Позитивная агрессивность: Сумма баллов по шкалам «наступательность (напористость)» и «неуступчивость» дает суммарный показатель позитивной агрессивности субъекта (max 20 баллов )
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Негативная агрессивность: Сумма баллов, набранная по шкалам «нетерпимость к мнению других» и «мстительность», дает показатель негативной агрессивности субъекта. (max 20 баллов) Конфликтность: Сумма баллов по шкалам «бескомпромиссность», «вспыльчивость», «обидчивость», «подозрительность» дает обобщенный показатель конфликтности.(max 40 баллов) 7. Типы поведения в конфликтных ситуациях Тест К. Томаса. Для описания типов поведения людей в конфликтах К. Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в ситуацию, и напористость, для которой характерен акцент на собственных интересах. Выделяется пять способов регулирования конфликтов, обозначенные в соответствии с двумя основополагающими измерениями (кооперация и напористость): . Соревнование (конкуренция) - стремление добиться своих интересов в ущерб другому. . Приспособление - принесение в жертву собственных интересов ради другого. . Компромисс - соглашение на основе взаимных уступок; предложение варианта, снимающего возникшее противоречие. . Избегание - отсутствие стремления к кооперации и отсутствие тенденции к достижению собственных целей. 5. Сотрудничество - участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. К. Томас считает, что при избегании конфликта на одна из сторон не достигает успеха; при таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, так как иду на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.
В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является типичным для характеристики его поведения. Инструкция: Перед Вами тридцать пар суждений. В каждой паре выберите то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики вашего поведения. Интерпретация: Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.
2.2 Анализ и обсуждение результатов эмирического исследования
Анализ результатов показателей по всем методикам до психологической коррекции нарушений проблемно - решающего поведения Значительная часть распределений у контрольной и экспериментальной группы отличается от нормального, поэтому для выявления различий между ними мы использовали U-критерий Манна-Уитни. При сопоставлении показателей у контрольной и экспериментальной группы не выявлено достоверных различий (при p≤0,05).
Таблица 1. Дескриптивные статистики первого исследования в экспериментальной группе. Описательная статистика
Таблица 2. Дескриптивные статистики первого исследования в контрольной группе. Описательная статистика
Копинг поведение
Басс дарки
Коммуникативная толерантность В.В. Бойко и уровень социальной фрустрированности Вассермана
Личностная агрессивность и конфликтность Ильин Ковалев
Типы разрешения конфликтных ситуаций Томаса
Диаграмма 1.
Диаграмма 2.
Диаграмма 3. Диаграмма 4
Диаграмма 5. Диаграмма 6 1. Анализ результатов первого исследовании в контрольной и экспериментальной группе: . В среднем когнитивные копинг - стратегии как в контрольной группе (1,95 балла) так и в экспериментальной группе (1, 93 балла) относительно адаптивные т.е. больным свойственны формы поведения, направленные на оценку трудностей в сравнении с другими, придание особого смысла их преодолению, вера в Бога и стойкость в вере при столкновении со сложными проблемами. В среднем эмоциональные копинг - стратегии в контрольной группе (2,38 балла) неадаптивные т.е. больным свойтсвенны такие варианты поведения, характеризующиеся подавленным эмоциональным состоянием, состоянием безнадежности, покорности и недопущения других чувств, переживанием злости и возложением вины на себя и других, а в экспериментальной группе (1,98) относительно адаптивные, т.е. -больным свойственно поведение, которое направлено либо на снятие напряжения, связанного с проблемами, эмоциональным отреагированием, либо на передачу ответственности по разрешению трудностей другим лицам. В среднем поведенческие копинг - стратегии, как в контрольной группе (2, 39 балла) так и в экспериментальной группе (2,02 балла) неадаптивные, т.е. больным свойственно поведение, предполагающее избегание мыслей о неприятностях, пассивность, уединение, покой, изоляция, стремление уйти от активных интерперсональных контактов, отказ от решения проблем. . Величина индекса агрессивности в контрольной группе в среднем равна 21,88 бала (при норме равной 21 ± 40), а в экспериментальной группе в среднем равна 21,43 балла. Величина индекса враждебности в контрольной группе в среднем равна 9,75 балла (при норме 6,5-7 ± 3) а в экспериментальной группе 9,00 балла. . Коммуникативная толерантность в контрольной группе в среднем равна 51,00 балла, а в экспериментальной группе 49,20 балла, что свидетельствует о немного заниженном уровне коммуникативной толерантности.
