Функциональная и структурная организация КИС
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Функциональная подсистема КИС – это комплекс экономических задач с высокой степенью информационных связей между задачами. При этом под задачей понимают некоторый процесс обработки информации с четко определенным множеством входной и выходной информации (например, начисление сдельной зарплаты, учет прихода материалов, оформление заказа на покупку и др.) Состав функциональных подсистем КИС во многом определяется особенностями КИС, ее отраслевой принадлежностью, формой собственности, размером и спецификой хозяйственной деятельности предприятия. Функциональные подсистемы реализуют и поддерживают модели, методы и алгоритмы получения управляющей информации. В общем случае можно все функциональные подсистемы КИС разделить на три группы: непосредственно функциональные, обеспечивающие и организационные. Примерный состав этих подсистем для КИС предприятий можно представить в виде схемы 3 Схема 3 Подсистема научно-технической подготовки производства отвечает за выполнение научно-исследовательских, маркетинговых работ, конструкторскую и технологическую подготовку производства. Подсистема бизнес-планирования выполняет технико-экономическое и оперативнокалендарное планирование производства, формирует бизнес-план. Подсистема оперативного управления непосредственно управляет ходом производства, а также материальными потоками, снабжением и сбытом (логистика), учетом затрат на производство (контроллинг). Подсистема финансового менеджмента отвечает за формирование финансового плана и портфеля заказов предприятия, анализ результатов его хозяйственной деятельности. Подсистема бухгалтерского учета обеспечивает составление отчетности и учет труда и заработной платы, товарно-материальных ценностей, основных средств, результатов финансовых операций.
Состав обеспечивающих подсистем мало зависит от предметной области использования КИС. Информационное обеспечение представляет собой совокупность реализованных решений по объемам, размещению и формам организации информации, циркулирующей в системе управления. Информационное обеспечение – это методы и средства построения информационной базы системы, включающие системы классификации и кодирования информации, унифицированные системы документов, схемы информа-ционных потоков, принципы и методы создания БД. Техническое обеспечение – комплекс технических средств, задействованных в технологическом процессе преобразования информации в системе. В первую очередь это вычислительные машины, периферийное оборудование, аппаратура и каналы передачи данных. Программное обеспечение включает в себя совокупность программ регулярного применения, необходимых для решения функциональных задач, и программ, позволяющих наиболее эффективно использовать вычислительную технику. Математическое обеспечение – совокупность математических методов, моделей и алгоритмов обработки информации, используемой в КИС. Лингвистическое обеспечение – совокупность языковых средств, используемых в КИС с целью повышения качества ее разработки и облегчения общения человека с машиной. Организационные подсистемы, по существу, относятся к обеспечивающим подсистемам, но направлены в первую очередь на обеспечение эффективной работы персонала, и поэтому могут быть выделены отдельно. Кадровое обеспечение – состав специалистов, участвующих в со-здании и работе системы, штатное расписание и функциональные обязанности. Эргономическое обеспечение – совокупность методов и средств, используемых при разработке и функционировании КИС, создающих оптимальные условия для деятельности персонала, для быстрейшего освоения системы.
Правовое обеспечение – совокупность правовых норм, регламен-тирующих создание и функционирование ИС, порядок получения, преобразования и использования информации. Организационное обеспечение представляет собой комплекс решений, регламентирующих процессы создания и функционирования системы в целом и ее персонала. Именно с создания организационного обеспечения следует начинать разработку КИС. 4.2. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПОДСИСТЕМ Функциональные подсистемы КИС могут строиться по различным принципам: • проблемному; • предметному; • функциональному; • смешанному (предметно-функциональному). Проблемный принцип формирования подсистем отражает необходимость гибкого и оперативного принятия управленческих решений по отдельным проблемам в рамках систем поддержки принятия решений, например, решение задач бизнес-планирования, управления проектами. Такие подсистемы можно реализовывать в виде локальных ИС, импортирующих данные из КИС (например, система бизнес-планирования на основе ППП Project-Expert), или в виде специальных подсистем в рамках КИС (например, ИС руководителя). На практике чаще всего применяют смешанный предметнофункциональный подход, согласно которому построение функциональной структуры КИС – это разделение ее на подсистемы по характеру хозяйственной деятельности, которое должно соответствовать структуре объема и системе управления, а также характеру выполняемых функций управления. При этом подходе можно выделить следующий типовой набор функциональных подсистем в общей структуре КИС предприятия: Функциональный принцип: • перспективное развитие; • технико-экономическое планирование; • бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности. Предметный принцип (подсистемы управления ресурсами): • техническая подготовка производства; • управление основным производством; • управление вспомогательным производством; • управление качеством продукции; • управление материально-техническим снабжением; • управление реализацией и сбытом готовой продукции;
