Отчет о целевом использовании полученных средств (форма №6)
В состав бухгалтерской отчетности за отчетный год входит «Отчет о целевом использовании полученных средств» (Приложение 6). Данную форму заполняют некоммерческие организации. В ней следует отразить следующие показатели по графам за отчетный и предыдущий год: • остаток средств на начало отчетного года; • поступило средств – вступительные взносы, членские взносы, добровольные взносы, доходы от предпринимательской деятельности организации, прочие поступления средств; • использовано средств – расходы на целевые мероприятия (по их видам), расходы на содержание аппарата управления (по их видам), приобретено основных средств, инвентаря и иного имущества, расходы, связанные с предпринимательской деятельностью, прочее использование средств; • всего использовано средств; • остаток средств на конец отчетного года. Согласно статье 2 Федерального закона от 12.01.96 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, оказания юридической помощи и в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Можно выделить два основных источника, за счет которых существует некоммерческая организация. Первый – это целевые средства. В пункте 1 статьи 26 Закона №7-ФЗ сказано, что к целевым средствам относятся регулярные и единовременные поступления, полученные от учредителей (участников, членов), пожертвования, а также имущество, которое кто-либо добровольно передал некоммерческой организации. Второй источник средств, за счет которых «живет» некоммерческая организация, – это доходы от предпринимательской деятельности.
1.4.7 Пояснительная записка и аудиторское заключение Согласно ст. 13 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» в состав годовой отчетности следует включить и пояснительную записку. Однако в законодательстве оговорены случаи, когда организация может не готовить пояснительную записку. Например, ее могут не представлять малые предприятия. В пояснительной записке приводят те сведения о деятельности организации в отчетном периоде, которые не были раскрыты в типовых формах отчетности. Эти сведения можно разделить на три блока: ¨ общие данные об организации; ¨ расшифровка важнейших статей из форм бухгалтерской отчетности; ¨ аналитические показатели, которые характеризуют деятельность организации. Действующие нормативные акты устанавливают лишь общие требования к пояснительной записке. Поэтому каждая организация самостоятельно определяет объем информации, а также форму ее подачи: текст, таблицы, схемы и т.п. Составляя пояснительную записку, надо учитывать интересы всех пользователей бухгалтерской отчетности. Значит, если исполнительный орган организации (совет директоров, наблюдательный совет и т.д.) считает, что пользователям необходима какая-либо дополнительная информация, то ее следует представить. Это установлено п. 39 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99). Если организация подлежит обязательному аудиту, в пояснительной записке должно быть отражено мнение аудитора о достоверности представленных данных. Если бухгалтерская отчетность является составной частью отчета совета директоров акционерного общества или отчета наблюдательного совета, то в пояснительной записке указывается мнение аудитора о том, противоречит ли представленная информация бухгалтерской отчетности, аудит которой сделан.
Пояснительная записка состоит из общей части и разделов, в которых расшифровываются некоторые показатели формы №1 и формы №2. В этих разделах также отражаются данные, не вошедшие в типовые формы бухгалтерской отчетности, но имеющие значение для пользователей бухгалтерской отчетности. Пояснительная записка должна содержать как минимум три раздела: – краткую характеристику структуры и основных направлений деятельности; – учетную политику организации; – основные факторы, повлиявшие в отчетном году на хозяйственные и финансовые результаты деятельности организации. Этих сведений достаточно, если организация раскрыла все существенные показатели в бухгалтерском балансе и других формах годовой отчетности. Но так бывает не всегда. Поэтому зачастую в пояснительной записке также необходимо представить сведения об аффилированных лицах, отразить события после отчетной даты и условные факты хозяйственной деятельности, упомянуть о государственной помощи. Кроме того, надо записать важнейшие показатели по видам деятельности и рынкам сбыта. А в последнем разделе записки следует привести расшифровки и текстовые пояснения к формам бухгалтерской отчетности. Перечень критериев, по которым организации подлежат обязательному аудиту, является открытым. Обязательный аудит проводится только аудиторскими организациями. Так сказано в п. 2 статьи 7 Закона №119-ФЗ. Следовательно, обязательный аудит отчетности за отчетный год, аудитор – индивидуальный предприниматель проводить не может. Иначе на организацию, где он провел проверку, будет наложен штраф за не проведение обязательного аудита. Однако и среди аудиторских организаций есть определенные исключения. Так, если обязательному аудиту подлежат организации, в уставных капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта РФ составляет не менее 25 процентов, то аудитор выбирается по итогам открытого конкурса. Порядок проведения таких конкурсов утверждается Правительством РФ. А если обязательному аудиту подлежит организация, в бухгалтерской документации которой содержатся сведения о государственных тайнах? Тогда проверку может провести только аудиторская организация, в уставном капитале которой отсутствует доля, принадлежащая иностранным физическим или юридическим лицам, и которая имеет допуск к сведениям, составляющим государственную тайну.
