Главная | Обратная связь
МегаЛекции

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЕСТЕСТВЕННОМУ И ИСКУССТВЕННОМУ ОСВЕЩЕНИЮ




Раздел 2. Основы производственной санитарии и гигиены труда.

Тема 2.3: Освещение производственных помещений.

Содержание:

ü Влияние освещенности рабочего места на безопасность и производительность труда.

ü Основные светотехнические величины и единицы их измерения.

ü Виды производственного освещения.

ü Естественное освещение, его устройство и нормирование в ДУ.

ü Виды искусственного освещения, его нормирование.

ü Приборы для контроля освещенности.

ü Источники света, типы светильников.

ü Основные требования к эксплуатации источников освещения

Рациональное освещение рабочих мест является одним из элементов благоприятных условий труда. Неправильное и недостаточное освещение может приводить к возникновению опасных и вредных производственных факторов на производстве. Наиболее комфортные условия труда обеспечиваются только естественным солнечным светом.

Для создания оптимальных условий зрительной работы расчетные характеристики системы освещения должны быть увязаны с цветовым окружением. Так, при светлой окраске интерьера благодаря увеличению количества отраженного света уровень освещенности повышается на 20 - 50% (при той же мощности источников света), резкость теней уменьшается, яркостной контраст между светильниками и поверхностями, на которых они размещаются, снижается, световые потоки равномерно распределяются по помещению.

Если интерьер окрашен в темные тона, то для создания хорошей освещенности необходимо использовать более мощные источники света, т.к. темные поверхности поглощают значительную часть светового потока. В результате создаются контрастные светотени, утомляющие глаза. Причиной утомляемости может быть также чрезмерная яркость поверхностей окружающих конструкций. Блестящие поверхности образуют световые блики, которые могут вызывать временное ослепление.

При чрезмерной яркости источников света и окружающих предметов появляются головные боли, резь в глазах, расстройство зрения. Неравномерность освещения и разная яркость окружающих предметов приводят к частой переадаптации глаз во время работы, и, как следствие, к быстрому утомлению органов зрения. Поэтому хорошо освещенные поверхности, находящиеся в поле зрения, лучше окрашивать в светлые тона, коэффициент отражения которых находился бы в пределах 30 - 60%.

Известно, что полное отсутствие оттенков в помещении, наличие только белого - черного также утомляет зрение, как и множество ярких цветов. Поэтому, прежде чем проектировать цветовое оформление помещения, необходимо знать вид деятельности, который будет в нем осуществляться. После чего для каждого конкретного помещения определяется одна из цветовых гамм (А, Б, В,).



Цветовая гамма А содержит возбуждающие цвета (в основном красные) и используется в тех помещениях, где необходимо взбодрить человека, восполнить дефицит эмоций, двигательной активности.

Гамма Б включает в свой состав тонизирующие цвета - оранжевый, желтый, травяные и лиственные оттенки зеленого и применяется там, где не требуется духовно воздействовать на человека, но нужно добиться максимальной его работоспособности, деловой активности.

Гамму В представляют успокаивающие цвета - синий, зелено-голубой, голубой. В эти цвета следует оформлять деловые помещения (кабинеты администрации, приемные, вестибюли).

Цветом можно также компенсировать некоторые недостатки помещения, например, избыток тепла компенсируют синий и голубой цвета; в холодных помещениях желательно присутствие теплой гаммы цветов; белый цвет рекомендуется для помещений с избыточной влажностью; более насыщенные и контрастные цвета нужны для пыльных помещений, т.к. пыль «съедает» цвет, делает его мягче; в многолюдных помещениях желательна спокойная гамма цветов, способствующая снижению утомляемости. Запахи также можно нейтрализовать цветом, например, зеленый, синий, голубой с белым и черным приглушают сладкие запахи, горькие нейтрализуются теплой цветовой гаммой, очень неприятный запах «тонет» в белом, светло-голубом, светло-сером.

