Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Аниме и манга сегодня - общая ситуация




Оглавление

Введение

Глава 1. Культура аниме

Отаку

Отаку в России

Аниме и манга сегодня - общая ситуация

Глава 2. Анкетирование

Общие сведения об анкетировании

Отношение к аниме: анализ информации анкет

Анимешники. Любимые аниме и деятельность

Заключение

Список литературы

Приложение


Введение

 

Сегодня аниме является важной частью массовой культуры различных стран мира. Зародилось оно в Японии в начале ХХ века, а уже к его середине аниме стало распространяться по всему миру. В Россию аниме стало проникать начиная с 1980 года, и в 2000-х превратилось в отдельную субкультуру, которая на сегодняшний день получила весьма широкое распространение.

Объект исследования данной курсовой работы: культура аниме.

Предмет исследования данной курсовой работы: отношение к аниме российской учащейся молодежи.

Темой курсовой работы было выбрано именно отношение к аниме российской молодежи в связи с тем, что в нашей стране этой субкультуре уделяется лишь небольшое внимание, в то время как на Западе, в Америке и в Японии исследователи активно изучают как саму японскую анимацию, так и отношение к ней в обществе, различные социальные явления связанные с этим. Существует достаточно много интересной литературы, которая описывает японскую визуальную культуру, как зародилась субкультура аниме, сленг анимешников, жанры аниме и многое другое. В России на сегодняшний день есть всего лишь одна книга, которая повествует историю японской анимации, а также отдельные статьи на тему аниме и его поклонников в сети интернет. Следовательно, данная тема является актуальной для изучения.

Цель данной курсовой работы - выявить, каково отношение современной российской учащейся молодежи к аниме.

Задачами работы является следующее:

·   Определить, что представляет непосредственно культура аниме

·   Исследовать общее положение этой культуры в разных странах, в том числе и в России

·   Осуществить анкетирование, с целью узнать общее впечатление от аниме, его положительные и отрицательные стороны

·   Выявить, что привлекает именно в аниме в сравнении с кинематографом

·   Выявить наиболее популярные аниме, жанры и самых привлекательных персонажей

·   Выявить наиболее известных режиссеров и аниме-студии

·   Узнать, привлекает ли аниме школьников и студентов к изучению японского языка

Изучить данную тему важно в связи с тем, что получила распространение в разных странах, что повлекло за собой различные социальные процессы и позволило создать определенное отношение к аниме в обществе. Западные исследователи придали немалое значение этому феномену и продолжают его исследовать уже долгое время, в то время как в России эта тема остается почти нераскрытой.

Одним из методов исследования, используемых в данной работе, было анкетирование, в котором приняло участие 84 человека. Анкета состоит из 20 вопросов, которые позволяют выяснить ответы на поставленные задачи исследования. В данном исследовании приняли участие школьники 7-11 классов, а также студенты средних и высших учебных заведений.

Часть из них являются случайными участниками, другая же часть - участники аниме-сообществ в интернете. Благодаря этому мы сможем получить мнения как людей, заинтересованных в аниме, так и тех, кто, вероятно, знает достаточно мало об этой культуре, но при этом имеет какое-то общее впечатление от культуры аниме.

Что касается литературы, связанной с японской анимацией, на русском языке практически нет. Основным произведением, к которому приходилось обращаться по данной теме на русском языке, была книга Бориса Иванова «Введение в японскую анимацию», в которой рассказывалось о появлении и становлении японской анимации. Так же была возможность обратиться к некоторым статьям в периодическом издании «Ниппония», которое издается в Японии и переводится на несколько языков, в том числе и русский.

На английском языке тема работы освящена в достаточной степени. Так же использовалась статья на японском языке, авторов Кумано Нанаэ и Хиро Тосимасаё посвященная аниме и манга, как явлениям массовой культуры.

В связи с формулировкой темы, а также поставленными целями и задачами, в вопросе территориальных рамок особое внимание будет уделяться России, а так же будут рассмотрены общие моменты для стран мира.

Что же касается хронологических рамок, то здесь исследуется только настоящее время и отношение к аниме современной молодежи по данным анкетирования, проведенного в марте 2014 года.

