Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принципы и задачи финансового контроля в сфере обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях




В условиях развития рыночных отношений в России финансовый контроль приобретает особую значимость, поскольку призван обеспечить соблюдение законности в сфере финансов, вне зависимости от формы собственности, на основании которой функционирует тот или иной хозяйствующий субъект. Обеспечивая законность в финансовой сфере, финансовый контроль повышает безопасность деятельности хозяйствующих субъектов. Существуют различные виды финансового контроля, но в обеспечении безопасности в чрезвычайных ситуациях особую роль играет государственный финансовый контроль.

В юридической литературе отмечалось, что общественные отношения, возникающие при осуществлении финансового контроля, все его виды регламентируются нормами финансового права, в частности, нормами бюджетного и налогового права; нормами институтов банковского кредитования и государственных расходов; валютным законодательством и т.д.

Важнейшим направлением всей деятельности органов государства и муниципальных образований является контроль за различными сферами общественной жизни. Контроль государства и муниципальных образований в области финансов, финансовых отношений получил в науке финансового права название «финансовый контроль». Наличие финансового контроля обусловлено необходимостью практической реализации функций финансов: распределительной, регулирующей и контрольной. При этом распределительная и регулирующая функции непосредственно связаны с контрольной функцией, которая пронизывает всю деятельность государства и муниципальных образований по созданию, распределению (перераспределению) и использованию фондов, денежных средств, т.е. охватывает своим воздействием все общественные отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности.

Е.Ю.Грачева раскрывает социально-экономическую сущность и функции финансового контроля, который «прошел длительный период становления и развития еще в рамках докапиталистических формаций, когда проявлялись его отдельные элементы, в первую очередь, в процессе сборов налогов»[62]. Но только в условиях капитализма финансовый контроль получил свое широкое развитие, тогда проявляются и непосредственные субъекты государственного финансового контроля со стороны парламента. Финансовый контроль присутствовал и при социализме, целью которого была проверка соблюдения плановых пропорций в расширенном социалистическом воспроизводстве[63].

Однако особенно возрастает роль финансового контроля на современном этапе развития нашей страны. Реальной угрозой экономической безопасности России стало масштабное нецелевое использование бюджетных средств, незаконный вывоз капитала за границу, противоправные действия в банковской и налоговой сферах, криминализация экономических и иных отношений[64].

Велико значение финансового контроля и, в первую очередь, государственного финансового контроля за деятельностью государственных и муниципальных органов власти в процессе выработки и реализации ими финансовой политики[65].

Финансовому контролю как части финансовой деятельности присущи те же принципы, на которых осуществляется финансовая деятельность государства и муниципальных образований и которые закреплены в Конституции РФ и иных нормативных правовых актах. Это принципы законности, гласности, федерализма, плановости. При этом следует отметить, что нами предлагалось дополнить перечисленные принципы финансовой деятельности государства и муниципальных образований, принципами, которые отражают, по нашему мнению, специфику финансовой деятельности государства и муниципальных образований, как особого вида государственной деятельности. В связи с указанным были названы такие принципы, как:

1) единство цели осуществления;

2) максимально допустимая прозрачность;

3) строжайший учет;

4) результативность[66].

Итак, финансовый контроль должен осуществляться в соответствии с перечисленными выше общими принципами, присущими всей финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

Рассматривая принципы финансового контроля, необходимо учесть, что Е.Ю.Грачева правильно отмечала: «Мировое сообщество на основе многолетнего опыта разработало основные принципы организации государственного финансового контроля, к реализации которых стремится каждое современное цивилизованное государство. Эти принципы изложены в Лимской декларации ИНТОСАИ (Международная организация контрольных органов): независимость и объективность, компетентность и гласность[67].

Вопрос о понятии финансового контроля, его сущности и формах, остается дискуссионным в экономической и юридической литературе, Э.А. Вознесенский еще в 70-е г.г. прошлого столетия обратил внимание на взаимообусловленность финансового контроля и финансовой деятельности, указав на необходимость расширения внешних границ контрольной деятельности финансовых органов и других субъектов финансового контроля[68]. Вывод о необходимости распространения действия финансового контроля не только на финансовые операции, но и на определенные виды хозяйственных отношений, по нашему мнению, соответствует реальной действительности. Для подтверждения правильности этого вывода достаточно обратиться к актам ревизий или комплексных проверок хозяйственной и финансовой деятельности любого хозяйствующего субъекта[69].

