Познавательные психические процессы
Со времён Аристотеля принято считать, что у человека есть пять чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание; интуицию называли "шестым чувством". На самом деле различных ощущений больше. У человека имеется ещё три менее широко известных анализатора. Вестибулярный анализатор, воспринимающая часть которого находиться в преддверии и полукружных каналах внутреннего уха, обеспечивает ощущение положения и вращения тела, главным образом головы, в пространстве. Мышечно-суставной анализатор, куда поступают сигналы от рецепторов, находящихся в мышцах, связках и суставах, что даёт возможность ощущать напряжение мышц, положение и движение конечностей и других частей тела. Внутренний (висцеральный) анализатор, бесчисленные рецепторы которого расположены во всех внутренних органах, обеспечивает сложную картину ощущений. Если для восприятия какого-либо объекта у нас нет соответствующего анализатора, то мы не можем ощущать его непосредственно. Так, человек не ощущает ни радиоволн, ни рентгеновских лучей. Наименьшая сила раздражителя, при которой он вызывает осознание ощущения, называется абсолютным порогом ощущения. При воздействии раздражения, по силе меньшего, чем пороговое, ощущения возникают, но сознательно не воспринимаются. Такие ощущения назвали подпороговыми.
Степень чувствительности меняется при утомлении и особенно при заболеваниях. У больного чувствительность может понижаться или повышаться. На неё действуют токсические вещества эндогенного или экзогенного происхождения. Значительное снижение чувствительности происходит под влиянием алкоголя и других наркотических веществ. Существенно влияют на чувствительность гормоны и некоторые вещества, вырабатываемые в организме, например в мозге вырабатываются особые вещества- эндорфины, резко понижающие порог болевой чувствительности. Исследование порогов ощущений имеет определённую диагностическую ценность. Медицинские сестры должны следить за изменением чувствительности у пациентов, чтобы организовать оптимальный для пациента уход. Например, при понижении, слуха у пациентов надо говорить с ними громче, при повышении световой чувствительности - затемнить палату. Надо учитывать, что необоснованные жалобы больного на вкус пищи могут быть обусловлены изменением вкусовой чувствительности, а жалобы на неприятный запах – нарушениями обоняния. АДАПТАЦИЕЙ называется изменение чувствительности при длительном воздействии раздражителя. В большинстве случаев адаптация приводит к понижению чувствительности. Смысл адаптации (приспособления) заключается в том, чтобы обеспечить преимущественную реакцию организма на новые раздражители или на изменение интенсивности уже действующих раздражителей. При заболеваниях скорость и пределы адаптивных возможностей организма уменьшаются. Ощущение тесно связаны с эмоциями. Ощущение боли влияет на снижение настроения. Очень часто изменение настроения бывает первым проявлением болезни. Красный цвет возбуждает человека, зелёный - успокаивает. Особенности ощущений у каждого человека генетически обусловлены. У одного -исключительно острое зрение, у другого - хорошо развитый слух. Каждый человек не должен полагаться только на врождённые данные. Способности необходимо развивать и закреплять их в процессе тренировок.
При органическом выпадении какого-либо анализатора чувствительность других анализаторов возрастает. Так у слепых резко обостряется слух, осязание и даже обоняние. Всё это показывает возможность тренировки. В течение жизни человека, начиная с её самых первых дней, ощущения меняются не только количественно, но и качественно, преобразуясь в восприятия. Повышение чувствительности под влиянием внутренних факторов, состояния организма называется сенсибилизация. ВОСПРИЯТИЕ по другому называют "ПЕРЦЕПЦИЯ» ИЛИ «ПЕРЦЕПТИВНЫЙ» ПРОЦЕСС". Всякое восприятие включает активный двигательный компонент (ощупывание предметов рукой, движение глаз при рассматривании и т.п.) и сложную аналитико-синтетическую деятельность мозга по синтезу целостного образа. Закономерность субъективности восприятия - одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, субъективно, в зависимости от своих интересов, потребностей, способностей и т.п. Зависимость восприятия от содержания жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепция. СВОЙСТВА ВОСПРИЯТИЯ: 1. ЦЕЛОСТНОСТЬ - восприятие части объекта зависит от того, в какое целое эта часть включена. Например, человек среднего роста кажется выше рядом с низкорослым и ниже рядом с высоким. Восприятие формируется в процессе практики, т.е. восприятие - это система перцептивных действий, которыми надо овладеть. 2. КОНСТАНТНОСТЬ восприятия проявляется в том, что мы воспринимаем предмет более или менее одинаково, несмотря на то, что физические и физиологические условия восприятия меняются. Например, тетрадь сохраняет для нас свой размер на расстоянии и одного и трёх метров от глаза. Мы воспринимаем тетрадь как прямоугольную и тогда, когда глядим на неё сбоку. Цвет бумаги тетрадей воспринимается нами белым и при солнечном и при искусственном освещении. Константность восприятия- не врождённое свойство, а приобретённое. Когда вы в первый раз встречаетесь с человеком, у вас складывается определённое впечатление о нём. Оно может быть и неправильным, и всё же изменить его бывает довольно трудно. Первое впечатление оказывает на все последующие восприятия. Поэтому постарайтесь, чтобы при вашей первой встрече с пациентом у него сложилось о вас благоприятное впечатление. От этого во многом будут зависеть ваши взаимоотношения с пациентом.