4. Уровень социальной фрустрированности в контрольной группе в среднем равен 3,088 балла а в экспериментальной группе 3,007 балла, это свидетельствует о повышенном уровне социальной фрустрированности, т.е. больным свойственна форма психического напряжения, обусловленная неудовлетворенностью достижениями и положением личности в социально заданных иерархиях. . Позитивная агрессивность в среднем в контрольной группе равна 6,25 балла, а в экспериментальной группе 7,07 балла. Негативная агрессивность в среднем в контрольной группе равна 12,63 балла (при макс. 20 баллах) а в экспериментальной группе 11,29 балла. Конфликтность в среднем в контрольной группе равна 19,87 балла а в экспериментальной группе 18,86 (при макс. 40 баллах) т.е. больные в некоторой степени склонны к конфликтности и агрессивности как личностным характеристикам. . В среднем как в контрольной группе так и в экспериментальной группе преобладает такой способ регулирования конфликта как избегание, т.е для больных характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей, второе место по количеству набранных балов занимает такой способ урегулирования конфликта как приспособление, означающее принесение в жертву собственных интересов ради другого. Таким образом, по результатом нашего исследования установлено что имеются следующие нарушения проблемно - решающего поведения: неадаптивные варианты поведенческих копинг стратегий и неконструктивные типы поведения в конфликтных ситуациях, такие как избегание и приспособление, и особенности личности, снижающие его эффективность: повышенный уровень агрессивности и конфликтности, пониженный уровень коммуникативной толерантности и повышенный уровень социальной фрустрированности.
Анализ результатов показателей по всем методикам после психологической коррекции нарушений проблемно решающего поведения Данные контрольной группы и экспериментальной группы, полученные на основе второго экспериментально - психологического исследования.
Дескриптивные статистики второго исследования в экспериментальной группе. Описательная статистика
Для оценки статистической достоверности изменений показателей после психологической коррекции проблемно - решающего поведения мы провели анализ сдвига по Т-критерию Вилкоксона. Копинг поведение
Басс дарки
Коммуникативная толерантность В.В. Бойко и уровень социальной фрустрированности Вассермана
Личностная агрессивность и конфликтность Ильин Ковалев
Типы разрешения конфликтных ситуаций Томаса
Диаграмма 1
Диаграмма 2.
Диаграмма 3 Диаграмма 4.
Диаграмма 5
Диаграмма 6 1. соперничество, 2. сотрудничество, 3. компромисс, 4. избегание, 5 приспособление.
Дескриптивные статистики второго исследования в контрольной группе. Описательная статистика
Анализ сдвига по Т-критерию Вилкоксона.
Копинг поведение
больной опасный деяние шизофрения диспансерный Басс дарки
Коммуникативная толерантность В.В. Бойко и уровень социальной фрустрированности Вассермана
Личностная агрессивность и конфликтность Ильин Ковалев
Типы разрешения конфликтных ситуаций Томаса
Диаграмма 1. Диаграмма 2.
Диаграмма 3.
Диаграмма 4. Диаграмма 5
Диаграмма 6
Дескриптивные статистики второго исследования в контрольной и экспериментальной группе. Критерий Манна - Уитни
Копинг поведение
Басс дарки
Коммуникативная толерантность В.В. Бойко и уровень социальной фрустрированности Вассермана
Личностная агрессивность и конфликтность Ильин Ковалев
Типы разрешения конфликтных ситуаций Томаса
Диаграмма 1
Диаграмма 2
Диаграмма 3 Диаграмма 4
Диаграмма 5
Диаграмма 6. 2. Анализ результатов второго исследования в контрольной и экспериментальной группе: 1. В среднем когнитивные копинг - стратегии как в контрольной группе (1,88 балла) так и в экспериментальной группе (1, 51 балла) остались относительно адаптивные т.е. больным свойственны формы поведения, направленные на оценку трудностей в сравнении с другими, придание особого смысла их преодолению, вера в Бога и стойкость в вере при столкновении со сложными проблемами. В среднем эмоциональные копинг - стратегии как в контрольной группе (2,19балла) так и а в экспериментальной группе (1,09 балла) остались относительно адаптивными, т.е. больным свойственно поведение, которое направлено либо на снятие напряжения, связанного с проблемами, эмоциональным отреагированием, либо на передачу ответственности по разрешению трудностей другим лицам. Но в экспериментальной группе в дальнейшем возможен переход от относительно адаптивных к адаптивным вариантам копинг - стратегий, т. к. баллы значительно снизились. В среднем поведенческие копинг - стратегии, в контрольной группе (2,25балла) остались неадаптивными, а в экспериментальной группе (1,00 балла) стали адаптивными, т.е. больным свойственно адаптивное поведение, под которыми понимается такое поведение личности, при котором она вступает в сотрудничество со значимыми (более опытными) людьми, ищет поддержки в ближайшем социальном окружении или сами предлагают ее близким в преодолении трудностей. . Величина индекса агрессивности в контрольной группе в среднем равна 21,63 бала (при норме равной 21 ± 4), а в экспериментальной группе в среднем равна 15,79 балла. Величина индекса враждебности в контрольной группе в среднем равна 9,63 балла (при норме 6,5-7 ± 3) а в экспериментальной группе 6,36 балла. т.е. у больных произошло снижение показателей агрессивности и враждебности в экспериментальной группе. . Коммуникативная толерантность в контрольной группе в среднем равна 50,75 балла, а в экспериментальной группе 35,00 балла, что свидетельствует о повышении уровня коммуникативной толерантности в экспериментальной группе. . Уровень социальной фрустрированности в контрольной группе в среднем равен 3,038 балла это свидетельствует о повышенном уровне социальной фрустрированности, т.е. больным свойственна форма психического напряжения, обусловленная неудовлетворенностью достижениями и положением личности в социально заданных иерархиях, а в экспериментальной группе 2,479 балла, что свидетельствует о среднем уровне социальной фрустрированности. . Позитивная агрессивность в среднем в контрольной группе равна 6,50 балла, а в экспериментальной группе 7,71 балла, что свидетельствует о небольшом повышении показателей по позитивной агрессивности в эксперименталньой группе. Негативная агрессивность в среднем в контрольной группе равна 12,25 (при макс. 20 баллах) а в экспериментальной группе 7,86 балла. т.е у больных произошло снижение негативной агрессивности. Конфликтность в среднем в контрольной группе равна 19,50 балла а в экспериментальной группе 12,57 (при макс. 40 баллах) т.е. также произошло снижение конфликтности в экспериментальной группе. . В среднем в контрольной группе остался преобладать такой способ регулирования конфликта как избегание, а в экспериментальной группе стал преобладает такой способ регулирования конфликта как компромисс, т.е. больным стало свойственно разрешение некоторых конфликтных ситуаций путём взаимных уступок. Второе место по количеству набранных балов в экспериментальной группе набирает такой способ регулирования конфликтов, как сотрудничество, т.е. в некоторых ситуациях больным свойственно приходить к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. Таким образом, у экспериментальной группы отмечаются значимые сдвиги при р≤0,05 по следующим 12 параметрам из 15: поведенческие копинг стратегии стали адаптивными, преобладающими стали такие типы поведения в конфликтных ситуациях как компромисс и сотрудничество, снизилась величина индекса агрессивности и конфликтности, повысился показатель позитивной агрессии, повысился уровень коммуникативной толерантности, снизился уровень социальной фрустрированности. Методы исследования эффективности психологической коррекции проблемно - решающего поведения дают возможность получения численных показателей рассматриваемых критериев, регистрации изменений, происходящих в процессе лечения по каждому из них, статистического анализа полученных с их помощью результатов. О степени восстановления проблемно - решающего поведения личности больного можно судить по изменению её поведения в процессе лечения, в стационаре - по выполнению им обязанностей по самообслуживанию, участию в терапии, а также, что не менее важно, в катамнезе, оценивая динамику его производственных показателей, социальных связей и других жизненных характеристик. В экспериментальной группе отмечаются значимые сдвиги при р≤0,05 по следующим 12 параметрам из 15: эмоциональные копинг - стратегии, поведенческие копинг - стратегии, величина индекса агрессивности и враждебности, уровень коммуникативной толерантности, уровень социальной фрустрированности, позитивная и негативная агрессивность, уровень конфликтности, типы разрешения конфликтов такие как: сотрудничество, компромисс и избегание. На основе полученных данных можно сделать вывод, что в результате направленной психологической коррекции улучшается поведение и особенности личности, являющиеся базой для формирования проблемно - решающего поведения, у пациентов, страдающих шизофренией и состоящих под АДН вследствие совершения общественно опасного деяния, значит и улучшается эффективность проблемно - решающего поведения. Значит выдвинутые нами гипотезы подтвердились. Глава 3. Программа психологической коррекции нарушений проблемно решающего поведения, для лиц страдающих шизофренией
Цели, задачи и этапы программы психологической коррекции нарушений проблемно - решающего поведения у лиц, страдающих шизофренией, состоящих под активным диспансерным наблюдением вследствие совершения общественно опасного деяния
