Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Школы современной западной социологии

ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЗАПАДНЙ СОЦИОЛОГИИ

 

История развития западной социологии необходимый и естественный процесс социологии в целом. Как оценить вклад ученого и как это связать с прошлым, и как вообще прошлые социологические знания можно сопоставить с современными условиями? Все это можно подробно разобрать, начиная с истории развития современной западной социологии[26].

История развития современной западной социологии

С 1920 года начинается самый мощный этап развития современной западной социологии, потому что именно в это время общество вступает в эпоху индустриализма, а центр мировой социологической мысли перемещается из Западной Европы в США, но общество не теряет интерес, к теоретическому и методологическому достижению и по сей день. Так же есть и другие факторы, влияющие на так называемый рывок в истории развития современной западной социологии. Один из них – это завершение Первой мировой войны, который поставил задачу переосмысления социальных процессов. А второй фактор, влияющий на развитие - демократические и социологические революции в Европе. Все это вело к очень масштабным переменам. Социология стала выступать в качестве системы знаний и как определенный способ мышления для изучения людей, общества и социума в целом. Отсюда вытекают различные этапы развития современной западной социологии, и они мы поговорим более подробно[1,с.10-13].

Первый период развития современной западной социологии начинается 1920 года и по 1930 года. Он характеризуется наступлением теоретического исследования  и его доминирования в социологической теории и практики. Общество понимается, как система, возвышенная над индивидом. В это время  во Франции это было связано с работами представителями школы Э. Дюркгейма, а в Германии с появлением Франкфуртской школы. Нельзя не отметить что именно в этот период произошло зарождение трех парадигм: феминологии (А.Шюц), символического интеракционизма (Дж.Г. Мид),структурного функционализма (Т.Парсонс).

Второй период протекает на протяжении  1940-1960-е гг., он непосредственно был связан с окончание Второй мировой войны. Главным  центром в западной социологии по-прежнему остается США, так как вся Европа отходила от последствий Второй мировой войны. Этот период старался обратить свое внимание на личность человека, ученые считали что, не познав личность, нельзя понять мотивов его поведения. Наибольший вклад в это время, внесли такие ученые: Т. Парсонс, Р. Мертон и т.д. Так же стали активно проводиться эмпирические исследования на предприятиях, которые затрагивали все социальные отношения работников.

Третий период охватывает полтора десятилетия: 1970-е – первая половина 1980-х гг. Этот период сосредоточен на взаимодействии общества и индивида. Для него свойственно стремление к существенному обновлению теоретического арсенала в рамках ряда появившихся концептуальных направлений-пост-индустриализма, модернизации, структурализма, постмодернизма и д.р. Проявляют себя новое поколение социологов: Э. Гидденс, П. Бурдье, Р. Будон, и т.д. Социология выходит на всемирный масштаб. Появляются Международные социологические конгрессы.

Четвертый период это - вторая половина 1980-х -2010-е гг., его ещё называют марксистским, потому что он предполагает вмешательство марксистских традиций. Он предполагает вывести социологию на новый уровень теоретического осмысления процессов в реальной жизни и в социологии в целом. Так же он характерен переход к пост неклассическому развитию в социологии. Появляются теории: структурации Э. Гидденса, пост - модернизма З. Баумана, социального поля, капитала, социальных изменений, глобализации. Развитие на международном уровне не стояло на месте и продолжало успешно работать, собираясь, раз в четыре года на всемирные конгрессы.[1.с,15-18].

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что история развития современной западной социологии очень разнообразна и сложна. Во-первых, потому что она попала влияния Первой мировой войны и Второй мировой войны. Во-вторых, появляются новые теории и методологии, которыми мы пользуемся и в настоящее время.

Школы современной западной социологии

 

Несмотря на появления множеств новых школ во время развития современной истории западной социологии, стоит выделить самые основные из них и разобрать их концепцию и представителей. Одна из них - Структурный функционализм, основывающийся на том, что общество представляет собой многофункциональную систему, состоящую из множества подсистем. Представителем данной школы является Т. Парсонс(1902-1979)- американский социолог-теоретик, один из создателей современной теоритической социологии. Он внес один из основных вкладов в развитие современной западной социологии – это создание современного языка социологии. Был избран президентом Американской социологической ассоциацией в 1949 году.

Одна из основных проблем поднятой в данной теории - это понятие и сущность социальной системы, её структурных компонентов, функций и структуры. Социолог считает, что для этого были определенные предпосылки. Такие как: движение клинической психологии, результаты, полученные социальной антропологией и работы немецкого социолога М. Вебера. Общество, по мнению Т. Парсонса бывают таких видов: промежуточные, связанные с появлением письма, социального расслоения, выделение культуры в отдельную отрасль человеческой деятельности, примитивные, в которых дифференциация носит незначительный характер, современные, характерны отличием которым является отделение правовой системы от религиозной. Их развитие носит в себе эволюционный характер.[21.c, 55].