3.СТРУКТУРНОСТЬ восприятия проявляется не простой суммой ощущений, а мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщённую структуру. Например, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию, и узнаём её, если её исполняет оркестр либо один рояль или человеческий голос, хотя отдельные звуковые ощущения различны, 4.ОСМЫСЛЕННОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ - восприятие тесно связано с мышлением с пониманием сущности предметов и явлений. 5.ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими. Восприятие протекает как динамический процесс поиска ответа на вопрос "Что это такое?".
ВИДЫ ВОСПРИЯТИЯ: 1. Восприятие предметов, времени. 2. Восприятие отношений, движений, пространства. 3. Восприятие человека.
Восприятия разделяются на внешние и внутренние. Из внешних восприятий первостепенное значение для человека имеют зрительные. Наше отношение к моральным художественным, идеологическим ценностям мы называем "взглядами", а философскую систему взглядов на мир, природу и общество - "мировоззрением". Чтобы понять любое явление, мы стремимся перевести его в "зримую" форму. В мозге устанавливается связь между зрительным изображением предмета и сигналами, полученными от мышц при ощупывании. Наше зрение согласуется, кроме того с вестибулярными, слуховыми и другими ощущениями. Слуховые восприятия дают нам меньший, чем зрительные, объём информации, но именно они дают важнейшую для человека информацию - звуки членораздельной речи. Следует заметить, что галлюцинации чаще всего бывают именно слуховыми. Обонятельные восприятия, хотя и развиты у человека меньше, чем у животных, сохраняют большое значение. Особенно они влияют на инстинкты и эмоции, так как их рецепторы непосредственно связаны с теми отделами мозга, где находятся "центры" инстинктов и эмоций. Сигналы с обонятельных рецепторов оказывают также стимулирующее влияние на ретикулярную формацию, которая активирует кору головного мозга. Известно, например, что вдыхание паров нашатырного спирта способствует выведению из обморочного состояния.
Неприятные запахи ухудшают течение болезни, а чувствительность к ним у многих становится обострённой, что следует учитывать при уходе за больными. Восприятия вкуса тесно связано с восприятием запаха. При насморке пища становиться безвкусной. Восприятие вкуса пищи изменяется при заболеваниях органов пищеварения, что может служить диагностическим признаком. Кожные восприятия складываются из осязательных и температурных ощущений. Значение их очень велико, особенно в детской практике. Сильно влияют они и на эмоциональный мир человека. Лучший способ успокоить ребёнка-это погладить его, прижать к себе. Если лишить детей возможности прикасаться к себе подобным, то они вырастают злыми и легковозбудимыми. Следует отметить, что к подобному же результату приводит постоянное раздражение кожи при некоторых кожных заболеваниях, а также и нечистоплотных людей. Таким образом, можно утверждать, что чистота кожи является залогом не только физического, но и психического здоровья. Для медиков особенно важно разобраться в болевых восприятиях. Боль - это сигнал об опасности, о неблагополучии. "Боль - сторожевой пёс здоровья", - говорили старые врачи. Оценка болевых ощущений важна для постановки диагноза. Восприятие боли особенно субъективно. При сильном эмоциональном возбуждении боль притупляется. Нередко тяжело раненный боец идёт в атаку, не замечая боли. В то же время ожидание боли усиливает болевое восприятие. Не только в состоянии гипноза, но и наяву с помощью внушения можно и повысить, и понизить восприимчивость к боли. Медицинский персонал должен сделать всё возможное, чтобы помочь больным преодолеть боль. Надо чутко реагировать на жалобы больного, но в то же время стараться отвлечь его внимание от боли, занять важной для него деятельностью, внушить терпеливое отношение к боли. К ВНУТРЕННИМ ВОСПРИЯТИЯМ относятся мышечно-двигательные, вестибулярные, а также органные, обусловленные раздражением рецепторов во внутренних органах. Внутренние восприятия протекают, главным образом, подсознательно и поэтому менее известны, но не менее важны. МЫШЕЧНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ВОСПРИЯТИЯ дают нам возможность ориентироваться в положении наших конечностей, определять на ощупь размеры и форму предметов.