Структура курсовой работы следующая: работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложения. Первая глава посвящена исследованию культуры аниме, ее зарождение во всем мире и проникновение в Россию. Вторая глава посвящена анкетированию, проведенному автором в данной курсовой работе. Приложением является анкета, которая использовалась в данном исследовании.


Глава 1. Культура аниме

    Отаку

 

В данной главе мы рассмотрим, что из себя представляет культура аниме, какое распространение она получила в мире, как проявляется среди современной молодежи разных стран.

Прежде всего поговорим о родине аниме - Японии. Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день аниме и манга играют немаловажную роль в массовой культуре Японии а также других стран. «Начнем с того, что в 1970-е годы аниме вступило уже сформировавшимся коммерческим искусством.»Начало 1980-х годов в истории аниме ознаменовалось событием чрезвычайной важности, в связи с тем, что начали появляться первые аниме-отаку.Прежде всего мы можем заметить это явление, конечно, в Японии. Значение этого события трудно переоценить. Люди, родившиеся в 1960-х годах, всю свою жизнь смотрели аниме по телевизору и в кино, читали манга. Это формировало их мышление, мировоззрение, создавало примеры для подражания. Пройдя с аниме все детство, подростки-зрители уже могли смотреть новое аниме, более серьезное. Устав рисовать детское аниме, художники рисовали уже для более взрослой аудитории, в результате сего возникла уже новая ниша подросткового аниме. Можно сказать, что люди, рожденные после 1960-х годов, постепенно взрослели, и аниме взрослело вместе с ними. Именно в этот период индустрия японской анимации получает широкое распространение, и аниме становится феноменом не только японской, но и мировой культурной жизни.

Одновременно с этим начал развиваться полулегальный рынок, созданный анимешниками. На нем продавалось как разного рода самостоятельно созданные манга, костюмы, так и пиратские записи аниме с телевидения, нелегальные копии и так далее. Можно сказать, что с этого периода аниме и манга только начали набирать свою популярность. «После того, как фильм «Унесенные призраками» получил премию Оскара за лучший полнометражный анимационный фильм на 75-й церемонии вручения наград Американской академии киноискусств в 2003 году, японские анимационные фильмы (аниме) сразу снискали мировую славу.»

Многие задаются вопросом, что же является причиной столь широкой популярности японской анимации? Наиболее вероятный ответ заключается в том, что большое количество людей любит анимацию в целом, а благодаря немалому разнообразию жанров аниме люди разных интересов и даже культур могут найти что-то для себя, «формат аниме позволяет легко варьировать элементы фильмов в соответствии с их восприятием жителями разных стран.»

Но все же стоит уточнить, что культура Японии, как традиционная, так и поп-культура весьма специфична для европейцев, поэтому и аниме у многих вызывает противоречивые эмоции. Для жителей же Восточной Азии аниме и культура Японии намного ближе, им проще ее понять, а значит и распространение аниме там получило больше.

Если говорить про отаку, то за пределами Японии, в том числе и в России, этот термин обычно употребляется к фанатам аниме и манга. По началу «отаку» называли фотографов-любителей, которые считались социофобами и фанатиками, после чего этот термин получил негативное значение. Как правило, в Японии называть человека отаку является невежливым, в других же странах этот термин не несет столь негативного значения. «Сейчас этот термин входит в международный оборот подобно другому японскому слову, «караоке». Например, журнал «OTAKU USA», который выходит тиражом 100 тысяч экземпляров, активно способствует его распространению даже за пределами Японии. В этом журнале печатаются все новости аниме-индустрии, интервью с создателями аниме и многое другое настолько подробно, что он даже интересен самим отаку. «В США отаку, включая и меня, пытаются освободиться от пут консервативной американской культуры. Мы ищем вдохновения в созданном в Японии мире фантазии с его особым пониманием свободы», говорит Патрик Масиас, 37 летний американский отаку.

