Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История возникновения институтов семьи




Введение

 

Социология семьи занимает одно из первых мест в исследовании социальной жизни. Изучение проблем брака и семьи - наиболее развитая отрасль социологического знания. Институт семьи всегда являлся одной из главных вопросов, которые изучает социология, так как институт семьи в социологии играет в истории человечества ведущую роль.

Как нам известно - семья это ячейка общества, малая социальная группа. Через семью сменяется поколение и продолжается род. Именно семье принадлежит исключительная роль в воспроизводстве населения, воспитании подрастающего поколения, передачи опыта, набравшегося предыдущими поколениями. Взаимодействуя со всеми сферами общественной жизнедеятельности (экономика, политика, право, духовная культура), семья изменяется и развивается, прежде всего, под влиянием общественно-экономического процесса. В то же время ее развитие обладает относительной самостоятельностью.

Характер такого сложного социального явления, как семья определяется не только внутрисемейными отношениями, но и общественно-экономическими, историческими, национальными и другими условиями. Семья развивается и трансформируется вместе с обществом, оставаясь при этом его постоянным элементом. В настоящее время изменения социокультурной среды резко усугубляют противоречия между семейными и внесемейными отношениями, происходит разрушение основ традиционной семьи. В современной России появляются новые формы семейно-брачных отношений, которые отвечают новым социальным, политическим и экономическим потребностям российского трансформирующегося общества. Это, собственно, и является актуальностью данной работы.

Цель работы: изучение семьи и брака, как общественных институтов.

Задачи:

рассмотреть историю семьи и ее эволюцию в традиционном обществе.

рассмотреть сущность понятий института семьи и брака, в том числе типы брака и функции семьи.

 


История возникновения институтов семьи

 

Семья - одно из старейших социальных образований в истории человечества. С неолитической революцией связан переворот, произошедший во всех сферах человечества (7-3 тыс. до н. э.), переход от охоты и рыболовства к собирательству, земледелию, металлургии, металлообработке.

Социальная организация в обществах характеризовалась семейной общиной (малой локальной группой, кланом). Базой семейной общины являлись родственные отношения, объединяющие, как правило, несколько поколений. Эту организацию определяют как родовой строй. В таком обществе существовала строго фиксированная система половозрастного разделения труда, распределения пищи, брачно-семейных отношений. Брачно-семейные отношения простирались от моногамных до гаремных форм семей.

Неолитическая революция приводит первобытное общество к финальному рубежу - социальному расслоению общества, появлению классов, зарождению государства, права. Поселения общинников превращаются из родовой общины в соседскую общину. При этом, семья, как социальный институт, сохраняется, хотя ее сущность видоизменяется по мере постепенного перерастания первобытного общества из раннеклассового государства в рабовладельческое и феодальное. Если раньше начала были направлены на гармонию человека и природы, на его воспроизводство, как биологического вида, то теперь настал «демографический взрыв», необходимы для существования и расцвета цивилизации. На смену практики выборности и сменяемости вождей приходит практика присвоения должностей и передаче их по наследству своим потомкам. Происходит узурпация государственной власти наиболее сильным экономическим классом и превращение его в политический господствующий класс. В обществе в целом и в семье отношения между мужчинами и женщинами стали строиться по формуле «власть - подчинение». Муж захватил бразды правления и в доме, а жена была лишена своего почётного положения, закабалена и превращена в рабу его желаний, в простое «орудие деторождения». В дальнейшем под влиянием многих факторов в структуре семьи и в формах ее функционирования появился целый ряд различий господства мужа над женой, характерный и для некоторых цивилизаций на сегодняшний день.

В 19-20 вв. выяснилось, что в истории человечества были общества, где мужчина и женщина были равны, но при этом полностью игнорировалась возможность существования обществ, построенных не по модели господства, а по модели партнёрства.

В 60-е года 20 века стала формироваться новая теория культурной революции. По этой теории: первоначальным направлением культурного развития на Земле было обретение партнёрства, но после периода хаоса направление культурной эволюции человечества было повернуто вспять. Поклонение животворящим и питающим силам вселенной было прервано, люди стали поклоняться «убийственной силе клинка», более всего способной установить или навязать отношения господства.