Если принцип независимости аудиторской фирмы был нарушен, то аудиторское заключение может быть признано недействительным. А это влечет за собой наложение штрафа как в случае не проведения обязательного аудита. По результатам аудиторской проверки в соответствии со статьей 10 Закона №119-ФЗ аудиторская организация составляет аудиторское заключение.
Ликвидационный баланс Ликвидационный баланс организации составляется при прекращении функционирования организации как субъекта гражданских правоотношений, что может иметь место при ликвидации юридического лица по решению его учредителей (участников), суда, ликвидации по причине несостоятельности (банкротства) и др. Ликвидационный баланс, естественно, отличается от обычного текущего баланса. v Ликвидационный баланс формируется исключительно на основе данных инвентаризации. В Федеральном законе «О бухгалтерском учете» по этому поводу содержится четкое указание, что в случае ликвидации юридического лица обязательно проведение инвентаризации. v Ликвидационный баланс не должен содержать остатков по счетам, суммы с которых могут или должны перечисляться на другие счета (бюджетно-распределительные, регулирующие счета): 96, 97, 02, 05, 16, 42, 59, 63. v Статьи актива ликвидационного баланса подлежат оценке по реальной, рыночной (ликвидационной) стоимости, что дает возможность оценить наиболее реальный финансовый результат при прекращении деятельности организации. v В ликвидационном балансе применяется группировка статей баланса актива и пассива, соответствующая фактической степени ликвидности имущества в соответствии с действующим порядком удовлетворения претензий к предприятию.
Обязанность составления ликвидационного баланса четко установлена в ст. 63 ГК РФ и возлагается на ликвидационную комиссию, а при наличии решения суда о признании организации банкротом – на конкурсного управляющего. В случае принятия судом решения о признании организации банкротом в отношении несостоятельного юридического лица открывается конкурсное производство – процедура, направленная на соразмерное удовлетворение требований кредиторов в процессе ликвидации. С момента открытия конкурсного производства все полномочия по управлению делами организации переходят к конкурсному управляющему. Конкурсный управляющий публикует сообщение о признании организации банкротом, в котором извещается о сроке. Установленном на предъявление требований кредиторов (он не может быть меньше двух месяцев со дня опубликования сообщения). Конкурсный управляющий в своей деятельности подотчетен собранию кредиторов или избранному им комитету кредиторов. На основании инвентаризации обязательств составляется реестр требований кредиторов, в котором указывается сведения о каждом кредиторе, размере его требований по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам, об очередности удовлетворения каждого требования. Реестр должен быть закрыт по истечении срока, указанного в объявлении о банкротстве. Требования кредиторов удовлетворяются в очередности в соответствии со ст. 106 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». Вне очереди покрываются судебные издержки, расходы, связанные с выплатой вознаграждения конкурсному управляющему, текущие коммунальные и эксплутационные платежи. Кроме того, удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам организации, которые возникли в ходе процедуры банкротства. Для определения возможностей удовлетворения претензий кредиторов и предварительного составления ликвидационного баланса делается оценка имеющихся активов должника. При этом имущество оценивается по реальной рыночной стоимости. На базе указанных данных составляется промежуточный ликвидационный баланс. Промежуточный баланс составляется в соответствии с п. 2 ст. 63 ГК РФ на дату открытия конкурсного производства в целях отражения имущественного положения ликвидируемого юридического лица до начала реализации его активов и производства каких-либо расходов ликвидационной комиссией. При этом промежуточный баланс должен отражать результаты рассмотрения требований кредиторов, следовательно, составление его возможно не ранее закрытия реестра требований кредиторов, т.е. не ранее истечения срока, установленного конкурсным управляющим для представления претензий. В течение этого периода проводятся инвентаризация и оценка имущества должника, имевшегося на момент банкротства.