Н.И.Химичева отмечала: «... объект финансового контроля не ограничивается проверкой только денежных средств. В конечном итоге он означает контроль за использованием материальных, трудовых, природных и других ресурсов страны, поскольку в современных условиях процесс производства и распределения опосредствуется денежными отношениями»[70].

Однако признание данного положения не дает основания для переименования финансового контроля в финансово-хозяйственный, как это предлагал в свое время И.А.Белобжецкий[71]. Финансовый контроль — это контроль финансовой и определенной части хозяйственной деятельности, той части, от которой непосредственно зависят финансовые показатели, результаты деятельности государства и муниципальных образований по созданию и использованию фондов денежных средств. Финансовый контроль хозяйственной деятельности не исключает, а предполагает необходимость осуществления над нею других видов контроля.

В экономической и юридической литературе финансовый контроль определяется по-разному. Так, под финансовым контролем понимается «наблюдение, определение и выявление фактического положения финансовых показателей деятельности по сравнению с заданными»[72].

Имеется несколько иное понятие финансового контроля, который определяется как «совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации»[73].

Как отмечалось в литературе, наиболее полное определение финансового контроля как экономической категории сформулировал И.В.Фирулин[74]. По его мнению, финансовый контроль — это «совокупность форм, методов, приемов производства ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, объединений, организаций, учреждений; законности операций по формированию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, сохранности собственности; правильности и своевременности выполнения финансовых обязательств перед бюджетом, государственными внебюджетными фондами; постановки бухгалтерского учета и достоверности отчетности».

Финансовый контроль осуществляется в правовой форме, поэтому в юридической литературе также содержатся разные определения финансового контроля как правовой категории.

Фундаментальное исследование проблем правового регулирования финансового контроля, в том числе государственного финансового контроля, провела Е.Ю.Грачева. В своих работах она отмечает, что государственный финансовый контроль, являясь одним из видов государственного контроля, осуществляется в процессе собирания, распределения (перераспределения) и использования фондов денежных средств, и в рыночных условиях он усложняется тем, что охватывает своим воздействием не только финансовую деятельность государственных и муниципальных организаций, но и финансовую деятельность организаций, функционирующих на праве частной собственности, физических лиц и граждан-предпринимателей в целях поддержания законности и правопорядка в сфере финансов[75]. Финансовый контроль, по мнению Е.Ю.Грачевой, «необходимо рассматривать в двух аспектах:

1) Как строго регламентированную деятельность специально созданных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов;

2) Как неотъемлемый элемент управления финансами и денежными
потоками на макро- и микро - уровнях с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций.

Оба аспекта контроля взаимосвязаны, различаются целями, методами и субъектами его осуществления»[76].

Итак, финансовый контроль - это регламентированные нормами финансового права действия государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов, действующих на различных формах собственности, направленные на установление своевременности и правильности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в централизованные и децентрализованные государственные фонды денежных средств, в фонды денежных средств, находящихся в иных формах собственности, а также на проверку законности и эффективности использования денежных, материальных и трудовых ресурсов в стране. Финансовый контроль охватывает своим воздействием в той или иной степени все звенья финансовой системы России.

Финансовый контроль многообразен, поэтому его классификацию в науке финансового права ученые проводят по различным основаниям. За основу классификации берут, как правило, характеристику субъекта, осуществляющего финансовый контроль, время проведения финансового контроля и сферу его действия.

Н.И.Химичева в зависимости от субъекта, осуществляющего финансовый контроль, подразделяла его на следующие виды:

а) представительных органов государственной власти и местного
самоуправления;

б) Президента или аппарата Президента Российской Федерации;

в) исполнительных органов власти общей компетенции;

г) финансово-кредитных органов;

д) ведомственный и внутрихозяйственный;

е) общественный;

ж) аудиторский[77].