ВЕСТИБУЛЯРНЫЕ ВОСПРИЯТИЯ создают возможность оценивать положение нашего тела, его вращение и резкое перемещение. При длительном раздражении вестибулярного аппарата возникает "морская болезнь". Она выражается не только в таких физиологических реакциях, как тошнота, усиленное сердцебиение, одышка, но и в тягостных эмоциональных переживаниях. Восприимчивость к морской болезни индивидуальна, но её можно понизить путём соответствующей тренировки и под воздействием внушения. Вестибулярные восприятия входят в стереотип деятельности нашего мозга начиная с рождения. Поэтому их выключение вызывает неблагоприятные физиологические и психологические реакции. Чтобы этого не происходило при космических полётах, для космонавтов разработан специальный комплекс тренировок вестибулярных восприятий. Очень важные для физиологической деятельности организма сигналы поступают от рецепторов, расположенных во внутренних органах. Эти сигналы остаются,как правило, подпороговыми для сознательного их восприятия. Но именно они создают, как писал И.М. Сеченов", то смутное валовое чувство(вероятно, из всех органов тела, снабжённых чувствующими нервами),которое мы зовём у здорового человека чувством общего благосостояния, а у слабого или болезненного -чувством общего недомогания". Особенно сложны восприятия пространства и времени. В них трудно выделить ведущее ощущение. Велика при этом роль мышления как составной части восприятия. Все остальные наши восприятия мы соотносим с пространством и временем. В психиатрии по способности ориентироваться в пространстве и времени определяют ясность сознания. Для восприятия пространства нам необходимы не только зрительные, слуховые, мышечно-суставные ощущения, но и формирование понятия о пространстве. Не менее сложным является восприятие времени. Зрительной основой для него является смена дня и ночи. Восприятие времени включает в себя и восприятие последовательности смены явлений. Субъективность восприятия времени определяется зависимостью от нашего настроения: время для нас то "бежит", "то тянется". Восприятие времени зависит от того, чем мы заняты в настоящее время, насколько нас, скажем, интересует выполняемая работа.