На основе проведенного экспериментально-психологического исследования и с учетом имеющихся данных в литературе нами была разработана специальная программа психологической коррекции в группе для больных шизофренией. Цель программы: коррекция нарушения проблемно - решающего поведения. Методологической основой нашей программы являлась когнитивная модель проблемно - решающего поведения (McFall R.M., 1982; Liberman R.P., 1985,1986), которая базируется на точке зрения, что когнитивный процесс играет ключевую роль в социальном взаимодействии. Согласно этой модели, проблемно - решающее поведение включает в себя: 1) навыки расшифровки информации (перцепция и интерпретация входящих стимулов), 2) навыки принятия решения (оценка альтернатив, риска, выбора наиболее адекватного ответа, и 3) навыки кодирования (то есть моторные навыки: содержание речи, невербальный ответ). В программе применялась поэтапная (мультшаговая) стратегия решения задач по P.C. Kendall B.L Braswell (1985). Данная методика была адаптирована и переработанной с учётом интеллекта и личностных особенностей наших пациентов. Пациентам объяснялось, что для решения любой проблемы нужно использовать подход с пятью шагами: 1. Распределение и определение ключевых аспектов каждой проблемной ситуации. 2. Разработка множественных возможных решений или тактик для решения каждой проблемной ситуации. 3. Оценка множественных решений, предвосхищение (прогноз) возможных последствий каждого решения. 4. Выбор наиболее адекватного хода действия. 5. Использование самоподкрепления для решения задач с несколькими шагами. Задача пациента научиться на занятиях анализировать, что предшествует проблемному поведению, как и когда оно проявляется, каковы будут его последствия. Воздействие этой поведенческой цепочки на любом этапе может привести к положительным изменениям. Члены группы поощрялись за ведение самонаблюдения и записывание данных о себе. Используются техники, как инструктирование, моделирование, репетиция поведения (ролевое проигрывание сложных ситуаций), корректирующая обратная связь, положительное подкрепление, домашнее задание для закрепления полученных навыков. Методика - репетиция поведения, состоящая из ролевого проигрывания сложных ситуаций, которые в свое время создавали или могут создать в будущем определенные трудности для пациента. Слушая смоделированные уверенные ответы и испытывая их влияние, участники косвенно обучаются этому умению. Моделирование особенно полезно тогда, когда участник группы имеет ограниченное представление о том, каким может быть положительное, уверенное поведение в данной ситуации. Другим компонентом репетиции поведения является подкрепление. Чаще всего это поощрение за любое улучшение, а не только за завершение сложного эпизода, демонстрирующего уверенность в себе. Такой способ, как домашняя работа, поощряет перенос поведенческих изменений во внешний мир, и служит «экологической проверкой» приобретенных навыков. Кроме того, дома осваиваются различные методы релаксации и угашения тревоги. Вся программа, с учетом снижения у больных шизофренией их познавательных, коммуникативных и мотивационных возможностей строилась с соблюдением определенных принципов: - подбор относительно однородной группы участников; высокая структурированность содержания и формы занятий; этапность, постепенный переход от простых, элементарных заданий к более сложным; предоставление материала небольшими информационными блоками (в соответствии с имеющимися когнитивными нарушениями); многократная повторяемость изучаемого материала (повторное проговаривание и обсуждение, многократное практическое выполнение в ходе занятий группы и самостоятельно, наблюдение за выполнением задания другими участниками); - положительное подкрепление (похвала ведущего, положительные отклики других участников группы, вовлеченность группы в успешное выполнение задания каждым из участников); строгая недопустимость отрицательных комментариев, неодобрения в случае неуспеха выполнения задания; интерактивная форма обучения (взаимодействие участников группы в ходе обсуждения и выполнения задания, обмен мнениями и собственным опытом решения проблемных ситуаций, проговаривание возможных трудностей и способов их преодоления, подражание успешному примеру выполнения задания другими участниками при поощрении ведущего и поддержке группы); индивидуальный подход к каждому участнику группы (вовлечение по возможности всех участников группы, но отсутствие принуждения); нацеленность на прикладной, полезный для обычной жизни характер изучаемых навыков, возможность использования усвоенных навыков вне занятий, уже в домашних условиях. Этапы программы психологической коррекции навыков проблемно - решающего поведения На первом этапе происходит индивидуальное собеседование с врачом-психиатром, который проводит клинический анализ состояния больного, устанавливает наличие показаний и исключает наличие противопоказаний к групповым занятиям. Больному предлагается посетить занятия, называется время и место, проводится первичное мотивирование. Показаниями к проведению психологической коррекции нарушений проблемно-решающего проявляются наличие тяжелого психического расстройства (шизофрения) и необходимость активного диспансерного наблюдения вследствие совершённых ООД. Противопоказаниями к групповым занятиям являются: острые и выраженные психопатологические расстройства, выраженное расстройство когнитивной сферы, выраженное аффективное расстройство непсихотического уровня, выраженный апато-абулический дефект. На втором этапе психологом проводится индивидуальное <
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|