Тема 1.2: Организация государственного надзора и общественного контроля за охраной труда
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание: ü Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде. ü Система государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде (прокуратура, местные исполнительные и распорядительные органы власти, государственные специализированные органы и др.). ü Права и обязанности государственных органов надзора и контроля. ü Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда (инспекции по охране труда профсоюзов, комиссии по охране труда профкомов, общественные инспекторы по охране труда, их права и обязанности). ü Вопросы охраны труда в коллективных договорах и соглашениях. ü Ответственность нанимателя, должностных лиц и работников за несоблюдение законодательства о труде (дисциплинарная, административная, уголовная) Согласно Концепции государственного управления охраной труда в Республике Беларусь, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 августа 2005 года № 904, государственное управление охраной труда реализуется на следующих уровнях: республиканском; отраслевом; региональном. На республиканском уровне государственное управление охраной труда осуществляет Правительство Республики Беларусь непосредственно или уполномоченные им министерства, другие республиканские органы государственного управления, объединения (учреждения), подчиненные Правительству Республики Беларусь, которым законодательством предоставлено право осуществлять соответствующие функции нормативного правового регулирования, специальные разрешительные, надзорные и контрольные полномочия в области охраны труда и связанных с ней отношений.
На отраслевом уровне государственное управление охраной труда осуществляют министерства, другие республиканские органы государственного управления, объединения (учреждения), подчиненные Правительству Республики Беларусь, имеющие отраслевую направленность и подведомственные организации. На региональном уровне государственное управление охраной труда осуществляют местные исполнительные и распорядительные органы. Целью контроля является создание здоровых и безопасных условий труда работников, предупреждение несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Контроль может осуществляться в форме проверок, обследований, осмотров, систематического учёта показателей, характеризующих условия и охрану труда, затребования необходимой информации, рассмотрения жалоб, заявлений. Контроль предусматривает выявление причин нарушений требований охраны труда и разработку мероприятий по их устранению и предупреждению. Основные задачи контроля: · выявление и предупреждение нарушений государственных нормативных · оценка состояния труда работников, безопасности производственных
· принятие мер по устранению выявленных недостатков.
Основными видами контроля являются: 1) контроль за соблюдением законодательства об охране труда, осуществляемый руководителями и специалистами организации в соответствии с их должностными обязанностями; 2) контроль по охране труда, осуществляемый службой охраны труда организации в соответствии с Типовым положением о службе охраны труда организации, утвержденным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24 мая 2002 года № 82 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 89, 8/8286);
3) производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах, осуществляемый эксплуатирующей их организацией в соответствии с Правилами организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах, утвержденными постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28 июня 2000 г. № 11 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 75, 8/3744); 4) периодический контроль за соблюдением законодательства об охране труда, осуществляемый представителями нанимателя с участием общественных инспекторов профсоюзов по охране труда (уполномоченных лиц по охране труда работников); 5) общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда, осуществляемый профсоюзами в соответствии с Порядком осуществления профсоюзами общественного контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 октября 2000 г. № 1630 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 103, 5/4377; 2001 г., № 22, 5/5300; 2003 г., № 1, 5/11685). Периодический контроль, осуществляемый представителями нанимателя с участием общественных инспекторов профсоюзов по охране труда, в зависимости от деятельности и структуры организации проводится: ежедневно -- на участке, в смене, бригаде, лаборатории и иных аналогичных структурных подразделениях организации (далее -- участок), осуществляется руководителем структурного подразделения (мастером, начальником смены, заведующим лабораторией, механиком, другими руководителями участка); ежемесячно -- в цехе, отделе, иных аналогичных структурных подразделениях организации (далее -- цех), проводится начальником цеха с участием общественного инспектора профсоюза по охране труда (уполномоченного лица по охране труда работников), руководителей служб цеха и представителей службы охраны труда (инженера по охране труда);
ежеквартально -- в организации в целом, осуществляется руководителем организации (его заместителями) с участием руководителей служб, отделов, общественного инспектора по охране труда (уполномоченного лица по охране труда работников). По результатам ежеквартального контроля по каждому цеху оформляется акт, в котором указываются обнаруженные недостатки и меры по их устранению. При проведении периодического контроля проверяют: организация и проведения предыдущей ступени периодического контроля, состояние рабочих мест, проходов, переходов, проездов; безопасность технологического оборудования, оснастки и инструмента, грузоподъемных и транспортных средств; исправность вентиляционных систем и установок; наличие инструкций по охране труда и соблюдение их работниками; наличие и правильное использование средств индивидуальной защиты; выполнение мероприятий по устранению нарушений, выявленных предыдущими проверками; соблюдение работниками