К НАРУШЕНИЯМ ВОСПРИЯТИЯ относятся ИЛЛЮЗИИ, АГНОЗИИ И ГАЛЛЮЦИНАЦИИ. ИЛЛЮЗИИ - это искажённое восприятие существующего объекта. Бывают физиологические иллюзии (преломление ложки в стакане с водой) и др. Слово "иллюзия" в переводе с латинского означает "шутка". Но дело приобретает совсем не шуточный характер при патологических иллюзиях. Патологическая иллюзия может возникнуть у больного, который "видит" в висящем на стене пальто фигуру повешенного. Бывает, что воспринимаемая действительность кажется нереальной, воображаемой - симптом дереализации. Патологической иллюзией является нарушение схемы тела, когда больные неправильно воспринимают отдельные части своего тела как очень большие или очень маленькие. При АГНОЗИЯХ, которые возникают при органических поражениях корковых концов анализаторов, нарушается сопоставление непосредственно воспринятого с теми "образцами", которые хранятся в памяти. При поражении затылочных долей коры головного мозга нарушено узнавание видимых предметов, при поражении височных долей - узнавание слышимых звуков. При агнозии больные не замечают у себя проявлений болезненных изменений, например параличей конечностей. ГАЛЛЮЦИНАЦИЕЙ называется болезненное мнимое "восприятие" объекта, в данный момент на человека не воздействующего. При этом воспроизводятся образы, хранящиеся в памяти или "сконструированные" воображением. Больной воспринимает эти образы как действительно существующие вовне и соответственно их переживает. Иногда галлюцинации бывают и у здоровых, например у длительно страдающих от жажды людей. Чаще встречаются слуховые галлюцинации. Зрительные галлюцинации чаще всего встречаются при хроническом алкоголизме. Встречаются также обонятельные, осязательные и иные галлюцинации. Под влиянием устрашающих галлюцинаций больной может выбросится в окно. Выполняя приказ "голоса", больной может совершить убийство, самоубийство и другие опасные действия. Галлюцинации общего чувства - тактильные проявляются чувством ползания мурашек по телу, ударов электрического тока, подёргивания мышц. Изменённая оценка сигналов, идущих от внутренних органов, способна проявляться СЕНЕСТОНАТИЯМИ ощущениями стягивания внутренних органов, переливания жидкости внутри организма. Объективные признаки при этом отсутствуют. При ИМПЕРАТИВНЫХ - повелительных галлюцинациях больной слышит слова, заставляющие его совершать какие-либо действия, поступки. Они сопровождаются асоциальным поведением, беспокойством, страхом, агрессивностью больного. Достаточная критическая оценка своего состояния у него обычно отсутствует. Галлюцинации подразделяются также на истинные и ложные (псевдогаллюцинации). ИСТИННЫЕ ГАЛЛЮЦИНАЦИИ - это такие расстройства восприятия, при которых галлюцинаторные явления воспринимаются больным как бы извне, из окружающей среды и сопровождаются чувством их реальности. Больной уверен, что окружающие испытывают аналогичные переживания, что они слышат такие же голоса, видят устрашающие сцены, ощущают неприятные запахи. При ПСЕВДОГАЛЛЮЦИНАЦИЯХ галлюцинаторные образы возникают не во внешней среде, а внутри больного. Они не кажутся реальными, а сопровождаются ощущением навязанности галлюцинаторных явлений какой-то посторонней силой. При этом больной слышит голоса в голове, груди, других органах. ПСИХОСЕПСОРНЫЕ РАССТРОЙСТВА проявляются в ощущении нарушения схемы собственного тела, собственного "Я" (деперсонализация, симптом двойника) и окружающего мира (дереализация). При СИМПТОМЕ ДВОИНИКА больной воспринимает себя в двух лицах, сходных или различных по внешнему виду, профессии, происхождению. Патогенетические основы расстройств восприятия связаны снаружи.
РОЛЬ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЁР ПРИ НАРУШЕНИЯХ ОЩУЩЕНИЙ И ВОСПРИЯТИЙ. Очень важным для установления правильного диагноза могут оказаться наблюдения медицинских сестёр. Они должны заметить изменения у больного восприятия звуков и освещённости, нарушение вкусовой и обонятельной чувствительности. Следует замечать появление у пациентов патологических иллюзий или галлюцинаций. Обо всех отклонениях от нормы надо немедленно информировать врачей. Больные, страдающие сильными болями, нуждаются во внимательном и заботливом отношении к их жалобам и просьбам. Если медицинская сестра не имеет указания врача выдать больному при сильных болях назначенное ему средство, то она должна пригласить дежурного врача и решить с ним вопрос, чем купировать боль. Особенности ухода среднего медицинского работника за больными с различными нарушениями восприятия заключается во внимательном выслушивании их жалоб. Никогда не следует пытаться разубедить больного и спорить с ним. Если такие нарушения возникли впервые, медицинская сестра должна доложить о них лечащему врачу; если они наблюдались и раньше, необходимо действовать в соответствии с предписаниями врача. Появление галлюцинаций, как правило, связано с развитием психического заболевания, поэтому о наличии их необходимо срочно доложить врачу и не выпускать больного из поля зрения.. Основное значение имеет беседа с больным, подробный расспрос о его ощущениях, восприятиях и представлениях. Иногда требуется лишь умение незаметно подвести больного к рассказу о тех или иных расстройствах, направить беседу так, чтобы он сам сообщил об имеющихся у него отклонениях в сфере восприятия. Если больной не склонен рассказать о своих ощущениях или, наоборот, пытается скрыть их (диссимулировать), следует использовать метод наблюдения за поведением, мимикой, поступками во время беседы или разговора больного с соседями по палате.
