Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Память: определение, виды памяти и механизмы сенсорной, кратковременной и долговременной памяти. Виды амнезий.




Обзор по интегративным функциям мозга

 

Простые формы научения: привыкание (габитуация) и сенситизация.

Научение - это стойкое изменение поведения в результате приобретаемого опыта

Любой новый раздражитель вызывает ориентировочный рефлекс. Это направление взгляда в сторону источника раздражителя, изменение мышечного тонуса, чсс и тд. Это врожденный рефлекс. Если раздражитель не значим для организма, то ориентировочная реакция на него исчезает. Это называется привыкание или габитуация.
Усиление реакции на непривычно сильный стимул - сенситизация. Нейронные механизмы процессов научения исследовал Эрик Кендел на морском брюхоногом молюске аплизии (мало нервных клеток-все изучены и картированы). Аплизия рефлекторно прячет жабу в мантийную полость В ответ на раздражение мантии или кожи. При повторении раздражения через небольшие промежутки времени этот защитный рефлекс угасает - это называется габитуация.
Механизм габитуации. Габитуация у аплизии обусловлена инактивацией тока ионов кальция В пресинаптические окончания сенсорных нейронов. Следствие - уменьшение выделения медиатора в синаптическую щель, уменьшение впсп и снижению вероятности возникновения пд на постсинаптической клетке. Значит, мышца не сокращается, действия не происходит. Если на фоне габитуации использовать сильный раздражитель, то привыкание сразу исчезнет - дегабитуация.
После болевого стимула у аплизии развивается реакция сенситизации. Она выражается повышенным реагированием Даже на безобидный тактильный стимул.
Механизмы сенситизации.
Реагирующий на булавочный укол сенсорный нейрон возбуждает интернейрон, который действует с помощью серотонина на пресинаптическое окончание другое сенсорного нейрона, передающего возбуждение от механорецепторов.
Серотонин вызывает повышение концентрации цАМФ через метаботропные сератониновые рецепторы. Следствие-активация цамф зависимых протеинкиназ, которые фосфорилируют кальциевые каналы пресинаптической терминали, увеличивая их "пропускную способность" для ионов кальция. В результате в терминаль входит больше кальция, в синаптическую щель выделяется больше глутамата, который действует на мотонейрон. Это приводит к увеличению впсп и формированию пд на мотонейроне, в результате мышца сокращается.
Болевой стимул или действие серотонина срабатывают не зависимо от совпадении во времени с действием раздражителя. Поэтому габитуация и сенситизация являются неассоциативными формами научения.

 

Условные рефлексы и их разновидности: классические (павловские) и оперантные (инструментальные), условия и механизмы их образования.

Рефлекс - реакция организма на раздражители, реализуемая нервной системой. Безусловный рефлекс генетически детерминирован, поэтому они одинаковы у всех представителей вида. Условные вырабатываются в течение жизни индивида в зависимости от окружающих условий. Генетически запрограммирована только возможность их формирования.

Павловский условный рефлекс.
Возникает при совпадении во времени условного раздражителя с действующим сразу после него био значимым раздражителем (безусловным). После многократных сочетаний усл с безусл раздражителем, организм начинает реагировать на условный раздражитель, также как и на безусловный раздражитель. В памяти ассоциируется совпадение во времени 2 стимулов, поэтому данная форма научения - ассоциативная.

Механизм образования условного рефлекса состоит в том, что при одновременном действии двух раздражителей (условного и безусловного) каждый из них возбуждает свой нервный центр, и между центрами формируется временная связь.

Условия для возникновения условного рефлекса:
Безусловный раздражитель должен быть актуален, условный раздражитель должен быть средним, комфортным, чтобы вызвать ориентировочную реакцию. Действие условного предшествует безусловного раздражителя. Посторонние раздражители должны быть исключены. Необходимо периодическое подкрепление (может произойти торможение).

Инструментальный условный рефлекс (оперантный).
Возникает в результате совпадения определенных действий с определенным результатом. Если эти действия привели к желаемому результату (добыча пищи) или же сопровождались приятными ощущениями, то они повторяются (Положительное подкрепление). Если действия сопровождались неприятными ощущениями, то они в дальнейшем избегаются (отрицательное подкрепление).
Образование устойчивой связи между действиями и достигнутым результатом (подкреплением) называется оперантным рефлексом.

Память: определение, виды памяти и механизмы сенсорной, кратковременной и долговременной памяти. Виды амнезий.

Память - это способность мозга сохранять полученную информацию для приобретения и использования поведенческого опыта. Научение - это стойкое изменение поведения в результате приобретаемого опыта.

Классификация Формы памяти и научения:
1. Имплицинтная (процедурная) память. Она не требует участия сознания. Возникает в результате повторения каких либо действий.
А) неассоциативное научение: габитуация и сенситизация.
Б) ассоциативные формы научения: классический условный рефлекс (павловский) и инструментальный (оперантный) условный рефлекс.
2. Эксплицитная (декларативная). Требует участия сознания.
А) эпизодическая память (географические сведения)
Б) семантическая память (общие знания об устройстве мира и общества)

Память и ее механизмы.

Структуры мозга, необходимые для образования памяти.
В механизмах долговременной памяти участвуют: гиппокамп, обонятельный мозг, миндалины мозга, базальный передний мозг. следы памяти Хранятся во вторичных проекционных зонах коры б полушарий и соответствуют специализации отделов коры. Вторичные зрительные области хранят зрительную память, слуховая кора - слуховую и тд. Гиппокамп необходим для перевода информации из кратковременной памяти в долговременную.

Сенсорная память. В течение нескольких миллисекунд сенсорные сигналы сохраняются в сенсорной памяти. Там происходит их кодирование для передачи в кратковременную память, либо стирание и замещение новой информацией. Механизмы сенсорной памяти связаны с рецепторными потенциалами органов чувств. Если информация не важна для организма, то она передается в кратковременную память. Кратковременная память хранит вербально закодированную информацию. Емкость этой памяти 7 единиц информации.

Механизмы кратковременной памяти. В основе кратковременной памяти лежит циркуляция потенциала действия по замкнутым цепям неоронов (ревербирация). Это неустойчивый процесс.

Долговременная память. Биологически важная информация поступает сюда. Ее объем не ограничен. Длительность ограничена жизнью мозга.

Механизмы долговременной памяти: синапсогенез и их миелинизация. Электрическая активность нейронов гиппокампа может долго сохраняться, даже после раздражения (долговременная потенциация - ДВП). Длительное поддержание ДВП приводит к усилению экспресии в ранних и поздних генах памяти. Это приводит к синтезу белков; в окончаниях пресинаптических нейронов. Возрастает количество активных зон для выделения медиатора, появляются дополнительные веточки аксонов. На дендритах постсинаптических нейронов вырастают дополнительные шипики, с которыми и соединяются новые веточки аксонов (формируются новые синапсы). Все вместе это синапсогенез.

 

Виды амнезий.

1.Ретроградная амнезия – утрата способности мозга к извлечению информации, поступившей в мозг до момента экстремального воздействия на него, потеря информации, накопленной до травмы головного мозга или сильного опьянения. Под гипнозом эту информацию можно извлечь.

2.Антеретроградная амнезия – неспособность к запоминанию новой информации. В клинике синдром Корсакова. Память на отдельные события сохраняется, а недавние быстро забываются(хронический алкоголизм, поражения гипокампа).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...