Бланк отчёта о лабораторной работе № 8
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 8 «Исследование генератора постоянного тока»
Цель и задачи лабораторной работы 1.1.Цель работы: Целью работы является исследование генератора постоянного тока с параллельным возбуждением. 1.2 Задачи работы: - Закрепление знаний принципа действия и устройства генератора постоянного тока; - Приобретение практических навыков снятия характеристики холостого хода генератора постоянного тока; - Приобретение практических навыков снятия внешней характеристики генератора постоянного тока; - Приобретение практических навыков использования прибора мультиметр для измерения напряжения; -Закрепление навыков использования прибора амперметр; -Закрепление навыков построения характеристик генератора с параллельным возбуждением; - Анализ основных характеристик генератора с параллельным возбуждением. Содержание лабораторной работы 2.1. Теоретическая часть: - Повторение принципа действия и устройства генератора постоянного тока (10 мин). 2.2. Практическая часть: - Изучение схемы генератора постоянного тока в сеть(5 мин); - Заполнение таблицы приборов (5 мин); - Освоение навыков снятия основных характеристик генератора постоянного тока (30 мин); -.Заполнение бланка-отчета и защита работы (40 мин). Оборудование - Стенд лабораторный ЭТ и Э-НВ-01 4. Нормативная и учебная литература - Инструкция по охране труда для студентов в лаборатории электротехники; - Бутырин П.А. и др. Электротехника. М.: ИЦ «Академия», 2009. - Данилов И.А., Иванов П.М. «Общая электротехника с основами электроники» М.: Высшая школа, 2010; - Лопатина И.Д., Иванова В.И. Методические рекомендации к проведению лабораторных работ по электротехнике. СПб.:СПбКИУ, 2008.;
- Опорный конспект лекций по дисциплине «Электротехника и электроника», тема «Генераторы постоянного тока». Меры безопасности на рабочем месте Перед проведением лабораторной работы необходимо изучить, а в дальнейшем в обязательном порядке соблюдать Инструкцию по охране труда для студентов в лаборатории электротехники, расписаться в журнале по технике безопасности. Рекомендации студентам по выполнению лабораторной работы 6.1. Условия и организация работы Выполнение работы предусматривает теоретическую и практическую части. Выполнение практической части предполагает наличие у студентов знаний о принципе действия и устройстве генератора постоянного тока с параллельным возбуждением, а также навыков построения графиков и снятия показаний амперметра магнитоэлектрической системы. а) В теоретической части лабораторной работы под руководством преподавателя студенты: 1) знакомятся с лабораторной установкой; 2) усваивают меры безопасности; 3) изучают схему снятия основных характеристик генератора постоянного тока; 4) знакомятся с нормативной и учебной литературой студенты самостоятельно: 5) закрепляют знания принципа действия и устройства генератора постоянного тока с параллельным соединением; 6) закрепляют навыки использования прибора амперметра; б) В практической части лабораторной работы под контролем преподавателя студенты: 1) заполняют таблицу приборов; 2) осуществляют под руководством преподавателя включение генератора; 3) приобретают навык работы с мультиметром; 4) снимают характеристику холостого хода генератора и заносят показания приборов в соответствующие таблицу бланка отчёта; 5) снимают внешнюю характеристику генератора и заносят показания приборов в соответствующие таблицу бланка отчёта; 6)заполняют экспериментальную часть бланка отчёта о лабораторной работе.