ВНИМАНИЕ – это сосредоточенность и направленность психической деятельности на определённый объект, в результате чего достигается лучшее отражение этого объекта в сознании. ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ ВНИМАНИЯ является повышение возбудимости в определённых участках коры головного мозга и снижение по закону индукции возбудимости остальных участков. В поддержании внимания большую роль играют импульсы, идущие через ретикулярную формацию. Различают непроизвольное (пассивное) и произвольное (активное) внимание. НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ осуществляется непреднамеренно, без волевых усилий и чаше всего по типу ориентировочного рефлекса. ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ предусматривает сознательное, волевое сосредоточение на каком-либо объекте. К характеристикам внимания относятся: устойчивость, объём, способность к распределению, переключаемости и концентрации. ПОД УСТОЙЧИВОСТЬЮ понимают способность человека сосредотачиваться на одном объекте. Измеряется временем. ОБЪЁМ ВНИМАНИЯ - это количество объектов, которое может быть сознательно воспринято в очень короткий промежуток времени, т.е. практически одновременно. Распределяемость внимания характеризуется количеством действий, которое человек может выполнять одновременно. ПЕРЕКЛЮЧАЕМОСТЬ ВНИМАНИЯ измеряется временем, в течение которого удаётся произвольно переключать внимание с одного объекта, с одной деятельности на другой объект, на другую деятельность.
К ПАТОЛОГИИ ВНИМАНИЯ ОТНОСЯТСЯ: ГИПЕРПРОЗЕКСИЯ - усиление, обострение внимани.Человек при этом быстро сосредотачивается, продуктивно работает. Объём внимания обычно заметно не меняется или даже уменьшается. Такое внимание возможно в гипоманиакальном состоянии. Однако при выраженном маниакальном синдроме гипрозексия сочетается с повышенной отвлекаемостью внимания. АПРОЗЕКСИЯ - различные варианты сниженного внимания истощаемость, отвлекаемость, односторонняя прикованность, притупление, а иногда полное отсутствие внимания. ИСТОЩАЕМОСТЬ ВНИМАНИЯ характеризуется быстрым падением работоспособности, лёгкой отвлекаемостью, снижением устойчивости внимания. Часто встречается при астеническом синдроме. ОТВЛЕКАЕМОСТЬ ВНИМАНИЯ - чрезмерная подвижность, постоянный переход от одного объекта деятельности к другому. Характерна для маниакального состояния, сочетается с ускорением мыслительных процессов. ОДНОСТОРОННЯ ПРИКОВАННОСТЬ ВНИМАНИЯ, или патологическая фиксация возможна при сверхценных, навязчивых, бредовых идеях, сопровождающихся эмоциональной охваченностью или в связи с инертностью психических функций у больных эпилепсией, при органических поражениях головного мозга. Притупление внимания характеризуется увеличением пассивного внимания и снижением активного. оно сочетается с волевым дефектом, входит в структуру апатико-абулического синдрома. такие пациенты созерцают окружающую обстановку, не стремясь активно сосредоточиться на определённых объектах. НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ - ослабление внимания. а/ рассеянность - малая интенсивность внимания (астения, дети дошкольного возраста) б/ персеверация - возникшее действие неоднократно повторяется в результате затруднения в переключении внимания в/ слабая концентрация внимания и слабая переключаемость (старческий возраст, церебральный атеросклерозу условиях кислородного голодания.) Расстройства внимания имеют диагностическое значение. Так, у больных с поражением лобных долей головного мозга наблюдается персеверация. А.Р. Лурия привёл пример письма больной с поражением лобных долей. "Дорогой профессор, - писала больная, - я хочу вам сказать, что я хочу вам сказать... " -и так четыре страницы
ПАМЯТЬ - это отражение прошлого опыта. психический процесс, заключающийся в запоминании, сохранении, последующем воспроизведении или узнавании того, или узнавании того, что было раньше воспринято, пережито или сделано. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПАМЯТИ: запоминание, удерживание, воспроизведение, узнавание, забывание. По времени удержания информации различают кратковременную (сохранение информации без повторения до 30 с) и долговременную память. Научные исследования свидетельствуют о возможной роли РНК в процессах формирования и хранения следов информации. ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПАМЯТИ - условный рефлекс.
