Понятие и виды торговой деятельности
Стр 1 из 4Следующая ⇒ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. Понятие и виды торговой деятельности Требования к организации и осуществлению торговой деятельности. Ограничения торговой деятельности 3. Понятие розничного рынка и его виды 4. Субъекты розничного рынка 5. Организация розничного рынка
۰ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской ۰Федерации» от 30.12.2006 г. N 271-ФЗ Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» ۰ Заключение Министерства экономического развития РФ от 30.06.2012 г. «Об оценке положений ФЗ от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» ۰Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, перечни отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены …» от 15.07.2010 № 530
Понятие и виды торговой деятельности
Торговая деятельность является одним из видов предпринимательской деятельности. Несмотря на значимость данной деятельности для экономики страны, у нас долгое время в данной сфере отсутствовала соответствующая правовая база. В Концепции развития законодательства РФ на период 2008–2011 г.г., утвержденной Торгово-промышленной палатой РФ, констатируется, что в России нет единого законодательного акта прямого действия, определяющего общие основы регулирования торговли. Отдельные нормы, затрагивающие отношения в этой сфере, содержатся в гражданском законодательстве, законодательстве о защите прав потребителей, техническом регулировании, лицензировании и т.д. они дополняются более чем 600 подзаконными актами.
Принятый 28 декабря 2009 г. Федеральный закон N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», вступивший в силу с 1 февраля 2010 г., по идее законодателя должен был устранить существовавший правовой вакуум и выступить в качестве системообразующего акта. Однако его возможности ограничены, поскольку 1) под его воздействия не подпадают отношения, связанные с организацией и осуществлением: а) внешнеторговой деятельности; б) торговли на товарных биржах; в) деятельности по продаже товаров на розничных рынках; д) купли-продажи ценных бумаг, объектов недвижимости, продукции производственно-технического назначения, в том числе электрической энергии (мощности), тепловой энергии и мощности, а также иных видов энергетических ресурсов. На первый взгляд, это логично, поскольку данные сферы торговой деятельности урегулированы отдельными законами, но тогда необходимо было внимательно отнестись к выбору его названия; 2) его нормы рассчитаны только на продажу продовольственных товаров. Остальные товары (за исключением лекарственных средств – ФЗ от 12.04.2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», оружия, боеприпасов – ФЗ от 13.12.1996 г. № 15-ФЗ «Об оружии» и др.) выпали из-под правового воздействия. Под продовольственными товарами понимаются продукты в натуральном или переработанном виде, находящиеся в обороте и употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского питания, продукты диетического питания), бутилированная питьевая вода, алкогольная продукция, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, безалкогольные напитки, жевательная резинка, пищевые добавки и биологически активные добавки;
3) его нормы предназначены для урегулирования отношений, возникающих на оптовом рынке между хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность и хозяйствующими субъектами, осуществляющими поставку производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи. В качестве хозяйствующих лиц могут выступать юридические лица и индивидуальные предприниматели. Поскольку торговая деятельность – вид предпринимательской деятельности, то, следовательно, имеются в виду не все юридические лица, а коммерческие юридические лица и потребительские кооперативы, производящие или перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию. Отношения между указанными лицами в силу закона облекаются в договор поставки или договор контрактации. Под действие Закона № 381 подпадают также отношения между поставщиками (производителями) и их посредниками (дистрибьюторами, дилерами). На долю канала продаж через дистрибьюторов может приходиться более 80% всех поставок продовольственных товаров производителя. Ограничительные требования, установленные в законе, ограничивают сферу посреднических операций. В связи с этим были высказаны предложения (в т.ч. и ФАС России) о необходимости вывода данных операций из-под действия Закона № 381. Закон о торговле носит смешанный характер, включая в себя нормы частноправового и публично-правового регулирования. С одной стороны, закон устанавливает правила заключения и исполнения гражданско-правовых договоров, с другой – содержит нормы, касающиеся антимонопольного регулирования, государственного и муниципального контроля и надзора в области торговой деятельности. Целями ФЗ № 381 являются: 1) обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации путем установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности; 2) развитие торговой деятельности в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечения доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров;
3) обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи, баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов, а также обеспечение при этом соблюдения прав и законных интересов населения; 4) разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности.
В ст. 2 указанного закона приводятся базовые понятия. Часть из них была обозначены выше, к другим относятся следующие. Прежде всего, дается понятие торговой деятельности – вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров. К торговой деятельности закон относит оптовую торговлю – вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием; и розничную торговлю – вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|