В промежуточном ликвидационном балансе отражены все активы предприятия, составляющие его конкурсную массу, а также результаты рассмотрения требований кредиторов. При этом конкурсная масса – это не только имущество, имеющееся на момент открытия конкурсного производства, но и выявленное в процессе его проведения. В ходе инвентаризации проводится анализ сделок по отчуждению активов и начинается работа по оспариванию сделок, противоречащих закону. Как правило, ликвидационная комиссия участвует в судебных делах, связанных с возвратом активов из незаконного владения, взыскания процентов и штрафов по непогашенной своевременно кредиторской задолженности. Положительный исход этих судебных процессов может существенно увеличить конкурсную массу и изменить перспективы требований кредиторов. Все это должно найти свое отражение в промежуточном ликвидационном балансе. Последствия по каждому конкретному иску должны быть раскрыты в пояснительной записке. Промежуточный ликвидационный баланс, хотя и должен составляться по состоянию на дату открытия конкурсного производства, но практически это происходит на три-четыре месяца позже, так как возникает необходимость учесть события, произошедшие после отчетной даты, как это позволяет в настоящее время Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» (ПБУ 7/98), утвержденное приказом Минфина России от 25.11.98 №56н. После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий составляет ликвидационный баланс, который содержит данные об итогах конкурсного производства и соответствующих расчетах, в том числе об удовлетворении и оставшихся без удовлетворения требований кредиторов. Этот баланс принято называть окончательным ликвидационным балансом. Неудовлетворенные требования кредиторов в нем отражаются на тех же счетах, на которых они были в промежуточном ликвидационном балансе. Итог актива окончательного ликвидационного баланса равен нулю, что свидетельствует об отсутствии каких-либо средств у организации-банкрота. В пассиве отражены требования кредиторов, которые подлежат погашению, но не погашены из-за невозможности их удовлетворения, и убытки, полученные как за период до открытия конкурсного производства, так и за время, потребовавшееся на ликвидацию. Таким образом, окончательный ликвидационный баланс раскрывает информацию о том, какие субъекты и в каком объеме «приняли участие» в покрытии убытков несостоятельной организации. Впрочем, возможен и другой результат, когда в ликвидационном балансе все требования кредиторов погашены и остался свободный положительный остаток. В этом случае он распределяется между учредителями (участниками) пропорционально вкладу каждого в уставный капитал организации. Разумеется, ликвидационный баланс часто содержит неперекрытые суммы по пассиву, и если внеочередная задолженность и задолженность кредиторам 1-й, 2-й, а иногда 3-й очереди с большим трудом погашается, то задолженность кредиторам 4-й и 5-й очереди (прочие кредиторы) при составлении ликвидационного баланса чаще всего не погашается.
Практическая часть
Форма №1. Рассмотрим заполнение некоторых строк данной формы на примере ОАО «Матрица», которая занимается производством машин и оборудования (приложение 1): q строка 120, графа 4 – кредитовый оборот по счету 01 за минусом кредитового оборота по счету 02 = 3520 – 2134 = 1386; q строка 211, графа 4 – сумма кредитовых оборотов по счету 10, 15 (материалы в пути), 16 (с учетом знака) за минусом кредитового оборота по счету 14 = 770 + 35 + 12 – 75 = 742; q строка 624, графа 4 – кредитовый оборот по счету 68 = 266. Форма №2. Рассмотрим заполнение некоторых строк данной формы на примере ОАО «Матрица» (приложение 2): q строка 010 – разница между кредитовым оборотом по счету 90/1 и 90/3 = 12300 – 3424 = 8876; q строка 090, графа 4 = сумма показателей: материалы от ликвидации основных средств, стоимость основных средств без НДС, продажная стоимость акций, списание части стоимости безвозмездно полученного имущества = 75 + 90 + 97 + 82 + 4 = 348; q строка 200, графа 3 = возникло налоговых обязательств в отчетном периоде = 6. Форма №3. Рассмотрим заполнение некоторых строк формы №3 на примере ОАО «Матрица» (приложение 3): q строка 030, графа 4 – остаток по счету 83 на 1 января предыдущего года = 926; q строка 070, графа 6 – заполняется расчетным путем = 670 + 396 – 374 = 692; Форма №4. Рассмотрим заполнение некоторых строк на примере ОАО «Матрица» (приложение 4): q строка 100, графа 4 – остаток на начало отчетного периода по счету 50 и 51 = 9 + 672 = 681; q строка 200, графа 4 – заполняется расчетным путем: средства, полученные от покупателей и заказчиков + прочие доходы – денежные средства, направленные на расходы (всего) = 9526 + 128 – 8702 = 952. Форма №5. Рассмотрим заполнение некоторых строк данной формы на примере ОАО «Матрица» (приложение 5): q строка 101 – показывается движение основных средств за отчетный период: графа 6 (остаток на конец года по счету 01) = графа 3 (дебетовый остаток по счету 01) + графа 4 (оборот по дебету счета 01) – графа 4 (оборот по кредиту счета 01) = 378 + 701 – 0 = 1079; q строка 010 – аналогично показывается движение нематериальных активов в отчетном периоде: графа 6 (остаток на конец года по счету 04) = графа 3 (дебетовый остаток по счету 04) + графа 4 (оборот по дебету счета 04) – графа 4 (оборот по кредиту счета 04) = 85 + 60 – 80 = 65.