ПО ОСОБЕННОСТЯМ СОДЕРЖАНИЯ ИНФОРМАЦИИ РАЗЛИЧАЮТ ЧЕТЫРЕ ВИДА ПАМЯТИ. В образной памяти отражены наглядные образы воспринимающихся нами или созданных нашей фантазией предметов и явлений. Чаще всего это зрительные или звуковые образы. ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ сохраняет выученную нами последовательность движений со всеми их особенностями. Мы обязаны ей тем, что можем научится плавать, ездить на велосипеде, танцевать и т.д. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ. Положительные эмоции облегчают запоминание. Очень важно, как вы относитесь к материалу, который надо заучить, и к самому акту заучивания. Эмоциональную память очень хорошо описал знаменитый артист и режиссёр К.С. Станиславский. Два путешественника были застигнуты на скале морским приливом. Они спаслись и после передавали свои впечатления. У одного на памяти каждое его действие: как, куда, почему он пошёл, где спустился, как ступил, как прыгнул. Другой не помнил почти ничего из этой области, а помнил лишь испытанные тогда чувства: сначала восторга, потом настороженности и, наконец, состояние паники. Вот эти чувства и хранятся в эмоциональной памяти. Словесно-логическая (смысловая) память - это запоминание не образов, а сути явлений, их смысла. смысл выражается словами, но един и тот же смысл может быть передан разными словами. эта память присуща только человеку, и только с её помощью мы можем запоминать сложные понятия, являющиеся основой нашего мышления. Именно эта память особенно прочна, и её надо развивать в первую очередь. В зависимости от степени участия в процессе запоминания и воспроизведения тех или иных анализаторов различают следующие виды памяти: ЗРИТЕЛЬНУЮ, СЛУХОВУЮ, МОТОРНУЮ (ДВИГАТЕЛЬНУЮ), ОБОНЯТЕЛЬНУЮ, ВКУСОВУЮ. "Чистые" виды памяти обычно не встречаются. Речь может идти о преобладании определённого типа памяти. Люди с феноменальным или очень выраженным тем или иным типом памяти называются эйдетиками. Французский художник Густав Доре точно воспроизводил в гравюре фотографию, увидав её единственный раз. Изумительная память была и у Исаака Левитана. Про композиторов Моцарта, Глазунова, Рахманинова рассказывают удивительные истории, как, прослушав сложные музыкальные произведения всего лишь раз, они их воспроизводили безошибочно. К структурам мозга, задействованным в механизмах памяти относятся гиппокамп, миндалина, таламус, мимилярные тела, мозжечок, кора больших полушарий. Клинические и экспериментальные наблюдения показывают, что повреждение гиппокампа ухудшает долговременную память, лобных долей смысловую, доминантного (левого) полушария - вербальную. На качество запоминания влияют многие факторы индивидуальные особенности, состояние человека, способность к концентрации внимания, установка, важность информации, повторение, применение дополнительных приёмов. Особые приёмы закрепления в памяти предлагает так называемая "мнемотехника". Для запоминания анатомических взаимоотношений (для усвоения последовательности расположения нерва, вены и артерии - образуют слово "нева").
ПАТОЛОГИЯ ПАМЯТИ: ГИПЕРМНЕЗИЯ - обострение памяти. Казалось бы, это не является патологией, но если воспоминания назойливо, против воли человека, непрерывно проявляются в сознании, он не может сосредоточиться на решении текущих задач. Наблюдается у больных с маниакальным состоянием, в состоянии гипноза. ГИПОМНЕЗИЯ - ослабление памяти. Расстройство памяти происходит в определённой последовательности. Вначале утрачиваются наиболее новые факты. Кроме того, разрушение памяти идёт от сложного к простому (закон Рибо). В первую очередь страдает память на имена, даты, термины. Наблюдается при всех органических поражениях мозга. Следует также иметь в виду, что многие проявления "забывчивости" в пожилом возрасте связаны не столько с нарушением самого процесса памяти, сколько с нарушением процесса внимания. Всё это необходимо учитывать при уходе за пожилыми больными. АМНЕЗИЯ - выпадение из памяти большего или меньшего отрезка времени (общая амнезия). отдельных событий (частичная). а/ фиксационная - больной не запоминает текущие события (день, число, что ел несколько минут назад и т.д.), б/ ретроградная - выпадают из памяти события, предшествующие началу заболевания. в/ антероградная - память не воспроизводит события с начала болезни, г/ психогенная (аффектогенная) - больной забывает события, для него неприятные.