Если попробовать описать, что из себя представляет отаку - то, как правило, это люди, которые имеют обширную коллекцию манга и аниме, следят за выходом новинок и стараются быть одними из первых зрителей, коллекционируют фигурки любимых персонажей, читают специальные издания или посещают интернет страницы, связанные с аниме, участвуют в аниме-фестивалях, занимаются творчеством, связанным с аниме или манга и так далее.

Помимо отаку, есть также новички, которые еще только начинают вступать в мир аниме, активно интересуются всем по данной теме, но еще не слишком хорошо разбираются в терминологии и прочих вещах. Также встречаются люди, которые просто интересуются аниме. Они получают удовольствие от просмотра, также, как и отаку собирают коллекции любимых аниме и манга, посещают аниме фестивали, но относятся к этому более спокойно, нежели настоящие отаку, для которых, по сути, аниме - это жизнь. В отдельную категорию стоит выделить «японистов» - людей, которые любят смотреть аниме, но при этом серьезно увлекаются Японией, например изучением японского языка, истории и культуры Японии.

Также можно отметить, что отаку можно считать субкультурой. На территории России и Украины таких людей называют «анимешниками». Следует перечислить следующие признаки, в связи с которыми аниме можно считать отдельной субкультурой:

·   Особые интересы и ценности (аниме, манга, культура Японии)

·   Особый сленг (использование японских слов, классические возгласы «ня», сугой)

·   Определенная манера поведения (Здесь достаточно сложно определить общую для всех анимешников манеру поведения. Если говорить о возрастных группах, то у подростков - анимешников, а особенно девочек 12-15 лет это выражается более ярко, чем у взрослых анимешников. Для анимешников характерно подражать персонажам любимых аниме.)

·   Наличие неформальных групп и сообществ

·   Одежда и внешний вид (сумки, футболки с героями аниме, порой прически как у любимого персонажа, брелоки на телефон, иногда косплей)

Косплей можно считать довольно интересным явлением. Отаку пытаются полностью воссоздать образ персонажа. Они шьют костюмы, заказывают парики либо красят волосы, покупают цветные линзы. Наиболее развит косплей в Америке и в Японии, а так же присутствует во многих других странах, в том числе и в России.

Несмотря на то, что родина косплея - Япония, костюмированными играми изначально увлекались в США. Американцы в большинстве случаев переодевались в костюмы героев научной фантастики или исторических персонажей, в то время как японский косплей базируется на переодевании в героев аниме, манга и видео игр.

Многие анимешники любят кошачий образ. «Это породило другую традицию аниме-субкультуры: многие девушки-анимешницы носят неко-ушки, т.е. забавные пушистые наушники, по форме напоминающие кошачьи уши.»

Если говорить о творчестве, которым занимаются отаку и просто любители аниме, то прежде всего, это рисование. Почти каждый отаку, независимо от того, умеет он рисовать или нет - старается рисовать любимых героев. Стоит отметить, что это помогает раскрыть новые таланты - начиная с рисунков на полях тетради, юные художники постепенно начинают рисовать профессионально. На сегодняшний день существует множество пособий, в которых подробно описываются все тонкости рисования аниме и манга. Кроме того, уроки можно найти и на различных интернет ресурсах, в результате чего изучить основы рисования героев японской анимации может каждый.

Следующий вид творчества, весьма распространенный среди отаку - это так называемые фанфики. Суть этого занятия в том, чтобы написать свою историю по оригинальному произведению: это может быть предыстория, продолжение истории, альтернативный сюжет и так далее.

Каждый желающий может написать подобную историю, а впоследствии выложить в сеть интернет и поделиться ей с другими поклонниками оригинального произведения.

Еще один важный элемент творчества отаку - это AMV. Это увлечение не такое доступное, как первые два: создателю необходимо владеть навыками для работы в соответствующих программах, а так же обладать технической возможностью их создания. На первый взгляд может показаться, что создать нарезку из отрывков аниме и наложить на музыку не составит большого труда, однако есть люди, которые действительно серьезно увлекаются этим занятием, а работа над клипами может занимать дни и даже месяцы. В России, например, существуют два основных интернет-портала, посвященных этому занятию, на одном из которых ежегодно проходит всероссийский конкурс, в котором также участвует множество клипмейкеров из других стран.