требований безопасности при выполнении работ, в том числе при работе в электроустановках; работе с вредными и пожароопасными веществами и материалами; транспортировании, складировании заготовок и готовой продукции. В процессе проверки принимаются меры по устранению выявленных нарушений. В случае выявления нарушений требований охраны труда, которые могут причинить вред здоровью работников, привести к несчастному случаю или аварии, работа приостанавливается до устранения этого нарушения, о чем письменно сообщается вышестоящему руководителю. Проведение ежемесячного или ежеквартального контроля рекомендуется осуществлять в установленный приказом руководителя организации «День охраны труда». Наниматель в зависимости от характера своей деятельности может устанавливать другие виды контроля. Система управления охраной труда. Министерства и другие республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, выполняя требования Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 12 апреля 1999 года №507 «О мерах по обеспечению охраны труда и соблюдению законодательства о труде на предприятиях и в организациях Республики Беларусь», обеспечивают управление охраной труда в соответствующих отраслях экономической деятельности и подчиненных им организациях
В целях обеспечения единообразного подхода к содержанию названных систем управления Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь письмом от 11.08.2000 №12-06/2994 в качестве рекомендации предложило Примерную структуру отраслевой Системы управления охраной труда. Система управления охраной труда состоит из следующих разделов: 1) общие положения. 2) цели, задачи управления охраной труда и мероприятия по их реализации. Конечная цель управления охраной труда - обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда и составляющая ее совокупность промежуточных целей управления охраной труда: · предупреждение производственного травматизма; · предупреждение профессиональной и производственно обусловленной заболеваемости; · предупреждение аварий и инцидентов на производственных объектах; · устранение (доведение до допустимых величин) неблагоприятных факторов производственной среды и трудового процесса; · обеспечение требований безопасности, предъявляемых к продукции предприятия. Задачи управления охраной труда: · обеспечение соблюдения работающими требований безопасности и гигиены труда; · профессиональный отбор работающих по отдельным специальностям; · обеспечение безопасности производственного оборудования, оснастки и инструмента; · обеспечение безопасности производственных процессов; · обеспечение пожарной безопасности; · обеспечение радиационной безопасности; · обеспечение лазерной безопасности; · обеспечение безопасности дорожного движения; · обеспечение безопасной перевозки опасных грузов; · обеспечение безопасности зданий и сооружений; · нормализация условий производственной среды и трудового процесса; · санитарно-бытовое обслуживание работающих; · защита работающих от отрицательных последствий воздействия неблагоприятных факторов производственной среды и трудового процесса; · предоставление компенсаций и льгот за работу во вредных и тяжелых условиях труда; Мероприятия по решению задач и достижению целей управления охраной труда содержат перечень объективно необходимых и предписанных законодательством разнообразных видов мероприятий и работ, учитывающих специфику производственной деятельности и особенности обеспечения охраны труда при ее осуществлении.
3) функции управления охраной труда: · прогнозирование состояния охраны труда и планирование работ по охране труда; · организация выполнения работ и функционирования системы управления охраной труда; · координация и оперативное регулирование деятельности по реализации целей и задач управления охраной труда; · контроль за состоянием условий труда и функционированием системы управления охраной труда, учет, анализ и оценка эффективности деятельности по охране труда; · активизация и стимулирование деятельности коллективов и отдельных работников по выполнению ими обязанностей по охране труда. 4) методы управления охраной труда: · организационно-распорядительные (административные); · социально-экономические; · социально-психологические. 5) проблемно-целевое управление при решении отдельных задач по охране труда. 6) обязанности руководителей предприятия, структурных подразделений, функциональных служб, отдельных специалистов и других работников по вопросам охраны труда. 7) служба охраны труда - центральное звено в управлении охраной труда. 8) эффективность функционирования системы управления охраной труда. 9) порядок совершенствования системы управления охраной труда на предприятии Ответственность нанимателей за нарушения законодательства о труде и правил по охране труда. Установлены экономические санкции в размере до 300 базовых величин, применяемые государственными инспекторами труда (постановление Совета Министров Республики Беларусь от30.09.1993 (с изменениями и дополнениями от 18.05.2000 № 707), в том числе: · за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по созданию работникам здоровых и безопасных условий труда, по внедрению средств и технологий, обеспечивающих соблюдение санитарно-гигиенических норм и стандартов по охране труда, - предупреждение или штраф от 2 до 6 минимальных заработных плат; · за нарушение правил по охране труда, повлекшее причинение телесных повреждений, инвалидность работника или несчастные случаи со смертельным исходом, - штраф в размере от 6 до 300 минимальных заработных плат; · за противодействие со стороны нанимателя работе инспекторов, осуществляющих проверку, а также неисполнение предписаний инспекторов, - штраф в размере от 5 до 50 минимальных заработных плат; · за другие нарушения законодательства о труде, - предупреждение или штраф в размере от 1 до 5 минимальных заработных плат. Ответственность должностных лиц и других работников предприятия, учреждения, организации, индивидуального предпринимателя за нарушения законодательства о труде и правил по охране труда. Уголовная. Установлена