в) После заполнения экспериментальной части бланка отчёта о лабораторной работе студенты: 1) строят характеристику холостого хода генератора; 2) строят внешнюю характеристику генератора; 3) анализируют основные характеристики генератора с параллельным возбуждением; 4) отвечают на контрольные вопросы; 5) сдают отчет преподавателю. 6.2. Последовательность выполнения работы 1) Ознакомиться с лабораторной установкой: модуль генератора постоянного тока (ГПТ), модуль питания, модуль двигателя постоянного тока (ДПТ), модуль амперметров постоянного тока, модуль мультиметров; 2) Заполнить таблицу приборов (таблица 8.1); 3) Собрать электрическую цепь. В модуле ДПТ переключатель SA2 сопротивления регулировочного реостата в обмотке возбуждения установить в позицию «0» и переключатель SA3 установить в позицию «1». 4) После проверки преподавателем собранной цепи осуществить пуск приводного двигателя, для этого включить модуль питания (автомат QF) и выключатель SA1 модуля ДПТ; 5) Собрать электрическую схему модуля ГПТ: переключатель SA2 установить в позицию «6» (установлен минимальный ток в обмотке возбуждения) и переключатель SA3 установить в позицию «0» (холостой ход). 6) После проверки схемы преподавателем включить генератор с помощью выключателя SA1 модуля ГПТ; 7) Снять характеристику холостого хода генератора Е = f(Iв) при Iя = 0. Для этого установить наименьший ток возбуждения (переключатель SA2 в положении «6») и измерить ЭДС. Увеличивая ток возбуждения с помощью переключателя SA2, снять восходящую ветвь характеристики холостого хода. Уменьшая ток возбуждения с помощью переключателя SA2, снять нисходящую ветвь характеристики холостого хода. Результаты измерений записать в таблицу8.2; 8) Собрать электрическую схему модуля ГПТ: переключатель SA2 установить в позицию «0» (регулировочный реостат в обмотке возбуждения полностью выведен) и переключатель SA3 установить в позицию «0» (холостой ход). 9) Снять внешнюю характеристику генератора Uг= f(Iя) при Iв = const, изменяя ток якоря генератора от нуля до максимального значения с помощью переключателя SA3. Результаты измерений записать в таблицу 8.3; 10) После снятия характеристик в модуле ГПТ установить переключатель SA3 в положение «0» и отключить выключатель SA1;
11) Отключить выключатель SA1 модуля ДПТ; 12) Отключить автомат QF модуля питания; 13) По полученным экспериментальным данным построить характеристику холостого хода генератора Е = f(Iв) при Iя = 0.; 14) По полученным экспериментальным данным построить внешнюю характеристику Uг= f(Iя) при Iв = const. 15) Проанализировать основные характеристики генератора с параллельным возбуждением, вывод записать в бланк отчета; 16) Ответить на вопросы для самоконтроля. Предъявить результаты работы преподавателю. Работа считается защищенной при выполнении экспериментальной и расчетной части, наличии выводов и ответов на вопросы для самоконтроля, аккуратном и правильном заполнении бланка отчета. Преподаватель ставит отметку о зачете работы в журнале. Вопросы для самоконтроля 1) На чем основан принцип действия ГПТ? 2) В чем проявляет себя в работе ГПТ закон электромагнитной силы? 3) Какие характеристики снимали в работе и что они показывают? 4) почему характеристика U = f (Iа)называется внешней? 5) Чему равно напряжение на зажимах генератора? 6) Как определить направление тока в генераторе?
БЛАНК ОТЧЁТА О ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ № 8 «Исследование генератора постоянного тока» Электрическая схема представлена в соответствии с рисунком 8.1
Рисунок 8.1 Данные о приборах представлены в таблице 8.1 Таблица 8.1 - Измерительные приборы
Порядок выполнения работы: 1. Снять характеристику холостого хода генератора с независимым возбуждением Eя=f(Iв) при Iя=0 (разомкнутой внешней цепи генератора) При токе возбуждения Iв=0 измерить ЭДС от потока остаточной магнитной индукции Eост,, изменяя величину тока возбуждения с помощью переключателя SA2 снять восходящую ветвь характеристики холостого хода. Уменьшая ток возбуждения, снять нисходящую ветвь характеристики. Данные занести в таблицу 8.2.
Таблица 8.2 - Результаты измерений
2 Снять внешнюю характеристику генератора с параллельным возбуждением U=f(Iя) при Iв= const. Установить переключатель SA2 в позицию «0». Пустить в ход приводной двигатель и включить обмотку. Увеличивая с помощью нагрузочного реостата RH (переключатель SA3) ток нагрузки от нуля, снять внешнюю характеристику генератора. Результаты занести в таблицу 8.3 Таблица 8.3 - Результаты измерений
3.По даннымтаблицы 8.2 построить характеристику холостого хода генератора Eя=f(Iв) при Iя=0. 4. По данным таблицы 8.3 построить внешнюю характеристику генератора с параллельным возбуждением U-f(Iя) при Iв= const. 5. Заключение и выводы: дать оценку технического состояния генератора и ответить на вопрос - почему на транспорте отдается предпочтение генераторам переменного тока, а не постоянного? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата выполнения работы: «_____» __________200__г
____________________ ___________________ ______________ (подпись студента) (подпись и ФИО преподавателя)
Дата защиты работы: «_____» ___________200__ ____________________ ____________________ _____________ (Подпись студента) (подпись и ФИО преподавателя)
Результат защиты:___________
Контрольные вопросы: 1) На чем основан принцип действия ГПТ? 2) В чем проявляет себя в работе ГПТ закон электромагнитной силы? 3) Какие характеристики снимали в работе и что они показывают? 4) почему характеристика U = f (Iа)называется внешней?
5) Чему равно напряжение на зажимах генератора? 6) Как определить направление тока в генераторе?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|