Проблема семьи, как социального института стала интересовать общественное мнение развитых стран лишь на рубеже 19-20 вв. Толчок в этом направлении дала Французская революция, провозгласив свободу собственности среди всех прав и свобод человека, декларация прав человека и гражданина, а вслед за ней Гражданский кодекс Наполеона. Семейное имущество теперь было сосредоточено в руках главы семьи, которым был объявлен муж. Теперь он решал: работать ли жене по найму, становился собственником заработанных ею денег и распределял их.

Английское общее право рассматривало брак, как особый вид контракта, где права и обязанности сторон определялись не ими самими, а закреплялись государством. В основу были положены идеологические стереотипы о половых ролях, выполняемые мужем и женой в браке. В результате в США была взята на вооружение колонистская концепция семейного права, по которой муж и жена - некоторое правовое единство. Так как муж нес ответственность за жену, он мог ее и наказывать, корректировать ее действия. Муж оплачивал долги жены до брака и содержал ее. Иными словами женщина, все равно, оказывалась зависимой от мужчины и создавалась видимость ее недееспособности.

В царской России семейное право складывалось под воздействием «Домостроя». Согласно ему выдвигалось требование: «жена да убоится мужа своего». Мужья имели право подвергать наказанию непослушных жен. Революция освободила граждан России от национального гнета, сословного неравенства. Ликвидировала она и институты главы семьи. В 1917 году были изданы: Декрет о гражданском браке, о детях, о ведении книг и о расторжении брака. Произошла отмена законов, ставивших женщину в неравноправное положение с мужчиной, в семье, в отношении детей, в правах на имущество, при разводе, при выборе места жительства.

К началу 20 века принимаются законы, уберегавшие имущество жены и дающие право женщинам самим распоряжаться своими доходами, нести по ним ответственность, быть наравне с мужем попечителем своих детей, а также иметь по отношению к ним равную с мужем власть, права и ответственность.

В 20 веке в США и в других странах общего права брак стал рассматриваться, как контракт равноправных граждан. За мужем закреплялась обязанность добывать средства, за женой - ведение домашнего хозяйства и уход за детьми. Количество работающих по найму женщин увеличивалось, и обязанность мужа содержать семью стала трансформироваться в общественном сознании в признание за ним роли основного кормильца семьи. В 20 вв. на севере Европы стали появляться семьи с работающими весь рабочий день кормильцами (мужем и женой) и с детьми, которые ходили в детские учреждения. Однако при всех условиях такого рода трансформации ущемлялись интересы женщин, так как, работая наёмно, женщина должна была дома выполнять объём работ, не очень отличающийся от объёма, который выполнял её муж на работе.

В целом после 2-ой Мировой войны структура семьи перетерпела весьма существенные изменения. Появились семьи, в которых люди жили и без регистрации брака, в Скандинавских странах законодательно стали признаваться однополые супружеские союзы, в Алжире и Египте царит моногамия. В Юго-Восточной Азии личные права мужчин и женщин (семейные проблемы) отнесены к компетенции религиозных общин, что противоречит большинству конституций стран этого региона. Аналогичная ситуация возникла и в Африке.

На Россию тоже повлиял исламский фундаментализм, в печати появились высказывания в пользу допустимости многоженства.

Раньше думали, что семьи развивающегося мира будут приближаться к западному образцу, а получилось, что в развитых странах эволюция семьи сближалась с нормами развивающихся стран. Например, отсрочка браков при широком распространении сожительства (до или вместо законного брака), высокие показатели нестабильности браков, а также социальная легализованность нестабильных отношений между мужчиной и женщиной - краткосрочных браков. Изложенные выше процессы поставили мировое сообщество перед необходимостью выработки приемлемой с международно-правовой точки зрения и отражающей национальные интересы и ценности семейной политики. В наиболее общем плане есть основания считать, что такая семейная политика должна носить многоцелевой характер, то есть быть рассчитанной одновременно и на укрепление семейных ценностей, и на улучшение экономического положения нуждающихся семей, и на облегчение сочетания профессиональных и семейных обязанностей обоих супругов, и на стабилизацию или повышение рождаемости. На принципе учета всех этих целей была построена Конвенция ООН 1979 года «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщины».


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...