Анализ результатов исследования
По данным исследования по выборке можно определить лидера в данной группе. Им будет тот из членов, который получил наибольшее число выборов. По количеству отклонений можно также определить того, кто вызывает к себе наибольшие антипатии. На его долю придется наибольшее число отклонений (Махов). Можно сказать, что весьма неблагоприятное положение у Тереховой, ее не выбрал ни один из членов группы.
Итоговые данные таблицы дают представление о месте каждого испытуемого в системе отношений группы. В нашем примере наиболее благоприятное положение занимает Андреева (1), получившая 5 выборов, Каруллина (2), Бакшун (3), Смирнова (8) которых выбрали 4 ученика. Весьма неблагоприятное положение в коллективе у Тереховой (7), которую не выбрал ни один учащийся. Она оказалась как бы в изоляции. Анкета «Изучение психологического климата в учебной группе». Для обработки используется один из бланков анкеты, при этом подсчитывается количество каждого вида ответов, общее их количество по каждому пункту анкеты, которое преобразуется в баллы.
Для определения психологического климата вычисляем величину, характеризующую психологический климат (С).
S (количество всех баллов C = – N (число учащихся)
S =468. N =11 С =468/11=42.5 Интерпретация результатов:. Поскольку все 12 пунктов анкеты направлены на выявление положительных отношений и ответ типа «совершенно согласен с этим» оценивается в 5 баллов, то при «идеальном» оптимальном психологическом климате каждый опрошенный «даст» 60 баллов, исходя из этого, считаем, что С=60 характеризует оптимальный климат. Но если все опрошенные дадут ответы «совершенно не согласен с этим» – на каждый пункт анкеты, тогда С<12. В целом, величина С, характеризующая психологический климат, может принимать значение в диапазоне: от 12 до 60. Для данного исследования величина, характеризующая психологический климат равна 42.5. Исходя из этого можно сказать, что климат группы не идеален, то есть могут в определенные моменты времени возникать и конфликтные ситуации.
Анкета «Изучение сплоченности группы». 1. Дисциплинированность – 5 человек; 2. Эрудированность – 1 человек; 3. Сознание общественного долга – 4. Сообразительность – 3 человека; 5. Начитанность – 1 человек; 6. Трудолюбие – 6 человек; 7. Идейная убежденность – 8. Умение контролировать работу – 9. Моральная воспитанность – 10. Самокритичность – 11. Отзывчивость – 3 человека; 12. Общественная активность – 13. Умение работать с книгой – 14. Любознательность – 2 человека; 15. Умение планировать работу – 2 человека; 16. Целеустремленность – 3 человека; 17. Коллективизм – 5 человека; 18. Прилежание – 1 человек; 19. Требовательность к себе – 20. Критичность – 21. Духовное богатство – 22. Умение объяснить задачу – 23. Честность – 4 человека; 24. Инициативность – 25. Внимательность – 26. Чувство ответственности – 3 человека; 27. Принципиальность – 28. Самостоятельность – 5 человек; 29. Общительность – 5 человек; 30. Рассудительность – 31. Скромность – 32. Осведомленность – 33. Справедливость – 1 человек; 34. Оригинальность – 35. Уверенность в себе – 3 человека Вычисляется «C» – коэффициент, характеризующий степень ценностно-ориентационного единства учащихся
1,4 n – N C = – 6 N
N – число учащихся участников эксперимента, n – сумма выборов, приходящихся на пять качеств личности, получивших максимальное число выборов. В данном примере максимальное число выборов получили дисциплинированность (5 человек), трудолюбие (6 человек), коллективизм (5 человек), самостоятельность (5 человек), общительность (5 человек). С=(1,4*26–11)/6*11=0,4 Если C» 0,5 (т.е. равен или больше 0,5), то исследованная группа достигла уровня коллектива. Если C – в пределах 0,3–0,5, то класс, группа расцениваются как промежуточные по уровню развития. Если С «0,3, то данная группа недостаточно развита как коллектив Для нашего примера: С (коэффициент, характеризующий степень ЦОЕ – ценностно-ориентационного единства группы из 11 человек) равен 0,4 Вывод: Эта группа находится на промежуточном уровне развития коллектива. И так как в ней наиболее ценными качествами личности служат: дисциплинированность, трудолюбие, коллективизм, самостоятельность, общительность, то можно предположить, что учащиеся этой группы успех в своей совместной учебной деятельности связывают именно с ними, т.е. с положительным отношением к учёбе, с отношением к себе и с характером товарищеских взаимоотношений.
Заключение В результате исследования пришли к следующим выводам: исследуемая группа находится на промежуточном уровне развития коллектива. И так как в ней наиболее ценными качествами личности служат: дисциплинированность, трудолюбие, коллективизм, самостоятельность, общительность, то можно предположить, что учащиеся этой группы успех в своей совместной учебной деятельности связывают именно с ними, т.е. с положительным отношением к учёбе, с отношением к себе и с характером товарищеских взаимоотношений. Узнали, что под самочувствием личности в группе понимается то общее пcиxoлoгичecкoe состояние, эмoциoнaльный и моpaльный настрой, кoтopый y нее доминирует в результате длительного пpeбывaния в данной группе. Для того чтобы точнее определить самочувствие большинства индивидов в группе, в психологии пользуются понятием психологический климат. C помощью этого понятия обозначаются моральная и эмoциoнaльнaя cтopoны cиcтeмы человеческих отношений, сложившихся в группе. Психологический климат включает в себя совокупность нpaвcтвeнныx норм и ценностей, кoтopыми руководствуются члены гpyппы в своих отношениях к объединяющему их делу и друг к дpyтy. Пcиxoлoгичecкий климат существенно xapaктepизyeт преобладающий в группе эмoциoнaльный настрой. На основе данного понятия нами было установлено, что психологический климат группы не идеален, то есть могут в определенные моменты времени возникать и конфликтные ситуации. Что в действительности именно так и есть. В итоге можно сделать вывод о том, чтобы данной группе достичь уровня коллектива, необходимо развивать межгрупповые отношения во взаимодействии с личностью. Список литературы
1. Макарова И.В. Психология. Конспект лекций. – М., 2007. 2. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. – М., 1985. 3. Немов Р.С. Психология. – М., 2006 4. Практикум по общей и экспериментальной психологии / Под общей ред. Крылова А.А. – Л., 1987. 5. Психологические тесты / Под ред. Карелина А.А. – М., 1999. 6. Роббер М.‑А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. – М., 1988. 7. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. 8. Шевадрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М., 2001. 9. http://psylist.net/praktikum/ 10. http://vch.narod.ru/file.htm [1] Немов Р.С. Психология. Т.1.; ВЛАДОС. 2006. с.547. [2] Немов Р.С. Психолгия. Т.1.; ВЛАДОС. 2006. С.547. [3] Немов Р.С. Психология. Т.1., М.: ВЛАДОС, 2006. С.682
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|