Заключение
Вышеизложенное в курсовой работе позволяет сделать следующий вывод. Бухгалтерская отчетность является «зеркалом» любой организации, по ней можно судить об изменениях, происходящих с активами и обязательствами, доходами и расходами организации. Поэтому, при ее составлении следует придерживаться некоторых требований. Бухгалтерская отчётность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах её деятельности и изменениях в финансовом положении. При недостаточности данных для формирования достоверного и полного представления о финансовом положении и результатах деятельности организации, сформированных исходя из правил ПБУ 4/99, она вправе включить самостоятельно дополнительные показатели и пояснения. Таковыми могут быть расшифровки отдельных статей бухгалтерского баланса и отчёта о прибылях и убытках. - при формировании бухгалтерской отчётности должно соблюдаться требование нейтральности: информация, содержащаяся в отчётности, должна отвечать интересам разных групп пользователей. – бухгалтерская отчётность организации должна содержать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений, включая выделенные на отдельные балансы; - существенные показатели об активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях должны приводиться обособленно. При этом показатель считается существенным, если его нераскрытие может повлиять на экономические решения заинтересованных пользователей, принимаемые на основе отчётной информации. Решение организацией вопроса, является ли данный показатель существенным, зависит от оценки показателя, его характера, конкретных обстоятельств возникновения. - по каждому числовому показателю бухгалтерской отчётности должны быть приведены данные минимум за два года – отчётный и предшествующий отчётному. Исключением является отчёт, составляемый за первый отчётный период. В нём приводятся данные лишь за отчётный период. Организация вправе принять решение сопоставлять данные и за более продолжительный период времени – три года, четыре и т.д. Для отражения этих данных в используемые формы бухгалтерской отчётности включаются дополнительные графы и строки. При несопоставимости данных за отчётный и предшествующий периоды вторые подлежат корректировке по правилам, установленным нормативными актами по бухгалтерскому учёту. Каждая существенная корректировка подлежит раскрытию в пояснениях с указанием причин, вызвавших её. Составление бухгалтерской отчетности – очень ответственная работа, которая под силу не каждому бухгалтеру. Нужно быть хорошим специалистом, иметь соответствующее образование и практический опыт, быть в курсе происходящих изменений, касающихся бухгалтерского учета, чтобы справиться с этой задачей.
Библиография 1. Федеральным закон от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете». 2. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденное приказом от 06 июля 1999 г. №43н. 3. Приказ Министерства Финансов РФ от 22 июля 2003 г. №67н и приложение к нему. 4. «Состав бухгалтерской, налоговой отчетности за 2004 год», бухгалтерский ежемесячник БУХ.1С №2, 2005 г. 5. Бакина С.И. «Средства получены из бюджета – будьте осторожны», журнал «Российский налоговый курьер» №20, 2004 г. 6. Бабаев Ю.А. Бухгалтерский учет: учеб.\ Ю.А. Бабаев и др., – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. 7. Малышко В.И. «Годовая бухгалтерская отчетность», журнал «Практический Бухгалтерский Учет» №1, 2005 г. 8. Новодворский В.Д. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учебник / Под ред. В.Д. Новодворского; Всероссийский финансово-экономический институт (ВЗФЭИ).-М.: ЗАО «Финстатинформ», 2002. 9. Патров В.В., В.А. Быков «Составление годовой бухгалтерской отчетности», журнал «Бухгалтерский учет» №2, 2005 г. 10. Пизенгольц М.З. Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве. Т.2. Ч. 2. Бухгалтерский управленческий учет. Ч. 3. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учебник – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2003. 11. Селиванов А.Н. «Годовой отчет – 2004», журнал Под редакцией А.Н. Селиванова «Библиотека журнала «Главбух», 2004 г.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|