• управление кадрами. Подсистемы, построенные по функциональному принципу, охватывают все виды хозяйственной деятельности предприятия (производство, снабжение, сбыт, персонал, финансы). Подсистемы, построенные по предметному принципу, относятся в основном к оперативному уровню управления ресурсами. С учетом предметной направленности использования КИС в хозяйственных процессах промышленного предприятия можно выделить подсистемы, соответствующие управлению отдельными ресурсами (управление есть процесс целенаправленной переработки информации): • управление сбытом готовой продукции; • управление производством; • управление материально-техническим снабжением; • управление финансами; • управление персоналом. При этом в подсистемах рассматривается решение задач на всех уровнях управления, обеспечивая интеграцию информационных потоков по вертикали
Таблица 2 Решение задач функциональных подсистем КИС Для реализации функций управления выделяют следующие подсистемы: • планирование; • регулирование (оперативное управление); • учет; • анализ. Примером применения такого подхода к выделению функциональных подсистем на основе функций управления может служить КИС – многопользовательский сетевой комплекс (МСК) полной автоматизации корпорации «Галактика» (АО «Новый атлант»), который включает 4 контура автоматизации в соответствии с функциями управления: • контур планирования; • контур оперативного управления; • контур учета и контроля; • контур анализа. Таблица 3 Функциональные подсистемы МСК «Галактика» 4.3. ПРЕИМУЩЕСТВА ВНЕДРЕНИЯ КИСК основным преимуществам внедрения КИС можно отнести следующие: • получение достоверной и оперативной информации о деятельности всех подразделений компании; • повышение эффективности управления компанией; • сокращение затрат рабочего времени на выполнение рабочих операций; • повышение общей результативности работы за счет более рациональной ее организации. Повышение внутренней управляемости, гибкости и устойчивости к внешним воздействиям увеличивает эффективность компании, её конкурентоспособность, а, в конечном счёте - прибыльность. Вследствие внедрения КИС увеличиваются объёмы продаж, снижается себестоимость, уменьшаются складские запасы, сокращаются сроки выполнения заказов, улучшается взаимодействие с поставщиками. Но, несмотря на привлекательность приведённых утверждений, вопрос об окупаемости инвестиций в КИС не теряет свою актуальность. Соотношение выгоды от использования системы и ее стоимости является одним из наиболее важных факторов, оказывающих влияние на решение «покупать или не покупать». Любой инвестиционный проект, а внедрение КИС, несомненно, нужно рассматривать как инвестиционный проект, представляет собой своего рода «покупку» и, соответственно, требует оценки его стоимости и ожидаемой выгоды.
Прямую окупаемость КИС посчитать непросто, поскольку в результате внедрения оптимизируется внутренняя структура компании, снижаются трудноизмеримые транзакционные издержки. Сложно определить, например, в какой степени увеличение доходов компании явилось следствием работы КИС (читай - программной системы), а в какой - результатом настройки бизнес-процессов, то есть плодом управленческих технологий. Однако в некоторых аспектах деятельности компании оценка вполне реальна. В первую очередь это касается логистики, где внедрение КИС приводит к оптимизации материальных потоков и к снижению потребности в оборотных средствах. Постановка на базе КИС системы финансового контроллинга приводит к снижению накладных затрат компании, ликвидации убыточных подразделений и исключению из ассортимента нерентабельных продуктов. В настоящее время для оценки эффективности IT-проектов применяется метод инвестиционного анализа Cost Benefit Analysis (CBA). В основе метода лежит сравнение выгоды от осуществления проекта с затратами на его реализацию. Глобальная цель внедрения КИС, как известно, – повышение эффективности компании. Каждая компания определяет ключевые сферы, влияющие на ее эффективность, так называемые «критические факторы успеха» (Critical Success Factor – CSF). Повышение эффективности происходит за счет реализации задач в каждой из ключевых областей. Поэтому в основе СВА лежат именно бизнес-цели компании, определенные на этапе стратегического планирования. Но достигнуть цели можно несколькими путями, поэтому второй краеугольный камень СВА – сравнение альтернативных вариантов. При этом одним из возможных является вариант "без КИС", т. е. рассматривается развитие во времени текущей ситуации без внесения в нее каких-либо изменений. Сравнение альтернативных вариантов производится на основании измерения приносимых ими выгод и требуемых для этого затрат. Учитываются как количественные, так и качественные показатели. Анализу качественных показателей в последнее время уделяется особое внимание. Помимо соотношения выгод и затрат, альтернативные варианты также отличаются степенью риска и факторами, которые эти риски определяют. Поэтому анализ влияния таких факторов на соотношение выгод и затрат является еще одной сферой внимания СВА.
Приведем некоторые статистические данные, характеризующие эффективность внедрения КИС: - снижение транспортно-заготовительных расходов на 60%; - сокращение производственного цикла по заказным изделиям на 50%; - сокращение количества задержек с отгрузкой готовой продук-ции на 45%; - уменьшение уровня неснижаемых остатков на складах на 40%; - снижение производственного брака на 35%; - уменьшение административно-управленческих расходов на 30%; - сокращение производственного цикла по базовым изделиям на 30%; - уменьшение складских площадей на 25%; - увеличение количества поставок точно в срок на 80%. Эта статистика собрана на примере западных компаний, где качество управления достаточно высокое.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|