КАЧЕСТВЕННЫЕ РАССТРОЙСТВА: ПСЕВДОРЕМИНИСЦЕНЦИЯ - заполнение провалов памяти событиями из прошлого. КОНФАБУЛЯЦИЯ - заполнение провалов памяти вымыслом, нередко фантастического содержания. КРИПТОМНЕЗИЯ - своеобразные ошибки памяти. Заполнение провалов памяти чужими мыслями, действиями, которые невольно воспроизводятся больным как свои собственные. КОРСАКОВСКИЙ СИНДРОМ - фиксационная амнезия, дезориентировка в месте, времени, конфабуляции, псевдореминисценции, алкогольные полиневриты. Алкогольной этиологии.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ - оживление в сознании образов, воспринимающихся в прошлом. Представление не копия восприятия. Представление носит обобщённый характер, они недостаточно ярки, фрагментарны и всегда индивидуальны. Во многом они определяются интеллектуально-мнестическими (мнезис - память) особенностями личности. Различают зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые представления по тому какой анализатор играет ведущую роль в основе данного представления. Чаше представления бывают произвольными, и в их возникновении, как и вообще в произвольных процессах, решающую роль играет вторая сигнальная система: оживление следов образов в памяти происходит под влиянием воспринимаемых извне или произносимых про себя слов. Представления дают нам обобщённый образ предметов, помогают выделить в нём главное и тем самым помогают нам глубже познавать мир. Однако какими бы обобщёнными ни были представления, они всегда наглядны, и, если речь идёт, например, о зрительных представлениях, их можно изобразить на бумаге или холсте. Можно нарисовать конкретную кошку и кошку "вообще", но нельзя нарисовать "вообще" млекопитающее. "Млекопитающее" - это уже не представление понятие. Представления намечают переход от образного, конкретного отражения мира к мыслительному абстрактному его отражению
ВООБРАЖЕНИЕ -это создание в нашем сознании новых образов предметов и явлений путём сочетания и переработки уже имеющихся в памяти человека представлений. Воображение пользуется образами, хранящимися в нашей памяти, и в то же время обогащает нашу память новыми образами, созданными воображением. Созданные нашим воображением образы затем используются для создания новых, ещё более сложных образов. В воображении ещё больше, чем в процессе создания представлений, участвует мышление, и воображение в ешё большей степени отрывает человека от непосредственного отражения действительности. И всё-таки воображение-это наглядное отражение действительности в образах. Воображение бывает непроизвольным и произвольным. Типичным примером непроизвольного воображения является воображение в сновидениях. Сумбурность сновидений связана с отсутствием контроля со стороны сознания. Непроизвольное воображение может быть и наяву в результате непроизвольного самовнушения. В большинстве случаев наше воображение произвольно. Мы сознательно, в соответствии с поставленными целями создаём в своём воображении новые образы, новые ситуации. При этом важную роль играет и процесс мышления, который контролирует работу воображения, проверяя соответствие созданных образов и ситуаций реальной действительности, законам природы и общества.
ТАКТИКА МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА Больные с различными видами расстройства памяти нуждаются в щадящем отношении к ним. Резкое снижение памяти делает их совсем беспомощными. Понимая своё состояние, они боятся насмешек и упрёков окружающих и чрезвычайно болезненно на них реагируют. При различных "промахах" и неправильных поступках больных медицинским работникам не следует раздражаться по возможности поправить их, ободрить и успокоить. Никогда не следует разубеждать больного с конфабуляциями и псевдореминисценциями, что его высказывания лишены реальности. Это вызовет только раздражение больного, и контакт с ним нарушиться. Важно иметь хорошую память и самой медсестре. Необходимо осмысливать то, что нужно запомнить, сделать. Этим она может предотвратить ошибку в назначении и в выполнении процедур и манипуляций. В процессе обдумывания будут использованы уже имеющиеся знания, а это способствует лучшему запоминанию. Если есть возможность - запишите указания. Это не только внешний приём фиксации материала. В запоминании выслушанного участвовала слуховая память, а при записи участвует память зрительная и двигательная. А чем больше разных видов памяти участвует в запоминанием прочнее будет запоминание. Дополнительные приёмы - это повторение. Повторение должно быть активным. Полезно чередовать заучивание разного по содержанию материала. Многое зависит от установки, которую мы сознательно или подсознательно даем себе при запоминании. Воспроизведению хранящегося в памяти мешает волнение. Успокойтесь, и вы вспомните то, что, казалось, безнадёжно забыли. При воспоминании надо пользоваться ассоциациями.