В дальнейшем Н.И.Химичева корректирует вышеназванный перечень и отмечает, что в зависимости от видов органов, осуществляющих государственный финансовый контроль, его можно подразделить на:

а) представительных (законодательных) органов власти;

б) Президента Российской Федерации;

в) исполнительных органов власти общей компетенции;

г) финансово-кредитных органов;

д) ведомственный (внутриведомственный) контроль, дополняемый внутрихозяйственным (внутренним) контролем. В свою очередь, в зависимости то правового статуса субъекта, осуществляющего финансовый контроль, он подразделяется на государственный, муниципальный, общественный и аудиторский[78].

По субъекту осуществления финансового контроля его подразделяют и на такие виды, как:

- государственный;

- негосударственный[79].

В свою очередь названные виды финансового контроля подразделяются на подвиды.

Так, государственный финансовый контроль можно подразделить на общегосударственный, ведомственный и внутрихозяйственный.

Негосударственный финансовый контроль подразделяется на местный финансовый контроль, внутрисистемный, аудиторский (независимый), общественный.

Общегосударственный финансовый контроль осуществляется Федеральным Собранием - парламентом Российской Федерации, который в соответствии со ст. 94 Конституции РФ является представительным и законодательным органом. Данный вид контроля осуществляет Президент Российской Федерации. Проводят общегосударственный финансовый контроль и законодательные органы субъектов РФ. Функции по осуществлению общегосударственного финансового контроля в соответствии с законодательством возложены также на исполнительную власть Российской Федерации — Правительство РФ, правительства и администрации субъектов Российской Федерации.

Так, Государственная Дума рассматривает и утверждает отчет об исполнении федерального бюджета, представляемый Правительством Российской Федерации (ст. 114 Конституции), а также отчеты об исполнении государственных внебюджетных фондов денежных средств (Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования) Государственная Дума и Совет Федерации осуществляют свои контрольные функции через создаваемые ими соответствующие комитеты и комиссии; финансовый контроль осуществляется в процессе проведения Государственной Думой слушаний по вопросам формирования и исполнения федерального бюджета. Федеральное Собрание РФ в соответствии с Конституцией Российской Федерации создает Счетную палату Российской Федерации, которая наделена широкими полномочиями в сфере финансового контроля.

Президент Российской Федерации как глава государства определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, с учетом которых строится финансовая политика, обращается с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики к Федеральному Собранию (ст. 80, 84 Конституции РФ). Президент Российской Федерации осуществляет финансовый контроль через Контрольное управление и другие управления своей Администрации, а также через полномочных представителей семи федеральных округов[80]. Правительство РФ в соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации» осуществляет финансовый контроль, реализуя свои полномочия в области финансов[81].

В законодательстве предусмотрено и создание специальных субъектов общегосударственного финансового контроля, для которых финансовый контроль является основным видом их деятельности. К ним относятся Счетная палата РФ, Центральный Банк РФ (Банк России), Министерство финансов РФ, а также созданные в 2004 г. пять федеральных служб: Федеральная налоговая служба, Федеральное казначейство, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральная служба страхового надзора.

Субъектами общегосударственного финансового контроля являются и соответствующие органы исполнительной власти субъектов РФ.

Остановимся на более подробной характеристике правового статуса и компетенции некоторых субъектов общегосударственного финансового контроля.

Счетная палата Российской Федерации. Счетная палата Российской Федерации в соответствии со ст. 101 Конституции РФ образуется Советом Федерации и Государственной Думой для осуществления контроля исполнения федерального бюджета

В соответствии со ст. 103 Конституции РФ к ведению Государственной Думы относится назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, а к ведению Совета Федерации в соответствии со ст. 102 Конституции РФ назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов. Состав и порядок ее деятельности определен ФЗ РФ от 11 января 1995 г. «О Счетной палате РФ»[82].

К основным задачам Счетной палаты РФ относятся:

определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

финансовая экспертиза проектов федеральных законов, иных нормативных актов органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных органов;

контроль законности и своевременности движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях России и т.д.

Счетная палата РФ, осуществляя общегосударственный финансовый контроль, вправе проводить ревизии и Главатические проверки, не вмешиваясь в оперативную деятельность проверяемых организаций. О результатах ревизий и Главатических проверок Счетная палата информирует Совет Федерации и Государственную Думу. При выявлении нарушений в хозяйственной, финансовой или иной деятельности, наносящей государству ущерб, Счетная палата РФ вправе давать администрации проверяемой организации предписания, обязательные для исполнения.