статьей 306 Уголовного кодекса Республики Беларусь: в зависимости от тяжести наступивших последствий виновные привлекаются к штрафу, исправительным работам, ограничению или лишению свободы (максимальный срок лишения свободы - 7 лет). Специальными статьями УК предусмотрена ответственность за конкретные преступлений по охране труда и обеспечению безопасности работников (статья 299 - нарушение правил обращения с огнестрельным оружием, взрывоопасными, легковоспламеняющимися, едкими веществами или пиротехническими изделиями, статья 300 - ненадлежащее хранение огнестрельного оружия, статья 302 - нарушение правил производственно-технической дисциплины, правил безопасности на взрывоопасных предприятиях или во взрывоопасных цехах либо правил безопасности взрывоопасных работ, статья 303 - нарушение правил безопасности горных или строительных работ, статья 304 - нарушение правил пожарной безопасности, статья 305 - нарушение проектов, норм и стандартов при производстве строительно-монтажных работ, статья 307 - непринятие мер по спасению людей, статья 308 - несообщение информации об опасности для жизни людей, статья 317 - нарушение правил дорожного движения или эксплуатации автодорожных транспортных средств, статья 318 - выпуск в эксплуатацию технически неисправного автодорожного транспортного средства либо незаконный допуск к управлению им, статья 336 - нарушение санитарно-эпидемических правил), а также статьей 233 - незаконная предпринимательская деятельность, статьей 428 - служебная халатность. Административная. Установлена статьей 41 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях: в зависимости от характера правонарушений предусматривает штраф, налагаемый государственными инспекторами труда (максимальный размер - 10 минимальных заработных плат). Специальными статьями Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за конкретные виды правонарушений по охране труда и обеспечению безопасности работников: статья 42 - нарушение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов, статья 90 - нарушение правил, норм и инструкций по безопасному ведению работ, статья 91 - нарушение правил, норм и инструкций по хранению, использованию и учету взрывчатых материалов, статья 170 - нарушение правил пожарной безопасности, статья 188 - умышленное повреждение или срыв печати (пломбы), статьи 112 - 123 (предусматривают ответственность за нарушения, связанные с транспортными средствами), статья 154 - нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности. Дисциплинарная. Предусмотрена статьей 198 Трудового кодекса Республики Беларусь. За совершение дисциплинарного проступка наниматель может применить к работнику следующие меры дисциплинарного взыскания: · замечание; · выговор; · увольнение с работы. За однократное грубое нарушение правил охраны труда, повлекшее увечье или смерть других работников, работник может быть уволен по инициативе нанимателя в соответствии со статьей 42 Трудового кодекса Республики Беларусь. Работники отдельных отраслей экономической деятельности за нарушения требований охраны труда несут ответственность в соответствии с уставами (положениями) о дисциплине. Материальная. За причинение в результате нарушений требований охраны труда имущественного ущерба нанимателю работник, независимо от привлечения его к дисциплинарной или уголовной ответственности, может быть привлечен к материальной ответственности в соответствии со статьями 400-409 Трудового кодекса Республики Беларусь. Полномочия руководителей и специалистов УО по осуществлению контроля за соблюдением законодательства по охране труда определяются их должностными инструкциями. Руководитель и специалисты УО (каждый в пределах своей компетенции) осуществляют контроль за: 1) соблюдением законодательства по ОТ, локальных нормативных правовых 2) выполнением работниками функциональных обязанностей по ОТ, 3) соответствием законодательству по ОТ принимаемых нормативных правовых 4) выполнением: - решений органов управления ОТ, надзора и контроля, гос. 5) мероприятий по улучшению условий и охраны труда, предусмотренных 6) своевременным проведением осмотров, испытаний, технических 7) эффективность работы вентиляции; 8) организацией рабочих мест и производства в соответствии с требованиями 9) своевременным проведением аттестации рабочих мест по условиям 10) обеспечением работников СИЗ, смывающими и обезвреживающими средствами; обеспечением работников санитарно- бытовыми помещениями; 11) наличием в структурных подразделениях инструкций по ОТ; 12) проведением обучения, инструктажа и проверки знаний работников по 13) прохождением работниками обязательных медицинских осмотров; 14) своевременным и правильным предоставлением работникам 15) соблюдением требований законодательства об ОТ женщин и работников 16) соблюдением установленного порядка расследования и учёта
Высший надзор за точным исполнением законов о труде всеми министерствами и ведомствами, предприятиями и организациями и их должностными лицами осуществляет Генеральный прокурор. Специальные органы и инспекции: -Государственный комитет по энергосбережению и энергетическому надзору, -Министерство труда и социальной защиты населения, -Государственный санитарный надзор, -Государственный пожарный надзор, -Государственный технический надзор, -Государственная автомобильная инспекция и др. Министерства и ведомства осуществляют внутриведомственный контроль за соблюдением законодательства о труде в подведомственных им предприятиях и учреждениях. Внутриведомственный контроль осуществляется должностными лицами, специальными подразделениями в областных, районных отделах образования. Общественный контроль за соблюдением трудового законодательства, правил и норм по технике безопасности и производственной санитарии возложен на профсоюзы. Ступенчатая система административно-общественного контроля за охраной труда в УО рассматривается на стр. 17-18 учебного пособия «Охрана труда и основы энергосбережения». Минск 2004.
Раздел 1. Правовые и организационные вопросы охраны труда
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|