26
| Социально-
экономическое и политическое развитие после отмены крепостного права
|
| Урок
изучения
нового материала
|
| Особенности модернизации России. Кризис самодержавия. Политика лавирования. М.Т. Лорис-Меликов. Убийство Александра II
| Отработочная система, промышленный переворот, класс, индустриальное общество. Называть основные направления эконом. политики государства; объяснять причины замедления темпов роста промышленного производства;
|
|
|
|
| Тема 2. Общественные движения второй половины XIX в.(3 часа)
|
|
|
|
27-28
| Общественные движения второй половины XIX в.
|
| комбинированный урок
| Урок -беседа
| Подъем общественного движения после поражения в Крымской войне.. А. И. Герцен, Н. И. Огарев «Полярная звезда», «Колокол» Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов. «Современник» Радикальные течения. Теория революционного народничества. «Хождение в народ», «Земля и воля». М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев
| Либералы, консерваторы. Либеральные, консервативные течения. Земское движение. Народничество, революционеры, разночинцы, анархисты, «Хождение в народ», революционный террор. Называть существенные черты идеологии и практики консерватизма и либерализма, радикального общественного движения
|
|
|
|
| Национальная политика в царствование Александра II.
|
| Изучение нового материала
| лекция
| Польское восстание 1863 г. Рост национального самосознания на Украине и в Белоруссии. Усиление русификаторской политики. Расширение автономии Финляндии. Еврейский вопрос. «Культурническая русификация» народов Поволжья.
| Автономия, восстание. Называть даты событий, объяснять причины и называть итоги восстаний.
|
|
|
|
| Тема 3. Внешняя политика Александра II. (2 часа)
|
|
|
|
| Внешняя
политика
Александра II
|
| Изучение нового материала
| Работа с текстом учебника
| Внешняя политика 60-70-х гг. Завершение Кавказской войны
| Союз трех императоров, «Священная война»
Называть цель и основные направления внешней политики 60-70-х гг.
|
|
|
|
| Русско-турецкая война 1877-1878 гг.
|
| комбинированный урок
| рассказ с элементами беседы
| Русско-турецкая война
| Балканский кризис, национально-освободительная война Знать даты русско-турецкой войны, ее причины и характер; показывать на карте места военных действий; знать полководцев и участников; объяснять значение и итоги Сан-Стефанского мирного договора; победы России в войне с Турцией
|
|
|
|
| Тема 4. Социально-экономическое и политическое развитие России в правление Александра III (5 часов).
|
|
|
| Внутренняя
политика
Александра III. Контрреформы 1880-х гг.
|
| комбинированный урок
| Работа с текстом учебника
| Александр III. Консервативная политика Александра III. К. П. Победоносцев. Контрреформы. Реакционная политика в области просвещения
| Реакционная политика. Называть основные черты внутренней политики Александра III
|
|
|
|
33-34
| Социально-экономическое развитие России на рубеже XIX-XX вв.С. Ю. Витте.
|
| комбинированный урок
| Работа с текстом учебника
| Завершение промышленного переворота. Формирование классов индустриального общества. Промышленный подъем на рубеже XIX-XX вв. Государственный капитализм. Формирование монополий. Иностранный капитал в России. Обострение социальных противоречий в условиях форсированной модернизации.
| Протекционизм, винная монополия, сословия, классы, имущественное расслоение. Называть основные черты экономической политики Александра III; объяснять в чем состояли цели и результаты деятельности политических деятелей
|
|
|
|
| Внешняя политика Александра IIIРоссия в военно-политических блоках.
|
| Урок
изучения нового материала
| Работа с текстом учебника
| Внешняя политика России в конце XIX в. Присоединение Средней Азии.
| Называть цели и основные направления внешней политики Александра III
|
|
|
|
| Тема 5. Общественное движение в 80—90-х гг. (1 час)
|
|
|
|
| Общественное движение в 80-90-х гг.
|
| Урок изучения нового материала
| Работа с текстом учебника
| Распространение марксизма. Г. В. Плеханов. «Освобождение труда». В. И. Ленин «Союз борьбы за освобождение рабочего класса»
| Марксизм. Земское движение. Идеология народничества Называть организации и участников общественного движения; называть существенные черты идеологии и практики общественных движений (консервативных, либеральных, радикальных)
|
|
|
|
| Тема 6. Российская культура второй половины XIX в.(3 часа)
|
|
|
|
37-39
| Российская культура второй половины XIX в.
|
| изучение
нового материала
| Работа с документами
| Развитие образования, естественных и общественных наук. Российская культура XIX в.Д.И.Менделеев.Художественное искусство. Архитектура. Живопись. Театр.
| Называть выдающихся представителей и достижения российской науки
|
|
|
|
| Тема 7. Российская империя на рубеже веков и ее место в мире (2 часа)
|
|
|
|
| Российская
империя на рубеже веков и ее место в мире
|
| изучение нового
материала
| лекция
| Особенности промышленного и аграрного развития России на рубеже Х1Х-ХХ вв.
| Геостратегическое положение, индустриальное общество, модернизация Показывать на карте территорию Российской империи, называть особенности процесса модернизации в России начала XX в.; сравнивать темпы и характер модернизации в России и других странах
|
|
|
|
| Россия в международных отношениях начала XX в.
|
| интегрированный урок
| лекция
| Военно-политические блоки. Нарастание международной напряженности. Миротворческая инициатива русского императора. Международная конференция в Гааге
| Агрессия, аннексия, гегемония, контрибуция, эскалация. Называть основные направления внешней политики Антанта, Тройственный Союз
|
|
|
|
| Тема 8. Родной край во второй половине XIX -начале ХХ в. в.
|
| интегрированный комбинированный урок
| лекция
|
| .
|
|
|
|
43-44
| Россия и мир на пороге ХХ века
|
| Повторительно-обобщающий урок
|
|
|
|
|
|
|
_____________ Рагулина Т.Н. _____________ Бокарева О.С.
_______________ Гришина Т.А.
[1] См. стандарт основного общего образования «История»
[2] В тексте подчеркиванием выделено содержание Государственного образовательного стандарта. Подчеркнутым курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.
[3] Все формулировки КТП, выделенные жирным шрифтом, соответствуют положениям стандарта.