В случаях неоднократного неисполнения или ненадлежащего исполнения предписаний Счетная палата РФ вправе по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных и расчетных операций по банковским счетам проверяемых организаций. Счетная палата должна регулярно представлять сведения о своей деятельности средствам массовой информации, Счетная палата также публикует соответствующий материал в Бюллетени Счетной палаты Российской Федерации, который был основан в 1997 году и выпускается в соответствии с Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации».

Анализ материалов, опубликованных в Бюллетенях Счетной палаты РФ за несколько лет, свидетельствует о масштабности финансового контроля, осуществляемого рассматриваемым субъектом общегосударственного финансового контроля. Аудиторы Счетной палаты РФ в соответствии с утвержденным планом работы на соответствующий год, проводили проверки (в том числе Главатические) целевого использования ассигнований, выделяемых из федерального бюджета различными органами исполнительной власти; исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации; обоснованности возврата излишне уплаченных налогов и сборов из того или иного бюджета; организации работы федеральной налоговой службы и службой Федерального казначейства по исполнению доходных статей федерального бюджета, установленных федеральным законом о федеральном бюджете на тот или иной год, в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ и Бюджетного кодекса РФ; деятельности органов исполнительной власти по управлению государственным имуществом в части учета и ведения реестров государственной собственности, обеспечения поступлений неналоговых доходов федерального бюджета, организации контроля достоверности, полноты и оперативности их перечисления в федеральный бюджет, по обеспечению поступлений доходов федерального бюджета от продажи имуществ, находящегося в государственной и муниципальной собственности, освобождаемого военного имущества и от реализации арестованного, конфискованного и иного имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, высвобождаемого военного имущества и от реализации арестованного, конфискованного и иного имущества, обращенного в собственность государства и т.д.

Счетная палата РФ проводит проверки по устранению отмеченных ее аудиторами недостатков в хозяйственной и финансовой деятельности проконтролированных субъектов и направляет отчет о результатах проверки устранения недостатков в Государственную Думу, Совет Федерации и Полномочному представителю Президента Российской Федерации в соответствующий федеральный округ. Материалы по результатам проверки устранения недостатков направляются в средства массовой информации, как отмечалось ранее, публикуются в Вестнике Счетной палаты Российской Федерации.

Подробный анализ правового статуса, деятельности Счетной палаты РФ, путей совершенствования ее правового положения и повышения эффективности ее контрольной деятельности провел Н.Д.Погосян[83]. Многие положения, сформулированные ученым, по нашему мнению, имеют не только теоретическое, но и практическое значение.

Центральный Банк Российской Федерации (Банк России). Центральный Банк Российской Федерации (Банк России) действует в соответствии с ФЗ РФ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России) от 10 июля 2002 г. № 86 - ФЗ[84].

Центральный банк Российской Федерации (Банк России), являясь юридическим лицом, одновременно осуществляет функции органа государственного управления, наделенного властными полномочиями. Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции, имеет право издавать нормативные правовые акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, действующих в сфере финансов. Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

Банк России представляет в Государственную Думу и Президенту Российской Федерации информацию в порядке, установленном федеральными законами.

Подробно правовой статус Банка России, его компетенция рассматривались в главе I настоящего исследования. В настоящей главе необходимо подчеркнуть его роль как органа банковского надзора. В литературе отмечалось, что целью банковского надзора является проверка соблюдения кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных им обязательных нормативов для поддержания стабильности банковской системы РФ и защиты интересов вкладчиков и кредитов[85].

По мнению Н.А.Саттаровой, «банковский надзор включает в себя: установление обязательных для кредитных организаций и банковских групп правил проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля; получение у кредитных организаций необходимой информации об их деятельности, требование разъяснений по полученной информации; государственную регистрацию кредитных организаций; выдачу лицензий кредитным организациям на ведение банковских операций, их приостановление и отзыв; установление квалификационных требований к кандидатам на должности членов совета директоров, единоличного исполнительского органа, главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера кредитной организации...»[86].

