| 1 Законодательные основы охраны труда
2. Государственные нормативные требования по охране труда в РФ
3. Ответственность за нарушение законодательства по охране труда
|
1. Законодательные основы охраны труда
| В соответствии со ст.37 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Данный принцип предполагает наличие и функционирование стройной государственной системы управления охраной труда. В последние годы идет активное формирование и укрепление государственной политики в этой области. В правовом регулировании охраны труда, этой важнейшей сферы трудовых отношений, наметились новые тенденции. Так, 6 августа 1993 г. был принят очень важный документ - Основы законодательства Российской Федерации об охране труда (с последующими изменениями и дополнениями). Новым этапом развития указанного института трудового законодательства явилось принятие Федерального закона РФ от 17 июля 1999 г. "Об основах охраны труда в Российской Федерации", в 1998 году Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". И наконец принятие 30 декабря 2001 г. важнейшего законодательного акта в сфере регулирования трудовых отношений – "Трудового кодекса Российской федерации", введенного в действие с 1 февраля 2002 г. В настоящий момент идет подготовка к принятию пакета документов регламентирующих проведение сертификации работ по охране труда в Российской федерации, которые позволят сформировать достаточно целостную систему управления и надзора за охраной труда. В "Кодексе законов о труде Российской Федерации" отражены следующие вопросы: охрана труда (гл.10),труд женщин (гл.11), труд молодёжи (гл. 12). Основные принципы государственной политики в области охраны труда представлены в федеральном законе РФ "Об основах охраны труда в Российской Федерации", принятом 23 июня 1999 года. К этим принципам относятся:
- признание приоритета жизни и здоровья работника по отношению к результатам производственной деятельности;
- государственное управление и координация деятельности в области охраны труда, государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;
- установление единых нормативных требований по охране труда для предприятий всех форм собственности;
- обеспечение общественного контроля за соблюдением законодательства в области охраны труда;
- обязательность расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- обучение безопасным методам труда и подготовка специалистов в области охраны труда;
- гарантирование компенсаций за вред, причинённый работникам другие принципы.
Дополнительные условия охраны труда рассматриваются при составлении коллективного договора и контракта, т.е. индивидуального трудового договора (КЗоТ РФ, гл. 3).
2. Государственные нормативные требования по охране труда в РФ
| Правительством Российской Федерации 12 августа 1994 года принято Постановление N937 "О государственных нормативных требованиях по охране труда в Российской Федерация", которым утверждён перечень видов нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования по охране труда в Российской Федерации. Этим же постановлением установлено, что в Российской Федерации действует система нормативных правовых актов, содержащих единые нормативные требования по охране труда, обязательные для применения при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда (см. приложение). Согласно постановлению, можно выделить следующие виды нормативных правовых актов по охране труда (в скобках приводятся сокращённые обозначения, см. также приложение):
- Государственные стандарты Системы Стандартов Безопасности Труда (ГОСТ ССБТ) – утверждают Госстандарт России и Минстрой России.
- Отраслевые стандарты системы стандартов безопасности труда (ОСТ ССБТ), которые утверждают федеральные органы исполнительной власти.
- Санитарные правила (СП), санитарные нормы (СН), гигиенические нормативы (ГН) и санитарные правила и нормы (СанПиН), которые утверждает Госкомсанэпиднадзор России.
- Строительные нормы и правила (СНиП), которые утверждает Минстрой России.
- Правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ), которые утверждают федеральные органы надзора в соответствии с их компетенцией.
- Правила по охране труда межотраслевые (ПОТ М), которые утверждает Минздравсоцразвития России.
- Межотраслевые организационно-методические документы (положения, рекомендации, указания), которые утверждают Минздравсоцразвития России и федеральные органы надзора.
- Правила по охране труда отраслевые (ПОТ О) – утверждают федеральные органы исполнительной власти.
- Типовые отраслевые инструкции по охране труда (ТОИ) – утверждают федеральные органы исполнительной власти.
- Отраслевые организационно-методические документы (положения, указания, рекомендации) - утверждают федеральные органы исполнительной власти.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе государственных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, разрабатывают и утверждают соответствующие нормативные правовые акты по охране труда. Предприятия, учреждения и организации разрабатывают и утверждают стандарты предприятия системы стандартов безопасности труда (СТП ССБТ), инструкции по охране труда для работников и на отдельные виды работ (ИОТ) на основе государственных нормативных правовых актов и соответствующих нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Профессиональные союзы и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право принимать участие в разработке и согласовании нормативных правовых актов по охране труда. Отраслевые нормы и правила действуют в отдельной отрасли хозяйства и содержат требования по охране труда, специфические только для данной отрасли. Типовые инструкции разрабатываются научно-исследовательскими, проектно-конструкторскими и другими институтами, предприятиями и т.д. по указанию соответствующих министерств. Инструкции, разрабатываемые на каждом предприятии руководителями цехов, участков, отделений, в отличие от типовых, учитывают специфику каждого отдельного предприятия и его подразделения.
3. Ответственность за нарушение законодательства по охране труда
| В зависимости от характера нарушения и последствий предусмотрены три формы ответственности. ДИСЦИПЛИНАРНАЯ – замечание, выговор, строгий выговор, увольнение. Возможно лишение премии. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ответственность применяется за нарушения, где не предусмотрена уголовная ответственность и, в соответствии со статьёй 41 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, влечёт наложение штрафа в размере до ста минимальных размеров оплаты труда. Штрафы имеют право налагать должностные лица органов государственного надзора и контроля по охране труда (государственные инспекторы Рострудинспекции) и инспекторы специального государственного надзора (Госпожарнадзор, Госэнергонадзор и др.). При этом государственные инспекторы имеют право налагать штраф до 50, а главные государственные инспекторы и руководители инспекций - до 100 минимальных оплат труда. УГОЛОВНАЯ ответственность определяется судом. В соответствии со статьёй N143 уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ), нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершённое лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет. В некоторых случаях возможна и МАТЕРИАЛЬНАЯ ответственность, которая имеет два вида:
– материальная ответственность работника за нанесённый им ущерб предприятию (работодателю); – материальная ответственность предприятия (работодателя) перед работником за нанесённый ему ущерб на работе.
Отраслевые нормы и правила действуют в отдельной отрасли хозяйства и содержат требования по охране труда, специфические только для данной отрасли.
|
|