Актерское мастерство. Аниме-фестивали проводятся во многих городах мира. Их ведущим, а также тем, кто участвует в косплей-сценках, нужно очень постараться, чтобы заинтересовать публику, в результате этого можно сказать, что аниме помогает развить и актерские способности.

 

Отаку в России

 

Мы не можем точно сказать, когда появились первые отаку в России и подробно описать их деятельность. «Судя по всему, они появились в СССР, поскольку аниме неоднократно попадало на экраны советских кинотеатров. К тому же, некоторые люди имели возможность бывать в Японии и в западных странах, в которых аниме начало активно появляться в конце 1980-х годов. Однако достоверной информации об этих людях практически нет, и если они и были, то известность их деятельность получила только в узком кругу знакомых.»

Можно выделить четыре волны отаку: отаку времен "Корабля-призрака", "Роботека", "Сейлор Мун" и Горбушки. И, думаю, можно отдельно выделить волну начала XXI века, когда аниме получило максимальное распространение и превратилось в субкультуру.

Итак, первой можно назвать эпоху появления на экранах экранизации «Корабль призрак» - 1980 год. «В советских кинотеатрах с большим успехом проходило детское классическое аниме «Корабль призрак», который был первым закупленным фильмом данного жанра. И вот именно в это время в стране стали появляться первые отаку, которые с большим удовольствием наслаждались просмотром картины «Корабль призрак». Но, эти люди были ещё слишком малы, чтобы создать свои Фан-клубы и организовать специальную фанскую деятельность.»

Но, несмотря ни на что, именно данный период является началом аниме. Теперь переходим к аниме «Роботек» - 1990 год. После распада СССР в России стали появляться пиратские видеокассеты, когда в основном в первых тиражах шли переводимые голливудские фильмы, а в дополнении на кассету были записаны часовые хентайные аниме OAV.

Третья эпоха - это возникновение «Сейлор Мун» - 1996-2002 год. Многие, кто вырос на этом аниме-сериале, впоследствии становились анимешниками, такими, какими мы привыкли их видеть сегодня.

Примерно в этот же период возникает первый в России клуб поклонников аниме "R.An.Ma" <http://ranma.anime.ru/> появился во второй половине 1996 года. К тому же времени относится и появление первых аниме-страничек - сайта Алексея Дубинского о сериале "Роботек"/"Макросс", сайта Алексея Лапшина - странички клуба "R.An.Ma", и личного сайта Николая Симкина (президента клуба).

«Общее было также и другое - все они были членами (нодами и поинтами) некоммерческой сети ФИДО <http://www.fidonet.org/>, в которой и протекала значительная часть их общения». Стоит так же упомянуть Евгения Медведева, который создал первую российскую страничку упоминавшую аниме. Но стоит заметить, что была она написана на английском языке. «Из всех тогдашних членов клуба Медведев имел наименьший номер ноды в ФИДО (2:5020/207), поэтому именно он, после того, как русские отаку заполнили своими обсуждениями конференции RU.VIDEO и RU.TOON, создал специальную конференцию RU.ANIME.» Это происходило в первой половине 1997 года. Вскоре появился клуб поклонников аниме и манга в Перми, затем в Воронеже и Санкт-Петербурге.

Первая статья, написанная про поклонников аниме в России, была выпущена на английском языке и до сих пор не переведена на русский.

Манга и аниме постепенно получали все большее распространение, но, стоит заметить, что не всем это нравилось. В результате этого, в 1998 году возникла организация "AMD", провозглашавшая своей целью борьбу с аниме и отаку.

В начале свой истории клуб собирал аниме, которое бродило по стране на пиратских кассетах. Обычно это были переводы английских и американских дублированных версий.

Также с появлением банковских карт появилась и возможность покупки через интернет - это упростило путь аниме в Россию.

В 1999 году выходит книга Б. Иванова «Введение в японскую анимацию», в которой автор подробно рассказывает историю аниме.

Начиная с 2000-х годов, в России стали появляться первые цифровые носители - CD и DVD, а значит, было существенно упрощено тиражирование и распространения аниме.