РАССТРОЙСТВА СОЗНАНИЯ
Ещё В ХIХ веке знаменитый русский психиатр С.С.Корсаков писал о сознании как о сочетании знания об окружающих предметах и самом себе, соотнесении знания с накопленным опытом и способностью строить гипотезы на будущее. А в начале ХХ века немецкий философ и естествоиспытатель К.Ясперс сформулировал три признака (критерия) нарушенного сознания: отрешённость от окружающего мира, дезориентировка, амнезия происшедшего (полная или частичная). Под дезориентировкой при этом понимается отсутствие представления о своём местонахождении, времени нахождения и о самом себе. Синдромы выключения сознания. Оглушение, сопор, кома. Кома характеризуется отсутствием условных и безусловных рефлексов, с сохранением витальных функций (с.с.д и дыхательной). Сопор – имеется наличие безусловных рефлексов (реакция на укол, глотательный, корнеальный, роговичный и т.д.), но отсутствуют условные, речь, могут даже повышаться сухожильные рефлексы, появляются паталогические. На осмотр реагирует приоткрыванием глаз, иногда поворачивает голову в сторону очередного громкого звука. Оглушённость (или оглушение) характеризуется затруднением и нечёткостью осмысления окружающего. Пациенты лежат неподвижно, на вопросы отвечают замедленно и односложно. Они иногда дают правильные ответы на вопросы о месте и времени пребывания, но через минуту на те же вопросы могут отвечать «не знаю». Ориентировка в собственной личности сохранена.Память грубо нарушена, пациенты не могут запомнить, что только что говорили, переспрашивают медперсонал.
Синдромы помрачения сознания. Делирий, аменция, онейроид и сумеречное нарушение сознания.
Делирий. 1. -Нарушена ориентировка во времени и месте. 2. -Сохранена ориентация в собственной личности. (Знает как его зовут, сколько лет, фамилию). 3. -Наплыв иллюзий и истинных галлюцинаций. 4. -Психоматорное возбуждение. 5. -Тревога, страх. 6. -Бессоница. 7. - Частичная амнезия.
При закрывании глаз возникают устрашающие видения и, соответственно, переживания страха. Иллюзии и галлюцинации начинают возникать по вечерам. На местах неровностей стен, в рисунке обоев пациенту видятся страшные, усмехающиеся лица; из стены к нему вытягиваются змеи; в уличных шумах, радио и теле передачах слышатся окрики, отдельно адресованные ему фразы. В дальнейшем появляются истинные зрительные галлюцинации. Сначала галлюцинаторные образы малы по размерам (насекомые, маленькие зверьки (зоопсии), лилипуты и т.п.), затем они становятся всё больше – «черти», «убийцы с ножом», страшные чудовища. Угрозы в свой адрес пациент слышит явственно. Увеличивается страх, галлюцинации заслоняют реальность, и пациент перестаёт ориентироваться в окружающем, хотя иногда сознание на время и проясняется. Пациенты, как правило, возбуждены, они в панике бегут от устрашающих видений, могут бросаться в окно; порой нападают на мнимые объекты угрозы, уничтожают мебель, бьют стёкла, режут ножом простыни, занавеси. Чаще ночью, к утру прояснение сознанияю Состояние сопровождается соматическими расстройствами: повышение температуры, АД, пульса, тремор рук, а то и всего тела (делириум треманс), повышенное потоотделение. Часто гнойные выделения из глаз, носа. Гиперемия кожных покровов. Заканчивается сном, Частичная амн
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|