Среди задач Банка России по совершенствованию банковского надзора в свете совместного программного документа - заявления Правительства РФ и Банка России от 30 декабря 2001 г. «О стратегии развития банковского сектора Российской Федерации» в литературе называют проведение во взаимодействии с банковским сообществом работы по подготовке к внедрению международных подходов к оценке достаточности капитала кредитных организаций, определенных Базельским комитетом по банковскому надзору в рамках новых подходов к оценке достаточности капитала банков (Базель), в том числе изучение характера и масштаба необходимых изменений в законодательные и иные нормативные правовые акты в связи с внедрением указанных подходов[87].

Банк России осуществляет регулирующие и надзорные функции через свое специализированное подразделение - Комитет банковского надзора Банка России, который является постоянно действующим органом, чья компетенция определяется Положением о нем, утвержденным решением Совета директоров Банка России от 10 августа 2004 г., протокол № 21, в редакции от 28.09.2011.

В литературе отмечалась необходимость усиления и использования таких эффективных подходов в осуществлении банковского надзора, как «пруденциального» и «риск-ориентированного».

Пруденциальному надзору (от англ. Prudent - благоразумный) или его называют еще «ранний», предварительный - уделяется большое внимание в банковской практике как мировой, так и в нашей стране. Однако следует отметить, что названный термин не получил закрепления в банковском законодательстве, но иногда используется в правовых актах Банка России. Задача данного вида надзора состоит в том, чтобы обнаружить на ранней стадии возникновение проблем, обострение которых может вызвать неплатежеспособность и банкротство кредитной организации, в случае наличия достаточных данных о совершении правонарушения надзорный орган обязан привлечь банк к ответственности. Риск — ориентированный банковский надзор, как отмечается в литературе, базируется на методиках, ориентированных на выявление в деятельности кредитных организаций областей повышенного риска, на которых должны быть сосредоточены силы (ресурсы) надзорного органа для осуществления надзора в более интенсивном режиме[88].

По мнению Е.Н.Пастушенко «следует признать оптимальной и направленность деятельности Банка России на качественное совершенствование текущего надзора, прежде всего замещение формальных процедур контроля за соблюдением установленных норм оценкой реальных параметров рисков»[89]. Говоря о необходимости оценки «реальных параметров рисков», что крайне необходимо в условиях рыночных отношений, следует подчеркнуть роль специалистов-маГлаватиков, занимающихся проблемой расчетов различных рисков.

При осуществлении общегосударственного финансового контроля Банк России выполняет разнообразные функции. Важно отметить, что во взаимодействии с Правительством РФ Банк России разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику. Велика роль ЦБ РФ и в сфере валютных отношений. Являясь кредитором последней инстанции для кредитных организаций, Банк России организует систему их рефинансирования; устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации, правила проведения банковских операций, бухгалтерской отчетности и учета для банковской системы, проверяет их соблюдение. Общегосударственный финансовый контроль Банк России осуществляет также при государственной регистрации кредитных организаций, выдаче им лицензий для проведения различных операций, в том числе и валютных, при отзыве лицензий и т.д [90].

Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) действует на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329. В соответствии с указанным Положением Министерство финансов РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Министерство финансов Российской Федерации осуществляет координацию и контроль за деятельностью находящихся в его ведении Федеральным казначейством (федеральной службой), Федеральной налоговой службой, Федеральной службой страхового надзора, Федеральной службой финансово-бюджетного надзора, а также финансовый контроль за исполнением Федеральной таможенной службой нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

Министерство финансов РФ осуществляет общегосударственный финансовый контроль:

- при реализации своих полномочий, связанных с составлением проекта федерального бюджета и составлением отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;

- при заключении от имени Российской Федерации договоров о предоставлении государственных гарантий РФ и договоров обеспечения регрессных требований гаранта;

- при управлении государственным долгом РФ;

- при организации формирования и использования ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации;

- при проведении конкурсов и заключении государственных контрактов на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказания услуг для нужд Министерства, на проведение научно- исследовательских работ для иных государственных нужд в установленной сфере деятельности и т.д.

Среди структурных подразделений Министерства финансов РФ, которые осуществляют различные по характеру полномочия в сфере финансов, значится департамент, созданный для регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности.