В центре исследования структурного функционализма лежат индивиды и их действия. Из этого исходит следующий вывод о том, что общество нормативно регулируется, и действия протекают в рамках системы ценностей. Поэтому чтобы существовать любая социальная система должна отвечать четырем функциональным требованиям: адаптация, интеграция, целедостижение и удержание [23].

Вторая не менее важная проблема – это проблема социального порядка и стабильности социальных систем. Главную роль в этом вопросе играют культура и культурные ценности, но они играют не только основополагающую роль в процессах институционализации, но и сами по себе санкционируют все правовую систему.

Третья проблема представляет собой совокупность эволюций и социальных изменений. Парсонс видит, что ни одна социальная система не находится в состоянии идеального равновесия. Процессу эволюционного развития соответствует процесс инновации, а дифференциация общества требует интеграции. Свои взгляды на все эти проблемы Т. Парсонс считал как исходные и нуждающиеся в развитие.

Ещё одной ни мало значимой школой является - Франкфуртская школа. Принято считать, что она зародилась с 1931 года, но сама по себе школа появилась в 1923году. В 1931 году институт возглавлял Макс Хо́ркхаймер(1895-1973)- немецкий философ и социолог. В развитии критической теории общества  пытался соединить почерпнутые у Карла Маркса мотивы критики буржуазного общества с идеями гегелеской диалектики и психоанализа Зигмунда Фрейда[28]. Критическая теория против навязывания индивиду со стороны общества рамок или запретов, которая противоречит его деятельности.

Представители данной школы считали, что буржуазное общество превратилось в тоталитарную систему, в которой ввиду отсутствия пролетариата революционная роль общества переходит к интеллигентам. Вокруг франкфуртской школы появилось оппозиционно настроенные марксистские мыслители, критическо относившиеся к капитализму.

Основная идея этой школы - это смешение философских понятий и концепций. Идейными источниками философии Франкфуртской школы были марксизм, фрейдизм и гегельянство: 1.У Карла Маркса были взята классовая борьба, 2. У Фрейда идея структуры личности и бессознательное поведение, 3. У Гегеля взята диалектика, 4.У Вебера была взято понятие рациональность, 5. У Канта почерпнуты идеи критики традиционного мышления[27].

Франкфуртцы считают, что идея ликвидации традиционной философии, потому что некоторые моменты из философии в сферу социального знания. К примеру, в работе Хоркхаймера и Адорно «Диалектика просвещения» (1944). Авторы утверждают, что раньше называлось рациональностью, сейчас они называют просвещением. Целью рационализации является - овладение внешней и внутренней природы, а сам принцип рационализации совпадает с принципом воли к власти [29.c, 16]. Так же они говорят о пути разума – разум стал техничным, чисто инструментальный контролируемый системой. Все рассматривается через призму власти, научных абстракций. В ХХ веке создаются псевдо-коллективы, состоящие из псевдо-индивидуальностей. Концом всего процесса – впадение в «коллективное безумие». Адорно критикует «организованное общество», в котором рационализация подчиняет каждого индивида и исключает социальную активность. Такое общество, по его мнению, разобщает индивидов и создает «индустрию культуры», которая заполняет весь досуг человека, чтобы внедрить в голову так называемый государственный порядок как закон всей его жизни.

«Негативная диалектика» в свою очередь - не диалектика рационального типа, а это синтез природного и рационального. Эта диалектика ориентируется на художественное искусство.

Герберт Маркузе(1898-1979)-немецкий и американский социолог утверждал, что культура угнетает человека. В своей форме западная идея разума осуществлялась в системе материальной и интеллектуальной культуры, которая находит свое развитие в индустриальном обществе. Культура по своей особенности способна к саморазрушению. Все то что создано на основе разума, обнаруживает свою неразумность.

В своей книге Маркузе «Одномерный человек»(1964)  говорит о переходе социума на новую стадию развития, которую он называет трансцендированием. Автор  говорит о том, что необходимо расшить внутренний рынок, как можно теснее приблизить трудящихся к существующие системе производства и интегрировать их экономически[30.c, 25].

Франкфуртцы считали, что на место «буржуазного индивида» должна прийти иная личность. В её основе будет некое эстетическое начало.

Франкфуртская школа просуществовала более сорока лет, к сожалению, она распалась в начале 70-х годов. Все вышеперечисленные идеи, стали одним из основания для появления движения «новых левых» и способствовала к формированию протеста и разрушения, политического экстремизма.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что данные школы могли влиять на сознание людей, менять их политические взгляды. Это не все школы, которые существовали истории современной западной социологии, но, на мой взгляд, они в большей мере внесли вклад. К сожалению, не все школы просуществовали до наших дней.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...