Организация внеучебной деятельности среди учащихся 1 класса
Наиболее тесная интеграция обучения и воспитания возможна именно в условиях компетентностного подхода. Реализация внеучебной деятельности предполагает формирование в каждом ученике нравственного, познавательного, коммуникативного, эстетического и физического потенциала, их развитие и становление. Нравственный /ценностный потенциал/ предполагает восприятие и понимание учащимися таких ценностей, как " семья", " школа", "родина", "учитель", " природа", " дружба со сверстниками", " уважение к старшим". Потребность выполнять правила для учащихся, умение различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе и других общественных местах. Наличие опыта участия в подготовке и проведении общественно-полезных дел, осуществления индивидуального и коллективного выполнения поручений и заданий в процессе организации классной и школьной жизни. [24] Познавательный потенциал - наблюдательность, активность, прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию. Сформированность основных черт индивидуального стиля учебной деятельности, готовности к обучению в основной школе. Коммуникативный потенциал - овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками: умение говорить и слушать, способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе. Сформированность первичных навыков саморегуляции. Эстетический потенциал - эстетическая восприимчивость явлений и предметов окружающей природной и социальной среды, наличие личностного, эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства.
Физический потенциал - соблюдение режима дня и правил личной гигиены, стремление стать сильным, быстрым, ловким, закаленным, желание попробовать свои силы в занятиях физической культурой спортом.[24] Содержание внеучебной деятельности учащихся 1-4 классов обусловлено целевым ориентиром - образом выпускника начальной школы. Оно направлено на формирование всех вышеуказанных потенциалов учеников, на развитие и проявление индивидуальных особенностей. Средствами внеучебной (воспитательной) деятельности преимущественно формируются: ценности деятельности, общения, самообразования; привычка быть мобилизованным; личностные умения — рефлексивные, оценочные; личностные качества — самостоятельность, ответственность; опыт общения и взаимодействия с людьми, в том числе в коллективе. В качестве главной цели педагогической организации внеурочной жизнедеятельности класса следует рассматривать формирование ключевых компетенций учащихся. Соответственно, эта цель становится главной целью деятельности классного руководителя и включает как минимум три задачи: - собственная деятельность классного руководителя по организации жизни и развития классного коллектива и отдельных учащихся; - координация и отслеживание результативности деятельности учителей-предметников, работающих с классом, по формированию ключевых компетенций урочными и внеурочными средствами учебной деятельности по предмету; - организация совместных форм работы классного руководителя с учителями-предметниками.[24] Установка классного руководителя на формирование ключевых компетенций требует истинно демократического подхода к организации жизни класса. Классный руководитель не вправе навязывать цели развития классного коллектива и совместной жизнедеятельности, формы организации и методы достижения поставленной цели. Его задача — выбрать вместе с учащимися те цели, которые действительно близки по крайней мере большинству учеников, и те пути их достижения, которые, согласно общим ощущениям, будут наиболее плодотворными.
Необходимым условием жизни класса в условиях компетентностного подхода является открытое выражение учениками: - своих переживаний, радостей, разделение чужих чувств для более глубокого понимания человеческих взаимоотношений; - своего понимания возникающих в жизни класса проблем и путей для их разрешения; - своих оценок учебной и внеучебной деятельности класса в целом и личного вклада отдельных учащихся в эту деятельность. - технологии воспитания: коллективная творческая деятельность, игровая, творческая мастерская, моделирование воспитательной деятельности класса. - формы организации воспитательного процесса: праздник, коллективное творческое дело, викторина, конкурс, выставка, экскурсия, устный журнал, беседа и др. - ученическое самоуправление, осуществляемое в рамках классного коллектива. Выводы по первой главе В данной главе была дана характеристика компетентностного подхода с позиций множества взглядов учёных на его сущность, которые достаточно противоречивы. Рассмотрены некоторые взгляды учёных на реализацию компетентностного подхода в образовательных учреждениях из которых выявлены и рассмотрены ключевые слова в характеристиках компетенций в системе начального образования. Также представлена характеристика возрастного развития учащихся психологической, познавательной, эмоциональной социальной сфер жизнедеятельности. С данной позиции мною рассмотрена организация внеучебной деятельности учащихся 1 класса, выявлены эффективные средства внеучебной деятельности, формы, технологии воспитания согласно поставленным целям. Таким образом, компетентностный подход в школе в системе воспитательной работы реализуется не только в учебной деятельности, но и через организацию внеучебной деятельности, что приводит к формированию ключевых компетенция детей на данном этапе их развития.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|