В 2004 г. среди пяти федеральных служб, подведомственных Министерству финансов РФ, было создано Федеральное Казначейство (федеральная служба). История создания Федерального казначейства такова. Создание Федерального казначейства РФ было предусмотрено еще Указом Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 г. № 1556. Однако до вступления Бюджетного кодекса РФ в действие с 1 января 2000 г. фактически данный орган государственного управления не функционировал. Единую централизованную систему органов федерального казначейства возглавлял до реорганизации федеральных органов исполнительной власти (до 2004 г.) руководитель Федерального казначейства — начальник Главного управления Федерального казначейства Министерства финансов РФ, т.е. Федеральное казначейство структурно подчинялось Минфину России.

В связи с реорганизацией федеральных органов исполнительной власти, начавшейся в марте 2004 года, правовой статус Федерального казначейства повысился, из структурного подразделения Министерства финансов РФ Федеральное казначейство превратилось в самостоятельную федеральную службу.

В соответствии с Положением о Федеральном казначействе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 703[91], Федеральное казначейство является уже не Главным управлением Министерства финансов РФ, а федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю ведения операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

Федеральное казначейство находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации, но не входит, как ранее, в его структуру. Оно осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, расположенные во всех субъектах РФ, во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, Центральным банком РФ, общественными объединениями и иными организациями.

В литературе отмечалось, что переход от исполнения федерального бюджета через кредитную систему на казначейскую систему в условиях рынка, когда кредитные организации функционируют на праве частной собственности, больше способствует укреплению финансовой дисциплины, усилению финансового контроля эффективности использования бюджетных средств и недопущения нецелевых расходов. Федеральные органы исполнительной власти, федеральные бюджетные учреждения в 2000 году закрыли свои бюджетные счета в кредитных организациях, и им открыли лицевые счета в соответствующих органах Федерального казначейства. Все расходы федерального бюджета, вне зависимости от субъекта, которому они предназначены, проходят через Федеральное казначейство.

Бюджетный кодекс РФ предусматривает ответственность Федерального казначейства за осуществление контроля за соблюдением бюджетного законодательства РФ главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств, кредитными организациями. Предусматривается ответственность Федерального казначейства за неисполнение предписаний Счетной палаты Российской Федерации и решений актов судебных органов о компенсации (возмещении) ущерба, нанесенного финансовыми органами получателям бюджетных средств.

Значительная роль в осуществлении общегосударственного финансового контроля отводится налоговым органам.

СисГлава налоговых органов в Российской Федерации возникла в связи с социально-экономическими изменениями, происходящими в стране. Главной задачей Федеральной налоговой службы является осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды налогов и других платежей, установленных налоговым законодательством РФ, субъектов РФ и органами местного самоуправления в пределах их компетенции. Федеральная налоговая служба:

- проводит непосредственно и организует работу государственных налоговых инспекций по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет;

- производит в министерствах и ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, основанных на любых формах собственности, и у граждан проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, планов, бюджетных смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет;

- организует работу государственных налоговых инспекций по учету, оценке и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов;

- осуществляет другие функции.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ полномочия налоговых органов при осуществлении общегосударственного финансового контроля проводят таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов.

Федеральная служба по финансовому мониторингу. Создание данного органа исполнительной власти в 2001 году было обусловлено необходимостью противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и противодействию финансирования терроризма, который по своему масштабу и характеру приобретал такую опасность, что требовалась максимальная координация совместных действий различных государств в борьбе с ним. В литературе отмечалось, что мировой опыт в области противодействия легализации «преступных» доходов насчитывает более десятка лет. Поэтому изучение указанного опыта необходимо для теории и практической деятельности в данной сфере общественной жизни России. В связи с этим Вельский К.С. подчеркивал, что «без контактов с зарубежными специалистами и их работами любая наука обречена на застой»[92]. Правовой основой осуществления на международном уровне борьбы с отмыванием денежных средств являются международные соглашения. Первоначальные меры по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, как отмечалось в литературе, были направлены на доходы, получаемые от наиболее тяжких преступлений, таких, как: распространение и сбыт наркотиков. 20 декабря 1988 года в Вене была подписана Конвенция Организации Объединенных Наций «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ»[93]. Указанную Конвенцию подписали около 170 стран. Постановлением Верховного Совета СССР от 9 октября 1990 года № 1711-1 «О ратификации Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ» была ратифицирована данная Конвенция, подписанная от имени СССР 19 января 1989 года[94]. 8 ноября 1990 года, в г. Страсбург была пр<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...