На территории России стал транслироваться аниме сериал «Покемон», который стал популярен среди школьников.

Со временем доступ в интернет упрощается, что позволяет сейчас скачивать различное аниме, сразу после выпуска премьеры. Не дожидаясь официального издания, сегодня многие аниме переводят самостоятельно, добавляя фэнсаб или любительскую озвучку. Та же ситуация обстоит и с манга - ее сканируют, переводят на русский (чаще с английского) сами отаку. Есть, конечно, те, кому хочется заполучить официальное издание себе в коллекцию - они ждут официального выхода и обязательно покупают диск с аниме или книжечку-манга. Но все же куда большее распространение аниме и манга получили пиратским способом - люди выкладывают аниме и манга в социальные сети, скачивают с различных сайтов, покупают дешевые пиратские диски, обмениваются друг с другом.

Если рассматривать российских отаку и анимешников сегодня, то, пожалуй, они мало отличаются от американских. Они так же занимаются переводами, творческой деятельностью (косплей, фанфики, амв, рисунки). Кроме того, в крупных городах проводятся аниме-фестивали, которые собирают достаточно большое количество людей, а так же просто сходки и аниме-вечеринки. Примером таких фестивалей можно назвать «Азия Бриз» и «Чибифест», которые проходят в Екатеринбурге, а также «P.Ani.C» и «Онигири» в Перми.

Подробнее деятельность и жизнь поклонников аниме рассмотрим во 2 главе.

 

Аниме и манга сегодня - общая ситуация

 

По данным ICv2последнее время сокращается количество продаж официально изданных манга и аниме, но вместе с тем процветает нелегальный способ чтения манга и просмотра аниме. Например, в октябре 2011 г., когда в Нью-Йорке была презентация 16-го тома манга «Фейри тейл», фанаты задавали слишком много вопросов о продолжении сюжета, что ведущему пришлось остановить их. Было ясно, что отаку уже знакомы с сюжетом несмотря на то, что глава только вышла. Отаку сканируют и переводят манга, добавляют субтитры к аниме, в результате чего многим просто нет необходимости покупать лицензионное издание, что не могло не сказаться на продажах.

Но тем не менее манга и аниме действительно обладают немалой популярностью во всем мире, в результате чего сегодня, наверное, сложно найти человека, которого совсем не коснулся «манга бум», который даже не знает, что такое «аниме». И даже, несмотря на то, что продажи лицензионных изданий упали, со временем ситуация должна стабилизироваться. Количество отаку на сегодняшний день весьма велико, поэтому аниме будет популярно еще долгое время.

Таким образом можно сказать, что благодаря аниме появилось много новых явлений, как например различные направления творчества, появились новые социальные явления, а именно субкультура, в которой встречается такое явление как отаку. У этого феномена есть как свои плюсы, так и минусы. К плюсам в первую очередь стоит отнести развитие творческих способностей благодаря культуре аниме, а так же то, что благодаря этому люди находят новых друзей и единомышленников. В минусах же стоит отметить то, что человек может потерять свою личность, подражая любимому герою. Кроме того, у некоторых школьников и студентов теряется интерес к учебе - главным в их жизни теперь становится аниме. Некоторые начинают как бы выпадать из действительности - жить в своем, придуманном мире. Как результат этого можно назвать такое явление, как хикикомори, весьма популярное в Японии на сегодняшний день. Человек находится в строгой изоляции от мира и общество, практически не выходит из дома, не имеют работу и не ходят на учебу. Некоторые среди них целыми днями смотрят аниме или играют в видеоигры. Конечно, проблема здесь не в самом аниме, а в социально-культурной ситуации, в человеке, его характере, но нельзя отрицать и того, что аниме зачастую становится одной из весомых причин всех вышеперечисленных явлений.

Мы можем с этим столкнуться не только в Японии, России или Америке, но и во многих других странах мира, ведь манга и аниме на сегодняшний день получили очень широкое распространение. Несмотря на снижение показателей по продажам манга, интерес к этой культуре остается довольно сильным, в результате чего вряд ли он исчезнет в ближайшее время.

 


Глава 2. Анкетирование

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...