В зависимости от спектрального состава светового потока, излучаемого источником света, цвета окружающих поверхностей воспринимаются по разному. В связи с этим, при создании комфортного светоцветового климата в помещении наряду с правильным решением цветового окружения большое значение имеет правильный выбор источников света.

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЕСТЕСТВЕННОМУ И ИСКУССТВЕННОМУ ОСВЕЩЕНИЮ

45. Основные помещения зданий дошкольных учреждений должны иметь естественное освещение. Верхнее (или верхнее и боковое) естественное освещение может быть в рекреациях, холлах, раздевальных групповых ячеек, залах плавательных бассейнов, залах для музыкальных и гимнастических занятий.

Коэффициент естественной освещенности (далее – КЕО) в групповых с зонами отдыха, игральных, спальнях, медицинском кабинете, палатах медицинского изолятора, залах для музыкальных и гимнастических занятий должен быть не менее 1,5 %.

Освещение вторым светом может быть в туалетных групповых ячеек, моечных кухонной посуды, ресурсных центрах, раздевальных при залах плавательных бассейнов, залах для музыкальных и гимнастических занятий.

Без естественного освещения могут быть буфетные групповых ячеек, приемная медицинского изолятора, служебные помещения для работников, кладовая чистого белья (в учреждениях до 60 мест и при наличии комнаты кастелянши), гардеробные, туалетные и вестибюль для посетителей.

46. Уровни естественной и искусственной освещенности помещений дошкольных учреждений должны соответствовать требованиям технического кодекса установившейся практики «ТКП 45-2.04-153-2009 (02250) Естественное и искусственное освещение. Строительные нормы проектирования», утвержденного приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 14 октября 2009 г. № 338.

47. Глубина групповой с зоной отдыха, игральной при одностороннем освещении должна быть не более 6 м. При большей глубине групповой с зоной отдыха, игральной должно быть предусмотрено двустороннее параллельное или угловое расположение окон.

Высота подоконников от пола в групповых с зонами отдыха, игральных, спальнях, в залах для музыкальных и гимнастических занятий должна быть не более 0,6 м. На подоконниках не должно быть высоких (не выше 15–20 см от подоконника), широколистных цветов.

48. В помещениях зданий дошкольного учреждения должна быть предусмотрена солнечная защита групповых с зоной отдыха, игральных, спален, залов для музыкальных и гимнастических занятий, палат медицинского изолятора при ориентации окон, обращенных на азимуты 275°.

В качестве солнечной защиты должны быть использованы раздвигающиеся жалюзи, шторы из хлопчатобумажных и других тканей, обладающие достаточной степенью светопропускания и хорошими светорассеивающими свойствами.

Использование на окнах декоративных штор запрещается.

49. Источники искусственного освещения должны обеспечивать равномерное и достаточное освещение всех помещений дошкольного учреждения.

50. В качестве источников искусственного освещения помещений дошкольного учреждения с постоянным пребыванием в них воспитанников должны использоваться люминесцентные лампы с электронной пускорегулирующей аппаратурой, цветовой температурой 3500–4000 К и разрешенные ТНПА для использования в учреждениях для воспитанников.

При использовании люминесцентных ламп искусственная освещенность должна быть не менее 300 лк:

групповых с зонами отдыха, игральных, залов для музыкальных и гимнастических занятий – на уровне 0,5 м от пола;

приемных – на уровне 0,8 м от пола;

раздевальных – на полу.

Освещенность спален, палат медицинского изолятора должна быть 150 лк на уровне 0,5 м от пола.

51. При использовании ламп накаливания искусственная освещенность должна быть:

150 лк в групповых с зонами отдыха, игральных, залах музыкальных и гимнастических занятий – на уровне 0,5 м от пола;

75 лк в спальнях, палатах медицинского изолятора – на уровне 0,5 м от пола.

В дошкольных учреждениях должны использоваться светильники:

с лампами накаливания – закрытые или частично открытые в сторону потолка;

с люминесцентными лампами – закрытые или ребристые.

 

 





©2015- 2017 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов.